Изучение пользовательской активности обучающихся школы и их родителей в сети Интернет
Изучение пользовательской активности обучающихся школы и их родителей (законных представителей) в сети Интернет
Автор: Кузнецова Ольга Анатольевна
МБОУ "Калачеевская СОШ №1", г. Калач Воронежской области
В современном мире трудно себе представить взрослого человека, подростка, ребенка, даже престарелого человека без гаджета с Интернетом. Всемирная «паутина» стала значительной частью жизни обучающихся, работающих и отдыхающих на пенсии людей. Для детей глобальная сеть является не только источником новых знаний, но и способом развлечения, поиска знакомых и друзей, общения с разными категориями людей. С появлением электронных писем, документов, фото и рисунков, которыми обмениваются огромное количество людей, взрослые и дети сближаются их друг с другом, даже если находятся на значительном расстоянии. Недаром говорят, что «выбирая различные ссылки, вы можете за несколько минут побывать на Web-серверах в десятках разных стран» [3].
Активными участниками виртуального общения являются дети и подростки, обучающиеся школ. Это представители так называемого поколения «Z» («зет») (группы людей со схожими ценностями, воспитанные в определенный промежуток времени на схожих социальных ценностях), которые согласно теории поколений, разработанной в 1991-е годы американскими учеными Нейл Хоув и Вильям Штраус, имеют определенные характеристики.
В России этих представителей называют «поколение Я», «поколение Диджитал», они выросли в условиях гиперопеки (родители занимают все свободное время детей занятиями в кружках и секциях, с репетиторами). Дети относятся к цифровому поколению, которое активно познает окружающий мир посредством глобальной сети, гаджетов, социальных сетей и мессенджеров. Общение со сверстниками ограничено виртуальными коммуникациями без распознавания эмоций собеседников, порой с мало знакомыми людьми. Дефицит общения выражается в замкнутости подростков как способе ограждения от внешних проблем, гиперактивности и дефиците внимания. Дети привыкли «бродить»по просторам Интернета, знакомиться с неизвестными странами и народами, иметь доступ к огромному количеству информации, но получать и воспринимать лишь ее незначительную часть. Это обусловлено тем, что поколение «Z» обладает так называемым «клиповым мышлением.
В нашей стране впервые употребил термин «клиповое мышление» философ Фёдор Гиренок. Под клиповым мышлением Гиренок понимал «мышление, реагирующее только на удар» [1]. «Другой российский культуролог и футуролог Константин Фрумкин рассматривает клиповое мышление как способность быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами, что приводит к неспособности воспринимать длительную, однородную информацию. В 2010 Фрумкин выделил пять факторов, повлиявших на развитие клипового мышления:
1) стремительное развитие современных технологий, и как следствие, увеличение информационного потока, что порождает проблематику фильтрации, выделении главного и отсеивании лишнего.
2) бешеный ритм жизни и попытка успеть за всем, чтобы быть в курсе событий;
3) многообразие поступающей информации;
4) рост диалогичности на разных уровнях социальной системы;
5) многозадачность, т.е. способности совершать несколько одновременно» [2].
К сожалению, поколение «Z» подвергается и значительным опасностям в глобальной сети, создающим риск причинения вреда их здоровью физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). Таких опасностей с каждым днем становится все больше: это и вымогательство денег, доступность информации, негативно влияющей на развитие детей и подростков, вовлечение в интернет-игры, навязывание нежелательной дружбы, пропаганда экстремизма, склонность к суициду и т.д.
Изучение особенностей использования Интернета обучающимися школы и их родителями (законными представителями) позволяет выявить интересы детей и подростков к компьютерным играм, привязанность к социальным сетям детей и близких родственников, отношение детей к распространению родителями в сети интернет личной информации и т.д. Для анкетирования можно использовать вопросы на сайте «Детионлайн» [4,5].
Анкетирование обучающихся школы по вопросам безопасного использования социальных сетей и сети интернет.
В нашей школе был разработан небольшой опросник для детей (авторы: Гудова Г. Н. и Кузнецова О. А.), который был апробирован в 2016 году.
Опросник для обучающихся «Социальные сети».
