Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Лингвистический анализ художественного текста (на примере рассказа Владимира Солоухина)

Дата публикации: 2021-02-19 17:13:59
Статью разместил(а):
Филиппова Светлана Николаевна

Конспект урока словесности в старших классах

Лингвистический анализ художественного текста (на примере рассказа Владимира Солоухина «Ножичек с костяной ручкой»)

Автор: Филиппова Светлана Николаевна

МОУ "Средняя школа № 70", г. Ярославль

 

"Ведь у писателя форма неразрывно связана с содержанием и рождается сама собой из содержания"

Иван Алексеевич Бунин

 

Цель урока: убедиться, что понимание содержания художественного текста невозможно без анализа его формы.

Задачи:

- учиться выделять в тексте коммуникативную задачу,

- развивать умение работать со словарями, умение находить информацию, в том числе в Интернете,

- способствовать формированию медленного, аналитического чтения,

- воспитывать уважение к слову, культуру речи и культуру поведения.

Оборудование урока: распечатанный текст рассказа для каждого ученика; толковый словарь, презентация к уроку.

 

Сценарий урока

1. Индуктор (наведение на проблему).

Ребята, дома вам было предложено расшифровать три анаграммы лингвистических терминов: ЗИЛАНА, СЕКТТ, ГЛИНАКИСТИВ (анализ, текст, лингвистика).

Все эти слова имеют отношение к теме сегодняшнего урока. Попробуйте её сформулировать. (Примерный ответ. Лингвистический анализ художественного текста). Запишите в свои тетради сегодняшнее число и тему урока.

Прочтите про себя фрагмент концовки рассказа Владимира Солоухина «Ножичек с костяной ручкой», написанный в 1963 году.

2. Беседа. (Первичное впечатление от прочитанного - до обсуждения и разбора текста)

Понравился ли вам фрагмент?

Как бы вы сформулировали тему прочитанного? (Примерный ответ. Воспоминание из детства - случай, произошедший с рассказчиком в школе)

Какова, на ваш взгляд, идея рассказа? Зачем автор вспомнил об этом происшествии? (Примерный ответ. Автор хочет поделиться с читателем какой-то сокровенной мыслью, потому что любой текст - это диалог писателя и читателя.)

Автор надеется на понимание. Для этого он строит высказывание так, чтобы мы не ошиблись и правильно поняли его сокровенную мысль. Значит, мы опять будем медленно двигаться по тексту и собирать «подсказки», которые автор подготовил. Конечно, нам помогут знания, полученные на уроках русского языка.

3. Обсуждение.

Каким настроением проникнуто начало текста? Как это можно понять? (Примерный ответ. Начало миниатюры задаёт серьёзный тон, подсказывает, что разговор состоится непростой. В классе случилось происшествие - у ученика пропал ножичек с костяной ручкой, учитель намерен найти вора. Первый абзац состоит из одного предложения, но в нём 42 слова. Это многокомпонентное предложение с сочинительной и подчинительной связью, доминирующей связью является сочинительная (соединительный союз И). Осложнена вторая часть многокомпонентного предложения, которая по содержанию раскрывает, поясняет ситуацию, сложившуюся в первой части сложного. На лексическом уровне заметен нарочитый повтор, который и несёт основную идейную нагрузку - «грань», «грань», в первой части этому семантическому ядру принадлежит слово «линейка», на периферии этого семантического поля находится «отверженность», «один», причастие «отделивший». Последнее определительное придаточное к повторяющемуся «грань» ставит цель - «перейти… будет не так просто». СПП помогает сформулировать эту сложную мысль полно.)

Итак, черта проведена. И по одну сторону остались одноклассники рассказчика, по другую - он сам. Приглядимся к героям повнимательнее. Предлагаю сделать это в парах: ребята первого ряда выпишут из последующих четырёх абзацев лексические и синтаксические средства, с помощью которых рассказчик говорит об одноклассниках - проанализируют их и сделают вывод о том, какими предстают ребята в начале этой истории; ребята второго ряда выпишут из этих абзацев лексические и синтаксические средства, с помощью которых рассказчик говорит о Фёдоре Петровиче, также сделают вывод; ребята третьего ряда выпишут из этих абзацев лексические и синтаксические средства, с помощью которых рассказчик говорит о себе - проанализируют их и сделают вывод о том, каким предстаёт рассказчик в этот момент.

