Урок-путешествие с элементами квеста по литературе в 5 классе
Урок-путешествие с элементами квеста по литературе в 5 классе
«Путешествие по литературному зазеркалью»
Автор: Радостева Вера Николаевна
МОУ "Кременкульская СОШ"
Тип урока: урок рефлексии.
Форма урока: урок-приключение.
Цель: выявить уровень литературного развития учащихся, выяснить, какие произведения оказались важными в нравственном взрослении ребят, прививать любовь к литературе как науке и виде искусства.
Задачи уроки:
- Образовательные: формирование положительного отношения учению, познавательной деятельности, совершенствовать имеющиеся знания и умения.
- Развивающие: развивать внимание учащихся, творческое воображение, повышать интерес к предмету, навыки взаимодействия в группах, содействовать воспитанию чувства взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе в группах.
- Воспитательные: воспитывать культуру речи, чувство доброжелательности, сопереживания.
Методы: коммуникативно-ориентированный; учебная работа под руководством учителя; репродуктивный метод (активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем информации); наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов); словесный метод (рассказ, элементы беседы); метод формирования познавательного интереса (художественность, яркость, эмоциональность речи учителя).
Приемы: беседа, разгадывание кроссворда, создание иллюстраций.
Оборудование: проектор, экран, презентация, ноутбук.
Планируемые результаты:
Предметные: понимать ключевые проблемы изученных в 5 классе произведений, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и понимать их современное звучание.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: увеличивать объём словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развивать способность к самооценке, ормирование целостного мировоззрения; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Регулятивные УУД: учиться определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Оборудование:мультимедийный проектор, музыкальный центр, презентация исследовательской работы учащихся, сборники пейзажной лирики, иллюстрации к стихотворениям.
Межпредметные связи:
Изобразительное искусство, музыка, театр.
Урок-приключение с элементами веб-квеста. Это путешествие обучающихся по изученным книгам в поисках ответов на поставленные вопросы. В конспекте урока даны некоторые ссылки, которые помогут обучающимся расширить свои знания с помощью Интернета.
На уроке используется как традиционная методика, так и современные технологии, например, РКМЧП. Материалы урока нацелены на формирование «духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением», развитие «интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности».
Работа направлена на создание условий для постижения учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы в единстве формы и содержания, связи с жизнью, на основе принципа историзма.
Ход урока
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
УУД:
1) Регулятивные:
- волевая саморегуляция;
2) Личностные:
- смыслообразование (Я должен посмотреть…)
3) Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками
Учитель: Есть огромная страна. Как она называется, мы узнаем, если разгадаем кроссворд. А чтобы разгадать его, предлагаю вам отправиться в путешествие на машине времени. Согласны? Доверите ли вы мне управление этой фантастической машиной? Распределяем роли: 4 ученика защищают проект, остальные ученики – путешественники во времени. Всем выдаётся путевой лист, который будет заполняться по ходу урока и в конце занятия.
|
|
|
|
|
х
|
1 Л
|
е
|
б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н
|
2 И
|
к
|
и
|
т
|
а
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 Т
|
ё
|
п
|
л
|
ы
|
й
|
|
|
|
|
|
к
|
о
|
п
|
4 Е
|
р
|
н
|
и
|
к
|
|
|
|
ф
|
о
|
л
|
к
|
л
|
о
|
5 Р
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
з
|
6 А
|
к
|
л
|
и
|
ч
|
к
|
а
|
|
|
|
|
|
|
|
7 Т
|
о
|
л
|
с
|
т
|
о
|
й
|
|
|
|
|
Х
|
и
|
р
|
8 У
|
р
|
г
|
и
|
я
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 Р
|
у
|
к
|
а
|
в
|
и
|
ц
|
а
|
|
|
|
|
|
|
10 И
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 Я
|
б
|
л
|
о
|
к
|
о
|
|
|
Машина времени начинает свой ход! (На слайде появляется анимированная картинка «машины времени», рисунки учеников).
Учитель: Вот так вы представляете машину времени. У меня есть тоже своё представление об этом, но свой секрет я раскрою в конце урока.
Учитель: У меня есть тоже своё представление об этом, но свой секрет я раскрою в конце урока. Тем более, что подсказку я положила в нашу волшебную шкатулку, которую мы откроем в конце нашего путешествия. Роли уже распределены: 4 ученика защищают проект.
2) Этап актуализации и пробного учебного действия.
1) Познавательные:
- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
2) Логические:
- анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные:
- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).
ОСМЫСЛЕНИЕ.Итак, направление - «Древняя Русь».
(Звук машины времени)
Сценка «Малы детушки». Сидит девочка в сарафане, на голове платочек икачает куклу. Поёт старинную колыбельную песенку:
Баиньки, баиньки,
Спи, покуда маленький.
Будет время - подрастешь,
На работу пойдешь,
Станешь лес рубить,
Рыбку в озере ловить,
Дрова возить матушке,
Избу чинить батюшке.
