Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Игры и упражнения для развития моторики и психомоторики «особенных» детей

Дата публикации: 2020-11-10 16:10:05
Статью разместил(а):
Комелькова Галина Аркадьевна

Игры и упражнения для развития моторики и психомоторики «особенных» детей

Автор: Комелькова Галина Аркадьевна

 

Игры и упражнения на развитие двигательных качеств:

Игры-упражнения на развитие быстроты движений:

«Прыгни и повернись» 

Дети произвольно размещаются по залу и выполняют прыжки на месте (на одной ноге, на двух ногах), по сигналу делают резкий прыжок вокруг себя. 

«Пропеллер» 

Дети держат палку за середину правой рукой. Активно рабо­тая кистью, быстро поворачивают палку вправо-влево. После от­дыха повторяют упражнение левой кистью. 

«Гребцы» 

Дети сидят на полу, ноги врозь, палка в двух руках у груди параллельно полу. По сигналу нагибаются и касаются палкой нос­ков ног. Спокойно выпрямляются, притягивая палку к груди. 

«Быстро переложи мяч» 

Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной руке мяч. По сигналу дети быстро перекладывают мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя. 

«Перебрось мяч» 

Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки согнуты в лок­тях, мяч в одной руке. По сигналу дети перебрасывают мяч из од­ной руки в другую движением кисти, энергично ее поворачивая. 

«Кто дальше» 

Проводятся несколько параллельных стене линий на расстоя­нии 30 см одна от другой. Дети встают перед первой к стене лини­ей и бросают мяч о стену, ловят и отходят на следующую линию. Постепенно отступая от стены, бросают и ловят мяч. Побеждает тот, кто поймает мяч, находясь дальше всех от стены.

«Догони мяч» 

Несколько детей перебрасывают мяч через веревку, натяну­тую на высоте 1,5 м и на расстоянии 50-60 см от детей, догоняют мяч и ловят его, не давая коснуться пола. Стараются бросить мяч повыше, но недалеко. 

«Не потеряй» 

Дети образуют круг. У каждого в руках маленький мешочек с песком. В центре круга находится большая корзина. По первому сигналу дети бросают мешочки в корзину и поворачиваются спи­ной к центру круга. До подачи второго сигнала педагог убирает один мешочек из корзины. По второму сигналу дети поворачива­ются лицом к центру круга, бегут к корзине и разбирают мешоч­ки. Ребенок, которому не достался мешочек, считается проиграв­шим. 

«Береги мешочек» 

По кругу разложены мешочки с песком. Играющих на одного больше, чем количество мешочков. Дети бегают, образуя круг так, чтобы мешочки были расположены между ними и центром круга. По сигналу дети быстро берут один мешочек, садятся на пол, при­жимают ноги к груди и прячут мешочек под ногами. Ребенок, ко­торому не достался мешочек, считается проигравшим. 

«Скорее до середины» 

На полу лежит шнур длиной 4-5 м с привязанными к концам палочками (длиной 20-25 см, диаметром 2,5-3 см). Середина шнура отмечается ленточкой, тесьмой. Двое играющих берут па­лочки в руки и по сигналу педагога начинают наматывать на них шнур. Выигрывает тот, кто быстрее дойдет до середины. 

«Схвати шнур» 

Двое детей сидят на стульях, поставленных на противополож­ных сторонах площадки, спиной друг к другу. Под стульями ле­жит шнур. По сигналу дети встают и быстро бегут по кругу, подбе­гают к своему стулу, садятся и выдергивают из-под него шнур. Выигрывает тот, кто первым выдернет шнур. 

«Удочка» 

Дети стоят по кругу. Педагог, находясь в центре круга, вра­щает веревку по полу вокруг себя. Дети перепрыгивают через нее, стараясь не коснуться веревки. Тот ребенок, который коснулся ве­ревки, выбывает из игры. 

«Не урони кольцо» 

Дети стоят по кругу. В центре круга находится педагог, в ру­ках у него резиновое кольцо, которое он бросает поочередно каж­дому ребенку. Ребенок ловит кольцо, затем подбрасывает его, бы­стро поворачивается вокруг себя и, поймав кольцо, бросает его воспитателю. 

«Кольцо навстречу кольцу» 

Дети стоят друг против друга (на расстоянии 2-3 м). У каждо­го в руках кольцо и шпага. По команде «Раз, два, три - кати» дети прокатывают друг другу кольца так, чтобы они не столкнулись, и быстро подхватывают их на шпагу. 

Игры-упражнения на развитие внимания:

«Поверни» 

Дети бегут друг за другом, подпрыгивая. Дойдя до условлен­ного места, обозначенного, например, кеглей, ведущий поворачи­вается и ведет колонну в обратном направлении. 

«Не теряй пару» 

Дети идут друг за другом парами, взявшись за руки. По сигна­лу быстро отпускают руки и продолжают идти рядом, не отставая и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу. 

