Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Технология моды"

Дата публикации: 2021-05-31 22:13:32
Статью разместил(а):
Федотова Наталья Александровна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Технология моды"

Автор: Федотова Наталья Александровна

ГБОУ СОШ «ОЦ» Южный город», пос. Придорожный

 

Пояснительная записка.

В настоящее время в промышленном производстве ощущается проблема нехватки квалифицированных технических кадров. Опыт предыдущих десятилетий в России показывает и доказывает необходимость ранней профориентации для начала формирования чувства идентификации работника с предприятием, а, следовательно, мотивации к дальнейшей эффективной трудовой деятельности. Важно заинтересовать будущих специалистов еще со школьной скамьи.

В процессе обучения, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях, знакомить с различными отраслями. Именно в этом возрасте необходимо рассказывать детям о современных производствах и технологиях, о достижениях в этих областях, об открытиях в сфере практических наук с тем, чтобы разбудить интерес у детей к профессиональной деятельности. Всё это может создать определённую наглядную основу, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания школьника. Именно поэтому очень важно создать у учащихся максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно при выборе специальности.

Программа «Технология моды» разработана для учащихся, возрастной категории 12-14 лет, которые хотят использовать свой творческий потенциал в профессиональной деятельности, изучить технологию, материалы и культуру дизайна, развить способность понимания законов и требований рынка и умения передавать задуманное в дизайне одежды.  Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребёнка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

 Программа разработана в соответстви с «Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей» Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. №06-1844, на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования 262019.03 Портной.

Цели и задачи программы.

Цель: Создание возможностей для развития новых качеств личности учащегося через овладение профессиональными компетенциями в области «Технология моды». 

Основные задачи:

- подготовить учащихся к преобразовательной деятельности в общественном производстве, способствовать формированию у них технологического мышления и творческих способностей;

- научить целенаправленно применять полученные знания и практические умения в поэтапном изготовлении изделия;

Образовательные задачи:

- познакомить детей с различными направлениями профессиональной компетенции «технология моды»;

- способствовать формированию знаний, навыков и умений в области проектирования и изготовления моделей одежды;

- приобщить ребенка к трудовому процессу, формировать стремление качественно выполнять различные виды работ; совершенствовать практические умения и навыки учащихся в обработке различных материалов;

- подготовить детей к осознанному профессиональному самоопределению, развивать творческую активность ребенка, его способности к само­стоятельному решению возникающих проблем и постоянному само­образованию;

Развивающие задачи:

- развивать дизайнерские качества: индивидуальный стиль, художественное видение;

- развивать внимание в процессе поузловой обработке изделия;

- развивать способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально - экономическим условиям;

- развивать коммуникативные способности;

Воспитательные задачи:

- способствовать формированию творческой личности, умеющей планировать свою работу, корректировать и оценивать результаты своего труда;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, терпение, самодисциплину и способность доводить начатое дело до конца;

- воспитывать экономичное отношение к используемым материалам, прививать основы культуры труда;

- воспитывать социально-психологическое чувство удовлетворения от изделия, сделанного своими руками;

- создавать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом.

Данный курс приобретает особую актуальность в связи с сокращением количества часов технологии в базисном учебном плане и является формой углубления интересов обучающихся, развития творческих способностей, природной одарённости, обогащения их знаний по теории и практике самостоятельного проектирования и создания одежды, её художественного оформления. Особенно это важно на сегодняшний день, когда профессии швеи, портного, модельера, дизайнера востребованы не менее любых других профессий.

Отличительной особенностью программы является интеграция с рядом учебных предметов: ИЗО, черчение, экономика, что является средством разностороннего развития способностей детей. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса. Курс программы выстроен от простого к сложному. Занятия состоят из теоретической и практической частей. На теоретической части занятия обучающиеся знакомятся с видами одежды, свойствами тканей, видами машинных швов, основными приемами моделирования и конструирования одежды, правилами техники безопасности при работе. При выполнении практических работ, обучающиеся, кроме освоения технологических приемов, включаются в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.

Виды и краткое содержание деятельности каждого направле­ния образовательного процесса Учебная и практическая деятельность –

приобретаемые знания:

- техника безопасности и основы гигиены труда при выполнении ручных, машинных работ и работ с примениением оборудования для ВТО;

 - физические и химические свойства основных и прикладных материалов (швейное материаловедение); специфика их при­менения, подготовка материалов к работе;

  • САПР, основные понятия в программе графического редактора по проектированию выкроек «Валентина».
  • ТУ, рисунки и графические схемы на выполнение поузловой обработки элементов женского лёгкого платья.