Станешь всем помогать,
Будет некогда поспать!
Девочка замолчала, а в это время ребята хором произносят закличку:
Солнышко, высвети!
Красное, выблесни!
Мы на нивку идем,
Мы серпочки несем.
Будем жито жать,
Тебя в гости ждать!
Учитель: Дорогие путешественники! В древние времена люди очень любили и то, что пела девочка (да и сейчас любят), и то, что вы хором произнесли сейчас. Чтобы записать 6-ю букву кроссворда, нужно взять 2-ю (можно последнюю букву) из названия жанра, представленного в хоровом исполнении, или предпоследнюю.
Букву названия жанра песенки. (6-А)
Какие жанры устного народного творчества вам известны? Представляем ваш любимый жанр - сказку. Вспомните, какие виды сказок вы знаете. Какие черты характера героя будут воплощены (прогноз) в игре актёров? (Во время этой беседы актёры переодеваются – костюм должен быть удобным, чтобы не потерять время).
Сценка из сказки "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо".
Три ученика вместе одеваются в один плащ, а в руках на палочках держат нарисованные на картоне головы чудовища. Иван с мечом.
От слов «Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали - выезжает чудо-юдо о шести головах. .... После того рассек туловище на мелкие части и побросал в реку Смородину, а шесть голов подкалинов мост сложил. Сам в избушку вернулся»
Удалось ли ребятам передать характеры героев? Какие это характеры?
По каким признакам можно узнать жанр этого произведения? И вот теперь мы разгадаем 9-ю букву нашего кроссворда, если назовём 1-ю букву слова, которое обозначает тот предмет, что бросил Иван - крестьянский сын в избушку, где спали братья. (9 - Р - рукавица). «Видит Иван - дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат». Как можно назвать одним словом загадки, потешки, пестушки, частушки, колыбельные. Последняя буква этого слова – 5-я в кроссворде. (5 – Р - фольклор).
Итак, машина времени отправляется. Направление - «XVIII век».
Видео. Портрет Ломоносова. Актёр за кадром читает «Случились вместе два Астронома в пиру ...»
У какого великого человека мы побывали в гостях?
Михаил Васильевич Ломоносов – великий русский учёный, поэт. Пушкин назвал его первым российским университетом. Вот так просто, с улыбкой о сложных научных истинах сумел сказать, заботясь о просвещении людей, великий учёный и поэт Михаил Васильевич Ломоносов.
4-я буква кроссворда – это 4-я буква в имени учёного, на стороне которого выступает Ломоносов. (4 - Е –Коперник).
Машина времени отправляется. Направление – XIX век.
Проект «Узнай произведение по строке»
Цель проекта: вспомнить строки из произведений, увидеть их красоту и значимость, помочь одноклассникам вспомнить названия и авторов строк, удивительные и поучительные события произведений.
- «У сильного всегда бессильный виноват…» (И.А.Крылов «Волк и Ягнёнок»).
- «Жил-был добрый царь Матвей; // Жил с царицею своей…» (В.А.Жуковский.«Спящая царевна»).
- «Царь с царицею простился, // В путь-дорогу снарядился…» («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».А.С.Пушкин).
- «В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не более 9 или 10 лет. Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой». («Чёрная курица, или Подземные жители».Антоний Погорельский.)
- «За горами, за лесами, //За широкими морями, // Против неба – на земле // Жил старик в одном селе». (Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок»).
- «Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин». («Кавказский пленник».Л.Н.Толстой).
10 буква кроссворда – это первая в имени великого русского баснописца. (10 – И – Иван Крылов).
Направление - XX век.
На машине времени можно перенестись не только во времени, но и по странам и континентам.
Встречи литературных героев. «Мои ошибки и победы». О каких ошибках и победах могли бы рассказать мальчики, если бы встретились? Какие вопросы они могли бы задать друг другу? Учитель приготовил картинки – напоминания: изображение лошади, глухаря, куклы. Выбирайте, ребята.
- Васютка
- Вася
- Филька
Пока дети готовятся, учитель говорит:
В имени девочки из повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». 4-я буква даст разгадку 8 - ой буквы кроссворда – 8 – У – Маруся.
Заполняет вместе с детьми кроссворд.
Учитель: - Теперь направление – «По странам и континентам».
Какими заботами, тревогами полна жизнь детей в далёких странах? Чему они радовались?
Проект «Узнай героя по описанию его характера».
Цель проекта: узнать, какими заботами, тревогами полна жизнь детей в далёких странах, чему они радовались, что общего между русскими людьми и людьми, живущими в других странах.
1. Мужественный мальчик пятнадцати лет, погиб, но не выдал секрет своего народа,
Их привели на допрос,
Но ни один из пленных
Слова не произнес.
Черты характер героя: смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствам. (Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мёд». Шотландия, 19 век).
2. Героиня добрая, любящая, умеет дружить, сила её любви победила огромный мир холода. (Г.Х.Андерсен. «Снежная королева» - Герда. Дания, 19 век).
