Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Коллективная творческая деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Дата публикации: 2021-10-19 16:45:36
Статью разместил(а):
Патрушева Ольга Степановна

Коллективная творческая деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Автор: Патрушева Ольга Степановна

МУ «Отдел образования и по делам молодежи администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл» 

МОУ «Сернурская СОШ № 2 имени Н.А. Заболоцкого»

 

Жизнь человека невозможно представить без общения. Задача любой современной школы – это не просто передача новой или старой информации. Школа должна давать возможность ученикам научиться жизни, добиваться социальной успешности.

Опыт показывает, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать ситуации, в которых школьники сотрудничают с учителем и друг с другом.

В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа.

Проблема развития коллективной творческой деятельности является актуальной на протяжении многих лет. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества.

Особенно это актуально для младшего школьника. Все классы в процессе становления проходят стадию конфликтных отношений, что, тем не менее, помогает воспитательной работе учителя. Не каждый ребенок быстро и безболезненно включается в учебный процесс, что может привести к развитию тревожности. Таким детям надо стараться помочь, включая их в коллективную работу.

 Для решения данной проблемы мною были поставлены следующие цели:

· Дать школьнику возможность почувствовать свою ценность и значимость;

· Воспитать личность, сочетающую в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность;

· Способствовать саморазвитию и самореализации учащихся.

Современные дети младшего школьного возраста способны проявить инициативу, активность, творчество.

Коллективное сотрудничество принципиально отличается от другой деятельности тем, что предполагает не подавление личных интересов и инициатив каждого для достижения важного для всех результата, а использование инициативы и энергии всех участников для того, чтобы добиться максимума.

В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:

· Воспитывающее обучение: я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;

· Ориентация на успех: каждый ученик имеет право быть умным;

· Ориентация на развитие: заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его, идти дальше, выше;

· Сотрудничество: я рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам;

· Учёт результатов.

Любую художественную деятельность принято изначально считать творческой, хотя это  несправедливо. Несложно понять, что она может быть совсем нетворческой и часто идет на исключительно репродуктивном уровне. Все же можно сказать, что художественная деятельность создает прекрасные условия для творчества и у нее более, чем у многих других видов детской деятельности, есть шанс развиваться по творческому сценарию.

Многие виды искусства целиком выстроены на основе коллективного творчества. Театр, кино, хоровое пение немыслимы вне коллективного взаимодействия многих людей. Есть также искусства, где коллективное творчество рассматривается как редкое, почти аномальное явление. К таковым можно отнести литературу, изобразительное искусство.

Однако в педагогических делах  все это обстоит совсем иначе. Главный предмет занятий художественной деятельностью с детьми не создание ими бессмертных художественных творений, способных удивить и затмить соперников,  а развитие психики ребенка, обучение его всему тому, что способно дать искусство. Художественная деятельность в данном  случае – одно из средств решения педагогических задач, так как она отличается от большинства занятий тем, что в результате ее рождается осязаемый продукт – рисунок, объемное изображение. Этот продукт создает новые возможности для развития личности ребенка и совершенствования процесса совместной деятельности со сверстниками. Поэтому характер взаимодействия участников в ходе совместной работы может быть очень разнообразен. Это создает большие и практически не используемые в традиционной образовательной практике развивающие возможности.

Структура любого занятия определяется шестью стадиями  (по методике доктора педагогических наук И.П. Иванова):

· предварительная работа (осмысливание идеи, исследование предмета);

· планирование работы (что и для кого будем делать? С кем вместе это будем делать? Кто будет участником? Кто и кому будет помогать?);

· подготовка (что необходимо для проведения работы?);

· выполнение (предваряется в жизнь все, что задумано);

· подведение итогов (что получилось? что не удалось? почему?);

· последействие.

Учитель организует использование детьми и в учебной работе и во время внеучебной жизни ОПЫТА, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов коллективной работы.

Формы организации совместной коллективной деятельности.

Рассмотрим основные формы совместной деятельности:

1. Коллективные занятия на основе совместно-индивидуальной формы организации совместной деятельности.

Совместно-индивидуальная форма – это один из самых простых вариантов организации совместного взаимодействия. Каждый делает свою работу самостоятельно и лишь на завершающем этапе она становится частью общей композиции. Поэтому такие занятия первыми я провожу в первых, вторых классах.

Например, композиции: «Осенний букет», «Цветочная поляна»», «На летней лужайке».

Так по созданию композиции «Осенние листья» работу начинаем с исследования осенних листьев. Это может быть экскурсия или личные наблюдения детей. Дети замечают, что на одном дереве листья существенно отличаются по размерам, цвету, форме. Далее мы собираем листву с целью создания гербария и дальнейшего изучения особенностей жизни деревьев.

Для занятия я готовлю большой лист бумаги, на котором заранее изображаю фоновый рисунок. Дети, разглядывая собранные листья, стараются нарисовать такие же или обводят готовые понравившиеся, расписывают  и аккуратно вырезают. Я только помогаю расположить этот листок на общем поле коллективной работы. Обсуждая нашу работу, спрашиваю детей: «Почему так красива осенняя природа?», и вместе мы придумываем сказку о путешествии осенних листьев.

2. Коллективные занятия на основе совместно-последовательной формы организации совместной деятельности.

Эта форма организации деятельности предполагает последовательное выполнение действий участниками в ходе коллективной работы, когда результат действия выполненного одним участником процесса становится предметом деятельности другого. По  этому принципу действует производственный конвейер, этот же принцип лежит в основе спортивных эстафет. Ценно здесь то, что при таком способе организации действия детей носят не только коллективный, но и высшей степени творческий характер. Эту работу начинаю с сюжетов, позволяющих детям действовать последовательно, но при этом активно использовать опыт, полученный ими в ходе работы, на базе описанной выше совместно-индивидуальной формы организации деятельности.