Приобретаемые умения:

  • овладение приёмами работы в программе по проектированию выкроек «Валентина»;

- выполнение приёмов технического моделирования швейных изделий;

- овладение приёмами работы на швейной машине с функцией вышивания Brother и выполнять художественную отделку швейных изделий;

- определение основных стиле й одежды и современные направления моды, составление базового гардероба;

- выполнение поузловой обработки элементов женского лёгкого платья.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Требования к уровню подготовки содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В результате освоения программы учащийся должен знать:

- терминологию и технические условия на выполнение ручных работ;

- терминологию машинных и технические условия на выполнение машинных работ;

- терминологию ВТО и технические условия на выполнение ВТО;

- технику безопасности;

- основы технологии пошива плечевого изделия с использованием готового лекала;

- приёмы работы в программе графического редактора по проектированию выкроек;

- рациональную раскладку выкройки на ткани;

- технологическую последовательность раскроя ткани.

В результате освоения программы учащийся должен уметь:

- организовать рабочее место при выполнении ручных, машинных и работ на оборудовании для ВТО;

- работать в программе графического редактора по проектированию выкроек;

- выполнять приёмы моделирования швейных изделий;

- выполнять обработку отдельных деталей и узлов в изделиях группы лёгкое женское платье.

- определять и исправлять дефекты швейных изделий;

- следить за состоянием швейной машины (выполнять чистку и смазку, заправку и регулировку) и устранять мелкие неполадки в ее работе;

- определять качество кроя и готового изделия;

- осуществлять самоконтроль в процессе выполнения производственной работы;

- правильно организовывать свое рабочее место, поддерживать на нем чистоту и порядок в течение работы;

Личностные и предметные результаты освоения данного курса.

Личностными результатами изучения данного курса являются:

- проявление учебно-познавательного интереса к технологии обработки швейных изделий и миру моды в целом;

- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

- развитие чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с миром;

- формирование навыка самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических и творческих работ;

- развитие эстетического сознания через освоения художественного наследия народов России и мира;

- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию;

- возможность реализовывать творческий потенциал в процессе создания швейных изделий, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

Регулятивные универсальные учебные действия:

- выбирать основные материалы и инструменты, средства художественной выразительности для изготовления швейных изделий;

- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- планировать свои действия при изготовлении работы;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности и вносить необходимые коррективы;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели.

Познавательные универсальные учебные действия:

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в работе с различными материалами и инструментами;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять эскизы, чертежи, выкройки, технические рисунки;

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров творчества;

- художественно-образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. пространстве Интернет;

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- находить дизайнерское решение при выполнении различных моделей одежды;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, фантазия, художественный вкус.

- возможность реализовывать творческий потенциал в процессе создания швейных изделий, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.

Ожидаемые результаты обучения по данной программе.

Конечный результат – это формирование творческой личности, умеющей проецировать полученные в ходе усвоения образовательной программы знания и умения на деятельность, преобразующую окружающую действительность.

Положительным результатом образовательной программы является самоопределение обучающихся – жизненное, социальное, личностное и профессиональное.

Учащийся, освоивший программу должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

- ориентироваться в правах и обязанностях членов коллектива;

- оценивать достоинства и недостатки собственной работы;

- участвовать в обсуждении возникающих творческих предложений в процессе работы;

- использовать полученные знания, умения, навыки для выполнения самостоятельных творческих работ;

- представлять продукты творческой деятельности на конкурсах;

- оценивать достоинства и недостатки собственной работы;

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

- анализировать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы;

- осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

Учащийся, освоивший программу, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

- быть в курсе последних тенденций моды, быть открытым для новинок;

- определять свойства и качество материалов;

- обслуживать швейное оборудование и оборудование для влажно-тепловой обработки узлов и изделий;

- выполнять поэтапную обработку швейных изделий различного ассортимента на машинах и вручную;

- соблюдать правила безопасности труда;

- пользоваться технической, технологической и нормативной документацией;

- выполнять поузловой контроль качества швейного изделия;

- определять причины возникновения дефектов при изготовлении изделий;

- уметь защищать свои творческие проекты.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, акциях, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий. Выставки могут быть:

- однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

- тематические - по итогам изучения разделов, тем;

- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Форма подведения итогов реализации программы.

Итоги подводятся в середине и в конце учебного года в ходе промежуточной и итоговой диагностики. Подведение итогов деятельности обучающихся проходит в форме защиты творческих проектов.

