Конспект занятия для учащихся 2 класса ДХШ "Буквица. Буква – образ"
Конспект занятия для учащихся 2 класса ДХШ "Буквица. Буква – образ"
Автор: Иванова Ирина Павловна
МБУ ДО «Детская художественная школа», г. Минусинск
Возраст учащихся: 12 лет.
Продолжительность занятия: 40 + 40 (1 час 20 минут).
Тема занятия:«Буквица. Буква-образ».
Цель: Мотивация развития образного мышления учащихся через создание буквенного образа.
Задачи:
· Познакомить учащихся с понятиями «буквица», «инициал», с видами начертания рукописных буквиц, с историей рукописных буквиц;
· Развивать умение импровизации, навыки декорирования силуэта буквы в заданном стиле;
· Развивать и закреплять использование законов композиции (симметрия-асимметрия, статика-динамика, ритм, пластика, контраст, нюанс) при создании графического образа буквы;
· Формировать у учащихся представление о буквице, как части русской культуры, бережное и уважительное отношение к книге и слову.
Планируемые образовательные результаты:
Ученик по окончанию изучения темы:
· определяет и называет основные орнаментальные украшения страниц рукописных книг;
· понимает и объясняет смысл понятия «буквица».
· украшает силуэт буквицы орнаментом по заданному алгоритму;
Программное содержание:
· Искусство книжной графики и история создания рукописных книг.
· Славянская азбука.
· Внешнее и внутреннее оформление старинных книг.
· Орнамент рукописных книг.
· Буквица как произведение искусства.
· Виды оформления буквицы.
Основные понятия: Буквица, орнамент, виды оформления буквиц (древнерусский, звериный, плетеный, растительный стили).
Тип занятия: Комбинированное. Ознакомление с новым материалом и выполнение комплексных заданий.
Форма обучения: фронтальная.
Структура занятия:
· Организационный момент.
· Мотивация. Определение темы урока и постановка учебной задачи.
· Изучение нового материала (беседа «Рукописная буквица»).
· Введение в практическую работу (объяснение задания)
· Актуализация знаний. Индивидуальная работа с учащимися, контроль за соблюдением принципов построения орнамента.
· Подведение итогов.
Методы обучения:
· словесные методы (рассказ, беседа, объяснение);
· наглядный метод;
· метод практической работы.
Зрительный ряд: компьютерная презентация с изображением страниц рукописных книг, буквиц, видов оформления буквицславянского алфавита.
Оборудование для педагога: компьютер, ЖК-экран, настенная доска, маркеры.
Материалы для учащихся: бумага копировальная, ватман формата А5, карандаш, ластик,цветные фломастеры.
Ход урока
1. Организационная часть:
Приветствие, проверка наличия необходимых материалов и оборудования, готовности детей к занятию.
2. Вводная беседа, изложение нового материала «Рукотворная буквица».
Преподаватель: Сегодня мы познакомимся с историей возникновения книг на русской земле. Вы понимаете, что книга – это одно из величайших изобретений человечества. А всегда ли они выглядели так, как сейчас?
Первые книги выглядели совсем по-другому. Когда на Руси появились первые книги, они не печатались на станках, как сегодня, а писались и рисовались (были рукописными). Эти книги были написаны на церковно-славянском языке. Они появились у нас вместе с принятием христианства.
Кем и когда была создана славянская азбука, чем она отличалась от нынешней современной? Появлением книг на Руси мы обязаны двум греческим ученым, впоследствии провозглашенным святыми за вклад в мировую культуру. Основателями славянской письменности являются святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Они создали первую славянскую азбуку и перевели Евангелие на славянский язык. Эта азбука и по сей день используется в церковнославянском языке.
Так какими по содержанию были первые книги на Руси? Конечно первые рукописные книги были большей частью религиозными (духовного содержания). Это Евангелие, Жития святых, Псалтырь, и создавались они в городских храмах и монастырях. Книга на Руси пользовалась великим почитанием: ведь она была хранилищем самого драгоценного – Слова Божьего, Божественной мудрости.
Как создавались эти книги? Все было важно в книжном деле. Приемы и правила создания книги передавались как большая ценность из поколения в поколение. Для изготовления книги использовались самые лучшие материалы. Писались они на пергамене – особым образом выделанной, отбеленной телячьей коже. На переплеты шла более прочная, плотная тщательно обработанная кожа. Богослужебные книги часто заключались в кованный металлический оклад, украшались золотом, драгоценными камнями. Золотые и серебряные застежки помогали книге лучше сохраниться.
Давайте посмотрим примеры страниц древнерусских книг на экране телевизора. Скажите, какие украшения в тексте вы увидели?
Учащиеся: Узоры, животные и птицы в больших буквах.
Преподаватель: Вы совершенно верно перечислили самые яркие детали оформления больших заглавных букв в тесте. Кроме этого страницы украшены декоративными заставками и иллюстрациями.
Перед началом письма писец (монах монастыря) тщательно, с идеальной точностью разлиновывал пергамен. Большое значение придавалось изготовлению чернил. Их делали по особым рецептам из природных материалов: ягод, плодов, других природных красителей с добавлением меда. Цвет букв поэтому был не глухо-черный, а слегка коричневатый, теплый, живой. А кто знает, чем писались эти рукописные книги?
Учащиеся: Гусиными перьями!
Преподаватель: Правильно, книги писали гусиными перьями. Перо точили специальным ножом, которое применяли также для подчисток при ошибках в письме.
