Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Приемы формирования каллиграфического навыка у обучающихся начальных классов

Дата публикации: 2021-08-16 22:44:38
Статью разместил(а):
Преображенская Мария Анатольевна

Приёмы формирования каллиграфического навыка у обучающихся начальных классов

Автор: Преображенская Мария Анатольевна

МОУ "СШ № 83 Центрального района Волгограда"

 

Мы с детства помним о «минутках чистописания» в начальной школе. Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком. С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее обучение и приобретение знаний было бы невозможно. Чтение и письмо тесно связаны между собой, но каждый из этих навыков имеет свою специфику. 

Специфика письма заключается в том, что оно имеет две стороны – графическую и орфографическую. Ребенок должен научиться писать не только четко и довольно быстро, но одновременно и грамотно. 

Проблема обучения письму была и остается актуальной до сегодняшнего дня. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты, т.к. для того чтобы разобраться в причинах трудностей обучения письму, необходимо знать процесс письма на разных этапах его формирования, влияние формирования навыка письма на развитие ребенка, его возрастные особенности и состояние здоровья. 

Актуальность проблемы обучения первоклассников каллиграфическому письму обуславливается прежде всего и тем, что в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, современному человеку приходится много заниматься образованием и самообразованием. Вследствие чего и возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром, красивом письме, основы которого закладываются именно в начальной школе. 

Период обучения грамоте – исключительно важный этап в формировании личности каждого ребенка. Именно с уроков обучения грамоте начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, тем самым открывая себе путь к дальнейшему образованию. 

Систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из главных задач школы. Работа над каллиграфией начинается с первых дней поступления ребенка в I класс и продолжается в последующих классах. 

Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности старательного отношения к выполнению любой работы. 

Вопрос о том, как учить ребенка писать, имеет несколько аспектов: 

- педагогический – методика и тактика работы учителя; 

- гигиенический, предусматривающий наиболее рациональное нормирование самого процесса и письма; 

- психофизиологический, являющийся основой и для рационального построения методики и для гигиенического нормирования. 

В отличие от устных форм речевой деятельности, которыми человек может овладеть и вне обучения (конечно, до определенного уровня), писать нужно учиться. Причем процесс этот длительный и непростой. 

Известный ученый психолог А.Р. Лурия отмечал, что «процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности». [5] 

Для того, чтобы правильно обучать учащихся чистописанию, надо знать, как у учащихся формируются графические навыки письма, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков. 

Почерк – это очень устойчивое индивидуальное образование. По почерку, как известно, возможна идентификация личности человека. С самого начала формирования навыка письма перед обучающимися встает ряд задач по овладению разными приемами. 

Ю.К. Бабанский выделяет следующие приемы письма [2.3]: 

1) сравнение образца с результатом письма; 

2) перевод звука в письменную букву и печатной буквы в письменную; 

3) написание букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения); 

4) соединение букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и так далее); 

5) сопоставление букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке; 

6) правильное наклонение письма. 

Успешность в обучении письму во многом определяется созданием таких гигиенических условий: правильный подбор мебели, правильная посадка, положение тетради, направление освещения, оптимальность формы ручки, продолжительность беспрерывного письма и т.д. 

По мнению многих методистов (Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова, Т.П. Сальникова, М.М. Безруких, Т.Е. Козлова и др.), формирование навыков письма у младших школьников не может выполняться без условий гигиены при письме: дети обучаются наклонному письму под углом в 65° к строке, тетрадь на парте лежит под 12 углом в 25°, в ходе письма кисть находится в одном и том же положении относительно предплечья, а движение руки по строке обеспечивается сгибанием руки в локтевом суставе и в плече, школьник держит ручку тремя пальцами, ручка должна быть направлена концом в правое плечо пишущего [4, с.23]. От создания соответствующих условий зависит выполнение важнейших гигиенических требований в процессе письма: соблюдение правильной посадки, положение ручки в руке, размещение тетради на плоскости стола и ее продвижения во время письма, что в итоге способствует профилактические нарушения осанки и зрения детей, повышению работоспособности, формированию четкого, быстрого письма. 

Таким образом, с самого начала формирования каллиграфического навыка письма перед обучающимися встает ряд задач по овладению разными приемами. В первые несколько дней обычно происходит ознакомление с этими приемами и первоначальное овладение приемом держания ручки, посадкой, положением тетради при письме. В связи с тем, что при формировании навыка письма требуется соблюдение многих условий и овладение рядом приемов, при первоначальном овладении графическими навыками наблюдается сложность распределения внимания ученика, упражнения в сознании нескольких задач одновременно. Начиная писать, ученик забывает о том, что в поле его внимание должно быть правильное положение тетради, что ручку не следует сжимать и давить на нее изо всех сил. Трудности в распределении внимания при письме продолжаются довольно значительный период, до тех пор, пока отдельные приемы не станут осуществляться довольно легко. Внимание учащихся сосредоточено на том, что в данный момент выполняется, и не предвосхищает следующего движения. Нельзя устранить и большое количество графических требований – соблюдение наклона, формы, величины, силы нажима и так далее. 

