Классный час «Выбирая между правотой и добротой …» (толерантность – путь к счастью)
Классный час «Выбирая между правотой и добротой …» (толерантность – путь к счастью)
Автор: Ким Ольга Евгеньевна
МБОУ «СШ № 9», г. Вилючинск
Аннотация: Классный час «Выбирая между правотой и добротой…» посвящен актуальной теме – теме толерантности. Данная разработка предназначена для проведения классного часа или тематической беседы в классах среднего звена общеобразовательных учреждений и может быть использована в работе классными руководителями 6, 7, 8-х классов.
Предисловие.
Тема толерантности – одна из самых сложных тем и в то же время одна из самых важных и актуальных в современном мире. И, как показывает практика, особенно актуальна для детей подросткового возраста, когда происходит переоценка ценностей, формирование мировоззрения, осознание себя как личности. Именно в этот период важно говорить с подростками о нравственных ориентирах, о вечных ценностях, о толерантном отношении к миру.
Главной опорой для педагога в деле воспитания нравственности, духовности, толерантности, безусловно, является художественная литература, кинематография и другие виды искусства.
В школе с инклюзивным образованием тема толерантности является одной из самых главных в воспитательном процессе. Важно обращать внимание школьников на общечеловеческие проблемы, связанные с толерантным отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья, тем самым воспитывать чувства сострадания, сопереживания и готовность деятельного участия в жизни таких детей.
Классный час «Выбирая между правотой и добротой …» посвящен вопросам, связанным с принятием в школьной среде детей с ограниченными возможностями здоровья. Выбранные методы работы (метод дилеммы, метод беседы) помогают рассмотреть проблемы взаимоотношений детей в условиях инклюзивного образования с разных сторон, приблизить обсуждаемые ситуации к реальности. Групповая форма проведения классного часа способствует возможности услышать друг друга и найти общие ответы на волнующие вопросы.
Цель:
· Познакомить учащихся с понятием «толерантность», его значением и актуальностью в современном мире.
· Воспитывать толерантное отношение к окружающим.
Задачи:
· Сформировать представление о толерантности.
· Дать возможность учащимся оценить степень собственной толерантности.
· Воспитывать чувство взаимоуважения, коллективной сплочённости.
· Способствовать формированию активной гражданской позиции.
Предварительная подготовка:
1. Для деления класса на группы подготовить карточки («билетики»), которые раздаются детям до начала урока в произвольном порядке. (Например, карточки со словами «Басня», «Крылов», «Когда в друзьях согласья нет, на лад их дело не пойдет», «Волк и ягнёнок» помогают объединиться ребятам в отдельную группу). Для каждой группы в классе организован «круглый стол», на котором лежит книга указанного автора.
2. Распечатать высказывания известных людей о толерантности, поместить по одному в конверт и положить в книгу, которая подготовлена для каждой команды.
Прогнозируемый результат:
· Учащиеся познакомятся с понятием «толерантность», его значением и происхождением.
· В ходе обсуждения темы классного часа, участия в беседе ребята сделают выводы о необходимости толерантного отношения к окружающим и, в первую очередь, к людям с ограниченными возможностями здоровья, задумаются о степени собственной толерантности.
Оборудование: художественная литература («Басни» И. Крылова, С. Аксаков «Аленький цветочек», Х.К. Андерсен «Гадкий утёнок» и др. по выбору учителя, одна книга для каждой команды), экран, проектор, запись фильма «Чудо» (2017) (на уроке используется небольшой фрагмент – от начала до слов главного героя «Я ещё никогда не был в школе, и поэтому мне ужасно страшно от того, что меня ждёт»), цветная бумага, ножницы, цветные карандаши, белая бумага для рисования (по количеству команд).
Сценарий классного часа:
1. Слово учителя.
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня на нашем уроке речь пойдет об очень серьёзном и важном понятии, с которым в жизни каждого из нас связано очень многое и от которого порой зависит не только наше настроение, но и ход событий в жизни и даже наше личное счастье. Как вы думаете, о чем пойдет речь? (Ответы детей). На ваших партах лежат книги. Полистайте их. Среди книжных страниц вы найдете конверт с посланием для вас.
2. Работа с высказываниями великих людей. Ребята знакомятся с высказываниями, обсуждают их в группе, затем зачитывают вслух.
Высказывания о толерантности:
Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни сособой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем именьше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста. (Далай-Лама XIV, Китай, буддийский монах).
Испытание мужества приходит тогда, когда мы находимся в меньшинстве. Испытание для толерантности приходит, когда мы находимся среди большинства. (Ральф В. Сокман, США, пастор)
Толерантность — это источник мира, а отсутствие толерантности — это источник беспорядка и неурядиц. (Пьер Бейл- французский мыслитель 17 в.)
Мир во всем мире, как общественный мир, не требует, чтобы каждый человек любил своего ближнего, он только требует, чтобы люди уживались друг с другом, проявляя толерантность, представив свои споры справедливости и мирному урегулированию. (Джон Кеннеди, 35-ый президент США).
Принятие, толерантность и прощение — те уроки, что изменяют жизнь. (Джессика Лэнг – американская актриса театра, кино, телевидения, посланник доброй воли ЮНИСЕФ).