Удивительно красивы строки древнего шрифта – устава (совсем прямого) и полуустава (более беглого и наклонного).
Изящество букв достигается сочетанием широких штрихов, написанных плоской стороной гусиного пера, с узкими, при написании которых перо поворачивали ребром. Но особенно красивы в этих книгах начальные буквы текста. Их называют буквицами или же по научному инициалами («инициал» означает по латыни «начальный»).
Каждая из этих букв, изукрашенных орнаментом неповторима, как неповторима была каждая книга в ту пору: ведь печатные книги появились только в середине XVI века, т.е. 500 лет назад, а эти буквицы гораздо старше. Некоторые из этих старинных книг содержали несколько сотен буквиц, и ни одна не повторила другую. Прекрасные и затейливые буквы, которые вы видите перед собой, взяты из рукописных книг древней Руси.
Буква для древнерусского человека была маленьким, но емким отображением Божьего мира, самим своим начертанием она сообщала о мироздании, и когда художник вычерчивал и любовно раскрашивал буквицу, он отражал в ней важный духовный смысл. Самые древние буквицы чаще всего включают в себя изображения животных: барса, гепарда, рыси, лошади, льва(звериный стиль). В том числе очень много изображений птиц - это традиционный образ человеческой души.
Посмотрите, как пластичны эти изображения, которые украшены растительным и геометрическим орнаментом. Дикие хищные звери изображены кроткими и послушными: в этом проявляется не просто мирное духовное устроение древнего художника, но мысль об укрощении страстей человеческих (злость, жадность, зависть, хитрость), символом которых являются дикие звери.
Более поздние буквицы XIV-XV веков поражают невероятными и изысканными переплетениями: фигуры животных и людей как бы вырастают из растительного орнамента, завязаны в узлы и охвачены петлями. Так выражается мысль о глубокой взаимосвязи всего сущего в Божьем мире. В буквицах часто изображается змея – как символ мудрости, и как символ искушения человека темными силами, которые могут быть побеждены только силой Божией.
Древнерусский книжник не просто украшал букву орнаментом, он, прежде всего передавал и украшал мысль.
3. Практическая работа учащихся:
1 этап творческой работы: Копирование образца древнерусской буквицы.
Преподаватель: Необходимо выбрать из этих чудесных буквиц одну и повторить какможно точнее линейный рисунок этой буквы с помощью копировальной бумаги. Горизонтальный формат альбомного листа необходимо мысленно разделить на две части и в его левую часть закомпоновать букву, которую вы выбрали для копирования.
Самостоятельная работа учащихся: 20 минут.
· Ученики рассматривают мультимедийную презентацию, изучают и сравнивают предложенные изображения.
· Выделяют особенности каждого стиля оформления буквиц.
· Выбирают один графический образец для копирования.
· Выполняют «Буквицу» в своем цветовом решении на формате А5.
Преподаватель: Важно, перед раскрашиванием буквы фломастерами, подумать о сочетании выбранных цветов. Оно не должно быть грубым, резкоконтрастным. Важно придерживаться цветов, которые применяли древние мастера. Прежде всего это была красная киноварь. К ней добавлялись чаще всего желтая, голубая и зеленая краски. Часто для украшения буквицы использовали золотую краску. (Промежуточный просмотр работ учащихся.)
2 этап творческой работы: Создание образа «Буквицы» начала своего имени или фамилии.
Преподаватель:Это задание будет ещё более творческим! Давайте нарисуем свою красивую буквицу, которая будет началом вашего имени или фамилии. Букву сначала надо наметить схематически контуром тонкой линией, учитывая ее пропорциональные особенности, а затем украсить, нарядить ее силуэт орнаментом. Необходимо взять из древнерусских буквиц понравившиеся узоры, соединить их в своём порядке.Обращаю ваше внимание на то, что в древних книгах рисовалось нескольких сот буквиц, но ни одна не повторялась. Постарайтесь и вы, не повторяя предыдущий рисунок, создать новый образ буквысвоего имени или фамилии в древнерусском стиле.
Самостоятельная работа учащихся: 40 минут.
· Ученики компонуют букву на формате А5.
· Заполняют орнаментом и изображениями животных.
· Выполняют цветовое решение «Буквицы» цветными фломастерами.
4. Подведение итогов занятия. (5минут)
Итоговый просмотр. Учащиесяобсуждают, анализируют и оценивают своитворческие работы, отвечая на вопросы преподавателя:что нового и интересного дети узнали на уроке; с какими трудностями столкнулись и что более удалось.
Используемая литература:
1. Ильина Т.В. «Декоративное оформление древнерусских книг: Новгород и Псков. ХII-ХVвв», - Л.: Издательство ЛГУ, 1978.
2. «Прописные славянские буквы / Воскресная школа «Златарница» - Санкт-Петербург: Издательство «Знаки», 2004.
3. Бородина А.С. «Основы православной культуры» - М.: «Православная педагогика», 2004.
4. Крупин В.Н. Литературный церковный алфавит. – М., 2010.
5. Екимова Е. Православная азбука в стихах. – Минск, 2010.
6. Орлова Н. Азбука для православных детей. Издательство Сретенского монастыря, 2007.
7. Азбука в пословицах русского народа. / худ. С.Н. Ефошкин – М., 2009.
8. Любимов Л.Д. Искусство древней Руси. М., Просвещение, 1974.
9. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. «Основы нравственности». – М., 2002.