Игры и упражнения для развития моторики и психомоторики «особенных» детей
Игры и упражнения для развития моторики и психомоторики «особенных» детей
Автор: Комелькова Галина Аркадьевна
Игры и упражнения на развитие двигательных качеств:
Игры-упражнения на развитие быстроты движений:
«Прыгни и повернись»
Дети произвольно размещаются по залу и выполняют прыжки на месте (на одной ноге, на двух ногах), по сигналу делают резкий прыжок вокруг себя.
«Пропеллер»
Дети держат палку за середину правой рукой. Активно работая кистью, быстро поворачивают палку вправо-влево. После отдыха повторяют упражнение левой кистью.
«Гребцы»
Дети сидят на полу, ноги врозь, палка в двух руках у груди параллельно полу. По сигналу нагибаются и касаются палкой носков ног. Спокойно выпрямляются, притягивая палку к груди.
«Быстро переложи мяч»
Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной руке мяч. По сигналу дети быстро перекладывают мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя.
«Перебрось мяч»
Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки согнуты в локтях, мяч в одной руке. По сигналу дети перебрасывают мяч из одной руки в другую движением кисти, энергично ее поворачивая.
«Кто дальше»
Проводятся несколько параллельных стене линий на расстоянии 30 см одна от другой. Дети встают перед первой к стене линией и бросают мяч о стену, ловят и отходят на следующую линию. Постепенно отступая от стены, бросают и ловят мяч. Побеждает тот, кто поймает мяч, находясь дальше всех от стены.
«Догони мяч»
Несколько детей перебрасывают мяч через веревку, натянутую на высоте 1,5 м и на расстоянии 50-60 см от детей, догоняют мяч и ловят его, не давая коснуться пола. Стараются бросить мяч повыше, но недалеко.
«Не потеряй»
Дети образуют круг. У каждого в руках маленький мешочек с песком. В центре круга находится большая корзина. По первому сигналу дети бросают мешочки в корзину и поворачиваются спиной к центру круга. До подачи второго сигнала педагог убирает один мешочек из корзины. По второму сигналу дети поворачиваются лицом к центру круга, бегут к корзине и разбирают мешочки. Ребенок, которому не достался мешочек, считается проигравшим.
«Береги мешочек»
По кругу разложены мешочки с песком. Играющих на одного больше, чем количество мешочков. Дети бегают, образуя круг так, чтобы мешочки были расположены между ними и центром круга. По сигналу дети быстро берут один мешочек, садятся на пол, прижимают ноги к груди и прячут мешочек под ногами. Ребенок, которому не достался мешочек, считается проигравшим.
«Скорее до середины»
На полу лежит шнур длиной 4-5 м с привязанными к концам палочками (длиной 20-25 см, диаметром 2,5-3 см). Середина шнура отмечается ленточкой, тесьмой. Двое играющих берут палочки в руки и по сигналу педагога начинают наматывать на них шнур. Выигрывает тот, кто быстрее дойдет до середины.
«Схвати шнур»
Двое детей сидят на стульях, поставленных на противоположных сторонах площадки, спиной друг к другу. Под стульями лежит шнур. По сигналу дети встают и быстро бегут по кругу, подбегают к своему стулу, садятся и выдергивают из-под него шнур. Выигрывает тот, кто первым выдернет шнур.
«Удочка»
Дети стоят по кругу. Педагог, находясь в центре круга, вращает веревку по полу вокруг себя. Дети перепрыгивают через нее, стараясь не коснуться веревки. Тот ребенок, который коснулся веревки, выбывает из игры.
«Не урони кольцо»
Дети стоят по кругу. В центре круга находится педагог, в руках у него резиновое кольцо, которое он бросает поочередно каждому ребенку. Ребенок ловит кольцо, затем подбрасывает его, быстро поворачивается вокруг себя и, поймав кольцо, бросает его воспитателю.
«Кольцо навстречу кольцу»
Дети стоят друг против друга (на расстоянии 2-3 м). У каждого в руках кольцо и шпага. По команде «Раз, два, три - кати» дети прокатывают друг другу кольца так, чтобы они не столкнулись, и быстро подхватывают их на шпагу.
Игры-упражнения на развитие внимания:
«Поверни»
Дети бегут друг за другом, подпрыгивая. Дойдя до условленного места, обозначенного, например, кеглей, ведущий поворачивается и ведет колонну в обратном направлении.
«Не теряй пару»
Дети идут друг за другом парами, взявшись за руки. По сигналу быстро отпускают руки и продолжают идти рядом, не отставая и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу.
«Меняемся местами»
Посередине зала лежит длинный шнур. Дети делятся на две группы. Каждая занимает свою половину площадки. По команде «Беги» все дети хаотично бегают по своим площадкам. По команде «Меняйтесь» группы меняются местами. Побеждает та, участники которой в полном составе первыми перебежали на другую сторону площадки.