В рамках программы предусмотрен анализ и обсуждение членами коллектива качества пошива, посадки на фигуре, эстетических свойств изготовленных моделей. Оцениваются достижения каждого обучающегося по основным показателям:

– Эстетические качества моделей.
– Сложность изготовления модели.
– Качество обработки изделия.
– Самостоятельность изготовления.

Готовые творческие работы воспитанники демонстрируют на выставках творческих работ, защитах творческих проектов.

Организация учебного процесса. 

Программа имеет углубленный уровень освоения предметной деятельно­сти и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа с переменами 10 минут, объём обучения за год – 68 ч. Программа разработана с учетом возрастных особенностей обучающихся, для которых она предназначена, и базируется на компетенциях, приобретенных ими в общеобразовательной школе.

В организации обучения используются современные образовательные технологии:

  1. Информационно-коммуникационные технологии
  2. Технология проектного обучения.
  3. Игровые технологии.
  4. Интерактивные формы и методы обучения.

В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: комбинированные занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), беседа, консультация, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков.

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Так как работа при изготовлении изделий чаще сидячая и неподвижная, требующая большого внимания и напряжения глаз необходимо особое место отводить заботе о здоровье детей. Для этого проводятся физкультминутки, пальчиковые гимнастики.

Используются следующие средства обучения:

- учебно-материальные: швейное оборудование, оборудование для выполнения ВТО, манекены, зеркала, инструменты и приспособления для выполнения ручных работ, образцы волокон и тканей, журналы, книги, ТСО;

- дидактико – методические: методические папки, технологические и инструкционные карты, альбомы с образцами, эскизы;

- психолого-педагогические: познавательные задания, проблемные ситуации;

Знания, умения, навыки приобретенные учащимися, должны соответствовать образовательному уровню данной программы. Поэтому проверка и оценка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения.

Используются следующие виды контроля образовательного процесса:

- вводный (вначале занятия для закрепления знаний в форме беседы);

- текущий (наблюдение за деятельностью воспитанника);

- промежуточный (опрос, готовые работы);

- итоговый (готовое изделие).

Основное содержание программы «Технология моды»

Тема 1. Вводное занятие

Комплектование группы. Знакомство с программой курса. Правила поведения и техника безопасности. Организация рабочего места.

2. Введение в систему моды.

Тема 2.1. Образ в одежде.

Факты из истории развития искусства. Исторический костюм и его место в системе искусства.

Создание художественных образов (эскизов одежды), учитывая особенности фигуры, возраст, конструктивные линии и детали в одежде, зрительные иллюзии в одежде.

Тема 2.2. Тенденции моды (стиль, цвет, материалы, аксессуары и др.).

Общие сведения об одежде. Направление моды. Что такое одежда, костюм, гардероб, аксессуары? Стили и силуэты.

Подбор моделей согласно последним тенденциям моды. Подходы и способы к составлению гардероба.

3. Конструирование и моделирование. Основы цифрового, графического дизайна.

Тема 3.1. Правила снятия мерок. Виды графических редакторов по проектированию выкроек.

Инструменты и приспосабления для снятия мерок. Правила снятия мерок. САПР на швейном производстве и программа построения выкроек для индивидуального пользования.

Тема 3.2. Графический редактор для построения выкроек «Валентина». Работа в графическом редакторе «Валентина».

Программа «Валентина», знакомство с программой, приёмы работы: построение точек, линей и дуг.

Тема 3.3. Приёмы технического моделирования.

Изменение базовой конструкции модели при помощи приёмов технического моделирования на основе конструкции юбки.

4. Машиноведение.

Тема 4.1. ТБ. Основные сведения о работе швейной машины с функцией вышивания Brother.  

Виды строчек, получаемых на швейной машинае. Безопасность труда. Контроль за работой оборудования. Уход за швейной машиной.

Тема 4.2. Работа на швейной машине. Отработка строчек, получаемых на швейной машине.

5. Материаловедение.

Тема 5.1. Назначение тканей. Требования к подбору тканей для различного ассортимента одежды.

Ассортимент швейных изделий. Классификация и назначение швейных изделий. Термины и определения основных понятий в области готовых швейных изделий бытового назначения.

Тема 5.2. Клеевые материалы.

Сущность клеевого метода обработки деталей одежды; назначение и применение его при пошиве изделий разных ассортиментных групп. Виды и характеристика используемых клеевых материалов. Правила и приёмы обработки деталей изделия с использованием клеевых материалов.

6. Технология изготовления швейного изделия.

Обработка поясного изделия (брюки, юбка).