Работа в группах - 3-5 минут. Выступления представителей каждого ряда.

Ряд 1.

Средство выразительности

Пример

Функция

слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

портфелишки, ребятишки, вещички, мальчишки, пиджачки, ножичек

пренебрежительная оценка происходящего

однокоренные слова

обыскав, обыскивали; потом снова, потом снова

усиление негативных ощущений

разговорная лексика

глазели, обшарив

пренебрежительное отношение, унижающее ребят

фразеологизмы

нет как нет

усиленное отрицание, оживляет текст и кратко и эмоционально выражает мысль

однородные члены предложения

…заставил разуваться… развёртывать… снимать…

описание выглядит более подробно и замедляет речь

обособленные члены предложения

тщательно обыскав все сумки и парты, Федор Петрович принялся за учеников. проверив карманы, обшарив пиджачки снизу (не спрятал ли за подкладку?), он заставил 

паузы, выделяющие обособленные обороты, замедляют речь  

сложные предложения

…проверив карманы, обшарив пиджачки снизу (не спрятал ли за подкладку?), он заставил разуваться, развертывать портянки, снимать чулки и, только вполне убедившись, что у этого человека ножа нет, отправлял его в другой конец класса, чтобы ему не мог передать пропавшее кто-нибудь из тех, кого еще не обыскивали.

более информативны, чем простые

 

Ряд 2.

Средство выразительности

Пример

Функция

разговорная лексика

копался, обшарив

пренебрежительное отношение, унижающее ребят

однородные члены предложения

…заставил разуваться… развёртывать… снимать…

описание выглядит более подробно и замедляет речь

обособленные члены предложения

тщательно обыскав все сумки и парты, Федор Петрович принялся за учеников. проверив карманы, обшарив пиджачки снизу (не спрятал ли за подкладку?), он заставил 

паузы, выделяющие обособленные обороты, замедляют речь  

сложные предложения

…проверив карманы, обшарив пиджачки снизу (не спрятал ли за подкладку?), он заставил разуваться, развертывать портянки, снимать чулки и, только вполне убедившись, что у этого человека ножа нет, отправлял его в другой конец класса, чтобы ему не мог передать пропавшее кто-нибудь из тех, кого еще не обыскивали.

более информативны, чем простые

 

Ряд 3.

Средство выразительности

Пример

Функция

слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

заварушка

пренебрежительная оценка происходящего

фразеологизмы

нет как нет

усиленное отрицание, оживляет текст и кратко и эмоционально выражает мысль

вставные конструкции

и мне уж в этот момент (не предвидя еще всего, что случится потом) было стыдно за то, что я невольно затеял всю эту заварушку 

приближение к разговорной речи, заострение читательского ожидания

противопоставление

Постепенно ребят около доски становилось все меньше, в другом конце класса все больше…

создание контрастной, а в данном случае парадоксальной ситуации, заостряющей проблему

обособленные члены предложения

не предвидя еще всего, что случится потом 

паузы, выделяющие обособленные обороты, замедляют речь  

сложные предложения

и мне уж в этот момент (не предвидя еще всего, что случится потом) было стыдно за то, что я невольно затеял всю эту заварушку.

более информативны, чем простые, способны передать сложный ход мыслей

 

Подведение итогов.

Давайте сделаем промежуточный вывод. Определите стиль и тип речи текста. (Примерный ответ. Стиль художественный, так как коммуникативная задача - воздействие на воображение, чувства, мысли читателя с целью изобразить контраст между положением, в котором оказался рассказчик, и положением, в котором оказались дети по вине этого рассказчика; ведущая черта - эмоциональность. Сфера применения стиля - художественная литература, жанр - рассказ. Языковые средства: разговорная лексика, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, лексический повтор, однородные члены предложения, обособленные члены предложения, СПП. Тип речи - повествование, о чём свидетельствует обилие глаголов и линейная композиция с последовательными действиями героев, с элементами описания (внешность детей) и рассуждения (рассказчик делает промежуточные выводы).)

Почему перечисление действий учителя и описание ребят занимает значительную часть текста? (Примерный ответ. Автору действительно важно, чтобы мы поняли, что ребята пережили серьёзный стресс, унижение, и всё это по вине рассказчика.)

