Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Способы повышение качества образования на уроках русского языка и литературы

Дата публикации: 2020-09-29 18:33:43
Статью разместил(а):
Кондрашова Надежда Даниловна

Способы повышение качества образования на уроках русского языка и литературы

Автор: Кондрашова Надежда Даниловна

ГБОУ СОШ «ОЦ», с. Александровка, Самарская область

 

"Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно".

Джо́зеф Ре́дьярд Ки́плинг 

 

В настоящее время российская школа на­ходится в центре общественного внимания в связи с реализацией национальных проектов в сфере образования. В условиях возрастающих требований к интеллектуальной и нравственной подготовке обучающихся, грядущих пере­мен, связанных с серьёзной конкуренции на рынке образовательных услуг, проблема качества образования является важ­нейшей в реформируемой школе. Соответствие знаний обучающихся государственным стандар­там, успешная работа учебного заведения, дея­тельность каждого педагога - это и есть сегод­ня понимание качества образования. 

Качество образования сегодня определяет качество жизни. Экономическое и духовное развитие страны в значительной степени  зависит от качества образования. Качество образования - соотношение цели и результатов образовательного процесса. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• отличаться мобильностью;

• быть способными к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

К сожалению, часто цели поставлены, а результаты не очень радуют и учителя, и учеников. И на сегодняшний день в преподавании русского языка и литературы тоже не всё благополучно, поскольку результаты обучения проявляются не только на школьных экзаменах, но и на вступительных, где далеко не все выпускники могут логично излагать свои мысли, обосновывать выводы, поддерживать диалог на заданную тему, грамотно писать. Поэтому перед учителем русского языка и литературы, да и перед другими учителями-предметниками встают такие проблемы, как:

- Перегруженность содержания школьного образования.

- Проблемы чтения и понимания текста современными школьниками.

«Да я читал, но не понял!» - частая фраза в речи школьников. Не умеют читать тексты вдумчиво, не понимают даже очевидные вещи. Информация снимается с поверхности, как в рекламе, а то, что требует усилий по преодолению, раздражает и остается в тумане. Это связано с тем, что изменилась скорость получения информации, письменный или устный текст значительного объема тормозит привычный ритм. Поэтому так важна работа, направленная на восприятие текстов не только художественного стиля, но и научного, научно-популярного, публицистического и других стилей.

Особую актуальность приобретает понимание текста в связи с введением государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме тестирования и устного итогового собеседования в 9 классе, так как в основе заданий лежит умение работать с художественным, научным или научно-популярным текстами, вычитывать из них необходимую информацию.

Отсюда вытекает следующая проблема:

- Неумение выражать свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач. 

- Проблемы содержательного характера.

Русский язык — постоянно меняющаяся, но одновременно очень устойчивая система. Его орфография и пунктуация сложны, во многом традиционны, во многом иррациональны.

В школьной практике преподавания русского языка овладение теоретическими знаниями во многих случаях оказывается изолированным от умения применять эти знания в практической речевой деятельности, никак не помогает достичь основной цели преподавания русского языка — овладение навыками грамотной письменной речи в соответствии с принятой в обществе литературной нормой.

Курс русского языка в школе в последние годы значительно изменился: больше внимания уделяется развитию речевых способностей учащихся; уходит в прошлое приоритетное значение орфографических и пунктуационных навыков как таковых. Однако соотношение теоретических и прикладных элементов содержания предмета «Русский язык» еще далеко от оптимального.

Невысокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельной работы.

Что делать? Как повысить качество образования? Думаю, что такие вопросы задаёт себе любой творчески работающий учитель.

В первую очередь, на мой взгляд, необходимо формировать интерес к предмету. «Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силою принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт. Интерес является действенным, реальным мотивом учения», - писал К.Д. Ушинский. Учение же, опирающееся на интерес учащихся к предмету, становится более лёгким и плодотворным, способствует активному получению ими осознанных и прочных знаний. А вот слова Анатоля Франца, французского писателя: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Таким образом, для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы им было интересно приобретать новые знания.

Я делаю это через сам урок русского языка и литературы, используя различные образовательные технологии.

Идея вовлечения ученика в учебную деятельность лежит в основе деятельностного подхода в обучении. Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Проблемное обучение – один из способов применения деятельностного подхода. Проблемная ситуация характеризуется как активное психическое состояние, возникающее у личности при выполнении задачи в условиях субъективного открытия «новых знаний». Таким образом, ядром проблемной ситуации становится неизвестное новое знание, которое собственно и должен открыть для себя ученик, чтобы достигнуть поставленной цели. Для решения этой задачи ученику необходимо использовать специальные действия поиска нужного знания. Сущность проблемного обучения, таким образом, сводится к активной мыслительной обработке задания и самостоятельного вывода.

Цель технологии:

- овладение способом познания;

- развитие индивидуальных способностей;

- самостоятельное открытие знаний.