Обучение письму — это выработка графического навыка. Навык - это «действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля» [8, с.195]. 

Н.А. Федосова в работе «Особенности обучения письму шестилетних первоклассников» [9] в формировании навыка выделяет три основных этапа: 

I этап - аналитический - вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания. Большое значение имеет не только уровень развития ребенка, наличие определенных знаний и умений, но и способ объяснения, степень осознания выполненного действия (штриховка фигур, обводка трафаретов и другие упражнения, направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию и закруглять ее, соизмерять длину линии и т. п.); 

II этап - условно назван синтетическим - соединение отдельных элементов в целостное действие. 

III этап - автоматизация - фактическое образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматизации навыка являются быстрота, плавность, легкость выполнения. Как и всякий навык, он формируется в результате обучения, в результате формирования умений и на их основе выполнения ряда упражнений. 

Рассмотрим подробнее приемы формирования каллиграфического навыка. 

1. Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Это и есть основной прием обучения каллиграфическим навыкам письма. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально - в тетради ученика. 

Задача ученика - увидеть и понять, как надо написать, и воспроизвести у себя в тетради данный ему образец (буквы, буквосочетания, слова). Таким образом, если впервые учащиеся пишут буквосочетание, его надо обязательно показать на доске. В букварный период это приходится делать достаточно часто. 

Показ письма буквы, буквосочетания должен сопровождаться объяснением учителя: где сделать поворот, какой формы или величины та или иная часть буквы. Если сначала это делает учитель, то через некоторое время и ученик должен научиться объяснять, как писать, как соединять буквы. 

2. Списывание учащимися с готового образца - образца учителя на доске или в тетради, прописей. Это очень старый прием, основанный на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма. При списывании с образца и сравнение его с воспроизведенным. Хороший образец письма учителя влияет на письмо учащихся не только через сознательное копирование – это образец еще и для неосознанного подражания, которое в младшем школьном возрасте очень выражение. 

3. Копировальный способ. Его следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение осуществляется учащимися без достаточного осознание процесса письма и даже видение формы буквы. Иногда ученик может обводить букву, элемент не в нужном направлении. Однако при копировании, если оно осуществляется правильно, ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма - словом, того, чего иногда, зрительно воспринимая, он не может перенести в свое движение во время письма. Психологическое значение списывания с образца и обведение образца различно для формирования навыка письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет и раздражает ученика. В индивидуальной работе для исправления формы отдельных букв может быть проведено такое упражнение. В начале строки точками учитель прописывает две буквы и одну букву прописывает в середине строки. 

4. Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе. Здесь учащийся не просто опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Воображаемое письмо проводится или по написанному учителем образцу на доске, или вслед за письмом учителя на доске, по прописям. 

Учащиеся могут писать буквы и соединять их вообще без образа, по памяти, писать в воздухе, держа руку в руке. Такие упражнения оживляют процесс обучения. Недостаток этого приема в том, что учитель не может учесть, каков результат обведения, повторения движения, насколько точно дети воспроизводят движения и форму образца. 

Как копировальный способ, так и воображаемое письмо – это вспомогательные приемы, которые, помимо прямого влияния – удвоение движения, восприятия формы, привлекают внимания ученика, вызывает интерес к письму, разнообразят форму обучения. 

5. Анализ формы букв. Он может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы.  

Л.Р. Львов предлагает, что дети усваивают написание каждой буквы на отдельном уроке. «Огромная роль в обучении письму принадлежит анализу буквы, ее составных элементов, сравнению букв по написанию и начертанию. Необходимо развивать у детей аналитическое выделение формы буквы» [6, с.69].  

Учитель должен помнить, что поэлементный анализ не позволяет собой рассмотрение формы буквы и особенностей ее написания. Поэтому учитель вслед за этим объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, выполняет особенности формы буквы, размер соотношения элементов. Таким образом, анализ формы букв проводится по-разному, в зависимости от того, впервые ли вводится буква, насколько она сложна по способу написания. 

Если более легкая по форме буква в букварный период идет после написания более сложной (например, л после м), то достаточно провести сравнение с уже знакомой буквой, назвать состав и количество элементов и предупредить возможные и уже известные ошибки в письме этой буквы. Прежде всего нужен анализ элементов движения при письме. Основными элементами движения при письме являются движение вниз на себя и соединительное движение. 