1. Есть ли у тебя социальная сеть?
а) Вконтакте;
б) Дневник.ру;
в) Одноклассники;
г) Facebook;
д) Twitter;
е) другое.
2. Есть ли социальная сеть у твоих родственников:
а) брата, сестры;
б) мамы;
в) папы;
г) дедушки;
д) бабушки.
3. Сколько у тебя друзей в сети?
4. Выкладывают ли твои родители информацию о тебе:
а) фото и видео,
б) грамоты,
в) поделки, рисунки.
5. Как ты к этому относишься:
а) мне нравится, что родители меня любят;
б) не нравится, это моя жизнь,
в) всё равно.
6. Что тебя раздражает в поведении твоих родителей в соц.сетях:
а) выкладывают мои фото без моего одобрения;
б) комментируют мои фото;
в) «лайкают» мои фото;
г) приукрашивают свою жизнь;
д) выкладывают фото и видео семейных застолье;
е) много играют.
7. Сколько времени в день ты проводишь в соц.сетях:
А) менее 1 часа;
Б) 1-2 часа;
В) более 3 часов.
8. Какие компьютерные игры ты предпочитаешь?
9. Сколько времени в день ты им посвящаешь?
10. Вкладываешь ли ты деньги в компьютерные игры?
А) менее 100 рублей в месяц;
Б) 100-200 рублей в месяц;
В) более 300 рублей в месяц.
Анализ опросов, проведенных в 2016 и 2021 году, позволяет утверждать, что самой популярной социальной сетью среди подростков 14-15 лет является сеть «ВКонтакте», в ней зарегистрировано 100% опрошенных как в 2016, так и в 2021 годах. За прошедшие 5 лет среди опрошенных детей увеличилось число пользователей сайтов «Дневник.ру» и его чатов, «Facebook», «Twitter», снизился интерес к сайту «Одноклассники».
Увеличение числа пользователей социальных сетей наблюдается и среди взрослых (близких родственников обучающихся), особенно среди представителей женского пола в среднем на 10-28 %.
К сожалению, в просторах глобальной сети существует понятие «друзья», которое не соотносится с истинным значением этого слова. В социальных сетях любой малознакомый пользователь сети может быть отнесен создателем аккаунта в категорию «друзей», но не обязан быть таковым по правилам социальной сети.
У 24,7% школьников в 2016 году насчитывалось более 400 «друзей» и в 2021 году – 17,6%. При последнем анкетировании увеличилось число школьников с 11,7% до 33%, у которых насчитывается мене 50 друзей в социальных сетях.
Подавляющую часть респондентов (62,3% - 2016 г., 72,5% - 2021 г.) ничего не раздражает в поведении родителей в социальных сетях. Снизилось число обучающихся с 23,4% в 2016 году до 15,7% в 2021 году, которым не нравится, что родители выкладывают фото ребенка без его разрешения.
За последние пять лет увеличилось число респондентов, которые уделяют общению в социальных сетях более 3 часов в день (с 48,1% до 54,9%). При этом уменьшилось число обучающихся, проводящих в социальных сетях менее одного часа (с 18,2% до 1,3%).
Около трети опрошенных в 2021 году (27,5%) играют в среднем около одного часа в день. 9,1% обучающихся играли день более 4 часов в день в 2016 году, в 2021 году их число снизилось до 7,8 %. Радует, что более трети опрошенных (35,1%) в 2016 году и 23,5% в 2021 году не играют в компьютерные игры.
Преобладающая часть респондентов (79,2% - в 2016 году, 72,5% - в 2021 году) в ходе опросов утверждает, что не вкладывают деньги в компьютерные игры. Увеличилось число обучающихся примерно на 4%, которые вкладывают в игры менее 100 рублей и более 300 рублей в месяц.
Список литературы.
1. Гиренок Ф.И. Антропологические конфигурации философии // Философия науки. – Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности. – М.: ИФ РАН, 2012. – С. 415-420.
2. Асмолов А., Семенов А., Уваров А. «Мы ждем перемен» // Дети и их роль в информационном обществе. – 2010. – № 5.– С. 74-77.