Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Связь специальности и курса общего фортепиано

Дата публикации: 2022-05-26 12:05:42
Статью разместил(а):
Марченко Ирина Федоровна

Связь специальности учащегося и курса общего фортепиано

Автор: Марченко Ирина Федоровна

ГБПОУ СО «Асбестовский колледж искусств»

 

Избранная специальность учащегося или студента – главная цель его обучения в профессиональном учебном заведении. Поэтому курс фортепиано должен быть подчинён этой цели – подготовке музыканта определённого профиля. Курс фортепиано призван помочь расширить зону постижения своей специальности (дирижёра, теоретика, оркестранта), сформировать навыки игры на фортепиано в том объёме, который необходим для наиболее полноценной профессиональной деятельности. Нередко эти навыки оказываются базой и для самостоятельной профессиональной деятельности. Так, выпускники дирижёрского-хоровых и теоретических факультетов часто работают как концертмейстеры, преподавателями общего, а иногда, в силу необходимости, и специального фортепиано.

Таким образом, целевая установка на связь со специальностью является основным требованием специфики методики курса общего фортепиано. Целесообразность занятий фортепиано для того или иного учащегося, их эффективность прямо зависит от степени включённости уроков фортепиано в процесс становления его как специалиста, от их методической направленности на такую цель. От понимания характера взаимоотношений фортепиано и специальности зависит и методика занятий. Эта взаимосвязь диктует использование разнообразных форм и методов по решению как общих, так и более частных задач курса фортепиано, в том числе и выработке основных приёмов, технических навыков игры на фортепиано.

В отличие от вокалистов и оркестрантов, специальности музыковеда, дирижёра более зависимы от уровня собственно пианистической подготовки, так как особая «весомость» курса фортепиано для этих специальностей бесспорна.

Фортепианная подготовка на отделении хорового дирижирования.

Эффективность овладения новыми рубежами специальности в процессе обучения дирижёрско-хоровому мастерству во многом зависит от фортепианной подготовки учащегося. В отличие от других исполнительских специальностей, фортепиано для хорового дирижёра представляет своего рода модель его главного «инструмента» - хора. Именно с помощью фортепиано он знакомится с хоровым произведением, работает над ним, только фортепиано обеспечивает дирижёру возможность самому воспроизводить всю хоровую фактуру и таким образом овладевать основами интерпретации музыкальных сочинений.

Так, чрезвычайно важным является: развитие навыков чтения нотного текста с листа, игра в ансамбле и мастерство аккомпанемента, не только детальное изучение, но и воспроизведение черт стиля музыки разных исторических периодов, направлений, композиторских школ в живой исполнительской практике, развитии полифонического мышления, воспитания исполнительской воли, эстрадной выдержки, артистизма и самостоятельности в решении художественных задач интерпретации. Подобная методическая направленность делает курс фортепиано жизненно необходимым для будущего дирижёра хора.

Организация работы и курс фортепиано для специальностей духовые и ударные инструменты.

Особенности каждого инструмента нужно рассматривать как фактор поиска наиболее целесообразных методов обучения игре на фортепиано. Например, исполнителям на инструментах монодийного склада уместно включать в программы пьесы с ярко выраженной гармонической и полифонической фактурой, что будет способствовать развитию тех элементов музыкального мышления, которые в силу специфики инструмента часто оказываются невостребованными.

Изучение фортепианных переложений, игра в ансамбле, изучение аккомпанементов – всё это чрезвычайно важные разделы программы данного курса, освоение которых может стать фактором музыкального развития учащихся оркестровых специальностей на всех уровнях их пианистической деятельности. Даже в условиях слабой подготовленности изучение аккомпанементов, которые зачастую осваиваются на репертуаре младших и средних классов детской музыкальной школы (пьес для скрипки, флейты, трубы и т.д.), даёт ощутимый эффект, ибо одновременно пополняет знания о педагогическом репертуаре по специальности.

Игра фортепианных ансамблей позволяет изучать произведения разных стилевых направлений, любых жанров, в том числе симфонических и оперных сочинений, что может принести большую пользу, чем исключительно сольный фортепианный репертуар. Обращаясь к несложным в техническом отношении сочинениям, в процессе работы над аккомпанементом или ансамблем удобно также решать проблему формирования навыка чтения с листа, что в творческой деятельности исполнителя имеет особое значение, нередко определяя уровень его квалификации.

 

.  .  .