Верно. Итак, ребят подозревают в серьёзном проступке - в преступлении, в воровстве. Но они не виноваты - это всё рассеянность рассказчика. Как же он поступил в этой сложной ситуации? Какой выход нашёл? Чтобы ответить на эти вопросы, продолжим анализ текста. Разберём четыре сценки с участием рассказчика (в тексте они выделены фигурными скобками), последовательно наблюдая за его реакцией, за тем, как он взаимодействует с одноклассниками. Прокомментируем его поведение и речь. Каждая группа проследит за лексикой и синтаксисом своего фрагмента и после анализа сделает вывод о том, что чувствует в этот момент рассказчик. Результаты запишите в тетрадь. Представитель группы зачитает их.

Работа в группах - 3-5 минут.

Выступления представителей каждой группы.

 

Группа 1.

Средство выразительности

Пример

Функция

эпитет

злополучный ножичек

оценивают предмет; вызывают определённое эмоциональное отношение к нему; помогают увидеть авторское отношение 

повтор фразеологизма\однокоренные слова

провалиться сквозь землю

обыск, обыскать (повторяется в третий и четвёртый раз)

кратко и эмоционально выражает мысль о желании исчезнуть от стыда

слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

ножичек

пренебрежительно-смешное отношение

вставные конструкции

Напротив, я скорее обрадовался бы, если бы он провалился сквозь землю, да, признаться, и самому мне в то мгновение хотелось провалиться сквозь землю 

приближение к разговорной речи, логическое изложение мысли в стрессовой ситуации

оксюморон

Теперь я уж не могу восстановить всего разнообразия чувств, нахлынувших на меня в одно мгновение 

создание ощущения катастрофы

контраст

Между тем обыск продолжался, и мне, прожившему на земле восемь лет, предстояло решить одну из самых трудных человеческих психологических задач 

заострение проблемы 

сложное предложение

Ручаться можно только за одно - это не была радость от того, что пропажа нашлась, что мой любимый ножичек с костяной ручкой и зеркальными лезвиями опять у меня в руках.

Выражение сложных смысловых отношений 

 

Группа 2.

Средство выразительности

Пример

Функция

разговорная лексика+слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Воришка, дырочка, затеялась

нарочитое преуменьшение проблемы через пренебрежительное отношение к предметам 

лексический повтор

из-за меня… из-за меня… из-за меня…

усиление характера катастрофичности момента, катастрофичности сложившейся по вине рассказчика ситуации, ощущения ужаса

междометия

О, подумать об этом было ужасно!..

выражение эмоций – ужас

риторическое восклицание

О, подумать об этом было ужасно!..

накал чувства и одновременно - важнейшая мысль речи 

синтаксическая анафора

Если я сейчас не признаюсь…

Если я сейчас признаюсь… 

логическое оформление решения «психологической задачи», нагнетание эмоций 

однородные члены предложения

Из-за меня их оскорбили, обидели, ранили.

подробное описание мысли о том, как сильно ранил ребят 

вводные слова со значением неуверенности говорящего и оформляющие мысль\риторический вопрос

Может быть, им все-таки легче думать, что их обыскивали не зря, что унизили не понапрасну?

приближение к разговорной речи, логическое изложение мысли в стрессовой ситуации, желание избежать нравственных страданий, риторическй вопрос акцентирует внимание на проблеме 

 

Группа 3.

Средство выразительности

Пример

Функция

разговорная лексика+слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Лунатик, ножичек, побрёл

сообщение тексту эмоциональности, пренебрежительное отношение к предметам 

сравнение

…я, как лунатик, вышел из-за парты и побрёл к учительскому столу…

сообщает явлению тот оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель – рассказчик пребывает в шоковом состоянии 

фразеологизм\повтор

провалиться сквозь землю (повторяется в тексте в третий раз)

нагнетание эмоций 

вводные слова со значением неуверенности говорящего

Наверно, не так я всё это для себя сознавал… …может, сознание недостаточно чётко приказывало языку.

приближение к разговорной речи, логическое изложение мысли в стрессовой ситуации, желание избежать нравственных страданий 

 

Группа 4.

Средство выразительности

Пример

Функция

разговорная лексика\риторическое обращение\риторическое восклицание

растяпа – повторяется два раза как назывное восклицательное предложение

 

служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к нему, выражает сожаление 

риторический вопрос

- Что ты наделал!..

эмоционально акцентируют внимание читателя на проблеме 

междометие\лексический повтор

Вон из класса!.. Вон!

