Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Использование метода проекта в процессе обучения младших школьниов технике "Модульное оригами"

Дата публикации: 2020-10-20 15:49:14
Статью разместил(а):
Проскурина Алла Владимировна

Использование метода проекта в процессе обучения младших школьниов технике "Модульное оригами"

Автор: Проскурина Алла Владимировна

МАОУ «СОШ № 27 с УИОП», г. Старый Оскол

 

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые: формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении; развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся; реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Особенно уместно использование метода проекта в процессе обучения младших школьников технике «Модульное оригами». При обучении младших школьников данной технике можно использовать все виды метода проекта.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются различные классификации. Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

В этом виде проекта будет уместно использование техники «Модульное оригами». Эта техника подразумевает складывание из многих одинаковых модулей. Это отличает модульное оригами от более общего случая многолистного оригами, где идентичность модулей не существенна. В сколько - нибудь сложных изделиях объёмного модульного оригами, большинство кусудам, без использования клея и других средств соединения обойтись не удаётся. Лишь в простых случаях, кубик Сонобе, целый ряд плоских изделий, модули достаточно прочно держаться друг за друга лишь за счёт силы трения. Однако и при составлении плоских понно-оригами из многих сотен, а порой и тысяч модулей, нередко используется клей.

В зависимости от способа соединения модулей между собой можно получить ту или иную конструкцию. Модели модульного оригами могут быть как плоскими, так и трёхмерными. Первые обычно представлены многоугольниками(подставками), звёздами, вертушками и кольцами, вторые же правильными многоугольниками или их композициями.

Один из наиболее часто встречающихся объектов является кусудама – объёмное тело шарообразной формы, собранное из бумажных цветов. В древности японцы использовали сложенные из бумаги кусудамы для лечения больных, складывая внутрь лечебные травы и подвешивая кусудаму над постелью больного. Основой кусудамы является какой-либо правильный многогранник: куб, додекаэдр, икосаэдр. Несколько реже, в силу большей сложности и трудоёмкости изготовления, за основу берётся полуправильный многогранник. Составные части кусудамы не встраиваются друг в друга, а зачастую склеиваются или сшиваются.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что эта техника особо хорошо подходит к этому виду проекта.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки.

В этом виде проекта, так же лучше будет рассматривать технику «Модульное оригами».

Если брать за основу информационный проект, то здесь будет представлена информация о каком-то объекте, явление с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Модульное оригами отрицает использование ножниц и клея, для соединения используются складки и кармашки, образующие в процессе изготовления модуля. У этого типа оригами есть очарование, свойственное головоломке, хотя он требует хороших знаний геометрии и стереометрии.

Модульное оригами - это техника складывания оригами, которая, в отличии от классического варианта, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей легкостью создавать крупные модели со сложной структурой.

Первое упоминание о модульном оригами встречается в японский книге Ranma Zushiki Хаято Охоко в 1734 году. Она содержит гравюру, изображенную группу традиционных моделей оригами, одна из которых – модульный куб. Куб показан в двух ракурсах, а в пояснении он описывается как tamatebako или «сундук волшебного сокровища».

В книге «Мир оригами», опубликованной в 1965, по видимому изображена та же модель, которую он называет «Кубической коробкой». Шесть требуемых для конструирования модуля были созданы из традиционной японской фигурки, известно как «Мэнко». Каждый модуль формирует одну грань собранного куба. Ещё одной традиционной формой модульного оригами является кусудама.

Также ряд моделей модульного оригами существует в китайской  традиции бумажного складывания, особенно примечательны лотос, сделанный из «бумаги счастья».

Несмотря на давнюю историю модульного оригами, большинство традиционных фигурок всё же сложены из одного листа бумаги. Возможности, присущие модульному оригами, не развивались вплоть до 1960-х, когда данную технику открыли заново Роберт Нейл в США и, позднее, Мицунобу Сонобе в Японии. С тех пор модульное оригами популяризировалось и широко развивалось и сейчас оно представлено тысячами работ.

Ещё один вид проекта – это творческий проект. Он предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

И именно в этом виде проекта можно провести межпредметную связь. Ведь сам русский писатель Лев Толстой умел складывать фигурки из бумаги. В черновике к статье «Что такое искусство?» он пишет: «Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому , как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство».

Со временем стали появляться мастера, которых не устраивали рамки традиционной формы оригами. Они искали новые базовые формы для выполнения своих изделий. Использовались не только лист квадратной формы, но и прямоугольник, ромб, пятиугольники шестиугольники, круг, треугольник. Это расширило возможности оригами и позволило создать изделия, которые из квадратного листа сделать не возможно. Кошо Ушияво говорил: «Оригами – это мир, в котором каждый. Кто может изобразить вещи из единственного листа бумаги, испытывает радость создателя». Изделия стали более листочными, более творческими и разнообразными.

Таким образом, все способы модульного оригами можно использовать в методе проекте в работе с детьми младшего школьного возраста, которые эффективно влияют на развитие конструктивных навыков.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от идеи к мысли / А.Г. Асмолов // Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2017. – 32 – 34с.

2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы / С.Ю. Афонькин. – М.: Аким, 1995. –    68с.

3. Баранов Н.В. «Искусство стран и народов мира» / Н.В. Баранов. – 1-е изд. – М.: 2000. – 180 – 207с.

4. Кабанский Ю.К. Методы обучения в современной образовательной школе / Ю.К. Кабанский. – М.: Академия, 1985. – 240-243с. – С. 35-40.

.  .  .