«Нитка с иголкой»
Дети держатся за руки, образуя цепочку. Проведя цепочку вокруг всего зала, педагог предлагает остановиться и поднять сцепленные руки так, чтобы образовались «ворота». После этого воспитатель ведет цепочку в обратном направлении под руками у детей, обходя одного справа, а другого слева. В тот момент, когда цепочка детей проходит под «воротами», ребенок, поднимавший руки для образования «ворот», поворачивается вокруг себя и продолжает идти цепочкой.
«Будь внимательным»
Дети стоят в колонне друг за другом. У каждого ребенка в руке флажок. По первому сигналу педагога дети начинают бег по кругу, обегая разные предметы. По второму сигналу - перепрыгивая через предметы. Ребенок, которого называет по имени педагог, поднимает флажок, не прекращая бега, и продолжает бежать с поднятым флажком до тех пор, пока педагог не назовет имя другого ребенка, который тоже поднимает флажок. Игра продолжается.
«У кого больше»
По всему залу разложены предметы разных геометрических форм. Предметов больше в 3-4 раза, чем детей. Дети под музыку выполняют произвольные движения, стараясь не задевать лежащих предметов и друг друга. По сигналу (музыкальному, удару в бубен, свистку) дети быстро собирают предметы.
В этой игре могут быть различные варианты:
а) собрать как можно больше любых предметов;
б) собрать как можно больше предметов заданной формы (треугольник, квадрат, круг) и любого цвета;
в) собрать как можно больше предметов любой формы, но одного цвета;
г) собрать как можно больше любых предметов парами, тройками (по цвету, форме).
«Быстро по местам»
Дети стоят в колонне по одному. По команде «На прогулку» разбегаются по залу, берут любые пособия и выполняют с ними произвольные движения. По команде «По местам» кладут пособия на их прежние места и возвращаются на свое место в колонне. Проигрывает тот, кто место в колонне занял последним.
Игры-упражнения на развитие координации, ловкости и точности выполнения движений
«Петрушка»
Ребенок сидит на корточках, затем, расставив широко руки и ноги в стороны, высоко подпрыгивает, после этого приземляется и вновь приседает на корточки.
«Стоя на одной ноге» Детям предлагают различные варианты заданий:
а) стоять на одной ноге на полу, закрыв глаза;
б) стоять на одной ноге вдоль или поперек скамейки;
в) то же, что в (а) и (б), но со сменой положения ног: вынести
вперед, в сторону, назад прямую или согнутую ногу, взяться за
щиколотку согнутой ноги.
«Перекати назад»
Присесть, согнуться, обхватить колени руками, спина круглая. Быстро и мягко перекатиться на спину в этом положении до касания пола лопатками, не выпрямляя ног, держать их прижатыми к туловищу, руки обхватывают колени. Снова перекатом вернуться в исходное положение.
«Спрыгни - развернись»
Педагог встает правым боком к скамейке, дети спрыгивают к нему лицом, разворачиваясь влево. Затем педагог встает левым боком к скамейке, а дети, спрыгивая, разворачиваются вправо.
«Гимнасты»
Дети выполняют задания на гимнастической скамейке: пройти на носках, вытянувшись, руки за головой, смотря прямо на конец скамейки; пройти по скамейке 2-3 шага, развернуться на 360°, пройти до конца скамейки, снова развернуться и направиться к началу; стоя на скамейке, подниматься на носки и опускаться на полную стопу.
«Обеги мяч»
Несколько детей толчком двух рук катят мяч в прямом направлении и бегут за ним, обегая мяч змейкой
«С мячом под дугой»
Проползти на четвереньках под дугой высотой 40 см, толкая мяч головой. Расстояние до дуги - 2-3 м.
«Вперед с мячом»
Сесть на пол, мяч зажать между ступнями ног, руками опираться о пол сзади. Вместе с мячом продвигаться вперед, не отпуская мяч, на расстояние примерно 3 м.
«Не теряй мяч»
Сесть на пол, скрестив ноги. Катать мяч вокруг себя в одну и в другую сторону, не отпуская далеко.
«Найди мяч»
Дети стоят по кругу вплотную друг к другу, лицом в центр, руки за спиной. В центре круга стоит водящий. По сигналу дети начинают передавать маленький мячик друг другу за спиной, а водящий пытается его найти, предлагая показать руки одному из детей в круге. Тот, к кому обращается водящий, вытягивает вперед руки, показывая их ему. Если он угадывает, тот, у кого оказался мяч, встает на место водящего. Смена водящего происходит и тогда, когда ребенок, стоящий в круге, роняет мяч.