Обсуждение прочитанных высказываний.
Прочитайте эти мудрые мысли. О чем они? Что хотели до нас донести их авторы? Что вы можете сказать об авторах этих высказываний? Они представители одной культуры, национальности, вероисповедания? Что вы знаете о толерантности? Актуально ли это понятие в наши дни?
Вывод: все высказывания связаны с темой толерантности. Авторы этих высказываний – люди разных эпох, вероисповеданий и национальностей. Значит, проблема толерантности являлась и является общечеловеческой и остаётся актуальной по сей день.
3. Слово учителя. Знакомство с понятием «толерантность».
С 1996 года по предложению Генеральной Ассамблеи ООН ежегодно 16 ноября отмечается Международный день толерантности.
Происхождение термина: Понятие «толерантность» возникло благодаря Талейрану Перигору, князю Беневентскому. Он занимал пост министра иностранных дел при разных французских правительствах: и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII.
Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем, не ущемляя интересы других людей. При этом он сохранял свои собственные принципы, стремился к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
Из «Декларации принципов толерантности» (Принята ЮНЕСКО в 1995г.)
Статья 1. Понятие толерантности.
1.1.Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности ...
1.2. … толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
1.3.Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, демократии и правопорядка.
1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.
4. Просмотр фрагмента фильма «Чудо» (Информация для учителя: кинофильм «Чудо» - американская семейная драма режиссёра Стивена Чбоски, основанная на одноимённом романе Р.Х. Паласио. Сюжет фильма: главный герой, десятилетний Огги Пулман, после домашнего обучения на протяжении четырёх лет отправляется в школу в пятый класс. Это невероятно волнительный момент для мальчика не только потому, что он долгое время обучался на дому, но еще и из-за его внешности. Огги родился с патологией лица. Он с момента рождения перенес 27 операций, которые помогли ему дышать, видеть, слышать без аппарата, однако ни одна из этих операций не сделала его таким, как все дети. Родители мальчика, мудрые и сильные люди, очень переживают за то, как его примут сверстники, и надеются, что Огги сможет найти себе друзей.
5. Обсуждение просмотренного фрагмента.
- Как Вы думаете, чего больше всего боится Огги?
- Почему так сильно переживают его родители?
- Почему он пойдет впервые в школу в 5 класс?
- Что ждет его в школе?
- Как вы думаете, примут ли его одноклассники? Как они будут относиться к нему?
- От чего зависит вся дальнейшая жизнь Огги?
- Что выбирают дети чаще всего, делая выбор между правотой и добротой?
Вывод после обсуждения: Каждый человек мечтает быть счастливым. И главный герой фильма тоже имеет на это право. И то, насколько он будет успешен в обществе, чего он сумеет достичь – зависит не только от его желаний и усилий, но и от того, как к нему будут относиться окружающие люди, насколько они будут толерантны. Толерантность – это путь к счастью как одного человека, так и всего общества в целом.
6. Задание командам: составить и записать в качестве советов несколько правил толерантного поведения для одноклассников Огги. Команды обсуждают, затем озвучивают свои советы.
(Советы моих учеников: «не надо обзываться и дразниться», «не надо задавать вопросы на больные темы», «не судите по внешности»,«помогайте освоиться в школе», «принимайте Огги таким, какой он есть», «расскажите о своих проблемах, чтобы он не чувствовал себя одиноким», «будьте толерантны» и др.)
7. Работа с художественной литературой.
Слово учителя: Где можно почерпнуть примеры толерантного поведения? Попробуем взглянуть на известных литературных героев с точки зрения толерантности. На ваших столах лежат известные вам книги. Конечно, их выбор сегодня неслучаен. В этих книгах авторы тоже адресовали нам, читателям, свои послания о толерантности. Попробуем понять эти послания. Кто из героев этих произведений был толерантен по отношению к другим? Или наоборот? (Ребята в группах обсуждают произведения, готовят ответы на вопросы). Для обсуждения нужно выбрать известные ребятам произведения. Это поможет по-новому взглянуть на знакомых с детства героев и их поступки.
На уроке в 6 классе мною были использованы следующие произведения:
· С. Аксаков. «Аленький цветочек»
· Р. Киплинг. «Маугли»
· И. Крылов. Басни
· Л. Толстой. «Кавказский пленник»
· Х.К. Андерсен. «Гадкий утёнок».
8. Символ толерантности. Задание: придумать и нарисовать «символ толерантности». Работа в группах. Из каких частей будет состоять этот «символ»? В каком цвете?
9. Показ получившихся символов. Ребята демонстрируют нарисованные или вырезанные из бумаги «символы толерантности», комментируют изображение.
10. Подведение итогов. Рефлексия.
- Что было неожиданным для вас сегодня на уроке?
- Какие переживания вы испытали сегодня на уроке?
- Было ли грустно? Что стало причиной грусти?
- О чем еще хотелось бы поговорить?
Всем детям без исключения захотелось посмотреть продолжение фильма «Чудо». Просмотр был организован во внеурочное время. Фильм затронул многих своим драматизмом, искренностью и актуальностью. Отзывы были только положительные.