Конспект урока "Буддизм – древнейшая мировая религия"
Конспект урока "Буддизм – древнейшая мировая религия"
Автор: Мишенина Ольга Ивановна
Класс: 4 класс.
Предмет: ОРКСЭ.
Тип урока: изучение нового материала (1-ый урок по тем е «Буддизм»)
Цель урока: знакомство с одной из мировых религий мира – «Буддизм»; с истоками этой религии и жизнью её основателя.
Задачи урока:
Предметные: познакомить учащихся с историей возникновения мировой религии - Буддизм и её основателем – (Будда Гаутама Шакямуни). Изучить и сформировать такие понятия, как Будда, буддизм, нирвана, аскет, медитация. (Просветление, осознание, перерождение, освобождение).
Метапредметные: способствовать развитию умения сравнивать и обобщать материал, продолжать развивать умение осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, используя учебную литературу, развивать грамотную речь учащихся через возможность выразить свои чувства и эмоции, переживаемые на уроке.
Развивающие: продолжать развивать воображение, образное мышление и логику учащихся; развивать умение видеть красоту и гармонию мира глазами буддистов; воспитывать духовную культуру и религиозную терпимость.
Личностные: продолжать развивать умение организовать совместную деятельность учащихся с целью формирования уважительного отношения к религиям и их представителям.
Основные понятия: Будда, нирвана, аскет, медитация.
Межпредметные связи: литературное чтение, музыка, .
Ресурсы:
- Учебник - А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур.» 4-5 классы - 2012г.
- компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеофильм о жизни Будды Гаутамы.
- карточки с заданиями.
План урока:
I. Организационный момент.
Актуализация и мотивация учащихся.
III – Знакомство с темой урока.
IV. Изучение нового материала.
V. Работа с учебником. (первичное закрепление материала)
Физ. минутка
VI. Работа в группах.
VII. Работа с понятиями. Работа в тетрадях.
VIII. Самостоятельная работа
IX. Обобщение.
X. Творческая работа.
XI. Рефлексия.
Ход урока
1. Эмоциональный настрой на урок.
Нас сегодня ждёт дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся ребята, скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
Улыбнитесь друг другу.
2. Актуализация знаний. Беседа.
На нашем предыдущем уроке мы с вами уже познакомились с одной из замечательнейших мировых религий - Христианством, говорили о духовных традициях, которые присущи представителям этой религии. О вечных ценностях: добро, честь, справедливость, милосердие.
Давайте вспомним.
Посмотрите, пожалуйста, на картину и скажите о какой религии идёт речь? – О Христианстве.
Кто изображён?
Ребята, а Вы помните: для чего Бог послал нам Сына своего?
А кто помнит: как называется Священная Книга христиан ?
3. Определение темы урока.
Мы с Вами познакомились с Христианством, а сегодня познакомимся с новой мировой религиозной культурой , которую Вы сейчас сами отгадаете!!
Внимательно посмотрите на экран : на слайде изображён ребус.
Кто его отгадает?
МОЛОДЦЫ!!!!
Это БУДДИЗМ.
Посмотрите на экран:
Как Вы думаете: кто здесь изображён?
Основатель Буддизма. Правильно!
на этом слайде изображён Сиддхартха Гаутама Шакьямуни
Скоро Вы увидите очень интересный фрагмент мультфильма о предсказании появления будущего Великого Будды.
Буддизм – древнейшая мировая религия. Зародилась она в Древней Индии в 5-6 в. до нашей эры.
Ребята, сейчас Вы посмотрите интересный фрагмент мультфильма, а потом мы с вами поговорим ...
Но в начале перед просмотром я Вам немного расскажу.
Когда-то давным-давно в Индии жили царь и царица, но долгое время они не могли иметь детей, хотя и просили Богов о том, чтобы они послали им сына. В одну из ночей царице Майе приснился странный сон: белый слон вошел в ее спальню и необычным образом оказался у неё в животе. Тут же были созваны самые знаменитые мудрецы, которые растолковали этот сон так: царица должна родить прекрасного сына.
Вам понравилось? Да.
Кем же окажется в будущем этот мальчик? Вы догадались? Да. Это Будда – основатель Буддизма (Будда Шакьямуни).
Ребята, а сейчас мы откроем наш учебник на с.14 и прочитаем о жизни мальчикика, которого звали Сиддхартха Гаутама Шакьямуни.
Ребята, вы прочитали фрагмент. Как Вы думаете, что для себя понял Гаутама Шакьямуни?
Он понял 3 истины:
1) В мире существуют страдания;
2) Причина страданий – желания;
3) Существует путь освобождения от страданий (это познание Нирваны). Освободиться от страданий – можно только постигнув Нирвану.
МОЛОДЦЫ!!!
Прилетели ангелочки –
Становитесь на носочки!
Вверх руками потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Крылышки расправили –
В сторону направили.
Наклонились до земли,
Словно тяжести несли.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Ребята, у Вас на столах лежат красивые конверты с заданиями. В них – необычные карточки. Вам нужно постараться ответить на вопросы.
(на каждой карточке напечатан небольшой текст из учебника. У каждой группы свой. Ребята его читают и отвечают на вопросы.)
- Кого увидел Сиддхартха на прогулке?
- Кого оставил Будда?
- Во сколько лет он оставил?
- На какой день достиг Просветления?
- Куда войдёт душа?
- Последние слова Гаутаммы?
Учитель задаёт вопросы всем.
Учащиеся, которые готовы ответить, поднимают руки и выходят отвечать.
Вырисовывается полная картина всего происходящего с Буддой.
Давайте в тетрадях напишем новые слова.
Будда -
Нирвана –
Аскет -
Медитация -
(ребята выписывают слова, а потом фронтально все проверяем)
Работа парами:
Ребята, давайте составим синквейн слову Будда.
Сначала вспомним, как составить?
1) существительное.
2) 2 прилагательных.
3) 3 глагола.
4) предложение.
5) синоним
Молодцы.
Ребята, двое наших учащихся разыграют перед вами небольшую Притчу:
Посмотрите её и скажите о чём она нам говорит?
Один из учеников спросил Будду: Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
Будда ответил: Если на тебя с дерева упадёт сухая ветка и ударит тебя, что ты должен делать?
Ученик сказал: Ничего. Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.
Будда сказал: так делай тоже самое. Кто-то был безумен, был в гневе и ударил тебя. Это всё равно, что на тебя с дерева упала ветка. Пусть это не тревожит тебя, просто иди своим путём, будто ничего не случилось.
Ответы детей: Нужно постоянно работать над собой, внутренне совершенствоваться и только тогда человек может стать лучше.
Будда учит любить всех, живущих рядом, никому не причинять вреда, не обзывать друг друга, не обижать.
Как Вы думаете: чему учит нас религия Буддизма?
Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание.
Я всех благодарю за тёплый доверительный разговор, за добрые, умные мысли и предлагаю подвести итог нашей беседе закончив предложения …
Я запомнил, что …
Меня удивило …
Мне захотелось …