Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Применение современных образовательных технологий

Дата публикации: 2021-05-29 16:37:41
Статью разместил(а):
Тюниева Лилия Альбертовна

Применение современных образовательных технологий

Автор: Тюниева Лилия Альбертовна

МОУ "СШ № 128", Волгоград

 

Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя    современные образовательные технологии.

Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие личностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс.

Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет мне формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе. Цель применения технологии проблемного обучения я вижу в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:

1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.

2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.

3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.

Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимо каждому. Поэтому в работе нужно стремиться не просто передавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно развивать познавательную активность и творческую самостоятельность на уроках.

Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.

Структура проблемного урока.

1. Организационный момент.

- включение детей в деятельность;

- выделение содержательной области.

2. Актуализация знаний.

- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;

- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.

3. Постановка учебной проблемы.

- определение затруднения, его место;

- определение необходимости нового знания;

4. «Открытие» учащимися нового знания.

- выдвижение гипотезы;

- проверка гипотезы.

5. Первичное закрепление.

- внешнее оформление новых алгоритмов;

- фиксирование уже оформленного знания.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе;

- самостоятельное решение типовых заданий;

- самостоятельная проверка учащимися своей работы.

7. Повторение.

- включение нового материала в систему знаний;

- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

8. Итог занятия.

- рефлексия деятельности на уроке;

- самооценка учащимися собственной деятельности.

На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.

Приемы создания проблемных ситуаций.

- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;

- Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения;

- Определить проблемные теоретические и практические задания; 

- Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Моя задача - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.

Приведу в качестве примера фрагмент урока.

Открытие нового знания. Сегодня на уроке мы узнаем про старинные и современные средства письма.

До появления азбуки люди передавали друг другу полезные сведения с помощью разных предметов. Так древние скифы, идя на кого-нибудь войной, посылали своим противникам птицу, мышь, лягушку, а также пять стрел.

Можете ли вы объяснить смысл этого послания?

Смысл этого послания был такой: “Умеете ли вы летать, как птицы, прятаться, как мыши, прыгать по болотам, как лягушки? Если нет — спешите спасаться. Иначе мы усыпем вас стрелами и истребим всех до единого”. 

В древности люди начали использовать различные предметы для записи. Например, индейцы использовали для передачи информации ВАМПУЛЫ. Это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета. Количество, цвет и взаиморасположение раковин имели определённое значение (например, белый цвет обозначал мир, фиолетовый войну: Но предметы могли сломаться, потеряться, улететь, в конце концов?

Проблема.

В разные времена люди по-разному передавали друг другу опыт и знания. Первая в истории человечества книга – книга наскальных изображений. Древний человек рассказывал о своей жизни в рисуночном письме – ПИКТОГРАММЕ. Например: нужно было написать слово «олень», рисовали оленя; слово «охотник», рисовали охотника. Можно было использовать для этого картинки.

Давайте представим, что вы учёные, которые обнаружили скалу с рисунками. Древний художник выбил на камне вот что: лодка с гребцами, над ней серп-месяц и три кружочка солнца, а пониже – пронзённые стрелами олени и дикие гуси.

Подумайте, что могут означать эти рисунки. (Варианты ответов ребят.) “Это письмо можно почесть так: Мы плыли на лодке один месяц и три дня. Нашли место, богатое дичью. Добыли много оленей и гусей. Плывите за нами!”

Как вы думаете, в чём недостаток такого письма?

Вы знаете, ребята, а ведь и в наши дни пользуются похожим рисунчатым письмом. Как вы думаете, где? (Варианты ответов ребят.)

У меня, ребята, тоже есть слово, написанное рисунками, давайте попробуем его почитать.

Читают слово, зашифрованное в ребус.

Напишите предложение при помощи пиктограмм.

На выбор  предложения:

“Светит солнце”. Или “На лугу веяло ароматом цветов”.

У детей возникает проблема.

Почему сложно изобразить в виде пиктограммы 2 предложения? Не знаем, как нарисовать действие.

Да, далеко не всё можно выразить при помощи рисунка, поэтому и появился другой вид письма, где рисунок обозначал не только предмет, но действие и понятие – ИДЕОГРАММА, а в Древнем Египте возникли ИЕРОГЛИФЫ, которые называли “священными знаками”. Каждый из них обозначал слово или его часть.

В Древнем Египте по берегам реки Нил рос тростник, который называли ПАПИРУС. Из него делали самые необходимые вещи: ткань для одежды, речные лодки, паруса и даже употребляли в пищу, но самое главное – это был материал для письма.

Из папируса делали книги в виде свитков. Писали тростниковой палочкой - КАЛАМОМ, обмакивая её в чёрные чернила, которые приготавливались из угля. Писали узкими столбцами, в два столбика.

