Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Итоговая контрольная работа по истории в 10 классе

Дата публикации: 2021-06-07 15:54:28
Статью разместил(а):
Карамова Светлана Владимировна

Итоговая контрольная работа по истории в 10 классе

Автор: Карамова Светлана Владимировна

МБОУ "СОШ № 94", г. Новокузнецк

 

1. Расположите в хронологическом порядке исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) Брусиловский прорыв

2) Крымская конференция

3) Аншлюс Австрии

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

        ГОДЫ

А) создание Красной армии 

Б) свержение монархии

В) X съезд партии и решение о переходе к НЭП

Г) бегство Деникина из России

1) 1917 г.

2) 1918 г.

3) 1919 г.

4) 1920 г.

5) 1921 г.

6) 1922 г.

3. Ниже приведён перечень названий партий и общественных течений XIX — начала XX в. Все они, за исключением двух, относились к социалистическому направлению общественной мысли. Найдите и запишите термины, относящиеся к другому историческому периоду. 

1) народники; 2) октябристы; 3) эсеры; 4) кадеты; 5) анархисты; 6) большевики 

4. Напишите пропущенное понятие (термин).

Социально-экономическая политика большевиков в годы Гражданской войны называлась ...

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

ФАКТЫ

А) внутренняя политика Николая I 

Б) новая экономическая политика

В) первая русская революция 

Г) первые преобразования большевиков

1) издание Манифеста 17 октября 

2) укрепление самодержавия

3) отмена всеобщей трудовой повинности 

4) принятие Декрета о земле

5) вступление России в Лигу Наций 

6) создание Временного правительства

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ:

А) «Тяжкое бремя возложено на Меня волею Брата Моего, передавшего Мне Императорский Всероссийский Престол в годину беспримерной войны и волнений народных.

Одушевлённый единою со всем народом мыслью, что выше всего благо Родины нашей, принял Я твёрдое решение в том лишь случае воспринять Верховную власть, если такова будет воля народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием, чрез представителей своих в Учредительном собрании, установить образ правления и новые Основные Законы Государства Российского.

Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан Державы Российской подчиниться Временному правительству, по почину Государственной Думы возникшему и облечённому всею полнотою власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок, на основании всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, Учредительное собрание своим решением об образе правления выразит волю народа».

Б) «В октябре революционные партии и профессиональные организации участвовали в организации всероссийской политической стачки. В ночь на 7 октября стачка началась на Московской железной дороге, а затем перекинулась на другие дороги. Парализовав движение на железных дорогах, стачка 13 октября была поддержана рабочими и служащими основных промышленных городов России. Участники выдвигали требования: свержение самодержавия и завоевание демократических свобод. Во всеобщей стачке приняло участие более 2 млн человек... 9 октября С. Ю. Витте обратился к царю с докладом: «Идея гражданской свободы восторжествует, если не путем реформы, то путем революции... «Русский бунт, бессмысленный и беспощадный», все повергнет в прах. Какою выйдет Россия из беспримерного испытания — ум отказывается себе представить; ужасы русского бунта могут превзойти все то, что было в истории». После экстренного совещания 16 октября царь одобрил проект манифеста. 17 октября манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», написанный Витте, опубликовали».

ХАРАКТЕРИСТИКИ:

1) Одной из причин принятия, упоминаемого в источнике Манифеста, была всероссийская политическая стачка.

2) События, о которых идёт речь в отрывке, происходили в 1914 г.

3) Одной из причин события, о преддверии которого говорится в отрывке, стало ухудшение положения рабочих в условиях русско-японской войны.

4) Автора документа зовут Михаил.

5) Документ составлен в XX в.

6) Одна из политических партий, появившаяся после принятия Манифеста, упоминаемого во фрагменте, была названа в честь даты его принятия.

7. Какие три решения были приняты на Потсдамской конференции? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) о разделе Восточной Пруссии между Польшей и СССР

2) об отказе использовать атомное оружие в войне

3) о системе четырехсторонней оккупации Германии и об управлении Берлином

4) о денацификации Германии

5) о разделе Германии на два государства

6) о принятии СССР «плана Маршала».

8. Заполните пропуски, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента. Запишите в ответ цифры в соответствии с буквами.

А) Тегеранская конференция «Большой тройки» проходила в ____________.

Б) Встреча наших войск с союзниками произошла на реке ____________.

В) Подписание Акта о безоговорочной капитуляции ______________ состоялось 2 сентября 1945г.

Пропущенные элементы:

1) Германии

2) Японии

3) 1943

4) 1945

5) Эльба

6) Висла

9. Установите соответствие между партийно-государственными руководителями и историческими событиями.

ГОС. ДЕЯТЕЛИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

А) В.И. Ленин

Б) И.В. Сталин

В) С.Ю. Витте 

Г) П.А. Столыпин 

1) I Съезд народных депутатов СССР

2) принятие плана ГОЭЛРО

3) подготовка манифеста об учреждении законодательной Государственной думы 

4) подготовка указа о праве крестьян выходить из общины с наделом 

5) подписание советско-германского Договора о ненападении

10. Прочтите отрывок из Декрета ВЦИК и укажите пропущенное слово.

«Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, _______, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом».

___________

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обознач-го буквой, выберите номер нужного элемента.

Год

Событие истории России

Событие истории зарубежных стран

____________ (А)

__________________(Б)

Цусимское сражение

1912 г.

__________________(В)

Первая Балканская война 

____________(Г)

Начало Первой мировой войны

___________________(Д)

1920 г.

Расстрел Колчака 

__________________(Е)

Пропущенные элементы:

1) Ленский расстрел на золотых приисках

2) 1905 г.

3) Покушение в Сараеве на эрцгерцога Франца Фердинанда

4) 1913 г.

5) Капповский путч в Германии

6) начало первой русской революции

7) «Кровавое воскресенье»

8) 1914 г.

9) Сражение на Марне.

12. Прочтите отрывок из воспоминаний участника событий.

«Подойдя к крепости, японцы решили взять её открытой силой, но ряд атак на наши позиции центра был неудачен. 3-го августа генерал Ноги прислал парламентёра с предложением сдать крепость, но собранный генералом Стесселем совет отклонил это предложение, а 6-го августа японцы начали артиллерийскую подготовку штурма и в тот же день перешли в наступление, направив после ряда демонстративных атак нашего западного фронта главный свой удар в центр наших позиций, против Орлиного Гнезда. Начался первый штурм Порт-Артура.

Первые дни японцы наступали густыми колоннами, думая массой задавить защитников крепости.

Строгая дисциплина, суровый военный закон, фанатизм и личная доблесть японцев приводили к тому, что японские батальоны, неся невероятные потери, всё же доходили до цели своих атак, хотя бы в составе нескольких человек и схватывались с нашими в штыки. В моём кратком обзоре невозможно описать всё то, что творилось под Орлиным Гнездом в дни с 6 по 11 августа включительно, дни сплошного, беспрерывного боя. Скажу одно, что доблесть была проявлена как с одной, так и с другой стороны. Два редута, №№ 1 и 2, на которых в то время сосредоточивался бой, много раз переходили из рук в руки, и в результате этого семидневного побоища японцы только овладели разрушенным фасом этих редутов, а внутренний остался в наших руках».

Выберите в приведённом списке три верных суждения.

1) Описанные события произошли в 1905 г.

2) Автор пишет о высоком уровне моральной и боевой готовности противника к сражениям.

3) Автор считает, что противник в результате описанного штурма полностью захватил редуты 1 и 2.

4) Русский генерал, упомянутый в отрывке, погиб в ходе обороны крепости, о которой идёт речь.

5) По итогам войны, в ходе которой произошли описанные события, был подписан мирный договор в городе Портсмуте.

6) В результате войны, в ходе которой произошли описанные события, Россия лишилась части острова Сахалин.

Рассмотрите схему и выполните задание

13. Напишите название периода отечественной истории, события которого изображены на карте.

14. Напишите фамилию генерала, который руководил боевыми действиями на юге против Советской России.

15. Цифрой «1» на карте обозначено место проведения решающей военной операции Красной армии на юге. Напишите его название.

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными?

1) На карте изображены события завершающего этапа войны.

2) Красной армии оказывали помощь союзники по Первой мировой войне.

3) К периоду войны, обозначенному на карте, относится переход через залив Сиваш.

4) На западе Красная армия воюет против войск генерала Н. Юденича.

5) Война завершилась подписанием Брестского мира.

6) Войсками Красной армии на юге командовал М. В. Фрунзе.

17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) «Последний день Помпеи»

Б) «Василий Теркин»

В) Зимний дворец

Г) церковь Покрова на Нерли

1) Данный памятник архитектуры создан при Юрии Долгоруком.

2) Автор творения в период «Оттепели» возглавлял журнал «Новый мир».

3) Творение создано в первой половине XIX в.

4) Этот архитектурный памятник создан в Санкт-Петербурге.

5) Памятник создан в XII в.

6) Автор поэмы покончил жизнь самоубийством

Рассмотрите изображение и выполните задание.

18. Какие два суждения о данном изображении являются верными?

1) Непосредственным участником события, которому посвящена карикатура, являлся Ф. Рузвельт.

2) Данная карикатура создана в 1935 г.

3) Событие, которому посвящена карикатура, оказало значительное влияние на смену внешнеполитического курса СССР.

4) Событие, которому посвящена карикатура, произошло в Берлине.

5) На данной карикатуре изображены представители Англии и Франции.

19. Укажите изображения объектов, построенных в годы руководства СССР того политического деятеля, при котором была создана данная карикатура.  

