Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Дорожная карта по переходу к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся

Дата публикации: 2022-01-12 08:42:07
Статью разместил(а):
Голоденко Надежда Николаевна

Дорожная карта по переходу к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательной организации

Автор: Голоденко Надежда Николаевна

 

Этап

Виды деятельности (КПК для педагогических работников ОО, педсовет, анализ УМК и т.д.)

Ожидаемый результат

Ответственный

Диагностический (выявление сильных и слабых сторон в рамках данного направления)

1

Изучение нормативных документов и методических материалов по вопросам
формирования и оценки функциональной
грамотности (далее - ФГ)

Педсовет по изучению нормативных документов и методических материалов;

анализ УМК.

Профессиональная готовность педагогического работника к формированию развития функциональной грамотности (ФГ) обучающихся. Принятие идеологии ФГ.

Администрация ОО

2

Проведение анализа условий
образовательной деятельности ОО (кадровое, материально-техническое
обеспечение)

Курсы повышение
квалификации
педагогов по вопросам
формирования ФГ
обучающихся.

Определение факторов, влияющих на формирование и развитие ФГ

Достижение нового качества образования в области ФГ.

Администрация ОО

3

Разработка, внесение изменений и принятие локальных актов в ОО,
обеспечивающих реализацию Дорожной карты по формированию ФГ

Корректировка
существующих
нормативных
документов ОО

Использование инструментов формирования оценки ФГ с целью дальнейшей коррекции.

Администрация ОО

4

Изучение методик и опыта международных исследований PISA, TIMS, PIRLS , методик оценки функциональной грамотности учеников

Изучение
стандартизированных
материалов, разработка планов, подбор заданий

Повышение профессиональной

 компетенции по вопросам функциональной грамотности

Зам. директора

5

Включение вопросов по формированию функциональной грамотности обучающихся, оценке качества подготовки обучающихся по модели PISA при проведении методических декад.

Изучение методических материалов

Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам ФГ

Зам. директора,

руководители ШМО

6

Проведение диагностики уровня сформированности у обучающихся:
- читательской грамотности;
- математической грамотности;
- естественно-научной грамотности

Изучение направлений,
механизмов
формирования и
оценки функциональной
грамотности
обучающихся;
практическая работа
по решению заданий
демоверсий. Проведение диагностики.

Определение единых подходов для
коррекции деятельности педагогического коллектива, направленной на
достижение положительной динамики результатов формирования ФГ учащихся.
Разработка «методического конструктора».

Зам. директора,

руководители ШМО

7

Диагностика ожиданий педагогов от реализации плана, внесение корректировки в рабочие программы.

Аналитическая справка

Корректировка  деятельности ШМО и рабочих программ

Зам. директора

Аналитический (анализ результатов диагностики)

1

Анализ результатов диагностики уровня
сформированности у обучающихся:
- читательской грамотности;
- математической грамотности;
- естественно-научной грамотности

Анализ результатов
диагностики,
принятие решений.

Определение образовательных

дефицитов учителей и учеников по проблеме функциональной грамотности

Зам.директора,
руководители
ШМО,

учителя

2

Проведение анализа метапредметных
образовательных результатов учащихся в разрезе мониторингов ВСОКО

Анализ результатов мониторинга на МО учителей предметников

Знание  специфики профессиональной компетентности педагога и осуществляемой им образовательной деятельности по достижению качества общего образования в области ФГ обучающегося

Зам.директора,
руководители
ШМО, учителя

3

Презентация материалов по тематике ФГ и «межпредметные связи»

Локальный акт

Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам ФГ

Рабочая группа

4

Проведение анализа комплексных работ

Аналитическая работа МО

Выявление дефицитов в виде недостаточно сформированных умений в
рамках функциональной грамотности

Зам.директора,
руководители
ШМО,

учителя

5

Проведение анализа результатов ВПР и
итоговых работ

Аналитическая работа МО

Выявление дефицитов в виде недостаточно сформированных метапредметных планируемых результатов

Зам.директора,
руководители
ШМО,

учителя

6

Разработка модели организации формирования ФГ на основе активизации межпредметных связей.

Концепция модели

Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам ФГ

Администрация,

рабочая группа

7

Заседания рабочей группы с целью обмена опытом реализации содержания и форм активизации межпредметных связей для формирования ФГ.

Методические рекомендации

Корректировка  плана

рабочая группа

8

Анализ эффективности реализации плана мероприятий по вопросам формирования и оценки ФГ обучающихся

Аналитическая справка

Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам ФГ

Администрация

Рабочая группа

Принятие управленческих решений (восполнение выявленных дефицитов и совершенствование имеющегося опыта)

1

Выявление дефицитов
педагогов по формированию
функциональной
грамотности
обучающихся. Разработка
планов по устранению
дефицитов.

 Анализ результатов, собеседование.

Повышение методической и психолого-педагогической компетенции учителей

Зам.директора,
руководители
ШМО

2

Реализация плана по
устранению дефицитов
через курсовую подготовку,
участие в работе ШМО,
семинаров, вебинаров и др.

Повышение
квалификации
педагогов по вопросам
формирования ФГ
обучающихся.

