Технология деятельностного метода «Школа 2000…» как инструмент деятельности молодого педагога
Технология деятельностного метода «Школа 2000…» как инструмент деятельности молодого педагога
Автор: Дроздова Светлана Владимировна
МБОУ "СОШ № 21", г. Ковров
Всем известно, что путь в современную науку и технику, просто в современную жизнь лежит через математику. Математическое образование - отражение истории развития человеческой мысли. Именно поэтому математическое образование играет важную роль в развитии личности каждого человека. И.Ф. Шарыгин, автор учебных пособий по математике писал: “Для нормального развития человека с момента рождения нужна полноценная интеллектуальная пища. Математика является одним из немногих полноценных, экологически чистых интеллектуальных продуктов, потребляемых в системе образования. Математическое образование влияет на оздоровления подрастающего поколения, психологическое и физиологическое. И сегодня … сокращать часы на математику - это значит отказываться от оздоровительных возможностей молодого поколения” [1].
В Концепции развития математического образования в Российской Федерации особое внимание уделяется решению кадровых проблем, говорится о нехватке учителей, которые могут качественно преподавать математику, развивая и формируя учебные и жизненные интересы различных групп обучающихся. Отмечается, что молодые специалисты, пришедшие работать в школу, не отвечают квалификационным требованиям, профессиональным стандартам, имеют мало опыта педагогической деятельности и опыта применения педагогических знаний.
Несомненно, становление учителя происходит гораздо труднее, чем человека любой другой профессии. У молодого педагога возникает ряд проблем:
- проблема ориентации в педагогической информации;
- проблема психологической готовности к решению непростых задач взаимодействия с учащимися и их родителями;
- отсутствие навыков самоанализа собственной профессиональной деятельности;
- проблемы методического характера (неумение логично выстроить последовательность этапов урока, грамотно рассчитать время урока, затруднения при объяснении материала).
С другой стороны, можно отметить недостаточную методическую поддержку и высокие требования со стороны администрации и общества. Возникает необходимость обеспечить молодых учителей инструментами, позволяющими решить данные проблемы, повысить их мотивацию на работу в школе.
В рамках работы региональной инновационной площадки ИМЦ «Муниципальная модель профессионального роста педагога» функционирует муниципальная школа становления профессионального мастерства молодого педагога и муниципальная школа педагога-наставника.
В ноябре 2019 года был организован Слёт молодых педагогов и педагогов – наставников. В качестве одного из инструментов для осуществления деятельности педагогов и обучающихся педагоги-наставники выбрали технологию деятельностного метода (ТДМ) Л.Г. Петерсон «Школа 2000…». ТДМ позволяет учителю эффективно включать детей в самостоятельную учебную деятельность и помогает учителю логично построить урок в деятельностной парадигме.
На первом занятии школы молодым педагогам был показан мастер-класс в технологии деятельностного метода по теме «Работа с информацией». Учителя активно и с интересом включились в работу. Но было замечено, что их знания в области ТДМ недостаточны, фрагментарны. Наставниками было принято решение целенаправленно и систематично обучать молодых педагогов технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон.
Обучение ТДМ организовали по следующему плану:
1. Типология уроков деятельностной направленности.
2. Структура урока открытия нового знания (ОНЗ).
3. Система формирования универсальных учебных действий (УУД) на уроках открытия нового знания.
4. Основа конструирования урока ОНЗ в технологии деятельностного метода обучения.
5. Методика урока рефлексии в технологии деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон.
При проведении семинаров использовались материалы ЦСДП Л.Г. Петерсон. Наставники подготовили молодым специалистам памятки для работы. (Приложение № 1)
Приложение № 1.