Учитель  выступает координатором, его роль состоит в корректировке действий ученика. Процесс проблемного обучения включает два этапа:

1. Постановка и усвоение проблемной ситуации.

2. Поиск неизвестного в проблемной ситуации (главное звено в проблемном обучении).

Проблемная ситуация может возникнуть на любом этапе урока. Всё зависит от учителя, как он решит, где более уместна и эффективна будет постановка проблемной задачи, проблемного вопроса. Приведу пример проблемного вопроса на этапе изучения нового материала по теме «Чередующиеся гласные в корне слова » даю такое задание: в предложенном тексте вставить пропущенные буквы и объяснить правописание (пропущены буквы в словах с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова). В этот же текст включаются несколько слов с чередующимися гласными в корне слова, которые дети еще не изучали. Встретившись с такими словами, учащиеся окажутся перед проблемой: ни к проверяемым, ни к непроверяемым они не относятся (например, слово «з…рница» - однокоренные слова «зори», «зарево», следовательно, гласная в корне не проверяется ударением и к разряду словарных слов данное слово не относится). «Всю ночь окна зам…тало снегом и глухо стучала маленькая к…литка на заднем дв…ре. Наутро ненастья как не бывало. Солнечные лучи оз…рили заснеженные с…ды». Как надо писать. Почему?» Ученики думают и сами пытаются сформулировать правило.

Проблемное обучение использую и на уроках литературы. Придерживаюсь мнения Евгения Николаевича  Ильина, который утверждал, что «анализ литературного произведения должен вырастать в этическую проблему. Школьная книга, прежде всего и в большей степени, нравственная тема, а не отрезок теории и истории литературы». Изучая художественное произведение, стремлюсь связывать его с современностью или обсуждать вопросы, побуждающие к размышлению учащихся. Например, произведение Андрея Платоновича Платонова «Возвращение» (8 кл.). Герой возвращается с войны к жене и детям. Узнаёт, что без него к ним приходил дядя Семён, играл с детьми, приносил еду. Герой уходит из семьи, собирается уехать. Уже садится в поезд и видит, как двое его детей бегут по дороге к переезду, падают, но бегут, бегут за поездом, в котором их отец. Алексей Алексеевич, главный герой, спускается на нижнюю ступеньку вагона и сходит с поезда на ту песчаную дорожку, по которой бегут его дети. Задаю вопрос: «Почему рассказ называется «Возвращение»?». Ученики сразу отвечают – герой возвратился с войны домой. Вновь задаю вопрос: «А ещё о каком возвращении говорит автор?». И только поразмыслив, дети говорят, что это возвращение не только к жене и детям, а возвращение к человечности и состраданию. Герой переступил через себя. Сердце его наполнилось теплом и содроганием.

Подводя итог разговору о проблемном обучении, мне хочется сказать, что, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и познавательной самостоятельности, и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний учащихся, повышению активности. 

На уроках русского языка и литературы также  использую технологию  уровневой  дифференциации

Принципы технологии разноуровневого обучения:

- Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом. 

- Взаимное превосходство – если что-то у кого-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получаться лучше, это что-то надо искать. 

- Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным ...

Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка:

1. Распределение класса на уровневые группы.

2. Использование разноуровневых заданий на уроке.

3. Проведение разноуровневых тематических зачетов.

4. Дифференциация домашнего задания.

Использование разноуровневых заданий

I уровень сложности (А) – базовый стандарт по предмету.

II уровень сложности (В) – углубленный, творческий.

III уровень сложности (С) – максимальный, исследовательский.

Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:. Для слабых учащихся:

1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с их индивидуальными способностями.
2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для учащихся со средними способностями:

1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

Для сильных учеников:

1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрывать творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся. 

На уроках русского языка и литературы активно использую элементы технологии интерактивного обучения, технологии критического мышления, технологии концентрированного обучения на основе блоков, объединённых общей темой, информационно-коммуникативные технологии.

Придерживаюсь принципа «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Урок становится интересным ученикам, когда учитель сочетает традиционное обучение и новые современные информационные технологии, благодаря которым можно совершить экскурсию на родину писателя или поэта, услышать мастерское чтение любимых классических произведений. Включаю в урок готовые презентации или презентации, сделанные самостоятельно мной или учениками. На этапе закрепления или контроля знаний использую интерактивные тесты. Это оперативный контроль знаний, что даёт значительную экономию учительского времени и элемент занимательности, повышающий интерес учащихся к обучению. С использованием ИКТ уроки становятся более разнообразными, насыщенными. Вся эта работа способствует осознанию учащимися своих возможностей, формированию устойчивых интересов к изучению русского языка и литературы.

Экзамен по русскому языку в 9 классе включает тестовую работу. К этому готовимся с 5 класса. Составляю тренажёр «Тестовые задания по русскому языку».

