Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Технология деятельностного метода «Школа 2000…» как инструмент деятельности молодого педагога

Дата публикации: 2021-04-08 11:16:44
Статью разместил(а):
Дроздова Светлана Владимировна

Технология деятельностного метода «Школа 2000…» как инструмент деятельности молодого педагога

Автор: Дроздова Светлана Владимировна

МБОУ "СОШ № 21", г. Ковров

 

Всем известно, что путь в современную науку и технику, просто в современную жизнь лежит через математику. Математическое образование - отражение истории развития человеческой мысли. Именно поэтому математическое образование играет важную роль в  развитии личности каждого человека. И.Ф. Шарыгин, автор  учебных пособий по математике писал: “Для нормального развития человека с момента рождения нужна полноценная интеллектуальная пища. Математика является одним из немногих полноценных, экологически чистых интеллектуальных продуктов, потребляемых в системе образования. Математическое образование влияет на оздоровления подрастающего поколения, психологическое и физиологическое. И сегодня … сокращать часы на математику - это значит отказываться от оздоровительных возможностей молодого поколения” [1]. 

В Концепции развития математического образования в Российской Федерации особое внимание уделяется решению кадровых проблем, говорится о нехватке учителей, которые могут качественно преподавать математику, развивая и формируя учебные и жизненные интересы различных групп обучающихся. Отмечается, что молодые специалисты, пришедшие работать в школу, не отвечают квалификационным требованиям, профессиональным стандартам, имеют мало опыта педагогической деятельности и опыта применения педагогических знаний. 

Несомненно, становление учителя происходит гораздо труднее, чем человека любой другой профессии. У молодого педагога возникает ряд проблем:

- проблема ориентации в педагогической информации;

- проблема психологической готовности к решению непростых задач взаимодействия с учащимися и их родителями;

- отсутствие навыков самоанализа собственной профессиональной деятельности;

- проблемы методического характера (неумение логично выстроить последовательность этапов урока, грамотно рассчитать время урока,  затруднения при объяснении материала).

С другой стороны, можно отметить недостаточную методическую поддержку и высокие требования со стороны администрации и общества. Возникает необходимость обеспечить молодых учителей инструментами, позволяющими решить данные проблемы, повысить их мотивацию на работу в школе.

В рамках работы региональной инновационной площадки ИМЦ «Муниципальная модель профессионального роста педагога» функционирует муниципальная школа становления профессионального мастерства молодого педагога и муниципальная школа педагога-наставника.

В ноябре 2019 года был организован Слёт молодых педагогов и педагогов – наставников. В качестве одного из инструментов для осуществления деятельности педагогов и обучающихся педагоги-наставники выбрали технологию деятельностного метода (ТДМ) Л.Г. Петерсон «Школа 2000…». ТДМ позволяет учителю эффективно включать детей в самостоятельную учебную деятельность и помогает учителю логично построить урок в деятельностной парадигме. 

На первом занятии школы  молодым педагогам был показан мастер-класс в технологии деятельностного метода по теме «Работа с информацией». Учителя активно и с интересом включились в работу. Но было замечено, что их знания в области ТДМ недостаточны, фрагментарны. Наставниками было принято  решение целенаправленно и систематично обучать молодых педагогов технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон.

Обучение ТДМ организовали по следующему плану:

1. Типология уроков деятельностной направленности.

2. Структура урока открытия нового знания (ОНЗ).

3. Система формирования универсальных учебных действий (УУД) на уроках открытия нового знания.

4. Основа конструирования урока ОНЗ в технологии деятельностного метода обучения.

5. Методика урока рефлексии в технологии деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон.

При проведении семинаров использовались материалы  ЦСДП Л.Г. Петерсон. Наставники подготовили молодым специалистам памятки для работы. (Приложение № 1)

Приложение № 1.

Памятка «Требования к структуре урока открытия нового знания»

Этап урока, цель.

Требования к организации  этапа

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа:  

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

1) Определить основную цель урока и актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).  

2) Создать условия для возникновения у учащихся желания включиться в учебную деятельность («хочу»).  

3) Организовать осознание учащимися тематических рамок урока («могу»).

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель этапа:  

подготовить учащихся к построению нового знания (понятия, свойства, способа действия и пр.).

1) Организовать актуализацию знаний, достаточных для построения нового знания.  

2) Организовать перечисление и фиксацию актуализированных знаний в речи и знаках.  

3) Организовать обобщение актуализированных знаний.  

4) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания (сравнение, обобщение, аналогия и пр.).  

7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.  

