Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект урока "Буддизм – древнейшая мировая религия"

Дата публикации: 2022-05-07 01:23:50
Статью разместил(а):
Мишенина Ольга Ивановна

Конспект урока "Буддизм – древнейшая мировая религия"

Автор: Мишенина Ольга Ивановна

 

Класс: 4 класс.

Предмет: ОРКСЭ.

Тип урока: изучение нового материала (1-ый урок по тем е «Буддизм»)

Цель урока: знакомство с одной из мировых религий мира – «Буддизм»; с истоками этой религии и жизнью её основателя.

Задачи урока:

Предметные: познакомить учащихся с историей возникновения мировой религии - Буддизм и её основателем – (Будда Гаутама Шакямуни). Изучить и сформировать такие понятия, как Будда, буддизм, нирвана, аскет, медитация. (Просветление, осознание, перерождение, освобождение).

Метапредметные: способствовать развитию умения сравнивать и обобщать материал, продолжать развивать умение осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, используя учебную литературу, развивать грамотную речь учащихся через возможность выразить свои чувства и эмоции, переживаемые на уроке.

Развивающие: продолжать развивать воображение, образное мышление и логику учащихся; развивать умение видеть красоту и гармонию мира глазами буддистов; воспитывать духовную культуру и религиозную терпимость.

Личностные: продолжать развивать умение организовать совместную деятельность учащихся с целью формирования уважительного отношения к религиям и их представителям.

Основные понятия: Будда, нирвана, аскет, медитация.

Межпредметные связи: литературное чтение, музыка, .

Ресурсы:

  • Учебник - А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур.» 4-5 классы - 2012г.
  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеофильм о жизни Будды Гаутамы.
  • карточки с заданиями.

План урока:

I. Организационный момент.

Актуализация и мотивация учащихся.

III – Знакомство с темой урока.

IV. Изучение нового материала.

V. Работа с учебником. (первичное закрепление материала)

Физ. минутка

VI. Работа в группах.

VII. Работа с понятиями. Работа в тетрадях.

VIII. Самостоятельная работа

IX. Обобщение.

X. Творческая работа.

XI. Рефлексия.

Ход урока

1. Эмоциональный настрой на урок.

Нас сегодня ждёт дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмёмся ребята, скорей за работу,

Чтобы времени зря не терять.

Улыбнитесь друг другу.

2. Актуализация знаний. Беседа.

На нашем предыдущем уроке мы с вами уже познакомились с одной из замечательнейших мировых религий - Христианством, говорили о духовных традициях, которые присущи представителям этой религии. О вечных ценностях: добро, честь, справедливость, милосердие.

Давайте вспомним.

Посмотрите, пожалуйста, на картину и скажите о какой религии идёт речь? – О Христианстве.

Кто изображён?              

Ребята, а Вы помните: для чего Бог послал нам Сына своего?

А кто помнит: как называется Священная Книга христиан ?

3. Определение темы урока.

Мы с Вами познакомились с Христианством, а сегодня познакомимся с новой мировой религиозной культурой , которую Вы сейчас сами отгадаете!!

Внимательно посмотрите на экран : на слайде изображён ребус.

Кто его отгадает?

МОЛОДЦЫ!!!!

Это БУДДИЗМ.

Посмотрите на экран:

Как Вы думаете: кто здесь изображён?

Основатель Буддизма. Правильно!

на этом слайде изображён Сиддхартха Гаутама Шакьямуни

Скоро Вы увидите очень интересный фрагмент мультфильма о предсказании появления будущего Великого Будды.

Буддизм – древнейшая мировая религия. Зародилась она в Древней Индии в 5-6 в. до нашей эры.

Ребята, сейчас Вы посмотрите интересный фрагмент мультфильма, а потом мы с вами поговорим ...

Но в начале перед просмотром я Вам немного расскажу.

Когда-то давным-давно в Индии жили царь и царица, но долгое время они не могли иметь детей, хотя и просили Богов о том, чтобы они послали им сына. В одну из ночей царице Майе приснился странный сон: белый слон вошел в ее спальню и необычным образом оказался у неё в животе. Тут же были созваны самые знаменитые мудрецы, которые растолковали этот сон так: царица должна родить прекрасного сына.

Вам  понравилось? Да.

Кем же окажется в будущем этот мальчик? Вы догадались? Да. Это Будда – основатель Буддизма (Будда Шакьямуни).

Ребята, а сейчас мы откроем наш учебник на с.14 и прочитаем о жизни мальчикика, которого звали Сиддхартха Гаутама Шакьямуни.

Ребята, вы прочитали фрагмент. Как Вы думаете, что для себя понял Гаутама Шакьямуни?

Он понял 3 истины:

1) В мире существуют страдания;

2) Причина страданий – желания;

3) Существует путь освобождения от страданий (это познание Нирваны). Освободиться от страданий – можно только постигнув Нирвану.

МОЛОДЦЫ!!!

Прилетели ангелочки –

Становитесь на носочки!

Вверх руками потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили –

В сторону направили.

Наклонились до земли,

Словно тяжести несли.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Ребята, у Вас на столах лежат красивые конверты с заданиями. В них – необычные карточки. Вам нужно постараться ответить на вопросы.

(на каждой карточке напечатан небольшой текст из учебника. У каждой группы свой. Ребята его читают и отвечают на вопросы.)

- Кого увидел Сиддхартха на прогулке?

- Кого оставил Будда?

- Во сколько лет он оставил?

- На какой день достиг Просветления?

- Куда войдёт душа?

- Последние слова Гаутаммы?

Учитель задаёт вопросы всем.

Учащиеся, которые готовы ответить, поднимают руки и выходят отвечать.

Вырисовывается полная картина всего происходящего с Буддой.

Давайте в тетрадях напишем новые слова.

Будда -

Нирвана –

Аскет -

Медитация -

(ребята выписывают слова, а потом фронтально все проверяем)

Работа парами:

Ребята, давайте составим синквейн слову Будда.

Сначала вспомним, как составить?

1) существительное.

2) 2 прилагательных.

3) 3 глагола.

4) предложение.

5) синоним

Молодцы.

Ребята, двое наших учащихся разыграют перед вами небольшую Притчу:

Посмотрите её и скажите о чём она нам говорит?

Один из учеников спросил Будду: Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?

Будда ответил: Если на тебя с дерева упадёт сухая ветка и ударит тебя, что ты должен делать?

Ученик сказал: Ничего. Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.

Будда сказал: так делай тоже самое. Кто-то был безумен, был в гневе и ударил тебя. Это всё равно, что на тебя с дерева упала ветка. Пусть это не тревожит тебя, просто иди своим путём, будто ничего не случилось.

Ответы детей: Нужно постоянно работать над собой, внутренне совершенствоваться и только тогда человек может стать лучше.

Будда учит любить всех, живущих рядом, никому не причинять вреда, не обзывать друг друга, не обижать. 

Как Вы думаете: чему учит нас религия Буддизма?

Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание.

Я всех благодарю за тёплый доверительный разговор, за добрые, умные мысли и предлагаю подвести итог нашей беседе закончив предложения …

Я запомнил, что …

Меня удивило …

Мне захотелось …

.  .  .