Алгоритмизация действий педагогического коллектива с учетом задач по формированию ФГ

Зам.директора,

руководители
ШМО

3

Включение в планы
работы ШМО на 2021-2022
уч.год вопросов по освоению инструментария
педагогами

Разработка планов
работы ШМО

Планирование деятельности ШМО, классных руководителей с учетом задач по формированию  ФГ

Зам.директора,
руководители
ШМО

4

Формирование банка
тестовых заданий для
проверки сформированности
математической,
естественнонаучной,
читательской, финансовой и
глобальной грамотности.

Создание банка
тестовых заданий
по направлениям
функциональной
грамотности

Банк тренировочных заданий

Руководители
ШМО

5

Формирование комплекса программ дополнительного образования обучающихся, направленных на формирование ФГ и методических рекомендаций по разработке соответствующих программ

Программы дополнительного образования

Повышение методической компетенции учителей

администрация школы, педагоги

6

Обучение педагогов  работе с оценочными материалами по методологии PISA

Изучение методических материалов

Повышение методической компетенции учителей

Зам.директора

7

Практико-ориентированный семинар  «Особенности организации методической работы в ОО с учетом подготовки к международным исследованием PISA

Обмен опытом методической работы

Повышение методической компетенции учителей

Зам.директора

8

Прохождение программ (модулей) КПК Формирование и оценивание естественнонаучной грамотности школьников в контексте требований международных исследований качества образования (PISA)

Повышение
квалификации
педагогов по вопросам
формирования ФГ
обучающихся.

Повышение методической компетенции учителей

администрация школы, педагоги

9

Прохождение программ (модулей) КПК Формирование и оценивание математической грамотности школьников в контексте требований международных исследований качества образования

Повышение
квалификации
педагогов по вопросам
формирования ФГ
обучающихся.

Повышение методической компетенции учителей

администрация школы, педагоги

10

Прохождение программ (модулей) КПК Формирование и оценивание читательской грамотности обучающихся в контексте требований международных исследований качества образования (PISA)

Повышение
квалификации
педагогов по вопросам
формирования ФГ
обучающихся.

Повышение методической компетенции учителей

администрация школы, педагоги

 

Мониторинговый (исполнение принятых управленческих решений)

 

 

 

1

Проведение открытых
уроков, занятий
внеурочной деятельности
по формированию ФГ

Обмен опытом по
формированию ФГ
обучающихся

Развитие ФГ учеников посредством решения
учебно-познавательных задач математической, естественнонаучной, финансовой направленности

Зам.директора

2

Проведение недели
функциональной
грамотности

План мероприятий, отчёт

Повышение функциональной грамотности через развитие межпредметных знаний и умений

Руководители ШМО

3

Проведение мониторинга
формирования и оценки ФГ
обучающихся

Выявление уровня
сформированности ФГ
обучающихся через  диагностические работы

Выявление уровня развития ФГ обучающихся

Зам. директора, руководители ШМО

4

Участие обучающихся школы в конкурсах, олимпиадах по развитию ФГ

Участие обучающихся, анализ результатов

Развитие ФГ обучающихся

Зам. директора, кл. руководители, педагоги

5

Обобщение инновационного опыта педагогов школы и представление его на заседаниях ШМО

Обмен опытом по
формированию ФГ
обучающихся

Повышение методической компетенции учителей

Зам. директора,

руководители  ШМО

 

6

Информирование родителей (законных представителей) обучающихся о возможности использования банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности

Протоколы бесед с родителями (законными представителями) обучающихся

Развитие ФГ обучающихся

Зам. директора,

кл. руководители. педагоги

7

Информирование родителей (законных представителей) обучающихся о результатах сформированности функциональной грамотности обучающихся

Протоколы бесед с родителями (законными представителями) обучающихся

Развитие ФГ обучающихся

Зам. директора, кл. руководители, педагоги

8

Работа школы с рекомендациями по результатам сформированности функциональной грамотности обучающихся

Служебная записка

Оценка проведенных мероприятий

Зам. директора, кл. руководители, педагоги

Анализ эффективности принятых управленческих решений

1

Совещание при директоре
по итогам реализации
 дорожной карты

 

Анализ результатов

Оценка проведенных мероприятий

Зам. директора по УВР

2

Проведение
педагогического совета с
целью анализа полученных
результатов по
формированию ФГ
обучающихся и по итогам реализации

 

Итоговая оценка
эффективности
реализации дорожной
карты, определение
дальнейших целей,
задач по формированию
ФГ обучающихся

Коррекция деятельности. Выявление лучших практик.

Администрация, рабочая группа

3

Информационное обеспечение открытости и объективности проведения оценки по модели PIZA: размещение информации на сайте ОО

Изучение
стандартизированных
материалов, разработка планов, подбор заданий

Коррекция деятельности. Выявление лучших практик.

Администрация, рабочая группа

4

Составление плана формирования функциональной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности на 2022-2023 учебный год

План мероприятий

Планирование деятельности ШМО, классных руководителей с учетом задач по формированию  ФГ

Зам. директора

Рабочая группа

ШМО

  

.  .  .