Классный час «Креативность. Как нестандартно мыслить?»
Классный час «Креативность. Как нестандартно мыслить?»
Автор: Булатова Фирая Фаритовна
Елабужский институт КФУ, г. Елабуга
Класс (возраст): 10 класс.
Цель воспитания: способствовать развитию у учащихся креативности.
Задачи воспитания:
1) способствовать формированию у старшеклассников теоретических знаний о креативности;
2) способствовать формированию у учащихся креативного подхода к жизни;
3) содействовать развитию у учащихся быстроты, гибкости и оригинальности мышления.
Методы воспитания: убеждение, личный пример, упражнение «Творческая жизнь» (А.Г. Грецов), беседа.
Методы исследования: метод наблюдения, анализ продуктов деятельности.
Оборудование: компьютер с проектором, листы бумаги формата А4, фломастеры.
1. Беседа.
Задача: способствовать формированию у старшеклассников теоретических знаний о креативности.
Наш классный час хочется начать с мысли, которая принадлежит американскому эссеисту, поэту Ральфу Уолдо Эмерсону: "Не иди туда, куда ведет дорога. Иди туда, где дороги нет, и оставь свой след". Именно такой путь выбирают люди, которые отличаются от других своей неординарностью, неповторимостью в мышлении. Их еще называют креативными людьми.
В повседневной жизни креативность проявляется смекалкой, способностью найти выход из любой ситуации. Следовательно, креативные люди реже подвергаются стрессу, они эмоционально и физически более устойчивы, что особенно важно в современном мире.
Американский психолог Джой Пол Гилфорд в прошлом столетии создал модель структуры интеллекта, которая послужила толчком к бурному развитию исследований и разработок в области креативности во всем мире. Дж. Гилфорд выделил 2 типа мышления: конвергентное и дивергентное. Конвергентное мышление – это логическое, однонаправленное мышление, т.е. когда есть задача, и для нее существует единственное правильное решение. В отличие от конвергентного мышления, дивергентное мышление – разностороннее мышление, т.е. когда есть задача и для нее существует множество решений, все из которых являются правильными. Например, чтобы решить задачу “2+2=?”, мы пользуемся конвергентным мышлением, логикой, и в этой задаче существует только одно правильное решение. Но для задачи “что подарить другу на день рождения?” существует множество правильных решений.
Дж. Гилфорд выделил 6 критериев креативности:
- способность к обнаружению и постановке проблем;
- «беглость мысли» (количество идей, возникающих в единицу времени);
- оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов, отвечать на раздражители нестандартно);
- гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;
- способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
- способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.
Основными критериями креативности являются беглость, гибкость и оригинальность.
Рассмотрим их на примере задачи: как можно построить забор.
Беглость – быстрота выполнения задания, количество и скорость генерирования новых идей. В нашей задаче это будет количество предложенных за определенное время вариантов построения забора.
Гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой класс объектов в ходе ответов. Например, ответы построить забор из “кирпича”, “дерева”, “сетки” относятся к одной категории строительных материалов, а ответ “сделать живую изгородь” – уже к другой категории.
Оригинальность подразумевает способность производить «редкие» идеи, отличающиеся от общепринятых, типичных ответов. Т.е., если 100 испытуемых из 100 назвали вариант “построить из кирпича” – он не считается оригинальным, а если только 1 из 100 предложил его построить из использованных пластиковых бутылок из-под минеральной воды, то этот ответ считается оригинальным.
Разные этапы творческого мышления проходят в разных полушариях головного мозга:
1. Постановка задачи – левое полушарие.
2. Подготовка – перебор известных вариантов, левое полушарие.
3. Фрустрация – раздражение от того, что решение еще не найдено, левое полушарие.
4. Инкубация – поиск решения переходит в правое полушарие, о задаче мы перестаем думать на сознательном уровне, работа происходит на бессознательном уровне.
5. Инсайт – озарение, когда решение выходит на сознательный уровень, происходит взаимодействие правого и левого полушария.
6. Проверка того, что найденное решение удовлетворяет поставленной задаче, левое полушарие.
Часто дети и взрослые бросают задачу на этапе фрустрации, раздражения от того, что задача не решается, но, т.к. это закономерный этап процесса творческого мышления, к этому нужно относиться не как к личной неудаче, а как к шагу, который нужно пройти.
Кроме этого, важно понимать, что без достаточной работы на подготовительном этапе, т.е. тщательном переборе возможных вариантов, вероятность озарения меньше.
Существуют разные методики генерации идеи: «Мозговой штурм» (Алекс Осборн), «Шесть шляп» (Эдвард де Боно), ментальные карты (Тони Бьюзен). Они помогают сделать процесс выдвижения новых идей более эффективными. Например, методика «Шесть шляп» позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает черную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы – поиска позитивных сторон проблемы. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.
Все ли могут быть креативными? Да, все могут, ведь креативность присуща в той или иной степени каждому человеку. Все зависит от уровня развития творческого потенциала. У стандартно мыслящих людей он будет на очень низком уровне, а у других на очень высоком. Люди с высоким уровнем креативности часто добиваются больших успехов в жизни. Их креативность позволяет им быть конкурентоспособными в обществе. Примеры таких людей можно увидеть в списке самых креативных людей планеты, который составил журнал Forbes. В список включены самые креативные и успешные молодые люди, которые смогли добиться успеха до 30 лет. Причем по разным категориям (от киноиндустрии до науки), что свидетельствует о том, что креативным можно быть в любой сфере. Все зависит от наличия склонностей, интересов, мотивации человека.
А чтобы повысить уровень креативности, необходимо активизировать свой творческий потенциал, т.е. постоянно включать себя в творческую деятельность, наполнять себя знаниями, приобретать опыт, общаться с творческими людьми, иметь разносторонние интересы.
2. Упражнение «Творческая жизнь».
Задача: способствовать формированию у старших школьников творческого подхода к жизни.
Ученикам предлагается ознакомиться с рекомендациями, поделиться, каким из них они следуют. Список рекомендаций, составленный специалистами по психологии креативности (Кинг, 2005, с. 12-13):
- Регулярно выполняйте физические упражнения.
- Овладевайте техникой релаксации и медитации.
- Ведите дневник, делайте зарисовки, пишите стихи, короткие рассказы и песни.
- Приучитесь задавать себе вопрос: «А что, если…?»
- Читайте художественную литературу, развивающую воображение.
- Посещайте вдохновляющие места.
- Займитесь делами, о которых вы обычно не помышляли.
- Старайтесь быть более спонтанными и общительными.
- Регулярно ищите способы вырваться из вашей «зоны комфорта».
- Заводите новых друзей и расширяйте свой круг общения.
- Думайте о креативности как о способе существования.
- Позвольте себе мечтать.
- Не бойтесь оказаться неправым или совершить ошибку.
- Интересуйтесь абсолютно всем.
3. Упражнения.
Задача: содействовать развитию у учащихся быстроты, гибкости и оригинальности мышления.
Упражнение «Необычный рисунок». По команде все берут листы и рисуют 15 секунд, затем передают лист соседу справа и т.д. (обнаружение критериев нестандартности: совмещение несовместимого, изменение ракурсов, масштаба и т.д.).
Упражнение «Устный рассказ». По кругу каждый участник говорит по одному предложению, и таким образом ученики должны сочинить рассказ.
Упражнение «12 объяснений».
Участники должны придумать 12 объяснений для следующих ситуаций:
1. Вы перерыли всю сумку, но не обнаружили в ней ручку.
2. Вы пытаетесь открыть дверь к начальнику в кабинет, а она не открывается.
3. Девушка, удовлетворенно улыбаясь, рисует пальчиком на запотевшем стекле автобуса какую-то схему.
Упражнение «Почемучки».
Задаются несколько вопросов, начинающихся со слова «почему», а участники должны по кругу быстро отвечать на них. Ответы могут быть самыми неожиданными, оригинальными, но логически непротиворечивыми. Вопросы:
1. Почему очки не носят на затылке?
2. Почему перелетные птицы улетают зимой на юг?
3. Почему люди не летают, как птицы?
4. Почему многие женщины предпочитают богатых женихов?
5. Почему о смерти великих ученых пишут в газетах, а об их рождении – нет?
6. Почему медведь косолапый?
Обсуждение. Какие варианты ответов запомнились, показались наиболее оригинальными?
4. Подведение итогов.