Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Чтение с листа как один из важнейших навыков в развитии юного музыканта

Дата публикации: 2021-10-04 21:41:21
Статью разместил(а):
Александрова Любовь Алексеевна

Чтение с листа как один из важнейших навыков в развитии юного музыканта

Автор: Алесандрова Любовь Алексеевна

МБУ ДО «ДМШ №17 им С.З Сайдашева», г. Казань

 

Основной задачей обучения в музыкальной школе является умение музицировать, подбирать по слуху, разбирать новые произведения, поскольку не все учащиеся станут профессиональными музыкантами.

Всего сто лет  назад музицирование было частым времяпрепровождением для музыкантов-любителей, а чтение с листа - необходимым умением и навыком. В наше время, несмотря на все более развитый виртуозно-исполнительский уровень, учащиеся с каждым годом все меньше, и, соответственно, хуже читают с листа. Конечно, в первую очередь, это ответственность преподавателя, но реальность такова, что преподаватели сейчас более озабочены сдачей технических, академических зачетов и переводных экзаменов. Кроме этого, есть и другие причины:

1. Укрепившаяся практика исполнять произведения наизусть. При быстром заучивании текста основная работа над репертуаром проходит без нот, что мешает свободно ориентироваться в незнакомом нотном тексте.

2. Развитие средств звукозаписи и обилие материала на интернет-ресурсах обеспечило слушателю доступ к музыкальной информации, и музыканты чаще знакомятся с произведениями не через нотную литературу, а через аудио или видеозаписи. Эту причину не стоит считать негативной, но при таком изучении новой программы ученик должен иметь перед глазами нотный текст произведения, с которым он знакомится. В этом случае параллельно развивается музыкальный слух и внутренняя интонация.

3. При зачислении ребенка в ДШИ или ДМШ отсутствует конкурентный отбор, и среди поступивших очень мал процент тех, кому интересно самостоятельное музицирование, и в ком есть мотивация к изучению новых умений и навыков.

4. Отсутствие в нагрузке ученика отдельного занятия для развития навыка чтения с листа.

Примерный список требований к программе учащегося за год составляет 4 этюда, 4-8 гамм, 6-10 произведений, в зависимости от года обучения, но этого объема недостаточно для формирования хорошего навыка чтения с листа. При этом, уже сформированное умение решает целый ряд задач в обучении учащегося:

- минимизируется сопротивление при изучении нового материала, соответственно, ученик быстрее продвигается при знакомстве с  новым произведением;

- расширяется кругозор, учащийся становится эрудирован в итальянских терминах, темповых обозначениях, динамических оттенках;

- развивается мышление, музыкальный слух, зрительная и мышечная память;

- облегчается задача организации исполнительского аппарата, развиваются сложные двигательные навыки;

- формируется база для самостоятельного музицирования, игры в ансамбле, оркестре.

Исходя из личного опыта, я советую заниматься чтением с листа на каждом уроке, сразу после разыгрывания, пока ребенок не устал и его реакции более быстрые. По времени можно выделить на эту работу от пяти до десяти минут, в зависимости от количества задач, которые поставлены преподавателем на занятии по основному репертуару. Необязательно доигрывать произведение, которое читает ученик, до конца, поскольку на начальном этапе нужно приучать учащегося к работе с незнакомым текстом, но не с формой произведения.

Процесс чтения с листа представляет собой сложную высокоорганизованную систему, основанную на теснейшем синтезе зрения, слуха и моторики, его формула: «вижу - слышу - играю».

В этом методе работы важна систематичность, потому что, читая с листа на каждом уроке, ребенок привыкает к связи «вижу - слышу - играю», включая в работу зрительную память (охватывая знакомые ритмические группировки, восходящие и нисходящие пассажи, особенности национальной народной музыки: пентатоника, мелизмы и т.п.), внутренний слух (предслышание того, что сейчас будет исполнять), и развивая исполнительский аппарат, в котором важную роль играет мышечная память.

Начинать формирование умения читать с листа нужно с довольно простых произведений, на 2-3 класса меньше того, в котором обучается ребенок. На легких пьесах легче сформировать базу «вижу - слышу - играю» и заинтересовать, замотивировать ученика на дальнейшее обучение навыку. Постепенно усложняя репертуар для читки, со временем можно подключить к процессу обучения концертмейстера (в старших классах). Конечно, это будет сложнее для обоих участников процесса, а еще в этом варианте меняются задачи исполнителя: важно вместе начать и вместе закончить, здесь не так важно содержание, сколько важны форма произведения и единый метроритм.

Очень удобно начинать формирование навыка вместе с началом обучение на инструменте, поскольку именно в первый год учащиеся проходят наибольшее количество произведений. Чем больше первоклассник читает, тем проще ему ориентироваться на грифе, он быстрее осваивает октавы, ритмические группировки, а также штриховые особенности и закономерности, связанные с воспроизведением метроритмической организации музыки.

Из этапов работы по формированию навыка можно выделить следующие:

- Подготовительный этап. Ученик определяет тональность, отмечает для себя ключевые знаки, размер и технически сложные места, не задерживаясь на этом этапе, именно «пробегая глазами», без детального разбора, потратив на все от 30 секунд до минуты.

- Основной этап. На этом этапе идет непосредственно работа с текстом, в приблизительном темпе, или даже в медленном, если это трудный текст со сложными ритмическими группировками. При работе с текстом глаза ребенка читают его чуть быстрее, чем воспроизводят руки для того, чтобы исключить ненужные остановки после каждого такта - двух, делая исполнение произведения непрерывным. Особое внимание следует уделить аппликатуре, поскольку ее правильное воспроизведение значительно облегчает процесс чтения с листа.

- Заключительный этап включает в себя анализ прочитанного произведения и своей работы: что получилось и не получилось, на что нужно обратить внимание при следующей читке и, если позволяет время, вернуться к технически сложным местам, которые не получились с первого раза.

Формирование навыка быстрого чтения нот с листа неразрывно связано с общим музыкальным развитием ребенка, а наилучшие результаты достигаются при условии, что умение формируется с первых шагов обучения.

Опыт показывает, что даже слабые учащиеся, систематически играя с листа, достигают с каждым разом все лучших результатов, у них появляется интерес к занятиям на инструменте, минимизируется сопротивление при изучении нового материала.

Умение свободно читать с листа незнакомые произведения благоприятно влияет на ход учебного процесса, ускоряя изучение нового репертуара, помогает учащимся серьезно углубить знания музыкальной литературы, знакомит с различными жанрами и характером исполняемых произведений.

Задача педагога - привить ученику любовь к чтению с листа, чтобы этот процесс доставлял обоим сторонам радость , а не муки творчества.

При выпуске из ДМШ или ДШИ ученик должен уметь воспроизводить желаемое произведение, музицировать в кругу друзей и получать удовольствие от того, чему научился в музыкальной школе.

 

.  .  .