«Меняемся местами» 

Посередине зала лежит длинный шнур. Дети делятся на две группы. Каждая занимает свою половину площадки. По команде «Беги» все дети хаотично бегают по своим площадкам. По коман­де «Меняйтесь» группы меняются местами. Побеждает та, участ­ники которой в полном составе первыми перебежали на другую сторону площадки. 

«Нитка с иголкой» 

Дети держатся за руки, образуя цепочку. Проведя цепочку во­круг всего зала, педагог предлагает остановиться и поднять сцеп­ленные руки так, чтобы образовались «ворота». После этого вос­питатель ведет цепочку в обратном направлении под руками у детей, обходя одного справа, а другого слева. В тот момент, когда це­почка детей проходит под «воротами», ребенок, поднимавший ру­ки для образования «ворот», поворачивается вокруг себя и про­должает идти цепочкой. 

«Будь внимательным» 

Дети стоят в колонне друг за другом. У каждого ребенка в руке флажок. По первому сигналу педагога дети начинают бег по кругу, обегая разные предметы. По второму сигналу - перепрыгивая через предметы. Ребенок, которого называет по имени педагог, поднима­ет флажок, не прекращая бега, и продолжает бежать с поднятым флажком до тех пор, пока педагог не назовет имя другого ребенка, который тоже поднимает флажок. Игра продолжается. 

«У кого больше» 

По всему залу разложены предметы разных геометрических форм. Предметов больше в 3-4 раза, чем детей. Дети под музыку выполняют произвольные движения, стараясь не задевать лежа­щих предметов и друг друга. По сигналу (музыкальному, удару в бубен, свистку) дети быстро собирают предметы. 

В этой игре могут быть различные варианты: 

а) собрать как можно больше любых предметов; 

б) собрать как можно больше предметов заданной формы (тре­угольник, квадрат, круг) и любого цвета; 

в) собрать как можно больше предметов любой формы, но одного цвета; 

г) собрать как можно больше любых предметов парами, тройками (по цвету, форме). 

«Быстро по местам» 

Дети стоят в колонне по одному. По команде «На прогулку» разбегаются по залу, берут любые пособия и выполняют с ними произвольные движения. По команде «По местам» кладут посо­бия на их прежние места и возвращаются на свое место в колонне. Проигрывает тот, кто место в колонне занял последним.

Игры-упражнения на развитие координации, ловкости и точности выполнения движений 

«Петрушка» 

Ребенок сидит на корточках, затем, расставив широко руки и ноги в стороны, высоко подпрыгивает, после этого приземляется и вновь приседает на корточки. 

«Стоя на одной ноге» Детям предлагают различные варианты заданий: 

а) стоять на одной ноге на полу, закрыв глаза; 

б) стоять на одной ноге вдоль или поперек скамейки; 

в) то же, что в (а) и (б), но со сменой положения ног: вынести
вперед, в сторону, назад прямую или согнутую ногу, взяться за
щиколотку согнутой ноги. 

«Перекати назад» 

Присесть, согнуться, обхватить колени руками, спина круг­лая. Быстро и мягко перекатиться на спину в этом положении до касания пола лопатками, не выпрямляя ног, держать их прижа­тыми к туловищу, руки обхватывают колени. Снова перекатом вернуться в исходное положение. 

«Спрыгни - развернись» 

Педагог встает правым боком к скамейке, дети спрыгивают к нему лицом, разворачиваясь влево. Затем педагог встает левым боком к скамейке, а дети, спрыгивая, разворачиваются вправо. 

«Гимнасты» 

Дети выполняют задания на гимнастической скамейке: прой­ти на носках, вытянувшись, руки за головой, смотря прямо на ко­нец скамейки; пройти по скамейке 2-3 шага, развернуться на 360°, пройти до конца скамейки, снова развернуться и направить­ся к началу; стоя на скамейке, подниматься на носки и опускаться на полную стопу. 

«Обеги мяч» 

Несколько детей толчком двух рук катят мяч в прямом на­правлении и бегут за ним, обегая мяч змейкой

«С мячом под дугой» 

Проползти на четвереньках под дугой высотой 40 см, толкая мяч головой. Расстояние до дуги - 2-3 м. 

«Вперед с мячом» 

Сесть на пол, мяч зажать между ступнями ног, руками опи­раться о пол сзади. Вместе с мячом продвигаться вперед, не отпус­кая мяч, на расстояние примерно 3 м. 

«Не теряй мяч» 

Сесть на пол, скрестив ноги. Катать мяч вокруг себя в одну и в другую сторону, не отпуская далеко. 

«Найди мяч» 

Дети стоят по кругу вплотную друг к другу, лицом в центр, руки за спиной. В центре круга стоит водящий. По сигналу дети начинают передавать маленький мячик друг другу за спиной, а водящий пытается его найти, предлагая показать руки одному из детей в круге. Тот, к кому обращается водящий, вытягивает впе­ред руки, показывая их ему. Если он угадывает, тот, у кого ока­зался мяч, встает на место водящего. Смена водящего происходит и тогда, когда ребенок, стоящий в круге, роняет мяч. 

