Организация работы с учащимися с ОВЗ на уроках русского языка в 5 классе
Организация работы с учащимися с ОВЗ на уроках русского языка в 5 классе
Автор: Кубанеишвили Наталья Юрьевна
МБОУ г. Астрахани «СОШ № 61»
Обучение детей с ОВЗ является одной из важных проблем сегодняшнего образования. Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно растет.
Школа - главный этап социализации детей с ограниченными возможностями. Именно они получают навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе.
Школьники с ОВЗ - это неоднородная группа детей. В нее входят дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, интеллекта.
Чтобы обучать детей с ОВЗ и детей-инвалидов, школа должна создавать специальные условия обучения: штатное расписание; адаптированная образовательная программа.
Иногда бывает трудно установить контакт с ребенком, удержать его внимание хотя бы в течение 10-15 минут, построить урок таким образом, чтобы ребенку было интересно, и чтобы он усвоил знания.
Сегодня в классах обучаются дети с ОВЗ и нормотипичные дети. Это существенно осложняет и совместную учебную деятельность детей, и подготовку педагога к уроку. Необходимо объединить коррекционные, обучающие, воспитательные, развивающие задачи на уроке. Нужно так выстроить урок, чтобы знания усвоил весь класс.
Большинства обучающихся с ОВЗ имеют недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование форм, методов и приёмов обучения -одно из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
На уроках русского языка и литературы важно уделять внимание здоровьесберегающим технологиям. Детям с ОВЗ трудно приспособиться к правилам и условиям общества.
Основная задача изучения детьми с ОВЗ (и не только с ними) предмета русский язык - открыть школьникам язык как предмет изучения, вызвать интерес и стремление к постижению богатства языка, показать возможности слова для передачи оттенков мысли и чувства.
При составлении календарно-тематического планирования для учащегося с ОВЗ ставятся следующие задачи:
- Общеобразовательная – формирование грамматических понятий, орфографических умений и навыков, выработка умений использовать синтаксические структуры в связной речи, грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики.
Особое внимание уделяется развитию речи (фонетической, лексической, морфологической, синтаксической); формированию интереса к языку через содержание материала, основанного на связи с действительностью.
При изучении сложных тем («Глагол») можно провести дополнительные занятия с учащимися с ОВЗ, увеличить время на итоговое повторение. Для учащихся с особенностями развития домашнее задание должно быть индивидуальным и облегченным. С обязательной проверкой.
Ребенок с ОВЗ должен чувствовать себя полноценным членом коллектива. Необходимо на уроках создавать ситуацию успеха для таких детей.
При работе с детьми с ОВЗ необходима дифференциация обучения на разных этапах учебного процесса.
Как лучше преподнести новый материал? Прежде чем перейти к объяснению нового материала, надо напомнить учащимся основные знания, на которых базируется новый учебный материал. Излагать учебный материал следует небольшими частями с выделением главных составляющих. Деление учебного материала на части способствует выявлению наиболее трудных для восприятия учащимися тем.
Необходимо учитывать, что при опросе учащиеся с ОВЗ часто не могут привести свои примеры к правилу, и не только дети с ЗПР, но и с другими заболеваниями в силу своего состояния, а лишь по возможности заучивают теорию с уже существующими примерами.
Положительную роль в развитии внимания, мышления, памяти, развитии речи играет словарно-орфографическая работа, которая должна проводиться на каждом уроке. Это помогает сконцентрировать внимание учащихся. При этом на доске пишется слово, производится подбор однокоренных слов, составляется предложение с этим словом
Стимулом повышения интереса к предмету детей может быть похвала учителя, гордость от правильно выполненного задания, занимательность материала.
Для учащихся с ОВЗ в 5 классе рекомендовано использовать занимательный материал. Он прекрасно воздействует на развитие ребенка в учебном процессе. Использование занимательного материала на уроках помогает разнообразить учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление.
Еще К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь, обогащает словарный запас ребёнка. В итоге у детей возрастает интерес к предмету, а дидактические игры способствуют формированию орфографической зоркости и грамотности школьника.
Уроки развития речи для детей с ограниченными возможностями здоровья обязаны быть насыщены лексическими заданиями - это напрямую влияет на формирование различных речевых умений. Дети учатся задавать вопросы и отвечать на них, составлять простые, а далее и сложные предложения, сочинять диалоги, монологи. В процессе систематических упражнений у учащихся формируется умение составить хотя бы 2-3 предложения, а в дальнейшем, возможно, составлять текст по плану.
На данных уроках главное – поддерживать у детей стремление учиться, расширять словарный запас, развивать у учащихся способность различать значение и оттенки слов в тексте.
Без систематического контроля нельзя достигнуть результата. Должна быть организована проверка домашней работы, можно провести проверочную работу с аналогичными заданиями. Обязателен подробный анализ выполненных работ, нужны индивидуальные занятия по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся.
При выполнении заданий учащиеся могут пользоваться различными таблицами, схемами, карточками, инструкциями, так как в силу особенностей психического развития сразу запомнить правило или теоретические знания они не способны. Использование вспомогательных средств обучения оказывают благоприятное воздействие на запоминание.
На уроке дети с ОВЗ постоянно нуждаются в помощи и внимании учителя. Выделяются три вида помощи: стимулирующая, направляющая, обучающая.
У учащихся с ограниченными возможностями здоровья наиболее развито наглядно-образное мышление, поэтому и эффективны уроки с применением наглядности: схемы, опорные таблицы. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру заданий поверили в свои возможности.
Нужно формировать у учащихся с ОВЗ умение работать с учебником, справочной литературой, со словарем.
На уроках важно применять приемы, позволяющие развивать внимание, память, мышление школьников: задания с пропуском отдельных букв, слов, словосочетаний, нахождение лишнего слова, исправление ошибок.
Устойчивый интерес к учебной деятельности у детей с ОВЗ, в том числе и ЗПР формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, игровую деятельность.
Информационно-коммуникативные технологии помогают решать практические задачи: формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогащать и расширять словарный запас, организовать работу по формированию, учету и коррекции знаний учащихся.
Грамотно выстроенный образовательный маршрут для учащихся с ОВЗ позволяет обеспечить личностное развитие каждого школьника.
Работая с такими детьми, мы должны помнить, что все сообщаемые сведения нужно неоднократно повторять, так как снижение произвольной памяти у учащихся - одна из главных причин их трудностей в школьном обучении. Им свойственно и быстрое забывание выученного. Поэтому работа на уроке должна вестись в следующих направлениях: подбор индивидуальных заданий, наглядности, предотвращение наступления утомления (физкультминутки), создание ситуации успеха учащихся на уроке.