Концентрированное обучение на основе блоков, объединенных общей темой, опорных конспектов-схем помогает обучающимся комплексно, в системе, более глубоко усвоить большее количество учебной информации без увеличения урочного времени за счет её классифицирования. Применяемые на уроках карточки-опоры, карточки-схемы помогают успешному усвоению материала (например, при изучении тем (19 слайд)  «Прямая речь» (5 кл.), «Разряды местоимений» (6 кл.), «Обособленные определения» (8 кл.), «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными» (9 кл.) и т.д.

Технология интерактивного обучения, основанная на диалоговых формах познания – это обучение, погружённое в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Этот метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (В.С. Дьяченко). На уроках создаю условия для инициативности учащихся. Ученики становятся активными участниками учебного процесса. Побуждаю обучающихся к самостоятельному поиску информации. Этому способствуют логические и творческие задания, групповые дискуссии, работа в малых группах, «мозговой штурм», круглый стол.

Например, при анализе стихотворения С.А. Есенина «Пороша» каждая группа получает задания.

Задания для I группы.

1. О чём это стихотворение? Какова его тема?

2. Почему автор начинает стихотворение с двух коротких, в одно слово, предложений?

3. В какое время суток едет герой по зимнему лесу? Как вы догадались?

4. Что это за «невидимка» заколдовал лес?

5. Почему лес «дремлет», а не спит?

Задания для II группы.

1. Найдите в стихотворении аллитерацию. Что хочет передать этим приёмом автор?

2. Найдите олицетворения, сравнения. Для чего использует их автор?

3. С кем сравнивает поэт сосну? С какой целью использует именно такое сравнение – «как старушка»?

Задания для III группы.

1. Из каких звуков складывается жизнь зимнего леса? Какие строки указывают на то, что в лесу жизнь «кипит»?

2. Какие слова передают движение?

Элементы технологии критического мышления также легли в основу моей работы. Использую такие приёмы, как создание кластера (групповая работа) на стадии вызова, синквейн, «данетки» (верные – неверные утверждения), задания «Лови букву», «Найди ошибку» на стадии рефлексии.

Теоретический материал по таким темам, как «Классицизм», «Романтизм», «Стихотворные размеры», «Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова» , изучение биографии писателей и другие, я представляю в виде презентаций, готовых или созданных мной. Это даёт возможность преподнести порой скучный лекционный материал более интересно и наглядно.. Просмотр биографии в виде презентации сопровождается разными заданиями: записать основные факты биографии писателя, или написать проверочную работу "Личность писателя", или ответить на вопрос логического задания (например, В чём заключается идейная позиция писателя…), или провести игру по фактам биографии.

На уроке литературы в 9 классе по теме «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество» применила фрагменты нового, вышедшего в 2014 году, историко-документального фильма «Лермонтов».

С помощью презентации я организовываю контроль усвоения материала, преподнесённый в игровой форме в виде теста или игры. Учащиеся могут создавать такие тесты самостоятельно. Презентация содержит триггеры (фигуры анимированы по клику на саму фигуру). Правильные ответы выделяются цветом, а неправильные – исчезают.

Очень интересно проходят уроки-семинары по теме «Н.В. Гоголь «Мёртвые души». Система образов. Рассказ о литературных типах» в 9 классе. Перед уроком класс разбивается на группы, каждая получает карточки с заданиями. На уроке учащиеся знакомятся с образами помещиков, анализируют героев произведения. Урок сопровождается просмотром фильма. Обучающиеся сравнивают описание помещиков у Гоголя с образами, созданными режиссером.

Работа с фрагментами кинофильмов на моих уроках литературы используется часто. Это не просто замена изучения произведения просмотром фильма, а сравнение экранизации с текстом произведения. Методическая литература предлагает нам большой материал, описывающий работу с видеофрагментами на уроке.

Так, например, при изучении произведения Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» (6 класс) я знакомлю школьников с важными фрагментами: «Игра в «чику», «Учительница и герой», «Занятия с Лидией Михайловной», «Посылка с макаронами», «Игра на деньги с учительницей». На уроках мы детально изучаем данные фрагменты по тексту, анализируем эпизоды, а затем сравниваем фрагменты кинофильма с текстом произведения В.Г. Распутина. Задаю такие вопросы:

- Понравились ли вам эпизоды фильма? Что именно привлекло ваше внимание?

- Как музыка передаёт состояние героя? Какова тональность? Соответствует ли тональность строкам Распутина? (межпредметная связь)

- Сравните иллюстрацию к произведению (художник – И.Пчелко) с эпизодом кинофильма.

Работа с детьми продолжается и во внеурочное время. Оставляю детей после уроков и провожу с ними дополнительные занятия при подготовке к экзаменам. Есть дети, у которых не сформированы память и мышление. У них низкая грамотность. С такими детьми требуется индивидуальная работа.

Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя. Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, повышению качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Свое выступление хочу закончить словами К.Д. Ушинского «Если Вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет Вас».

 

.  .  .