Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Буквы О и А в корне – раст-, -рос-, -ращ-"
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Буквы О и А в корне – раст-, -рос-, -ращ-"
Автор: Тунасова Жанна Олеговна
Цели урока: Научиться правописанию букв «О» и «А» в чередующихся корнях –рос-, -раст-, -ращ-.
Задачи урока:
Образовательные:
· изучить правописание корней -рос-, -раст-, -ращ-;
· знать правила употребления данных корней и уметь применять их на практике; выявить алгоритм действия при выборе гласных о- а в корнях рос-раст-ращ;
· комментировать условия написания.
Развивающие:
· развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;
· развивать культуру речи детей, умение грамотно употреблять в речи изученные на уроке слова;
· развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память;
· тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.
Воспитательные:
· прививать интерес к русскому языку и исследовательской работе;
· воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
· уважительное отношение к сверстникам.
Тип урока - урок объяснения нового материала.
Методы обучения – беседа, индивидуальный опрос, работа с текстом, фронтальный опрос, ТРКМ: «Фишбоун», «Пазлы», «Рабочие листы», кейс-технологии.
Оборудование: Учебники, тетради, толковый словарь Ожегова, кейсы, оценочные листы, цветные маркеры, ТСО – ноутбук, медиапроектор, презентация,
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать о чередовании гласных в корнях;
- научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.
- пользоваться толковым словарем для определения значения слова.
Метапредметные:
1. Познавательные:
- владеть приёмами отбора и систематизации материала;
- анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия.
2. Регулятивные:
- искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее;
- соотносить цели и результаты своей деятельности;
- определять степень успешности работы.
3. Коммуникативные:
- строить связное монологическое высказывание;
- представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
Личностные:
- формировать адекватную самооценку;
- формировать устойчивую мотивацию к обучению, прививать любовь к русскому языку;
- формирование культуры межличностных отношений.
Этап урока и деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
I. Организационный момент Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Жанна Олеговна. Я проведу у вас сегодня урок русского языка. Я уверенна, что эти 35 минут будут наполнены творчеством, вашими мудрыми мыслями, а самое главное, солнечным настроением. Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему … (Привет) Когда нам солнце дарит свет, мы шлем ему большой … (Привет) И через много-много лет друзьям вы скажете … (Привет) Ну, и конечно же, от доброго слова мы слышим … (Привет) - Я приветствую вас, дорогие и пусть эти добрые слова и улыбки, которые вы подарите сейчас, разлетятся по всему классу! - Группы у нас уже сложились. В каждой группе на партах лежат кейсы с заданиями, оценочные листы, критерии оценивания и правила поведения в группах. |
Делятся на группы. При входе тянут пазлы и по элементам на картинке рассаживаются в группы. Приветствуют учителя и демонстрируют свое настроение |
Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Проверка знаний и умений обучающихся Ребята, соберите свои пазлы, которые объединили вас в группы. Посмотрите, что у вас получилось? А что это? как можно одним словом все назвать? Что общего между пазлами и морфемами? (если пазлы объединить, получается картинка, а если соединить морфемы- то получается слово. Какая морфема самая главная? С правописанием какого корня вы познакомились на предыдущем уроке? От чего зависит правописание гласных в корне -лаг- / -лож-? Молодцы! А теперь проверим, как вы усвоили правописание этого корня. Для этого открываем конвертики, достаем карточку под №1. Вставьте пропущенные буквы в следующих словосочетаниях. Гр..зовая туча, м..рской воздух Нарядный к..стюм, яркая к..ртина. Пол..гаться на друга, предл..жить помощь С какими орфограммами вы работали? На какие три группы разделены эти слова? Проверим ваши ответы. |
Собирают пазлы. Отвечают на вопросы. (Приставка, корень, суффикс, окончание) (Морфемы) (Лаг-лож) (Работают с карточками) |
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Подготовка к активному и сознательному усвоению материала. Цель этапа: Подвести учеников к формулировке темы урока. Лингвистическая сказка Учитель: - А теперь, ребята, я вас приглашаю в сказку. Жили-были две подруги, две гласные буквы: А и О. Они были дружные и никогда не расставались. Однажды решили они прогуляться. По дороге их застал дождь. Буквы любили наблюдать за природой. - Посмотри! Какая красота! - сказала буква А. - Где? – спросила О. Учитель: - Ребята, что же увидели буквы? А для того, чтобы узнать, я предлагаю вам отгадать загадку: Под сосною у дорожки кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы. (Гриб) - Правильно, это гриб. Итак, буквы увидели гриб. Но не сам гриб их поразил, а то, как стремительно он начал расти. - РАстет! – восхищенно сказала А. - Действительно, подрОс, - ответила О. - Это я ему помогла! - гордо заявила буква А. - Ведь в корне –раст- я самая главная! - Как бы гриб подрос, если бы не я?! – возмущенно ответила О. – Ведь в корне -рос- без меня не обойтись! Стали спорить гласные. Кто из них самый главный: буква А или О. - Хотите помочь буквам разрешить их спор? (да) -Тогда попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. |
Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока : Буквы а – о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. |
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