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Прочтите отрывок из декрета ВЦИК. 

«Открытое 5 января Учредительное собрание дало, в силу известных всем обстоятельств, большинство партии правых эсеров, партии Керенского, Авксентьева и Чернова. Естественно, эта партия отказалась принять к обсуждению совершенно точное, ясное, не допускавшее никаких кривотолков предложение верховного органа Советской власти, Центрального Исполнительного Комитета Советов, признать программу Советской власти, признать Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, признать Октябрьскую революцию и Советскую власть. Тем самым Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России. Уход с такого Учредительного собрания фракций... которые составляют сейчас заведомо громадное большинство в Советах и пользуются доверием рабочих и большинства крестьян, был неизбежен. 

А вне стен Учредительного собрания партии большинства Учредительного собрания, правые эсеры и меньшевики ведут открытую борьбу против Советской власти, призывая в своих органах к свержению её, объективно этим поддерживая сопротивление эксплуататоров переходу земли и фабрик в руки трудящихся... Поэтому Центральный Исполнительный Комитет постановляет: Учредительное собрание распускается».

20. Укажите год, когда был издан данный документ. Укажите название партии, составлявшей большинство в государственном органе, от имени которого издан данный документ. Укажите фамилию лидера этой партии в период, к которому относится данный документ. 

21. Какая инициатива была отклонена большинством Учредительного собрания? Почему она была отклонена? Выпишите предложение, в котором авторами документа сделан вывод о легитимности деятельности Учредительного собрания после отклонения этой инициативы. 

22. Укажите не менее трёх последствий роспуска Учредительного собрания. 

23. В 1930-х гг. партия и правительство прилагали большие усилия для укрепления мощи Красной Армии. Разрабатывались новые типы военной техники, под военное производство были выделены большие производственные мощности. В стране культивировался облик советского воина - патриота, непобедимого защитника. Но в июне-июле 1941 г. Красная Армия оказалась на грани полного разгрома в результате нападения фашистской Германии. Приведите не менее трёх объяснений тому, что Красная Армия оказалась в таком положении. 

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

"Подписание пакта о ненападении с фашистской Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР." 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение: 

1) … 

2) … 

Аргументы в опровержение: 

1) … 

2) … 

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об одном из исторических процессов: 

1. Великая российская революция 1917 г. 

2. Проведение в СССР новой экономической политики (НЭП). 

3. Коллективизация 

В сочинении необходимо:

— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного Вами процесса;

— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными Вами событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е! 

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений). 

— указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;

— используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного Вами процесса для истории России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к выбранному Вами процессу.

ЛИБО об ОДНОМ из исторических деятелей:

1. А.В. Колчак

2. И.В. Сталин 

3. М.А. Булгаков

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;

– назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е! 

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений). 

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной Вами);

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

  1. 132 

1б 

  1. 2154 

  1. 24 

2б 

  1. военный коммунизм 

1б 

  1. 2314 

2б 

  1. 4516 

2б 

  1. 134 

2б 

  1. 352 

2б 

  1. 2534 

2б 

10.    продналог 

1б 

11.    271835 

3б 

12.    256 

2б 

13.    Гражданская война 

1б 

14.    Врангель 

1б 

15.    Перекоп 

1б 

16.    136 

2б 

17.    3245 

2б 

18.    35 

1б 

19.    12 

1б 

20. - год издания документа - 1918г;

 - название партии - большевики;

- фамилия лидера - Ленин. 

2б 

21. - отвергнутая инициатива - "эта партия отказалась принять к обсуждению Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, признать Октябрьскую революцию"            - причина: не захотели признать Советскую власть;

- вывод о легитимности: "Тем самым Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России" 

2б 

22.  - разгон Учредительного Собрания содействовал развязыванию Гражданской войны;     - возможность разнородного социалистического правительства исчезла;

- правые эсеры и меньшевики встали на сторону белых в Гражданской войне

2б 

23. 1) внезапность нападения фашистской Германии, в том числе связанная с просчетами Сталина;

2) ослабление командного состава армии в результате сталинских репрессий;

3) устаревшая и не соответствующая требованиям момента тактика советских войск (неоправданное стремление к проведению контратак в неподходящих условиях);

4) вмешательство партийного руководства во главе со Сталиным в планирование военных операций (что стало одной из причин разгрома под Киевом);

5) недостаток современной техники в войсках к началу войны (быстрое устаревание боевой техники, созданной в середине 1930-х гг.);

6) помощь вермахту со стороны противников Советской власти, существующего режима, со стороны части населения недавно присоединенных территорий (Западная Украина, Прибалтика). Могут быть указаны другие объяснения.                                   3б 

25 – 5 баллов;   26 – 11 баллов

45 – 56 = «5»

30 – 44 = «4»

15 – 29 = «3».

 

15 – 29 = «3»

.  .  .