Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Саквояж идей»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Саквояж идей»
Автор: Фадеева Елена Григорьевна
ГБОУ "СОШ с. Кошки"
Актуальность программы.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства творческого, личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры, осознание важной роли художественного творчества, конструирования, макетирования в жизни общества, уважительного отношения к труду. В современное время возникла потребность в специалистах, наделённых творческими способностями с активной жизненной позицией. Уже в школе надо готовить детей к пониманию важности созидательной деятельности. Чтобы росло поколение не потребителей необходимо воспитывать в детях уважение к любому труду, в том числе творческому. У учащихся есть желание заниматься творческой деятельностью, если они видят в этом смысл, значимость, полезность для своего развития и общества.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка.
В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Программа «Саквояж идей» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
Новизна программы заключается в знакомстве детей с такими направлениями в профессиональной сфере, как изобразительная деятельность, художественное конструирование, проектирование. Профориентация учащихся проходит через изучение профессий художественно-творческой направленности. Привитие детям интереса к такому виду деятельности через использование в практической деятельности художественных материалов, бумаги, картона, бросового материала и т.п.
Место внеурочного занятия «Саквояж идей» в учебном плане.
Внеурочное занятие «Саквояж идей» проводится на ступени основного общего образования в общем объёме 34 учебных часа в 5-х,6-х классах по 1 часу в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Рекомендуемый возраст детей 11-13 лет.
Цель курса – способствовать формированию развития визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира.
Задачи курса:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и мира вещей;
- обеспечение условий понимания эмоционального смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного моделирования, конструирования;
- овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
Формы и методы работы.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ, выставки, участие в конкурсах, коллективные игры, экскурсии, а так же индивидуальные практические работы, проекты.
Структура курса. Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.
5 класс
1. Наши идеи и творчество – 9 час.
2. Творческий проект «Мастерская Деда Мороза» – 7 час.
3. Творческий проект «Знакомство с батиком» – 10 час.
4. «Проводим весело и с пользой время» – 8 час.
6 класс
1. Мы художники-архитекторы – 9 час.
2. Творческий проект «Поможем экологии, поможем птицам» – 8 час
3. Творческий проект «Мы юные дизайнеры» – 8 час.
4. Творческий проект «Ландшафт-дизайн парковой зоны» – 9 час.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Саквояж идей»
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности / неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- устанавливать аналогии.
Календарно-тематическое планирование. 5 класс
Темы занятий |
Кол-во часов |
Количество часов |
Формы контроля |
|||
теоретических занятий |
практических занятий |
|||||
1. Наши идеи и творчество – 9 час. |
||||||
Что создаёт художник. Рукотворный мир |
1 |
1 |
- |
Беседа |
||
Чем и как работает художник |
4 |
- |
4 |
просмотр |
||
Возможности бумаги |
3 |
1 |
2 |
просмотр |
||
Презентация изделий |
1 |
1 |
- |
выставка |
||
2. Творческий проект «Мастерская Деда Мороза» – 7 час. |
||||||
Рождественские композиции |
3 |
1 |
2 |
Беседа |
||
Новогодняя игрушка. Изготовление игрушек из бросового материала |
3 |
- |
3 |
просмотр |
||
Выставка игрушек, композиций |
1 |
1 |
- |
выставка |
||
3. Творческий проект « Знакомство с батиком» – 10 час. |
||||||
Батик. Способы рисования по ткани. |
2 |
2 |
|
беседа |
||
Холодный батик. Эскиз. |
2 |
|
2 |
просмотр |
||
Холодный батик. Работа на ткани. |
5 |
|
5 |
просмотр |
||
Презентация творческого продукта |
1 |
1 |
- |
|
||
4. «Проводим весело и с пользой время» - 9 час. |
||||||
Экскурсия в краеведческий музей |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
||
Играем в игры наших родителей |
3 |
|
3 |
|
||
Экскурсия в парк |
2 |
|
2 |
|
||
Подведение итогов |
2 |
2 |
|
Круглый стол |
Календарно-тематическое планирование. 6 класс
Темы занятий |
Кол-во часов |
Количество часов |
Формы контроля |
|||
теоретических занятий |
практических занятий |
|||||
1. «Мы художники»– 9 час. |
||||||
Профессии художников |
1 |
1 |
- |
Беседа |
||
Художник конструктор |
2 |
- |
2 |
|
||
Художник- архитектор |
2 |
2 |
- |
просмотр |
||
Художник-дизайнер |
3 |
- |
3 |
просмотр |
||
Подготовка к выставке |
1 |
1 |
- |
выставка |
||
2. Творческий проект «Нужные вещи из ненужных вещей» - 8 час. |
||||||
Бросовые материалы проблема для экологии или основа для творчества |
1 |
1 |
- |
Беседа |
||
Органайзеры из втулок и бобин |
2 |
1 |
1 |
просмотр |
||
Оформление изделия |
4 |
- |
4 |
Просмотр |
||
Подготовка к выставке |
1 |
1 |
- |
Презентация |
||
3. Творческий проект «Подарок своими руками» – 8 час. |
||||||
Дизайн – искусство создания функциональной и красивой вещи |
1 |
1 |
- |
беседа |
||
Что такое развёртка. Чертёж развёртки. Выполнение развёртки изделия |
2 |
- |
2 |
просмотр |
||
Сбор и оформление изделия Презентация творческого продукта |
4 |
- |
4 |
просмотр |
||
4. Творческий проект «Украшаем школу сами» – 9 час. |
||||||
Работа художника-оформителя |
2 |
2 |
|
Беседа |
||
Технология изготовления крупных элементов украшения |
4 |
|
4 |
Просмотр |
||
Технология выполнения шрифта |
2 |
|
2 |
Просмотр |
||
Способы оформления. |
1 |
|
1 |
|
Информационно-методическое обеспечение:
Литература для учителей:
1. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
2. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
3. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
4. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
5. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
6. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
Литература для детей:
7. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.
8. Макаров С.М.Краткий словарь-справочник по черчению. Изд-во «Машиностроение», 1970.
9. Оригами для всех. Армин Тойбнер. М:. Астрель. Ярославль. Академия развития.