6. Введение в обучение правил письма, которые учащиеся должны хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыком письма. 

Сознательное усвоение особенно необходимо тогда, когда навык еще совершенствуется, не стал автоматизированным. Знание правил при письме помогает учащимся улучшить свое письмо. Правила при письме должны формулироваться очень кратко, и их должно быть немного. Каждый учащийся должен усвоить эти правила и применять их на практике. Правила складываются из тех задач, которые ставит учитель перед учениками в процессе письма. 

В 1 классе (1-4) вводятся сначала правила, касающиеся посадки, положения тетради, затем уже правила, непосредственно связанные с процессом письма: 

  1. буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном; 
  2. необходимо писать буквы в словах на одинаковом расстоянии друг от друга; 
  3. писать надо красиво. 

Со 2 класса вводятся такие правила: 

  1. буквы в словах следует писать одинаковой высоты (2-е полугодие); 
  2. слог пишется безотрывно; 
  3. писать надо быстро и красиво. 

Учитель должен вводить эти правила постепенно. Так, он может сначала ввести правила написания с одинаковым наклоном. Это правило объясняется уже в добуквенный период. Дети уясняют, что такое наклонная линия, что значит писать с наклоном и повторяют за учителем, что они должны писать прямые, но наклонные палочки. При переходя к письму букв, слогов и слов формируется правило о наклонном письме. Затем при переходе к письму предложений вводится правило о равномерной расстановке букв. После того как объяснены приемы безотрывных соединений букв, формулируется правило о безотрывном письме. Правило – писать надо красиво – является как бы выводом из предыдущих. Что значит писать красиво? Писать чисто, без помарок, не заходить за поля, писать ровно и наклонно, не обводить буквы дважды. 

7. Письмо под счет или в такт счету. Этот прием при обучении письму применялся давно. Письмо под счет способствует выработке плавного, ритмического письма определенного темпа. Этот прием оживляет работу, вызывает интерес к письму. Это вспомогательный прием, который не следует применять слишком длительно и постоянно, чтобы не делать работу однообразной. 

8. Прием ошибочного написания, можно считать еще одним из приемов обучения, служит для того, чтобы дети сами увидели, в чем ошибка, почему буква, слог, слово написаны неправильно и нашли ответ, как не допустить таких ошибок. При этом в 1 классе лучше не наносить на доску пример ошибочного написания букв. Детям рекомендуется самим найти у себя ошибку и исправить. 

Во 2 и 3 классе общую для многих учащихся ошибку учитель выносит на доску. Учитель может применять и еще ряд приемов. Применяются также приемы взаимопроверки. Дети любят оценивать работу соседа и часто хорошо видят чужую ошибку. Учитель должен ориентировать детей не на оценку работы, а на помощь: помочь увидеть недостаток и объяснить, как его исправить. При взаимной проверке детям дают конкретные задания: проверить, как написан тот или иной элемент буквы, проверить какое-то соединение или расстояние между словами и т.д. 

Авторские приемы обучения письму.

1) Рассмотрим систему обучения письму Веры Алексеевны Илюхиной "Письмо с секретом". Методика каллиграфии В.А. Ильюхиной. Суть этой методики заключается в следующем: 

· упрощение письма; 

· строгий размер движения – тайна красивого и быстрого письма; 

· систематическое повторение базовых 7 упражнений: 

· 1 упражнение: на развитие глазомера ребенка 

· 2 упражнение: прямая с закруглением внизу отрабатывается на соответствии 3 вариантов элементов («пуанты») 

· 3 упражнение «Секрет» 

· 4 упражнение: правописание буквы «и» - царицы букв; 

· 5 упражнение: конструирование букв; 

· 6 упражнение: «Шалашики» - образуются при условии правильного соединения букв: верхнее/нижнее/среднее; 

· 7 упражнение: «Гнездышко» - образуется при соединении элемента «прямая с закруглением вверху/внизу» (дети отмечают точками) 

Таким образом, авторская технология «Письмо с секретом» помогает не только получить хорошее качество работ учащихся, но и  развивает внимание, память, письменную и устную речь. 

Красивое письмо- это очень важный и нужный процесс. Аккуратные, красивые работы дают не только грамотное письмо, но и сказываются на формировании мира ребёнка, помогают ему расти внутренне красивым человеком. 

2) А всё обучение по системе Е.Н. Потаповой, условно разделено на 3 этапа.  

Первый этап - развитие мускульной памяти. 