Папирусные свитки были длиной до 40 метров. Их наматывали на деревянные или костяные стержни и прятали в кожаные или деревянные футляры. Но иероглифическое письмо было очень сложным. Главный его недостаток – огромное количество знаков (в китайском языке, например, 6-7 тысяч иероглифов). Запомнить их очень трудно. Вот почему на смену словесно-иероглифическому письму пришло письмо звуковое.

Уже в Древнем Египте некоторые иероглифы использовались для обозначения отдельных слогов. Жители Финикии – древней страны на берегах Средиземного моря около 4000 лет назад изобрели специальные значки для обозначения звуков – буквы. Писать и читать сразу стало намного легче. У древних финикийцев было всего 22 буквы. Ими обозначались только согласные звуки.

Финикийское письмо не оставалось неизменным. Самое важное усовершенствование было внесено древними греками: они стали обозначать на письме не только согласные, но и гласные звуки. Благодаря грекам стало 27 букв.

Приём Инсерт.

Прием “Пометки на полях” технически достаточно прост, так как позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения. Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом. Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Знаком “минус” (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется (даже с учетом ее многоэтапности), а с другой – не настолько проста, чтобы ее не стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения на уроках по разным предметам.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения  обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).

I. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

1. Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.

2. Затем предлагаю прочитать текст, проверить возникшие предположения.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации. Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.

По ходу чтения провожу словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

III. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа
о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. 

Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?

Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.

Выполнение творческих заданий в рабочей тетради, которые развивают различные умения, например умения определять тему произведения, умения находить главную мысль, умения ориентироваться в тексте и т.д.

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь я организовываю исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Я становлюсь учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

При изучении художественных произведений главное для меня – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.

Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.).

Примеры из практики.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

Фрагмент урока по рассказу Л. Толстого "Волк и белка"

Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах)

1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а ...

2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы ...

Группы составляют пословицы:

- Доброе слово лечит, а злое калечит.

- Делай доброе дело, чтобы сердце пело.

Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло)

Отгадайте, о ком будем читать?

С ветки на ветку быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк)

Прочитайте ключевые слова

Что могло между ними произойти? Какая тема будет главной? (Добро и зло).

Проверим наши прогнозы.

Заканчивается процесс восприятия произведения выразительным чтением как неотъемлемым компонентом читательской деятельности. Читая, учащиеся снова комментируют текст, рассуждают, высказывают свои соображения, доказывают и сравнивают, аргументируя свой ответ, подтверждая его словами из произведения.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Фрагмент урока № 2.

Прочитайте текст про себя.

А теперь прочитаем вслух по частям.

Вопросы по ходу чтения:

1ч. Что делала белка? А волк?

2ч. О чём стала просить белка?

Отпустил волк? С каким условием?

Как ответила белка на вопрос волка?

3ч. Отчего же белки так веселы?

Почему волку всегда скучно? Найдите в тексте. (Злость сердце жжёт).

Что означают эти слова?

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Фрагмент урока № 3.

Подтвердились ли наши предположения? Какой жанр произведения представлен: басня, рассказ или сказка? (Басня, т. к. есть мораль, урок.) Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль? (А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.)

Что узнали, прочитав текст? (надо быть добрым)

Кого осуждает автор?

1) Составим модель – описание героев басни.

Работа в группах.

1 группа – Белка. Какая она?

2 группа – Волк. Какой он? Проверим ваши работы

(На данном этапе урока можно использовать чтение произведения по ролям)

Волк большой, а белка маленькая, но сильнее волка. Почему?
А мне, кажется, что это басня не только про зверей, а про кого ещё? ( О людях)
Что хотел объяснить Л.Н.Толстой людям? (Надо совершать добрые дела, творить добро)

2) Что же такое добро?

Работа в группах

1 группа – записать ассоциации. Что такое добро?

2 группа – нарисовать. Что для вас добро?

Из наших ответов выросло Дерево доброты.

Посмотрим значение слова Добро в Толковом словаре. Добро –

1) Всё хорошее, положительное; всё, что приносит счастье, пользу, благополучие.

2) Хорошее, доброе дело.

Игра «Добрые мысли, добрые чувства

Давайте пошлём добрые мысли, добрые чувства всем своим родным и близким. Мы помним и любим их.

Что вы почувствовали в этот момент? (Радость, приятные чувства).

Разнообразные современные образовательные технологии,  применяемые современным учителем, способствуют повышению качества обучения, позволяют повысить уровень  мотивации, формировать функциональную грамотность учащихся и ключевые компетенции на более высоком уровне,  эффективнее развивать потенциальные способности учащихся, увеличивать число детей, принимающих участие в олимпиадах и  конкурсах. Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

 

.  .  .