Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формы и способы контроля на уроках английского языка

Дата публикации: 2022-05-31 11:57:08
Статью разместил(а):
Тихомирова Инна Владимировна

Формы и способы контроля на уроках английского языка

Автор: Тихомирова Инна Владимировна

МАОУ «Гимназия № 87», г. Саратов

 

Каждый учитель так или иначе сталкивается с проблемой, как наиболее объективно и эффективно оценить знания учащихся.

Контроль - это определение уровня владения языком, достигнутого учащимися за определенный период обучения. Контроль - это и часть урока, во время которой преподаватель оценивает, как учащиеся усвоили пройденный материал и могут им пользоваться в практических целях.

Контроль позволяет:

1. Преподавателю получить информацию:

а) о результатах работы учащихся

б) о результатах своей работы (узнать, насколько эффективны приемы обучения, определить неудачи в работе и внести коррективы

2. Учащимся:

а) повысить мотивацию в обучении, так как контроль свидетельствует об успехах или неудачах в работе;

б) более прилежно учиться, вносить коррективы в свою учебную деятельность.

Долгие годы основным объектом контроля считалось владение учащимися системой языка, а не приобретаемая в ходе обучения способность к речевой деятельности. Сейчас же приоритеты сдвинулись в пользу практического владения иностранным языком. Иностранный язык причисляется к группе практических дисциплин, предусматривает в первую очередь овладение способами пользования языком в различных видах деятельности и сферах общения.

Контроль на занятиях должен отражать специфику иностранного языка как учебного предмета. Следовательно, ведущим объектом контроля на занятиях по языку являются речевые умения. Контроль навыков выполнения действий и операций с языковым материалом при коммуникативном обучении должен быть направленна умение оформлять свои мысли и понимать мысли других людей, говорящих на изучаемом языке.

На занятиях по языку принято выделять следующие функции контроля:

1. Диагностическую – определяет уровень владения языком в соответствии с программными требованиями.

2. Обучающую – способствует повторению и закреплению пройденного материала, следовательно, контроль является одним из способов обучения языку;

3. Корректирующую – проявляется во внесении преподавателем изменений в процесс обучения языку на основе полученных в ходе контроля данных.

4. Стимулирующую – создает положительные мотивы учения. Проведение или ожидание контроля стимулирует учебные действия учащихся.

Контроль может быть индивидуальным, фронтальным, групповым, парным. Каждая из перечисленных форм может осуществляться устно или письменно. Выбор той или иной формы зависит от объекта проверки (аспект языка – вид речевой деятельности) и вида контроля (итоговый, текущий).

У каждого из этих видов контроля есть свои достоинства и недостатки.

Достоинство индивидуального контроля – возможность с достаточной глубиной оценить уровень подготовки учащегося.

Недостатки связаны со следующими обстоятельствами:

а) малый охват обучающихся в ходе урока;

б) снижение активности остальных учащихся во время беседы с одним из учеников.

Фронтальный контроль протекает в форме беседы преподавателя со всеми учащимися группы, которые со своих мест отвечают на его вопросы. Может проводиться несколько раз в течение одного занятия.

Достоинства фронтального контроля:

1. Возможность охвата проверяющим одновременно всех учащихся группы;

2. Высокая активность учащихся;

3. Высокий темп работы, который может варьироваться в зависимости от трудности задания и готовности учащихся.

К недостаткам относят его поверхностный характер из-за рассредоточенности внимания учителя между учащимися и невозможности уделять больше внимания каждому.

В нашем предмете, наверное, самое большое количество видов контроля, т.к. мы проверяем 5 основных видов речевой деятельности: аудирование, чтение, лексико-грамматические навыки, письменную речь и говорение.

Но это ещё не все. Каждый из этих видов включает в себя по 3, а говорение 4 вида заданий, которые отличаются не только по уровню сложности, но и по проверяемым навыкам и умениям. Так, например, в 1 задании на чтение проверяется понимание основного содержания прочитанного текста; во втором задании – умение определять структурно-смысловые и логические связи в тексте; в 3 задании проверяется полное понимание прочитанного текста.

Исходя из вида проверяемого задания вытекает и форма в которой проводится контроль. Одной из наиболее распространенных форм контроля на уроках иностранного языка является тестирование.

Тесты бывают разных типов:

· тест множественного выбора

· альтернативный ответ

· установление соответствий

· на восстановление последовательности

· ответы «правда» - «ложь» - «нет информации».

Конечно же мы ориентируемся на конечный результат – сдачу ОГЭ и ЕГЭ, поэтому форматы ОГЭ и ЕГЭ  являются приоритетным в выборе форм контроля. Это не означает «натаскивание» на ЕГЭ, но без знания и понимания формата заданий, даже отлично знающий предмет ученик, может не справиться с заданием. Кстати, современные учебники начали включать элементы таких форм контроля начиная с начальной школы.

Эти формы встречаются в контроле навыков чтения и аудирования.

 Контроль лексики и грамматики всегда происходит в письменной форме (а именно с кратким ответом) и проверяет:

1. Использование грамматических форм и конструкций.

2. Использование словообразования в связном тексте.

3. Использование лексических единиц в связном тексте.

Контроль письменной речи (с развернутым ответом) включает

1. Написание электронного письма личного характера.

2. Создание развернутого письменного высказывания на основе данных таблицы или диаграммы.

В устной части контролируются:

1. Умения осмысленно и выразительно читать вслух, соблюдая лексические и фонетические правила и интонационный рисунок.

2. Умения задавать грамматически правильно сформулированные вопросы с целью получения заданной информации.

3. Умения давать полные развернутые ответы на вопросы электронного ассистента.

4. Умения составлять высказывания с описанием фотографий, их сравнением, описанием преимуществ и недостатков чего-либо и выражением собственного отношения к предмету обсуждения.

Разумеется, в полном объеме это касается учащихся старших классов, но элементы всех видов и форм контроля (в несколько упрощенном варианте) применяются учителями иностранного языка на всех ступенях обучения.

В последние годы все более популярной формой контроля становится проект. Английский язык, в этом плане, очень благоприятный предмет. Проект имеет массу плюсов:

1.  Нет строгого ограничения по времени (долгосрочный проект).

2. Поддержка и помощь товарищей (групповой проект).

3. Мотивация обучения (т.к. проекты практически всегда оцениваются положительно).

Минусом этой формы контроля является привлечение большого количества информации из разных источников и вследствие этого недостаточная самостоятельность. Поэтому я бы рекомендовала использовать эту форму контроля на темах более легких для изучения или для повторения.

И в заключение я хотела бы рассказать о самой нелюбимой нашими учениками форме контроля – о словарном диктанте. В основном он используется на начальной и средней ступенях обучения и является основой успеха практически во всех видах речевой деятельности. Т.к. при чтении вслух нет времени и возможности анализировать и применять правила чтения (тем более что в англ. яз только 30% слов читаются по правилам, а 70% по исключениям), то единственное что остается – это узнать слово, в доли секунды извлечь его из глубин памяти и воспроизнести.

Таким образом, разные формы контроля и традиционные (модульные контрольные работы и промежуточная аттестация по всем видам речевой деятельности, диктанты, устные опросы, сочинения, эссе, тестирования), и нестандартные формы контроля в виде защиты рефератов, проектов и т.д. играют важную роль в оценивании результатов обучения.

 

.  .  .