«Проведи мяч» 

На полу расставлены предметы (кегли, кубики и т.п.). Ребе­нок ведет мяч ударами об пол, обходя или обегая предметы. 

«Поймай мяч в воздухе» 

Педагог бросает теннисный мяч на ракетку ребенка (с высоты 20-30 см). Ребенок пытается удержать мяч на ракетке. Далее дети играют в паре друг с другом аналогичным способом. 

«От пола на ракетку» 

Дети парами встают друг против друга на расстоянии 2-4-х шагов. У одного ребенка в руках теннисный мяч, у другого - ра­кетка. Первый ребенок бросает мяч об пол. Второй ребенок ловит отскочивший мяч на ракетку и пытается его удержать

Игры и упражнения для развития психомоторики 

Формирование руброспинального уровня регуляции движений 

(А - по классификации Н.А. Бернштейна) 

Упражнения 

• Стоять на одной ноге, вторая поднята коленом вперед и затем в сторону, руки на поясе; взбегать и сбегать по наклонной доске; идти по скамейке, ставя ногу с носка, руки в стороны; пере­шагивать через рейки лестницы, приподнятой на 15-20 см; идти по гимнастической скамейке, перешагивая через кубик или не­сколько кубиков; разойтись вдвоем на доске; кружиться сначала в одну, затем в другую сторону. 

• Ходить по прямой дорожке, намеченной мелом или вы­ложенной шнурами на полу (ширина 20 см); по доске, приподня­той одним концом наклонно от пола на высоту 20 см; по гимнасти­ческой скамейке. Перешагивать через препятствия: кубики, па­лочки, линии и пр. (высота 10-15 см). 

•   Ходить   по   извилистой   дорожке,   извилистому   шнуру
(2-3 м), между линиями; по бревну со стесанной поверхностью; на
четвереньках по гимнастической скамейке. Перешагивать с ящи­
ка на ящик. Кружиться на месте. 

•   Ходить  по  прямой  и  извилистой дорожке  переменным
и приставным шагами; во время бега по сигналу быстро останов­
виться на месте, бежать дальше; взойти на кубик (20 см) или гим­
настическую скамейку, сойти с них; бегать врассыпную между
расставленными кеглями; перешагивать через рейки лестницы,
лежащей на полу; ходить по гимнастической скамье. 

• Ходить по шнуру, плоскому обручу, положенному на пол, приставным шагом; во время ходьбы, бега по сигналу (удар в бубен, музыкальный аккорд) быстро присесть, встать и продол­жать движение; ходить по рейкам лестницы, положенной на пол; взойти по наклонной доске, положенной одним концом на гимна­стическую скамью (поперек), сойти с нее; ходить по бревну; на месте подняться на носки, постоять немного, опуститься на всю ступню; попробовать сделать «ласточку». 

• Ходить по шнуру с мешочком на ладони вытянутой вперед руки; то же с мешочком на голове; пройти по доске до кон­ца, повернуться, идти назад; ходить по ребристой доске, ступая на рейки носочками; пройти по скамейке с куклой в руках; ходить по наклонной доске вверх и вниз; после бега по сигналу встать на Физическое воспитание детей с задержкой психического развития куб; перешагивать через кубы; танцевать и кружиться с платочка­ми в руках. 

Игры:

«Разойдись - не упади» 

Двое детей идут по скамейке навстречу друг другу. Встретив­шись, расходятся, держась друг за друга, и продолжают движе­ние. 

«Стоп» 

Дети бегают по залу врассыпную в течение 1-2 мин. По сигна­лу педагога «Стоп» останавливаются и делают какую-нибудь фи­гуру («лыжник», «пловец»). Дети вместе выбирают лучшую фигу­ру, и игра повторяется вновь. 

«Каждый спит» 

В зал входит ведущий (педагог) и говорит: «На дворе встречает он Тьму людей, и каждый спит: Тот, как вкопанный, сидит, Тот, не двигаясь, идет, Тот стоит, раскрывши рот». 

(В. А. Жуковский) 

Ведущий подходит к детям, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Он поднимает чью-ни­будь руку, но рука опускается. Тот, кого он первым смог «разбу­дить», становится ведущим, игра продолжается. 

«Замри» 

Дети прыгают в такт музыке Д. Кабалевского «Клоуны» (ноги в стороны - вместе), сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам. Внезапно музыка обрывается - дети должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Кто не успел - выбывает из игры. Снова звучит музыка - оставшиеся де­ти продолжают игру. Играют до тех пор, пока останется только один ребенок, который признаётся победителем. 

«Запомни свою позу» 

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый в ка­кой-нибудь позе; они должны запомнить ее. Когда зазвучит музы­ка (С. Бодренков «Игра в горелки»), все дети разбегаются. С ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу

«Петушиный бой» 

Двое детей встают в очерченный круг диаметром 1-1,5 м ли­цом друг к другу, скрестив руки на груди и подняв согнутую в ко­лене ногу. По сигналу пытаются заставить противника выскочить из круга или опустить ногу. Проигрывает тот, кто опускает ногу или выходит из круга. 

 

.  .  .