Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект урока по русскому языку в 9 коррекционном классе "НЕ с глаголами"

Дата публикации: 2021-12-16 09:55:59
Статью разместил(а):
Петрова Наталья Геннадьевна

Конспект урока по русскому языку в 9 коррекционном классе "НЕ с глаголами"

Автор: Петрова Наталья Геннадьевна

 

Здравствуйте, ребята! Хочу начать наш сегодняшний урок со стихотворения. 

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Тема сегодняшнего урока “Берегите природу!” Сегодня мы будем повторять тему “Глагол. Правописание частицы НЕ с глаголами». Но урок будет несколько необычным, потому что мы будем работать только с предложениями о природе.

Начнем наш урок с разминки. Вспомните, что же такое глагол?

Какое значение имеет глагол в речи? (Глаголы делают нашу речь живой). Какую роль выполняет глагол в предложении? (глагол в предложении является сказуемым).

Что такое частица НЕ? Это частица отрицания, она относится к служебным частям речи и придает отрицательный смысл слову или предложению.

Что помогает выразить частица НЕ? Она помогает выразить нам отрицание.

Прочитайте предложение. Вставьте пропущенное слово. Частица НЕ стоит рядом с глаголом. Как же писать НЕ с глаголом? Слитно или раздельно?

Дружба крепкая … сломается. (написать на доске)

Таким образом, частица НЕ с глаголом пишется …

Нам необходимо научиться находить и правильно писать частицу НЕ с глаголами. Уметь применять правило правописания НЕ с глаголами.

Ребята, кто мне скажет, сколько времен года? Правильно, четыре. На уроке мы поговорим о каждом времени года.

Самое холодное время года называется (зима). Зимой мы наряжаем … Я бы хотела, чтобы вы прочли стихотворение “Наряжайся, елка!” (стихотворение на экран) 

В лесу родилась елочка,
В лесу должна расти,
Не нужно рубить елочку
И в дом ее нести.
В лесу так елке весело,
Метель поет ей песенки.
Укрыты веточки снежком,
Стоят все елочки рядком.
Не мерзнет елочка зимой,
Не просит брать ее домой.
Идите в лес вы к елке сами,
И праздник встретьте там с друзьями.
Не стоит елочку губить,
А лучше жизнь ей сохранить.
Искусственную елочку купи,
И в своем доме наряди!

(Заранее выписать глаголы с частицей НЕ на доску)

Пожалуйста, найдите глаголы с частицей НЕ. Выпишите глаголы с частицей НЕ, вспомните, как пишется НЕ с глаголами. Выпишите на доске (подходят к доске и пишут слова), остальные записывают число в тетради, классная работа и глаголы с частицей НЕ записываем в тетрадь. Еще раз повторяем, что частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Какое время года идет за зимой? Правильно, весна. Сейчас какое время года? Весна.

Весной у людей много работы в саду и огороде. Люди перекапывают грядки, садят овощи (морковь, картошку, лук, чеснок, в теплицах растят рассаду помидоров и огурцов), ухаживают за плодовыми деревьями, убирают прошлогоднюю листву. В связи с этим, следующее задание.

Прочитайте пословицы и скажите, правильно ли они написаны или чего-то не хватает. (написать пословицы на доске, а потом вписать частицу НЕ)

Кто не работает, тот ест.

Без труда вытащишь и рыбку из пруда.

Да, весной надо потрудиться, чтобы осенью собрать урожай.

А в лес кто любит ходить весной? Дышать свежим воздухом, любоваться первыми цветами, зеленой молодой травкой? Слушать пение птиц?

Я приготовила вам текст, который называется «Друг природы». Вы все друзья природы? А это правильный друг, как вы думаете? (текст на экране) 

«Друг природы».

Природу надо охранять. Друг природы портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнезда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу.

Найдите глаголы. Нужно ли добавить частицу НЕ?

Я бы хотела прочитать вам стихотворение Сергея Михалкова о настоящем друге. 

Стихотворение Сергея Михалкова «Твой друг» (на экран)

Он честен и бесстрашен
На суше и воде -
Товарища и друга
Не бросит он в беде.

Он гнезд не разоряет
Не курит и не врет,
Не виснет на подножках,
Чужого не берет.

Назовите мне глаголы с частицей НЕ, вспомните, как пишется НЕ с глаголами.

Я бы хотела проговорить еще несколько глаголов. Ребята, скажите, пожалуйста, что ни в коем случае нельзя делать весной? НЕ ходить по льду, НЕ подходить к водоемам. (картинка о безопасности на льду).

За весной следует какое время года? Правильно, лето.

Летом мы тоже любим гулять, отдыхать. Я сейчас покажу вам картинки на экране, а вы сами придумаете глаголы с частицей НЕ и запишите их в тетрадь (с опорой на картинки по охране природы).

Показ картинок. (Не руби деревья, не разрушай птичьи гнезда, не ломай ветки, не разжигай костер, не разрушай муравейники, не оставляй мусор в лесу).

Пишем глагол с частицей НЕ раздельно!

Давайте посмотрим, что еще не надо делать летом (картинка на экране). 

Купаться можно только в разрешенных местах, на оборудованных пляжах, купаться только под присмотром взрослых, лучше загорать утром и вечером после 16.00, чтобы не сгореть.

После лета идет какое время года? Правильно, осень. Осенью мы ходим в лес за грибами. Давайте вспомним правила сбора грибов:

1. Грибы срезать ножом, невырывать с корнем.

2. Старые грибы небрать.

3. Если не знаком гриб, пройти мимо, непинать его (его могут съесть животные).

Назовите мне все глаголы с частицей НЕ. Правильно ли написаны глаголы?

Наш урок подошел к концу. Над какой темой мы сегодня работали? Чему мы научились? Как пишется НЕ с глаголом?

А еще вот несколько советов:

Не переходи улицу на красный свет.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Запомните ребята, волшебная частица НЕ, отрицая плохое, недостойное поведение, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе.

Ребята! Давайте пообещаем не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают, радуют людей своим запахом и ярким нарядом. (Красивей всего живая, нетронутая природа: звери и птицы, деревья и травы)

В конце урока я прочту стихотворение Е. Шкловского “Ты береги нас”:

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки:
“Ты береги нас, береги!”
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
“Ты береги нас, береги!”
Остановил олень свой бег:
“Будь человеком, человек.
В тебя мы верим – не солги,
“Ты береги нас, береги!”
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: “Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!»

 

.  .  .