Дорожная карта по переходу к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся
Дорожная карта по переходу к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательной организации
Автор: Голоденко Надежда Николаевна
№ |
Этап |
Виды деятельности (КПК для педагогических работников ОО, педсовет, анализ УМК и т.д.) |
Ожидаемый результат |
Ответственный |
Диагностический (выявление сильных и слабых сторон в рамках данного направления) |
||||
1 |
Изучение нормативных документов и методических материалов по вопросам |
Педсовет по изучению нормативных документов и методических материалов; анализ УМК. |
Профессиональная готовность педагогического работника к формированию развития функциональной грамотности (ФГ) обучающихся. Принятие идеологии ФГ. |
Администрация ОО |
2 |
Проведение анализа условий |
Курсы повышение |
Определение факторов, влияющих на формирование и развитие ФГ Достижение нового качества образования в области ФГ. |
Администрация ОО |
3 |
Разработка, внесение изменений и принятие локальных актов в ОО, |
Корректировка |
Использование инструментов формирования оценки ФГ с целью дальнейшей коррекции. |
Администрация ОО |
4 |
Изучение методик и опыта международных исследований PISA, TIMS, PIRLS , методик оценки функциональной грамотности учеников |
Изучение |
Повышение профессиональной компетенции по вопросам функциональной грамотности |
Зам. директора |
5 |
Включение вопросов по формированию функциональной грамотности обучающихся, оценке качества подготовки обучающихся по модели PISA при проведении методических декад. |
Изучение методических материалов |
Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам ФГ |
Зам. директора, руководители ШМО |
6 |
Проведение диагностики уровня сформированности у обучающихся: |
Изучение направлений, |
Определение единых подходов для |
Зам. директора, руководители ШМО |
7 |
Диагностика ожиданий педагогов от реализации плана, внесение корректировки в рабочие программы. |
Аналитическая справка |
Корректировка деятельности ШМО и рабочих программ |
Зам. директора |
Аналитический (анализ результатов диагностики) |
||||
1 |
Анализ результатов диагностики уровня |
Анализ результатов |
Определение образовательных дефицитов учителей и учеников по проблеме функциональной грамотности |
Зам.директора, учителя |
2 |
Проведение анализа метапредметных |
Анализ результатов мониторинга на МО учителей предметников |
Знание специфики профессиональной компетентности педагога и осуществляемой им образовательной деятельности по достижению качества общего образования в области ФГ обучающегося |
Зам.директора, |
3 |
Презентация материалов по тематике ФГ и «межпредметные связи» |
Локальный акт |
Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам ФГ |
Рабочая группа |
4 |
Проведение анализа комплексных работ |
Аналитическая работа МО |
Выявление дефицитов в виде недостаточно сформированных умений в |
Зам.директора, учителя |
5 |
Проведение анализа результатов ВПР и |
Аналитическая работа МО |
Выявление дефицитов в виде недостаточно сформированных метапредметных планируемых результатов |
Зам.директора, учителя |
6 |
Разработка модели организации формирования ФГ на основе активизации межпредметных связей. |
Концепция модели |
Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам ФГ |
Администрация, рабочая группа |
7 |
Заседания рабочей группы с целью обмена опытом реализации содержания и форм активизации межпредметных связей для формирования ФГ. |
Методические рекомендации |
Корректировка плана |
рабочая группа |
8 |
Анализ эффективности реализации плана мероприятий по вопросам формирования и оценки ФГ обучающихся |
Аналитическая справка |
Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам ФГ |
Администрация Рабочая группа |
Принятие управленческих решений (восполнение выявленных дефицитов и совершенствование имеющегося опыта) |
||||
1 |
Выявление дефицитов |
Анализ результатов, собеседование. |
Повышение методической и психолого-педагогической компетенции учителей |
Зам.директора, |
2 |
Реализация плана по |
Повышение |
Алгоритмизация действий педагогического коллектива с учетом задач по формированию ФГ |
Зам.директора, руководители |
3 |