«Проведи мяч»
На полу расставлены предметы (кегли, кубики и т.п.). Ребенок ведет мяч ударами об пол, обходя или обегая предметы.
«Поймай мяч в воздухе»
Педагог бросает теннисный мяч на ракетку ребенка (с высоты 20-30 см). Ребенок пытается удержать мяч на ракетке. Далее дети играют в паре друг с другом аналогичным способом.
«От пола на ракетку»
Дети парами встают друг против друга на расстоянии 2-4-х шагов. У одного ребенка в руках теннисный мяч, у другого - ракетка. Первый ребенок бросает мяч об пол. Второй ребенок ловит отскочивший мяч на ракетку и пытается его удержать
Игры и упражнения для развития психомоторики
Формирование руброспинального уровня регуляции движений
(А - по классификации Н.А. Бернштейна)
Упражнения
• Стоять на одной ноге, вторая поднята коленом вперед и затем в сторону, руки на поясе; взбегать и сбегать по наклонной доске; идти по скамейке, ставя ногу с носка, руки в стороны; перешагивать через рейки лестницы, приподнятой на 15-20 см; идти по гимнастической скамейке, перешагивая через кубик или несколько кубиков; разойтись вдвоем на доске; кружиться сначала в одну, затем в другую сторону.
• Ходить по прямой дорожке, намеченной мелом или выложенной шнурами на полу (ширина 20 см); по доске, приподнятой одним концом наклонно от пола на высоту 20 см; по гимнастической скамейке. Перешагивать через препятствия: кубики, палочки, линии и пр. (высота 10-15 см).
• Ходить по извилистой дорожке, извилистому шнуру
(2-3 м), между линиями; по бревну со стесанной поверхностью; на
четвереньках по гимнастической скамейке. Перешагивать с ящи
ка на ящик. Кружиться на месте.
• Ходить по прямой и извилистой дорожке переменным
и приставным шагами; во время бега по сигналу быстро останов
виться на месте, бежать дальше; взойти на кубик (20 см) или гим
настическую скамейку, сойти с них; бегать врассыпную между
расставленными кеглями; перешагивать через рейки лестницы,
лежащей на полу; ходить по гимнастической скамье.
• Ходить по шнуру, плоскому обручу, положенному на пол, приставным шагом; во время ходьбы, бега по сигналу (удар в бубен, музыкальный аккорд) быстро присесть, встать и продолжать движение; ходить по рейкам лестницы, положенной на пол; взойти по наклонной доске, положенной одним концом на гимнастическую скамью (поперек), сойти с нее; ходить по бревну; на месте подняться на носки, постоять немного, опуститься на всю ступню; попробовать сделать «ласточку».
• Ходить по шнуру с мешочком на ладони вытянутой вперед руки; то же с мешочком на голове; пройти по доске до конца, повернуться, идти назад; ходить по ребристой доске, ступая на рейки носочками; пройти по скамейке с куклой в руках; ходить по наклонной доске вверх и вниз; после бега по сигналу встать на Физическое воспитание детей с задержкой психического развития куб; перешагивать через кубы; танцевать и кружиться с платочками в руках.
Игры:
«Разойдись - не упади»
Двое детей идут по скамейке навстречу друг другу. Встретившись, расходятся, держась друг за друга, и продолжают движение.
«Стоп»
Дети бегают по залу врассыпную в течение 1-2 мин. По сигналу педагога «Стоп» останавливаются и делают какую-нибудь фигуру («лыжник», «пловец»). Дети вместе выбирают лучшую фигуру, и игра повторяется вновь.
«Каждый спит»
В зал входит ведущий (педагог) и говорит: «На дворе встречает он Тьму людей, и каждый спит: Тот, как вкопанный, сидит, Тот, не двигаясь, идет, Тот стоит, раскрывши рот».
(В. А. Жуковский)
Ведущий подходит к детям, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Он поднимает чью-нибудь руку, но рука опускается. Тот, кого он первым смог «разбудить», становится ведущим, игра продолжается.
«Замри»
Дети прыгают в такт музыке Д. Кабалевского «Клоуны» (ноги в стороны - вместе), сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам. Внезапно музыка обрывается - дети должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Кто не успел - выбывает из игры. Снова звучит музыка - оставшиеся дети продолжают игру. Играют до тех пор, пока останется только один ребенок, который признаётся победителем.
«Запомни свою позу»
Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый в какой-нибудь позе; они должны запомнить ее. Когда зазвучит музыка (С. Бодренков «Игра в горелки»), все дети разбегаются. С ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу
«Петушиный бой»
Двое детей встают в очерченный круг диаметром 1-1,5 м лицом друг к другу, скрестив руки на груди и подняв согнутую в колене ногу. По сигналу пытаются заставить противника выскочить из круга или опустить ногу. Проигрывает тот, кто опускает ногу или выходит из круга.