Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Буквы О и А в корне – раст-, -рос-, -ращ-"

Дата публикации: 2022-06-16 15:13:18
Статью разместил(а):
Тунасова Жанна Олеговна

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Буквы О и А в корне – раст-, -рос-, -ращ-"

Автор: Тунасова Жанна Олеговна

 

Цели урока: Научиться правописанию букв «О» и «А» в чередующихся корнях –рос-, -раст-, -ращ-.

Задачи урока: 

Образовательные: 

· изучить правописание корней -рос-, -раст-, -ращ-;

· знать правила употребления данных корней и уметь применять их на практике; выявить алгоритм действия при выборе гласных о- а в корнях рос-раст-ращ;

· комментировать условия написания.

Развивающие: 

· развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;

· развивать культуру речи детей, умение грамотно употреблять в речи изученные на уроке слова;

· развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память;

· тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.

Воспитательные: 

· прививать интерес к русскому языку и исследовательской работе;

· воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

· уважительное отношение к сверстникам.

Тип урока - урок объяснения нового материала.

Методы обучения – беседа, индивидуальный опрос, работа с текстом, фронтальный опрос, ТРКМ: «Фишбоун», «Пазлы», «Рабочие листы», кейс-технологии.

Оборудование: Учебники, тетради, толковый словарь Ожегова, кейсы, оценочные листы, цветные маркеры, ТСО – ноутбук, медиапроектор, презентация,

Планируемые результаты: 

Предметные:

- знать о чередовании гласных в корнях;

- научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.

- пользоваться толковым словарем для определения значения слова.

Метапредметные:      

1. Познавательные:

- владеть приёмами отбора и систематизации материала; 

- анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия.

2. Регулятивные: 

- искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее;

- соотносить цели и результаты своей деятельности;

- определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные:

- строить связное монологическое высказывание;

- представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные:  

- формировать адекватную самооценку; 

- формировать устойчивую мотивацию к обучению, прививать любовь к русскому языку;

- формирование культуры межличностных отношений.

Этап урока и деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Жанна Олеговна. Я проведу у вас сегодня урок русского языка. Я уверенна, что эти 35 минут будут наполнены творчеством, вашими мудрыми мыслями, а самое главное, солнечным настроением.

Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему … (Привет)

Когда нам солнце дарит свет, мы шлем ему большой … (Привет)

И через много-много лет друзьям вы скажете … (Привет)

Ну, и конечно же, от доброго слова мы слышим … (Привет)

- Я приветствую вас, дорогие  и пусть эти добрые слова и улыбки, которые вы подарите сейчас, разлетятся по всему классу!

- Группы у нас уже сложились. В каждой группе на партах лежат кейсы с заданиями, оценочные листы, критерии оценивания и правила поведения в группах. 

Делятся на группы. При входе тянут пазлы и по элементам на картинке рассаживаются в группы. 

Приветствуют учителя и демонстрируют свое настроение

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Проверка знаний и умений обучающихся 

Ребята, соберите свои пазлы, которые объединили вас в группы. Посмотрите, что у вас получилось?

А что это? как можно одним словом все назвать?

Что общего между пазлами и морфемами?

(если пазлы объединить, получается картинка, а если соединить морфемы-  то получается слово.

Какая морфема самая главная? 

С правописанием какого корня вы познакомились на предыдущем уроке?

От чего зависит правописание гласных в корне -лаг- / -лож-?

Молодцы! А теперь проверим, как вы усвоили правописание этого корня. Для этого открываем конвертики, достаем карточку под №1.

Вставьте пропущенные буквы в следующих словосочетаниях. 

Гр..зовая туча, м..рской воздух 

Нарядный к..стюм, яркая к..ртина. 

Пол..гаться на друга,  предл..жить помощь 

С какими орфограммами вы работали?

На какие три группы разделены эти слова?

Проверим ваши ответы.  

Собирают пазлы. Отвечают на вопросы.

(Приставка, корень, суффикс, окончание)

(Морфемы)

(Лаг-лож)

(Работают с карточками)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Подготовка к активному и сознательному усвоению материала.

Цель этапа: Подвести учеников к формулировке темы урока. 

Лингвистическая сказка

Учитель:

- А теперь, ребята, я вас приглашаю в сказку.

Жили-были две подруги, две гласные буквы: А и О. Они были дружные и никогда не расставались.

Однажды решили они прогуляться. По дороге их застал дождь. Буквы любили наблюдать за природой.

- Посмотри! Какая красота! - сказала буква А.

- Где? – спросила О.

Учитель: 

- Ребята, что же увидели буквы? А для того, чтобы узнать, я предлагаю вам отгадать загадку:

Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы.

(Гриб)

- Правильно, это гриб.

Итак, буквы увидели гриб. Но не сам гриб их поразил, а то, как стремительно он начал расти.

- РАстет! – восхищенно сказала А.

- Действительно, подрОс, - ответила О.

- Это я ему помогла! - гордо заявила буква А. - Ведь в корне –раст- я самая главная!

- Как бы гриб подрос, если бы не я?! – возмущенно ответила О. – Ведь в корне -рос- без меня не обойтись!

Стали спорить гласные. Кто из них самый главный: буква А или О.

- Хотите помочь буквам разрешить их спор? (да)

-Тогда попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. 

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока :

Буквы а – о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.

Анализ объектов с целью выделения признаков;

подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

IV. Получение новых знаний 

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, как пишутся корни с чередованием

- Для чего нужно знать, какие буквы писать в корне, о-а? Это будет цель урока. 

 - Открываем рабочие тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа и тему урока.