Эх ты!...

передача эмоций – гнев, досада, упрёк 

оксюморон

Почти каждый из них, проходя, задерживаося на секунду и протяжно бросал:

- Эх ты!..

подчёркивает психологическое состояние рассказчика – стыд – и ребят-одноклассников – укоризна 

метафорический эпитет

злой шёпот

оценивает явление – учитель зол на рассказчика 

 

Подведение итогов.

Общий вывод по фрагменту (продолжает учитель):

Итак, рассказчика терзают душевные муки. В относительно юном возрасте он стоит перед очень важным нравственным выбором. Рассказчик сделал правильный выбор – об этом свидетельствует тот факт, что он смог перешагнуть ту черту, которая разделила его с одноклассниками в начале фрагмента. Это было непросто – пришлось узнать силу гнева учителя, пережить упрёки ребят. Но герой стойко вынес эмоциональную разрядку – последняя часть фрагмента буквально пестрит восклицаниями. Попробуйте представить, как мог закончиться рассказ, если бы главный участник этого действия выбрал иной путь. (Примерный ответ. Я спрятал злополучный ножичек обратно в портфель. Ребята продолжали стоять у стены класса после того, как обыск закончился. Теперь каждый смотрел на другого злыми горящими глазами. Каждый винил другого в происходящем. Учитель Фёдор Петрович пообещал, что завтра продолжит поиск трусливого вора. Из школы ребята выходили поодиночке, с опущенными головами. Дружного класса как не бывало. А у меня на душе скребли кошки…)

Так какова же идея текста? (Примерный ответ. Трудно оставаться честным человеком, но это единственно правильный выбор.)

Каждое мгновение жизни мы делаем выбор, который формирует нас и влияет на людей вокруг. Это накладывает на нас обязательства. О сложности оставаться честным, сохранить чувство собственного достоинства автор фрагмента рассказа Владимир Солоухин сказал так: «В армии нас учили спускаться с горы на лыжах.

Первые уроки опытный и, я бы сказал, мудрый инструктор посвятил тому, что учил нас правильно падать. Собраться в комок, упасть на правый бок, успеть убрать или даже бросить палки. В жизни нас этому никто не учит. А жаль». Принимая это во внимание, подумайте, какое же предложение в анализируемом тексте является главным? (Примерный ответ. «Я упрямо стоял около дверей, пока мимо меня не прошёл весь класс». А ещё, пожалуй, последнее.)

Почему? (Примерный ответ. Это похоже не то, как просят прощения, - рассказчик попросил прощения у каждого одноклассника, который был унижен из-за его невнимательности. Последним был учитель, поверивший и невольно ставший соучастником этой некрасивой, неприятной разборки. Он присоединился к чувствам детей из класса - «Эх ты!..» Рассказчику стыдно, очень стыдно, но только так можно искупить вину)

Сравните это предложение и первое. Как такое сопоставление помогает понять главную авторскую мысль? (Примерный ответ. Эти предложения соотносятся как ПРОБЛЕМА - РЕШЕНИЕ. Рассказчик вначале попадает в ситуацию, которая отрезает его от общества, сам себя называет «отверженным», чувствует напряжение. А в последнем предложении мысль формулируется уже просто, доступно, и главным словом в этом предложении является наречие «упрямо». Здесь нет вводных слов со значением неуверенности говорящего, нет сложных синтаксических структур, потому что рассказчик ясно видит единственно возможный путь, который вернёт ему доверие и дружбу ребят, и настойчиво по нему идёт.)

4. Рефлексия.

Каковы ваши впечатления от фрагмента рассказа Владимира Солоухина? (Примерный ответ. Удивлены, благодарны автору, потому что узнали много нового или прояснили для себя некоторые вопросы. Текст понравился)

Где нам может пригодиться опыт, полученный сегодня на уроке? (Примерный ответ. На экзамене по русскому языку – в написании сочинения.)

Надеюсь, вы убедились, что медленное чтение текста, внимание к его языковым единицам помогает глубокому осмыслению чужого высказывания, а также успешному созданию собственного текста.

5. Домашнее задание. 

Именно этим - созданием собственного текста - вам предстоит заняться дома. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какой выбор можно назвать нравственным?» или рассказ «Случай из жизни» (подобно рассказу Солоухина).

 

.  .  .