Например, мы создаем книжку – «Праздник числа». Это занятие синтезирует коллективное литературное и изобразительное творчество. Перед началом работы готовим одинаковые листочки бумаги (странички будущей книги) и материалы для рисования. В ходе коллективного обсуждения определяем главного героя собственной книги. Дети решают, что главными героями будут они сами и отправляются в путешествие в «Царство Математики». Затем дети выбирают понравившееся число. Проводим подготовительную работу по выбору загадок, стихотворений, пословиц, поговорок, сказок, где встречается это число. Затем ребёнок придумывает иллюстрацию на данной ему странице и вписывает туда свой  подобранный материал. После чего полученные странички соединяются. Кто выполнит работу раньше – создает обложку. У нас получается книжка «Праздник числа», написанная и проиллюстрированная коллективно.

Увлекательно и интересно проходят такие занятия как «Фабрика Деда Мороза».

Также класс плодотворно поработал над подготовкой выставки к 100-летию Республики Марий Эл.

Увлекательно и интересно прошла подготовка  к празднику « День мудрости- День пожилого человека. Поздравили подшефных ветеранов, а также поддержали школьную акцию в этом мероприятии.

3. Коллективные занятия на основе совместно-взаимодействующей формы организации совместной деятельности.

Коллективные занятия, построенные на базе совместно-взаимодействующей формы организации совместной деятельности, наиболее сложны в организационном плане. При этом они с полным правом могут быть отнесены к коллективному творчеству. Художественная композиция, выполненная таким образом, отличается от предыдущих принципиально. Она не просто составлена из распределенных заранее и сделанных индивидуально рассказов или рисунков -  она является итогом последовательного выполнения обособленных действий разных детей. Это в полном смысле слова – плод коллективного творческого мышления, совместного планирования, активного взаимодействия на всех этапах работы. В этих условиях от каждого требуется инициатива и в тоже время готовность и способность согласовывать свои идеи и действия с общими задачами. Мною были разработаны задания, в результате которых группой создавалась одна общая композиция, но игровые сюжеты позволяли придать процессу творческого взаимодействия ступенчатый характер. На первом этапе дети работали в парах и в небольших группах, на последующих этапах взаимодействие осуществлялось между этими парами и группами.

Например, к 100-летнему юбилею Сернурского района мы выполнили работу «Мой поселок».

Занятие я начинаю с беседы о городах, поселках, их основных особенностях, о людях, которые их проектируют и строят, о тех, кто в них живет. В ходе беседы выясняю общий уровень развития детей, их знания в области градостроительства и жизнеобеспечения современных городов, поселков.

Обязательно  даю детям новые знания из этой области, т.к. младшие школьники часто не знают совсем либо знают очень мало о специфике работы архитекторов, о деятельности служб жизнеобеспечения. Следующий этап работы – составления плана застройки нашего поселка. В ходе обсуждения решаем, что в поселке будет одна большая центральная улица и несколько маленьких, река, через которую мы построим мост, на улицах будут клумбы, газоны. Кроме того, жителям необходим транспорт. После этого делю детей на три группы: «архитекторов-строителей», «транспортников» и «архитекторов-озеленителей».

Разделенные таким образом дети в начале работают  в своих группах. «Архитекторы-строители»  рисуют общественные здания, жилые дома. «Озеленители» проектируют газоны, цветочные клумбы. «Транспортники» рисуют автомобили и оформляют дороги.

Планируя объем и распределяя задания, каждая группа исходит из потребностей воображаемых жителей поселка. Каждый ребенок в рамках общей темы имеет возможности для проявления своих творческих способностей, может раскрыться с той стороны, где он наиболее силен. При выполнении работы дети обращаются за помощью друг к другу, взаимодействуют с другими группами. Например, соотнесение масштаба  выполняемых изделий. Особенно радует, когда появление помощи проходит без прямого участия учителя.

По мере готовности изображения вырезаются и наклеиваются на общий лист, заранее приготовленный мною с фоновым рисунком.  Стараюсь на этом этапе деликатно организовать действия детей так, чтобы были реализованы все позитивные идеи и предложения. Завершаем работу коллективным анализом полученных результатов. Проводим его в форме игры – «Экскурсия по нашему поселку».

Заключение.

Коллективная деятельность имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством. В  коллективной деятельности любой младший школьник самоутверждается, демонстрирует такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит, проявляет свои лидерские качества.

Коллективная творческая деятельность важна и значима. Познакомившись с моими первоклассниками, обратила внимание на то, что многие дети обладали слабой речью, боялись выразить свое мнение, не умели совместно договариваться в играх. На этой почве между ними часто возникали конфликты. Детей в классе много, все они из разной социальной среды. Я задумалась, как научить их дружить, чтоб «один за всех и все за одного». И именно коллективная деятельность помогает мне в решении этой задачи.

К 4 классу мои ребята будут уметь спорить, отстаивая свое мнение, не боятся задавать вопросы,  будут активны в получении новых знаний, уже самостоятельно организовывают классные праздники. Теперь они осознают, что их окружают такие же люди как они сами, со своими характерами и привычками.

Безусловно, коллективная деятельность дала свои положительные результаты. Во-первых, у детей исчезли тревожность, страх оказаться неуспешным. Во-вторых, они стали коммуникабельны. В-третьих, повысилась мотивация к учебе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Нельзя переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простые формы. Нужно время, нужна практика.

Успехи, достигнутые детьми, радуют меня. Я убедилась еще раз, что успешность совместной деятельности заключается в каждодневной плодотворной работе учителя и учеников и зависит от правильной организации.

 

.  .  .