У детей от 4 до 7 лет мускульная память очень цепкая и наиболее возбудимая. Дети учатся различным видам штриховки. Штриховать начинают на первом уроке обучения грамоте. У каждого ученика есть альбом для штриховки, альбом для раскрашивания, простой и цветные карандаши, фломастеры, ручки с цветными пастами, трафареты с геометрическими фигурами, фигурками животных и предметов, набор лекал. Сначала для штриховки используют геометрические фигуры, штрихуя их параллельными отрезками, затем учатся составлять из них простейшие фигуры. Начиная с октября, учащиеся могут штриховать волнистыми линиями, полуовалами, петлями. Первоначально учитель всегда указывает стрелкой направление штриховки. При штриховке следует соблюдать следующие правила: нельзя выходить за пределы фигуры, нельзя штриховать справа налево, расстояние между штрихами должно быть равно ширине строчной буквы. 

Второй этап - развитие тактильной памяти. 

Основная цель этого этапа - соединение в памяти ребенка образца заглавной (прописной) и строчной буквы и их соединений. Кроме тактильной информации дети получают и зрительную и слуховую информацию, у них развивается чувство языка, орфографическая зоркость. Этот этап начинается с изучения первой буквы и продолжается до конца изучения букв. Из наждачной бумаги вырезаются буквы размерами 600x700 и 350x300 мм, затем буквы наклеиваются на карточки 180x140 мм. Или в альбом. Ширина буквы - 3 мм. Указательным пальцем правой руки ученик ощупывает контуры буквы, запоминает образы букв, их различие, элементы букв, направление письма. 

Третий этап - письмо букв с помощью специальных трафаретов. 

Этот этап длится 10-14 дней. За это время у детей закрепляются навыки, отработанные на первых этапах: вырабатывается правильный наклон букв, отрабатывается направление письма, написание буквы и ее элементов. Вкладыш - это написанные тушью буквы и их соединения. Подложив вкладыш под страницу, буквы обводят. И так развитие мелкой и крупной моторики напрямую связано с речью ребенка. Делая упражнения, направленные на укрепление мышц руки, мы тренируем мозговую деятельность. 

Выводы: 

Выше изложенные приемы - это основные приемы, применяемые в обучении каллиграфическим навыкам письма. Кроме этих приемов, можно отметить и некоторые другие, такие как рисование детьми бордюров, штриховка мелких форм и других. На разных этапах обучения степень применения того или иного приема будет различной, что зависит от уровня овладения навыками письма. 

Методика обучения письму имеет богатый арсенал приемов обучения письму. И реализация, и эффективность вышеуказанных приемов при обучении детей каллиграфическому письму зависит от знаний учителя и его мастерства, а также от учета индивидуального подхода к каждому из детей. 

Формирование каллиграфического навыка – весьма сложный и длительный процесс, требующий целенаправленных действий, которые могут выполняться точно и быстро только после их многократных повторений. Это требует и времени, и определенных усилий, и знания всех тонкостей письма со стороны учителя, а также терпения и упорства со стороны обучающегося. Добиться каллиграфического почерка можно лишь при систематическом соблюдении учеником всех правил четкого письма. Старание, необходимое учащемуся для выполнения письменных упражнений, возникает лишь в том случае, если обучающийся понимает значение этих упражнений и имеет заинтересованность в достижении целей, а также осознает недостатки своего письма и умений. Очень важно при оценке результатов работы обучающегося внушать ему веру в успешность решения поставленных задач, а встречающиеся недочеты должны побудить ребенка к упорному преодолению возникающих затруднений. 

Формирование каллиграфического навыка письма младших школьников является одной из важнейших задач начальной школы: именно от начальной школы зависит то, как ребенок будет относиться к процессу письма в дальнейшем. Учителю начальных классов важно не только способствовать формированию каллиграфического почерка, но и развить в каждом ученике потребность в правильном, красивом и скором письме. 

          

Литература: 

1. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников//Начальная школа. – 1999. - №4. 

2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / [сост. М.Ю. Бабанский ; авт. вступ. ст. Г.Н. Филонов, Г.А. Победоносцев, А.М. Моисеев; авт. коммент. А.М. Моисеев]; Акад. пед. наук СССР. - М: Педагогика, 1989. – 558.

3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. 208 c.

4. Горецкий В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Н.А. Федосова. – М.: Просвещение, 2003. 

5. Лурия А.Р. Очерки психологии письма. – М., 1950. 

6. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. - М: «Просвещение», 1987. 

7. Потапова Е.Н. Обучение письму младших школьников // Начальная школа. – 1987. – №6. 

8. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения».- М.: Просвещение, 1979. —с. 431. 

9. Федосова Н.А. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников / Н.А. Федосова // Начальная школа. -1987. -№4. 

10. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. Давыдова В.В., Зинченко В.П. – М., 1989. 

 

.  .  .