Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Саквояж идей»

Дата публикации: 2021-04-21 19:03:40
Статью разместил(а):
Фадеева Елена Григорьевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Саквояж идей»

Автор: Фадеева Елена Григорьевна

ГБОУ "СОШ с. Кошки"

 

Актуальность программы.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства творческого, личностного, познавательного, коммуникативного и социального  развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной  культуры, осознание важной роли художественного творчества, конструирования, макетирования в жизни общества,  уважительного отношения к труду. В современное время возникла потребность в специалистах, наделённых творческими способностями с активной жизненной позицией. Уже в школе надо готовить детей к пониманию важности созидательной деятельности. Чтобы росло поколение не потребителей необходимо воспитывать в детях уважение к любому труду, в том числе творческому. У учащихся есть желание заниматься творческой деятельностью, если они видят в этом смысл, значимость, полезность для своего развития и общества.

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка.

В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

Программа «Саквояж идей» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.  

Новизна программы заключается в знакомстве детей с такими направлениями в профессиональной сфере, как изобразительная деятельность, художественное конструирование, проектирование. Профориентация учащихся проходит через изучение профессий  художественно-творческой направленности. Привитие детям интереса к такому виду деятельности через использование в практической деятельности художественных материалов, бумаги, картона, бросового материала и т.п.

Место внеурочного занятия «Саквояж идей» в учебном плане.

Внеурочное занятие «Саквояж идей» проводится на ступени основного общего образования в общем объёме 34  учебных часа в 5-х,6-х классах по 1 часу в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Рекомендуемый возраст детей 11-13 лет.

Цель курса – способствовать формированию развития визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира.

Задачи курса:

- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и мира вещей;

- обеспечение условий понимания эмоционального смысла визуально-пространственной формы;

- развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным  действиям в ситуации неопределённости;

- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

- овладение средствами художественного моделирования, конструирования;

- овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

Формы и методы работы.

Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ, выставки, участие в конкурсах, коллективные игры, экскурсии, а так же индивидуальные практические работы, проекты.

Структура курса. Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.

5 класс

1. Наши идеи и творчество – 9 час.

2. Творческий проект «Мастерская Деда Мороза» – 7 час.

3. Творческий проект «Знакомство с батиком» – 10 час.

4. «Проводим весело и с пользой время» – 8 час.

6 класс

1. Мы художники-архитекторы – 9 час.

2. Творческий проект «Поможем экологии, поможем птицам» – 8 час

3. Творческий проект «Мы юные дизайнеры» – 8 час.

4. Творческий проект  «Ландшафт-дизайн парковой зоны» – 9 час.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Саквояж идей»

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимание причин успешности / неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- устанавливать аналогии.

 

Календарно-тематическое планирование. 5 класс 

Темы занятий

Кол-во часов

Количество часов

Формы контроля

теоретических занятий

практических занятий

1. Наши идеи и творчество – 9 час. 

Что создаёт художник. Рукотворный мир 

1

1

-

Беседа

Чем и как работает художник

4

-

4

просмотр

Возможности бумаги

3

1

2

просмотр

Презентация изделий

1

1

-

выставка

2. Творческий проект «Мастерская Деда Мороза» – 7 час. 

Рождественские композиции   

3

1

2

Беседа

Новогодняя игрушка. Изготовление игрушек из бросового материала

3

-

3

просмотр

Выставка игрушек, композиций

1

1

-

выставка

3.     Творческий проект « Знакомство с батиком» –  10 час. 

Батик. Способы рисования по ткани.

2

2

 

беседа

Холодный батик.

Эскиз.

2

 

2

просмотр

Холодный батик.

Работа на ткани.

5

 

5

просмотр

Презентация творческого продукта

1

1

-

 

4.     «Проводим весело и с пользой время» - 9 час. 

Экскурсия в краеведческий музей

2

1

1

Беседа

Играем в игры наших родителей

3

 

3

 

Экскурсия в парк

2

 

2

 

Подведение итогов

2

2

 

Круглый стол

 

Календарно-тематическое планирование. 6 класс 

Темы занятий

Кол-во часов

Количество часов

Формы контроля

теоретических занятий

практических занятий

1.     «Мы художники»–  9 час. 

Профессии художников 

1

1

-

Беседа

Художник конструктор

2

-

2

 

Художник- архитектор

2

2

-

просмотр

Художник-дизайнер

3

-

3

просмотр

Подготовка к выставке

1

1

-

выставка

2.     Творческий проект «Нужные вещи из ненужных вещей» - 8 час. 

Бросовые материалы проблема для экологии или основа для творчества 

1

1

-

Беседа

Органайзеры из втулок и бобин

2

1

1

просмотр

Оформление изделия

4

-

4

Просмотр

Подготовка к выставке

1

1

-

Презентация

3.     Творческий проект «Подарок своими руками» – 8 час. 

Дизайн – искусство создания функциональной и красивой вещи

1

1

-

беседа

Что такое развёртка. Чертёж развёртки. Выполнение развёртки изделия

2

-

2

просмотр

Сбор и оформление изделия

Презентация творческого продукта

4

-

4

просмотр

4.     Творческий проект  «Украшаем школу сами» – 9 час. 

Работа художника-оформителя

2

2

 

Беседа

Технология изготовления крупных элементов украшения

4

 

4

Просмотр

Технология выполнения шрифта

2

 

2

Просмотр

Способы оформления.

1

 

1

 

 

Информационно-методическое обеспечение:

Литература для учителей:

1.  Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.

2.  Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г. 

3.  Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.

4.  Программно-методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.

5.  Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.

6.  Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.

Литература для детей:

7.  Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.

8. Макаров С.М.Краткий словарь-справочник по черчению. Изд-во «Машиностроение», 1970.

9. Оригами для всех. Армин Тойбнер. М:. Астрель. Ярославль. Академия развития.

 

.  .  .