-Ребята, а как мы можем с вами узнать, какую букву А ИЛИ О нам нужно написать в корне с чередованием РАСТ-РОС-РАЩ?

- Предлагаю следующее задание. Достаем из конвертика карточку №2

- Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите в тетрадь, в два столбика, в один с буквой А, а в другой с буковой О. Выделите корень, сравните их и попробуйте сформулировать правило написания данных букв.

Растение, вырос, выращивать, растительный, росли, растёт.

Работа с учебником

- А теперь, чтобы подтвердить наши рассуждения, обратимся к учебнику.

- Откройте параграф 85, стр.35, орфограмма №13

- Давайте прочитаем правило вслух

- Но очень редко в русском языке бывает правило без исключения. И здесь тоже имеются, обратите внимание на слайд (Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, отрасль.)

- А ЧТОБЫ ЛУЧШЕ ЗАПОМНИТЬ ИСКЛЮЧЕНИЕ, НАМ ПОМОЖЕТ стихотворение.

РОСТОВЩИК в РОСТОВЕ жил, 

РОСТИСЛАВОМ звали, 

Он РОСТОК себе купил

Где-то на вокзале.  

Словарная работа. 

- Значение каких слов вам не совсем понятно?

- А где мы можем узнать значение слова?

- Заглянем мы, как Пушкин встарь, в толковый наш словарь.

- Найдите определение этих слов в толковом словаре.

- Хорошо, ребята, все справились с заданием.

- Ребята, давайте теперь с вами составим алгоритм - порядок действий, чтобы легче запомнить правило. (Дети проговаривают шаги алгоритма, я записываю на доске)

- Так как мы работаем с чередующимися гласными в корне слова, то сначала что мы делаем?

1. Выделяем корень

2. Далее смотрим, на что оканчивается корень? СТ, Щ =А, С=О

3. Выбираем нужную букву А или О, и не забываем про исключения.

Формулируют цель (Научиться правописанию букв «О» и «А» в чередующихся корнях –рос-, -раст-, -ращ).

Учатся применять правило на практике, выполняя различные типы заданий.

(Записывают тему в тетрадях)

Выполняют задание на карточке, сравнивают чередующиеся корни, формулируют правило.

Читают правило в учебнике.

Повторяют исключения.

Работают со словарем, находят определения слов «ростовщик», «отрасль»

(Высказывания детей)

Составляют алгоритм, проговаривают порядок действий.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения(Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

V. Закрепление новых знаний 

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.

- Пользуясь данным алгоритмом, выполните упражнение 451.

- Не забываем все проговаривать по алгоритму, который только что вывели

- Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в лингвистическую игру «О или А». 

- Я показываю карточки со словами, где пропущены буквы. Вы хлопаете в ладоши, если в слове буква А, топаете ногами, если буква О. Готовы?

Р_стения, разр_стается, р_стущий, подр_сли, дор_сти, зар_сли, р_сток, перер_сли, выр_щенный, Р_стов. 

-Следующее задание выполняем в группах, называется оно: «Найди ошибку»

- Я подготовила для вас задания на карточках, но сегодня ночью на мой ПК попал ошибкоопасный вирус, и все в этих карточках перепуталось. Достаньте из ваших конвертиков карточку под № 3 и прочитайте, что там написано.

- Понятно, что там написано? Почему? Это текст?  

-Тогда сейчас распределите предложения в нужном порядке, чтобы они были связаны между собой по смыслу и исправьте все ошибки. Интересно, какая из групп быстрее справится с заданием?

- Как можно сформулировать тему этого текста?  

- В каком предложении заключена основная мысль текста?  

- А у вас дома есть растения?

- Растения, как и люди, требуют особого ухода и внимания, поэтому за ними надо ухаживать, поливать и т.д.

Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи. Один ученик работает у доски.

Тематическая физминутка, выполняют движения

Работают в парах. Работают в группах. Оценивают свою работу.

(нет, предложения не связаны по смыслу, много ошибок на правописание раст, ращ)

(Как в кабинете биологии рос цветок). 

(Выращивать растения - не такая уж и простая задача). 

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера(П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

VI. Итог урока

Цель этапа: выявить, как учащиеся усвоили материал, сделали выводы, определили проблемные места и сделали самооценку 

- Урок заканчивается, надо подвести итог. У вас на столах готовые листы Фишбоун

- Голова рыбы- это наша цель, что мы должны были с вами узнать?

- Верхний скелет - это проблемные места.

- Нижний скелет - приведите примеры.

- Хвост рыбы - это вывод, который вы сделали по изучению данной орфограммы.

- Давайте графически на скелете рыбы обозначим цель урока, вопросы с ответами и вывод. Какая из команд быстрее справится с заданием?

- Молодцы! Подсчитываем количество баллов в «Оценочных листах» и в соответствии с критериями оценивания поставьте себе отметку за урок.

Домашнее задание

- домашнее задание у вас на рабочих листах и в учебнике, стр.35, упр.453.

Рефлексия.

- Наш урок подошел к концу, и я бы хотела узнать, с каким настроением вы уйдете с урока? Если вы довольны своей работой, то поднимите веселый смайлик, а если есть еще трудности, есть над чем поработать, то равнодушный смайлик.

- Я очень рада была с вами поработать, желаю всем творческих успехов, новых открытий и побед! Большое спасибо за урок, дорогие ребята!

Заполняют фишбоун, аргументируют свои ответы, формулируют вывод. Вслух проговаривают свои выводы.

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Рефлексия. Демонстрируют свое настроение после урока. Поднимают соответствующие смайлики.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

.  .  .