Тема 6.1. Раскрой изделия.

Основные теоретические сведения о последовательности раскроя брюк.

Провести раскрой брюк. Проверка и подготовка кроя к обработке (проверка наличия кроя, проверка линий деталей кроя в соответствии с рисунком или образцом модели, разметка на деталях кроя мест расположения вытачек, складок, карманов и других видов отделки, обмеловка и обрезка деталей кроя) перенести вытачки.

Тема 6.2. Подготовка изделия к I примерке. Первая примерка.

Основные теоретические сведения о последовательности подготовки изделия к I примерке брюк. Терминология машинных, ручных и утюжильных работ.

Тема 6.3. Сметывание и стачивание вытачек и боковых и шаговых срезов изделия.

Основные теоретические сведения о дефектах изделия после I примерки. Терминология машинных, ручных и утюжильных работ. Перенести вытачки. Стачать вытачки, боковые и шаговые срезы брюк, обметать срезы.

Тема 6.4. Обработка переднего среза застёжкой-молния.

Основные теоретические сведения о застёжках и их значении. Терминология машинных, ручных и утюжильных работ. Обработать передний срез брюк застёжкой-молния.

Тема 6.5. Обработка пояса.

Терминология машинных, ручных и утюжильных работ. Обработка пояса.

Тема 6.6. Обработка нижнего среза изделия. Окончательная отделка изделия. ВТО.

Основные теоретические сведения о способах обработки нижнего среза брюк разными способами. Терминология машинных, ручных и утюжильных работ. Обработка нижнего среза изделия по выбору: «швом вподгибку с закрытым и открытым срезом», «обработка низа тесьмой». Технология обработки плечевого изделия со пущенной проймой (блуза).

Тема 6.7. Плечевое изделие с цельнокроёным рукавом.

Разнообразие моделей плечевой одежды со спущенной проймой. Снятие мерок для построения чертежа плечевого изделия. Запись мерок.

Тема 6.8. Построение выкройки.

Особенности конструирования, моделирования и изготовления плечевого изделия с цельнокроёным рукавом.

Тема 6.9. Раскрой изделия и подготовка к первой примерке. Первая примерка.

Раскрой изделия и подготовка к первой примерке. Проведение первой примерки. Баланс изделия. Исправление дефектов.

Тема 6.10. Технология изготовления и последовательность обработки изделия.

Подготовка выкройки, ткани к раскрою. Выбор инструментов, приспособлений, оборудования, дополнительных материалов. Составление плана технологической последовательности изготовления плечевого изделия, с учётом особенностей ткани или материала, выбранной модели.

Тема 6.11. Подготовка ко второй примерке. Обработка низа рукавов и горловины.

Технологическая обработка плечевого изделия. Технология обработки нижнего среза рукава и горловины Влажно-тепловая обработка

7. Изготовление аксессуаров к одежде.

Тема 7.1. Выбор и создание аксессуаров к одежде.

Основные теоретические сведения о аксессуарах в одежде. Изучение технологии, изготовления аксессуаров, шаблонов, подготовка ткани, инструменты и приспособления для изготовления цветов.

Тема 7.2. Изготовление цветов из лент и стрейч- атласа.

Закрепление полученных знаний по созданию цветов. Изготовить цветы из лент и стрейч- атласа.

8. Проектная деятельность.

Тема 8.1. Подготовительный этап. Выбор темы проектного задания.

Обозначить задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической деятельности.

Тема 8.2. Планирование. Определение источников информации.

Определение способов сбора и анализа информации. Определение способа представления результатов (форма проекта). Установление процедур и критериев оценки результатов проектной деятельности. Распределение задач (обязанностей) между членами команды.

Тема 8.3. Исследование. Анализ информации. Формирование выводов.

Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методов «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдение и т.п.

Тема 8.4. Формулирование результатов и/или выводов.

Анализ информации. Формирование выводов.

Тема 8.5. Защита проекта.

Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов.  Возможные формы отчёта: учётный отчёт, учётный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт.

 

Список литературы:

  1. Белова И.А., Екшкурская Т.Н., Юдина Е.Н. «Модное платье», Лениздат, 1992 г.
  2. Евтушенко М.А., Иерусалимская О.А., Юдина Е.Н. «Для тех, кто шьет», Лениздат, 1982 г.
  3. Колгина Л.И., Ульянова О.И. «Детская одежда», Ташкент, 1994 г.
  4. Фефелова Л.И. «Если вы любите шить», Москва, Ленпромбытиздат, 1993г.

 

.  .  .