3. Находчивость, предприимчивость, изобретательность в играх. (Том – не называем автора) в книге «Приключения Тома Сойера». США, 19 век).
Этот герой вынужден добывать пищу, заботиться о старших. Он заслужил уважение взрослых, потому что мальчик смелый, мужественный, изобретательный, смекалистый, имеет чувство собственного достоинства. (Киш. Джек Лондон. «Сказание о Кише»).
1- я буква фамилии писателя, автора «Приключения Тома Сойера» является 7- ой буквой кроссворда. (7 - Т – Твен).
Возможно, вы уже догадались о названии страны, по которой мы путешествуем?
Давайте это подтвердим при помощи знаний, ведь не зря же есть известное выражение «Знания – сила». Эти точные слова подарил нам Фрэнсис Бэкон.
Реализация проекта «Скатерь-самобранка».
Цель проекта: понять, какую роль играет еда в произведениях.
Ответственные за проект проводят игру «Скатерть-самобранка»
Наше путешествие очень похоже на праздник? На празднике едят?
Да.
Подойдите к столам и угоститесь так, чтобы хозяин не обиделся. А не обидится он тогда, когда вы отгадаете его имя по тем по блюдам что расположились на скатерти.
На столе стоит мёд. (Роберт Льюис Стивенсон.Баллада «Вересковый мед»).
Яблоки - В.Г. Короленко. «В дурном обществе». (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).
Хлеб - К.Г.Паустовский. Сказка "Тёплый хлеб".
Хлеб и молоко - А.П. Платонов-"Никита".
Вывод: образ еды даёт представление о времени, в котором они жили. Пища людей в 19 веке была простой, непритязательной. Люди почти не говорили о еде, они радовались другому: семье, близким людям, природе, красоте своей Родины.
А какой вопрос можно придумать, чтобы загадать букву, стоящую в конце искомого слова?
Например, чтобы узнать последнюю букву зашифрованного слова.Нужно назвать первую букву того, чем угостил Вася Марусю и Валека. 11 - Я – яблоко.
Теперь, ребята, я уверена, вы и сами будете составлять кроссворды. А первые 3 буквы «спрятаны» в названиях «Тёплый хлеб» и «Никита». Какое слово мы поставим первым? («Хлеб», потому что уважение к хлебу не меняется, во всех странах это отношение одинаковое – безмерное уважение. Обратимся к толковому словарю – значение слова «хлеб». Читаем в словаре: 5. (мн. хлеба), перен. То же, что пропитание. Зарабатывать себе на хлеб насущный (то, что необходимо для пропитания, существования). Не хлебом единым жив человек (посл.).
Молодцы!
Нравится ли вам в стране Литературии? Есть ли эта страна на карте? А где она есть? (В сердце человека, любящего читать). Какие трудности вы встречаете в своём путешествии по э той стране? (Ответы школьников).
6) Этап обобщения затруднений во внешней речи
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
УУД:
1) Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
2) Познавательные:
- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.=
3) Общеучебные:
Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
И вот мы в XXI веке.
Что изменилось во взглядах современных нам людей?
Какие нравственные принципы остались неизменными?
Что мы потеряли? Что нужно изменить в будущем?
Может, кто-то и мой секрет разгадал – какой я представляю машину времени?
Какой предмет можно смело назвать машиной времени? Конечно, (открывается шкатулка), книгу!
Понравилось ли вам приключение? Изменилось ли ваше отношение к чтению? Что бы вы посоветовали себе в будущем?
РЕФЛЕКСИЯ.
8) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли
- оценивание качества своей и общей учебной деятельности
Давайте оценим свою работу.
Для учеников, защищающих проект:
Путевой лист ученика
|
Оценка одноклассников
|
Самооценка
|
Оценка учителя
|
1. Ученик раскрыл тему проекта
|
5
|
||
2. Форма реализации проекта
|
5
|
||
3.Умение ставить вопросы и отвечать на них
|
4
|
||
Общая сумма баллов
|
14 – «5»
|
Для ребят – путешественников:
Путевой лист ученика
|
Оценка одноклассников
|
Самооценка
|
Оценка учителя
|
1. Я отвечал на все вопросы, допустил 1-2 неточности
|
5
|
||
2. Я не ответил на 2-3 вопроса
|
4
|
||
3.Я не ответил на половину вопросов
|
3
|
Сегодня вы все участвовали в защите групповых проектов.
А как мы справились? Давайте заполним путевые листы.
9) Этап включения в систему знаний и повторения. Информация о домашнем задании.
УУД:
1) Познавательные:
- умение структурировать знания
- оценка процессов и результатов деятельности
2) Регулятивные:
- волевая саморегуляция
- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.Как вы думаете, какое домашнее задание вы получите? (Можно подобрать афоризмы о пользе чтения, рассказать о полюбившейся книге в любой форме, интересной для слушателя).
Спасибо вас за урок!