Включение в планы |
Разработка планов |
Планирование деятельности ШМО, классных руководителей с учетом задач по формированию ФГ |
Зам.директора, |
4 |
Формирование банка |
Создание банка |
Банк тренировочных заданий |
Руководители |
5 |
Формирование комплекса программ дополнительного образования обучающихся, направленных на формирование ФГ и методических рекомендаций по разработке соответствующих программ |
Программы дополнительного образования |
Повышение методической компетенции учителей |
администрация школы, педагоги |
6 |
Обучение педагогов работе с оценочными материалами по методологии PISA |
Изучение методических материалов |
Повышение методической компетенции учителей |
Зам.директора |
7 |
Практико-ориентированный семинар «Особенности организации методической работы в ОО с учетом подготовки к международным исследованием PISA |
Обмен опытом методической работы |
Повышение методической компетенции учителей |
Зам.директора |
8 |
Прохождение программ (модулей) КПК Формирование и оценивание естественнонаучной грамотности школьников в контексте требований международных исследований качества образования (PISA) |
Повышение |
Повышение методической компетенции учителей |
администрация школы, педагоги |
9 |
Прохождение программ (модулей) КПК Формирование и оценивание математической грамотности школьников в контексте требований международных исследований качества образования |
Повышение |
Повышение методической компетенции учителей |
администрация школы, педагоги |
10 |
Прохождение программ (модулей) КПК Формирование и оценивание читательской грамотности обучающихся в контексте требований международных исследований качества образования (PISA) |
Повышение |
Повышение методической компетенции учителей |
администрация школы, педагоги |
|
Мониторинговый (исполнение принятых управленческих решений) |
|
|
|
1 |
Проведение открытых |
Обмен опытом по |
Развитие ФГ учеников посредством решения |
Зам.директора |
2 |
Проведение недели |
План мероприятий, отчёт |
Повышение функциональной грамотности через развитие межпредметных знаний и умений |
Руководители ШМО |
3 |
Проведение мониторинга |
Выявление уровня |
Выявление уровня развития ФГ обучающихся |
Зам. директора, руководители ШМО |
4 |
Участие обучающихся школы в конкурсах, олимпиадах по развитию ФГ |
Участие обучающихся, анализ результатов |
Развитие ФГ обучающихся |
Зам. директора, кл. руководители, педагоги |
5 |
Обобщение инновационного опыта педагогов школы и представление его на заседаниях ШМО |
Обмен опытом по |
Повышение методической компетенции учителей |
Зам. директора, руководители ШМО
|
6 |
Информирование родителей (законных представителей) обучающихся о возможности использования банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности |
Протоколы бесед с родителями (законными представителями) обучающихся |
Развитие ФГ обучающихся |
Зам. директора, кл. руководители. педагоги |
7 |
Информирование родителей (законных представителей) обучающихся о результатах сформированности функциональной грамотности обучающихся |
Протоколы бесед с родителями (законными представителями) обучающихся |
Развитие ФГ обучающихся |
Зам. директора, кл. руководители, педагоги |
8 |
Работа школы с рекомендациями по результатам сформированности функциональной грамотности обучающихся |
Служебная записка |
Оценка проведенных мероприятий |
Зам. директора, кл. руководители, педагоги |
Анализ эффективности принятых управленческих решений |
||||
1 |
Совещание при директоре
|
Анализ результатов |
Оценка проведенных мероприятий |
Зам. директора по УВР |
2 |
Проведение
|
Итоговая оценка |
Коррекция деятельности. Выявление лучших практик. |
Администрация, рабочая группа |
3 |
Информационное обеспечение открытости и объективности проведения оценки по модели PIZA: размещение информации на сайте ОО |
Изучение |
Коррекция деятельности. Выявление лучших практик. |
Администрация, рабочая группа |
4 |
Составление плана формирования функциональной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности на 2022-2023 учебный год |
План мероприятий |
Планирование деятельности ШМО, классных руководителей с учетом задач по формированию ФГ |
Зам. директора Рабочая группа ШМО |