IV. Получение новых знаний Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, как пишутся корни с чередованием - Для чего нужно знать, какие буквы писать в корне, о-а? Это будет цель урока. - Открываем рабочие тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа и тему урока. -Ребята, а как мы можем с вами узнать, какую букву А ИЛИ О нам нужно написать в корне с чередованием РАСТ-РОС-РАЩ? - Предлагаю следующее задание. Достаем из конвертика карточку №2 - Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите в тетрадь, в два столбика, в один с буквой А, а в другой с буковой О. Выделите корень, сравните их и попробуйте сформулировать правило написания данных букв. Растение, вырос, выращивать, растительный, росли, растёт. Работа с учебником - А теперь, чтобы подтвердить наши рассуждения, обратимся к учебнику. - Откройте параграф 85, стр.35, орфограмма №13 - Давайте прочитаем правило вслух - Но очень редко в русском языке бывает правило без исключения. И здесь тоже имеются, обратите внимание на слайд (Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, отрасль.) - А ЧТОБЫ ЛУЧШЕ ЗАПОМНИТЬ ИСКЛЮЧЕНИЕ, НАМ ПОМОЖЕТ стихотворение. РОСТОВЩИК в РОСТОВЕ жил, РОСТИСЛАВОМ звали, Он РОСТОК себе купил Где-то на вокзале. Словарная работа. - Значение каких слов вам не совсем понятно? - А где мы можем узнать значение слова? - Заглянем мы, как Пушкин встарь, в толковый наш словарь. - Найдите определение этих слов в толковом словаре. - Хорошо, ребята, все справились с заданием. - Ребята, давайте теперь с вами составим алгоритм - порядок действий, чтобы легче запомнить правило. (Дети проговаривают шаги алгоритма, я записываю на доске) - Так как мы работаем с чередующимися гласными в корне слова, то сначала что мы делаем? 1. Выделяем корень 2. Далее смотрим, на что оканчивается корень? СТ, Щ =А, С=О 3. Выбираем нужную букву А или О, и не забываем про исключения. |
Формулируют цель (Научиться правописанию букв «О» и «А» в чередующихся корнях –рос-, -раст-, -ращ). Учатся применять правило на практике, выполняя различные типы заданий. (Записывают тему в тетрадях) Выполняют задание на карточке, сравнивают чередующиеся корни, формулируют правило. Читают правило в учебнике. Повторяют исключения. Работают со словарем, находят определения слов «ростовщик», «отрасль» (Высказывания детей) Составляют алгоритм, проговаривают порядок действий. |
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения(Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
V. Закрепление новых знаний Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию. - Пользуясь данным алгоритмом, выполните упражнение 451. - Не забываем все проговаривать по алгоритму, который только что вывели - Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в лингвистическую игру «О или А». - Я показываю карточки со словами, где пропущены буквы. Вы хлопаете в ладоши, если в слове буква А, топаете ногами, если буква О. Готовы? Р_стения, разр_стается, р_стущий, подр_сли, дор_сти, зар_сли, р_сток, перер_сли, выр_щенный, Р_стов. -Следующее задание выполняем в группах, называется оно: «Найди ошибку» - Я подготовила для вас задания на карточках, но сегодня ночью на мой ПК попал ошибкоопасный вирус, и все в этих карточках перепуталось. Достаньте из ваших конвертиков карточку под № 3 и прочитайте, что там написано. - Понятно, что там написано? Почему? Это текст? -Тогда сейчас распределите предложения в нужном порядке, чтобы они были связаны между собой по смыслу и исправьте все ошибки. Интересно, какая из групп быстрее справится с заданием? - Как можно сформулировать тему этого текста? - В каком предложении заключена основная мысль текста? - А у вас дома есть растения? - Растения, как и люди, требуют особого ухода и внимания, поэтому за ними надо ухаживать, поливать и т.д. |
Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи. Один ученик работает у доски. Тематическая физминутка, выполняют движения Работают в парах. Работают в группах. Оценивают свою работу. (нет, предложения не связаны по смыслу, много ошибок на правописание раст, ращ) (Как в кабинете биологии рос цветок). (Выращивать растения - не такая уж и простая задача). |
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера(П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). |
VI. Итог урока Цель этапа: выявить, как учащиеся усвоили материал, сделали выводы, определили проблемные места и сделали самооценку - Урок заканчивается, надо подвести итог. У вас на столах готовые листы Фишбоун - Голова рыбы- это наша цель, что мы должны были с вами узнать? - Верхний скелет - это проблемные места. - Нижний скелет - приведите примеры. - Хвост рыбы - это вывод, который вы сделали по изучению данной орфограммы. - Давайте графически на скелете рыбы обозначим цель урока, вопросы с ответами и вывод. Какая из команд быстрее справится с заданием? - Молодцы! Подсчитываем количество баллов в «Оценочных листах» и в соответствии с критериями оценивания поставьте себе отметку за урок. Домашнее задание - домашнее задание у вас на рабочих листах и в учебнике, стр.35, упр.453. Рефлексия. - Наш урок подошел к концу, и я бы хотела узнать, с каким настроением вы уйдете с урока? Если вы довольны своей работой, то поднимите веселый смайлик, а если есть еще трудности, есть над чем поработать, то равнодушный смайлик. - Я очень рада была с вами поработать, желаю всем творческих успехов, новых открытий и побед! Большое спасибо за урок, дорогие ребята! |
Заполняют фишбоун, аргументируют свои ответы, формулируют вывод. Вслух проговаривают свои выводы. Анализируют работу на уроке через самооценку. Рефлексия. Демонстрируют свое настроение после урока. Поднимают соответствующие смайлики. |
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |