Реализация метода проекта в кружковой работе. Опыт практического применения
Реализация метода проекта в кружковой работе. Опыт практического применения
Автор: Вдовина Вера Николаевна, к.ф.н.
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт среднего профессионального образования
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению роли и значения метода проектов во внеурочной кружковой деятельности.
Ключевые слова: проектный метод обучения, творческое мышление.
Ведущая тенденция развития современной науки – её обращение к своим мировоззренческим истокам, “возвращение” к человеку. Переориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции, - важнейшая задача, поставленная самой жизнью. В этой связи, актуальной является кружковая работа в учебном заведении. Преподавание социально-политических дисциплин в СПО будет более успешным, если учебный материал, усвоенный на занятиях, углубляется и осознается во внеклассной деятельности.
В данном контексте особого внимания заслуживает развитие в отечественной практике проектных методик, предполагающих самостоятельную творческую работу студентов над индивидуальным или коллективным проектом, не имеющим определенного эталонного решения.
Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная на интеграцию фактических знаний, полученных при изучении смежных дисциплин, их применение и приобретение новых знаний и умений, как правило, путем самообразования. Используя метод проектов, становится возможным провести весь цикл действий от общей формулировки проблемы до получения конечного результата и фиксирования его в виде готовой документации.
Критерием эффективности учебного проекта является, практическая ценность, самостоятельность исследования, гибкость в направлении и скорости работы, ориентация на способности, широкий спектр охватываемых задач, взаимодействие участников проекта.
Всем перечисленным критериям удовлетворяет методика, апробированная автором статьи во внеклассной кружковой работе. Более 10 лет я являюсь руководителем дискуссионного политического клуба в колледже. Опытом реализации метода проекта в работе политического клуба мне и хотелось бы поделиться.
Первое знакомство студентов с методом проекта происходит в форме презентации данного метода, а также студенческих проектов прошлых лет обучения с указанием слабых и сильных мест. Следует подчеркнуть важность роли преподавателя на этом этапе, в связи с необходимостью побуждения в студентах мотивации к самостоятельной проектной деятельности. Важно убедить студентов в их личной заинтересованности в получаемых знаниях, их полезности в дальнейшей жизни. Чтобы был реализован этот принцип, желательно использовать проблемы реальной жизни или максимально приближенные к ней. Суть метода проектов заключается в стимулировании интереса студента к определенной проблеме.
Наиболее эффективным является работа над проектом в малых группах, на которые делятся участники политической дискуссии. Команды с непосредственным участием руководителя определяются с выбором тематики проекта, обозначают его рамки, назначают роли участников проекта, а также его ресурсное обеспечение.
Политическая тематика проектов может включать следующие проблемы:
а) анализ структур и сил, которые для политических лидеров, элиты являются целью или средством - это, прежде всего, политическая власть, господство, порядок;
б) исследование политических институтов и субъектов политики;
в) анализ политической системы, политической среды и т.д.;
г) анализ политического процесса во всей его совокупности: революция, реформы, политическая модернизация, избирательная кампания, конфликты, политическое событие и т.д.
Практическая мотивация преподавателя при выборе тем - приблизить работу в клубе к практике повседневной жизни (путем формирования у студентов навыков эффективной коммуникации, адаптации к быстроменяющимся условиям жизни, повышения психологической стрессоустойчивости, обучения навыкам урегулирования конфликтов и т.д.).
Ниже представлена таблица этапов реализации проекта на тему: «Российский парламент сегодня и завтра», выполненного студентами 3 курса.
Идея проекта. В данном проекте реализуется модель Российского парламента, в которой будет отражена расстановка политических сил. Студенты попытаются ответить на вопрос: "Является ли Российский парламент институтом демократии?"
Целевая аудитория: преподаватели и студенты колледжа.
Тип проекта:
· По доминирующей деятельности - исследовательский и ролево-игровой проект
· по предметно-содержательной области - межпредметный;
· по характеру контактов - внешний;
· по количеству участников - групповой;
· по продолжительности выполнения - долгосрочный.
Тематический охват проекта: для реализации проекта студентам необходимо изучить следующие вопросы: политические партии; избирательные политические системы; политические идеологии; политический режим и его формы; демократия как форма общественного развития.
Предметы, с которыми связан данный проект: информатика, история Отечества, «Основы государства и права», «Основы экономической теории», «Обществознание»
Цели проекта.
- развитие интереса к изучению политической составляющей общественной жизни человека;
- систематизация знаний об одном из важнейших субъектов политических отношений в обществе – политических партиях России;
- применение теоретических знаний о политических партиях к объяснению и пониманию основополагающих принципов демократии, представительства, политического плюрализма, выборности должностных лиц, а также политики в целом;
- формировании у студентов навыков самостоятельного анализа политической действительности;
- усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе - политическая социализация;
- организационно-деятельностная игра, в ходе которой имитировалась полемическая ситуация, по-поводу, степени осуществления демократических процессов в России.
Цель игры:
а) введение студентов в плоскость практико-теоретических (политологических) проблем;
в) обучение студентов "эзотерическим" способностям: умению моделировать, проектировать, программировать, обыгрывать политическую ситуацию;
- обучение работе с информацией: целенаправленному поиску, методам поиска и отбора, анализу и оценке свойств информации; знакомство с систематизацией, различными способами обработки и хранения информации;
- развитие познавательного интереса, творческой активности, умения излагать мысли;
- повторение и закрепление основного программного материала;
- развитие умения работать с дополнительной литературой, правильно выбирать источники информации;
- развитие логического мышления, памяти, внимания;
- совершенствование мыслительных приемов анализа и синтеза;
Таблица 1. Этапы выполнения проекта.
№ |
Наименование этапа проекта |
Результат этапа |
Форма контроля |
1. |
Организационный этап |
План-график выполнения проекта - постановка проблемы проекта, определение его целей и задач, планирование деятельности каждого участника, этапов и сроков выполнения работы. Выбор каждым участником для себя определенной роли, обусловленной характером и содержанием проекта (лидер партии, журналист, оппозиционер, адвокат, эксперт, политолог); |
Доклад с обоснованием актуальности и возможности его реализации |
2. |
Поисковый и исследовательский этап |
Работа над фактическим содержанием проекта с использованием всех видов информационных ресурсов. Исследование политической платформы думских партий Российской федерации; Исследование законотворческой деятельности и ее практической значимости. |
Собеседование с руководителем. Технические коллективные (идущие регулярно) консультации, по форме проведения, напоминающие нетрадиционное экспертное совещание с применением экспертных процедур и методик политического консультирования. |
3. |
Проведение социологического исследования. |
«Изучение общественного мнения». (Вопрос: «является ли, на Ваш взгляд, Российский парламент институтом демократии?») |
а) Собеседование с руководителем |
4. |
Тестирование продукта |
Представление всех результатов работы: а) подготовка сценария в соответствии с повесткой дня реального государственного органа власти, б) фиксация ролевых функций участников, в) разработка правил и процедур работы, г) отбор, оценка и экспертиза решения. |
Собеседование с руководителем Тестирование и оценка разработанного продукта студентами параллельного проекта |
5. |
Предъявление проекта и его продукта |
Конференция с элементами инсценировок, имитационная учебная игра с использованием игровых форм ("Выборы", "Политические дебаты"). Продукт проекта: а) Обработаны результаты социологического опроса и представлены на конференции; б) результаты проведения политических дебатов, презентация студентами наиболее затронувших их мнений и защита собственной точки зрения; в) анализ сайтов и информации о думских политических партиях России в Интернет; г) обзор видеоматериалов, отражающих сущность парламентаризма в России, найденных проектантами; д) публикация мнений участников конференции на сайте кафедры. |
Тестирование и оценка разработанного проекта студентами и преподавателями колледжа.
|
6 |
Анализ результатов проекта. |
Подготовка паспорта проекта |
Публикация мнений студентов на сайте кафедры |
Для реализации работы по методу проектного обучения использовались информационные ресурсы: дисплейные классы, мультимедийный проектор, доступ в Интернет.
Опыт применения метода проектов в кружковой работе дал определенные результаты.
Положительные результаты:
· Совершенствование политической и культурологической компетенции участников проекта
· Способность работать с информацией различных видов из разных источников, перерабатывать большие объемы информации с использованием информационно-коммуникационных технологий, собирать и интерпретировать соответствующие данные;
· Способность формулировать мысли, владеть навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, презентации;
· Способность к системному мышлению и применению методов системного анализа, выдвижению и обоснованию аргументов, критическому оцениванию аргументации;
· Способность к социальному взаимодействию в обществе, коллективе, с оппонентами; готовность к сотрудничеству и разрешению конфликтов; толерантность;
· Совершенствование методической компетенции – выполнение проекта и создание его паспорта
· Высокое качество проделанной работы, как в исследовательском плане, так и в плане оформления итоговых результатов и выводов.
· Во многих работах отчетливо проявляется инициатива студентов сделать больше, чем требуется в постановке задачи.
Проблемы, выявленные при использовании данной методики в кружковой работе:
· Неумение правильно оценить и формализовать постановку задачи в целом, и, как следствие, студенты не могут составить для себя план уже совершенно конкретных подзадач (этапов), которые необходимо выполнить в ходе работы, иными словами – плана своей работы.
· Возникают затруднения в поиске путей решения задач и осуществлении оптимального выбора при наличии альтернатив.
· Лингвистические сложности при аргументации выбора.
· В некоторых случаях студенты испытывают затруднения с проведением сравнительного анализа полученных результатов и формулировкой окончательных выводов.
· Неумение грамотно использовать термины и грамотно оформить полученный конечный результат и зафиксировать его в виде готовой документации. Отмечается отсутствие опыта изложения своих мыслей, полученных результатов и выводов на бумаге.
Опыт показал, что метод проектов будет эффективно работать
· если преподаватель в качестве цели своей деятельности будет рассматривать не столько формирование системы научных знаний, умений и навыков, сколько развитие у студента способности и готовности решать самостоятельно или в группе разнообразные социально востребованные проблемы;
· если будут созданы адекватные материальные и информационные ресурсы достаточное количество справочной литературы, технические средства обучения, доступ к Internet и т.д.;
· если вместо традиционных предметно-ориентированных уроков в учебном расписании появятся интегрированные курсы;
· наконец, если в содержании образования основными приоритетными компонентами обучения станут не столько глубокие знания, сколько опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.
Список литературы:
1. Минюк Ю.Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 6-8.
2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 272с. Стр. 71–76.
3. Фатеева И.А., Канатникова Т.Н. Метод проектов как приоритетная инновационная технология в образовании // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 376-378.