Памятка «Требования к структуре урока открытия нового знания»
Этап урока, цель. |
Требования к организации этапа |
1. Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. |
1) Определить основную цель урока и актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»). 2) Создать условия для возникновения у учащихся желания включиться в учебную деятельность («хочу»). 3) Организовать осознание учащимися тематических рамок урока («могу»). |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие Цель этапа: подготовить учащихся к построению нового знания (понятия, свойства, способа действия и пр.). |
1) Организовать актуализацию знаний, достаточных для построения нового знания. 2) Организовать перечисление и фиксацию актуализированных знаний в речи и знаках. 3) Организовать обобщение актуализированных знаний. 4) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания (сравнение, обобщение, аналогия и пр.). 7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 8) Организовать фиксацию индивидуального затруднения в пробном учебном действии или в его обосновании. |
3. Выявление места и причины затруднения Цель этапа: организовать осознание учащимися того, каких именно знаний им не хватает. |
1) Организовать анализ (при необходимости, пошаговый) пробного действия. 2) Организовать фиксацию места затруднения – учащиеся фиксируют недостаточность их знаний: а) для выполнения всего задания (сразу); б) для выполнения некоторого шага пробного действия (в результате пошагового анализа). 3) Организовать выявление и фиксацию причины затруднения – учащиеся фиксируют, какого именно знания им не хватает (определения, правила, алгоритма и пр.) для выполнения пробного действия и заданий такого типа вообще («что я пока не знаю»). |
4. Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: организовать проектирование учащимися процесса построения нового знания. |
Организовать построение проекта выхода из затруднения: 1) постановку цели учебной деятельности (целью всегда является устранение причины затруднения); 2) согласование темы урока; 3) определение способа и средств (алгоритмы, модели, справочники и т.д.) построения нового знания; 4) составление плана реализации поставленной цели. |
5. Реализация построенного проекта Цель этапа: организовать построение учащимися нового знания. |
1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2) Организовать фиксацию нового знания в речи и знаках (с помощью эталона). 3) Организовать соотнесение построенного учащимися нового знания с учебником или другим критерием истинности (образец, подготовленный учителем; справочник; энциклопедия и пр.). 4) Организовать фиксацию преодоления затруднения. 5) Организовать уточнение общего характера нового знания. |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Цель этапа: организовать усвоение учащимися нового знания. |
1) Организовать выполнение учащимися (фронтально, в группах, в парах) заданий на применение нового знания в типовых ситуациях. 2) Организовать в ходе выполнения заданий проговаривание вслух выполненных шагов и их обоснование с помощью эталона. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: организовать самопроверку учащимися умения применять новое знание в типовых ситуациях и коррекцию допущенных ошибок. |
1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новое знание. 2) Организовать самопроверку самостоятельной работы по эталону для самопроверки (на начальных этапах возможно использование образца или подробного образца). 3) Организовать выявление и исправление учащимися допущенных ошибок. 4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ученика. |
8. Включение в систему знаний и повторение Цель этапа: 1) выявить границы применимости нового знания и включить его в систему ранее изученных знаний; 2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности |
1) Организовать выявление и фиксацию учащимися типов заданий, где используется новое знание. 2) Организовать выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными заданиями. 3) Организовать выполнение заданий, связанных либо с повторением и применением изученных ранее знаний, либо с подготовкой к изучению следующих тем. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
1) Организовать фиксацию учащимися цели учебной деятельности и нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения требований, известных учащимся (средства и способ достижения цели, пройденные шаги, соответствие поставленной цели и результатов). 3) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. 4) Организовать фиксацию направлений дальнейшей учебной деятельности и согласование домашнего задания (с элементами выбора, творчества). |
На данный момент основные этапы плана пройдены. На очередном семинаре «Молодые молодым» был показан открытый урок математики в 1 классе по теме «Переместительное свойство сложения». Глаза детей горели, активность высокая. И вот … открытие. Урок получил высокую оценку молодых педагогов и наставников. Цель урока достигнута. Технология деятельностного метода обучения сработала.
Работа школы становления профессионального мастерства молодого педагога продолжает свою работу, хотя и онлайн. Мы абсолютно уверены, что эта работа необходима. Ведь все мы начинали свой педагогический путь «методом проб и ошибок». Поэтому, очень важно, чтобы молодой педагог чувствовал поддержку наставника. И наставника не формального, а человека, который мог бы помочь молодому педагогу в практической деятельности, подсказать, как лучше провести тот или иной урок, как общаться с детьми. А ТДМ Л.Г. Петерсон - отличный инструмент в помощь молодому педагогу, который поможет сформировать у детей и педагогов умение учиться, готовность к самоизменению и саморазвитию.
Литература:
1. Воловиченко О.А.Роль самостоятельной работы на уроках математики. / О.А.Воловиченко // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития. Сборник статей международной практической конференции: в 2-х частях, 2016 г., с.3-6.
2. Лашкова Л.Л. Профессиональная адаптация выпускников педагогических вузов в образовательных организация / Л.Л. Лашкова // Дошкольное и начальное образование: проблемы, перспективы, инновации развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием), 1 апр. 2015; сост. и науч. ред. Н.В. Абрамовских. - Сургут : РИО СургПУ, 2015. -С. 93-96.