8) Организовать фиксацию индивидуального затруднения в пробном учебном действии или в его обосновании. 

3. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа:  

организовать осознание учащимися того, каких именно знаний им не хватает.

1) Организовать анализ (при необходимости, пошаговый) пробного действия.  

2) Организовать фиксацию места затруднения – учащиеся фиксируют недостаточность их знаний:

а) для выполнения всего задания (сразу);  

б) для выполнения некоторого шага пробного действия (в результате пошагового анализа).  

3) Организовать выявление и фиксацию причины затруднения – учащиеся фиксируют, какого именно знания им не хватает (определения, правила, алгоритма и пр.) для выполнения пробного действия и заданий такого типа вообще («что я пока не знаю»).  

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа:

организовать проектирование учащимися процесса построения нового знания.

Организовать построение проекта выхода из затруднения:  

1) постановку цели учебной деятельности (целью всегда является устранение причины затруднения);  

2) согласование темы урока;  

3) определение способа  и средств (алгоритмы, модели, справочники и т.д.) построения нового знания;  

4) составление плана реализации поставленной цели. 

5. Реализация построенного проекта

Цель этапа:  

организовать построение учащимися нового знания.

1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.  

2) Организовать фиксацию нового знания в речи и знаках (с помощью эталона).  

3) Организовать соотнесение построенного учащимися нового знания с учебником или другим критерием истинности (образец, подготовленный учителем; справочник; энциклопедия и пр.).  

4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.  

5) Организовать уточнение общего характера нового знания. 

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Цель этапа:  

организовать усвоение учащимися нового знания.

1) Организовать выполнение учащимися (фронтально, в группах, в парах) заданий на применение нового знания в типовых ситуациях.  

2) Организовать в ходе выполнения заданий проговаривание вслух выполненных шагов и их обоснование с помощью эталона. 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа:  

организовать самопроверку учащимися умения применять новое знание в типовых ситуациях и коррекцию допущенных ошибок.

1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новое знание.  

2) Организовать самопроверку самостоятельной работы по эталону для самопроверки (на начальных этапах возможно использование образца или подробного образца).  

3) Организовать выявление и исправление учащимися допущенных ошибок.  

4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ученика.

8. Включение в систему знаний и повторение

Цель этапа:  

1) выявить границы применимости нового знания и включить его в систему ранее изученных знаний;

2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

1) Организовать выявление и фиксацию учащимися типов заданий, где используется новое знание.  

2) Организовать выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными заданиями.  

3) Организовать выполнение заданий, связанных либо с повторением и применением изученных ранее знаний, либо с подготовкой к изучению следующих тем.  

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1) Организовать фиксацию учащимися цели учебной деятельности и нового содержания, изученного на уроке.  

2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения требований, известных учащимся (средства и способ достижения цели, пройденные шаги, соответствие поставленной цели и результатов).  

3) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.  

4) Организовать фиксацию направлений дальнейшей учебной деятельности и согласование домашнего задания (с элементами выбора, творчества).

На данный момент основные этапы плана пройдены. На очередном семинаре «Молодые молодым» был показан открытый урок математики в 1 классе по теме «Переместительное свойство сложения». Глаза детей горели, активность высокая. И вот … открытие. Урок получил высокую оценку молодых педагогов и наставников. Цель урока достигнута. Технология деятельностного метода обучения сработала.

Работа школы становления профессионального мастерства молодого педагога  продолжает свою работу, хотя и онлайн. Мы абсолютно уверены, что эта работа необходима. Ведь все мы начинали свой педагогический путь «методом проб и ошибок». Поэтому, очень важно, чтобы молодой педагог чувствовал поддержку наставника. И наставника не формального, а человека, который мог бы помочь молодому педагогу в практической деятельности, подсказать, как лучше провести тот или иной урок, как общаться с детьми. А ТДМ Л.Г. Петерсон - отличный инструмент в помощь молодому педагогу, который поможет сформировать у детей и педагогов умение учиться, готовность к самоизменению и саморазвитию.

 

Литература: 

1. Воловиченко О.А.Роль самостоятельной работы на уроках математики. / О.А.Воловиченко // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития. Сборник статей международной практической конференции: в 2-х частях, 2016 г., с.3-6.

2. Лашкова Л.Л. Профессиональная адаптация выпускников педагогических вузов в образовательных организация / Л.Л. Лашкова // Дошкольное и начальное образование: проблемы, перспективы, инновации развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием), 1 апр. 2015; сост. и науч. ред. Н.В. Абрамовских. - Сургут : РИО СургПУ, 2015. -С. 93-96.

 

.  .  .