Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Классный час «Креативность. Как нестандартно мыслить?»

Дата публикации: 2020-08-17 18:07:32
Статью разместил(а):
Булатова Фирая Фаритовна

Классный час «Креативность. Как нестандартно мыслить?»

Автор: Булатова Фирая Фаритовна

Елабужский институт КФУ, г. Елабуга

 

Класс (возраст): 10 класс.

Цель воспитания: способствовать развитию у учащихся креативности.

Задачи воспитания: 

1) способствовать формированию у старшеклассников теоретических знаний о креативности;

2) способствовать формированию у учащихся креативного подхода к жизни;

3) содействовать развитию у учащихся быстроты, гибкости и оригинальности мышления. 

Методы воспитания: убеждение, личный пример, упражнение «Творческая жизнь» (А.Г. Грецов), беседа.

Методы исследования: метод наблюдения, анализ продуктов деятельности.

Оборудование: компьютер с проектором, листы бумаги формата А4, фломастеры.

1. Беседа.

Задача: способствовать формированию у старшеклассников теоретических знаний о креативности.

Наш классный час хочется начать с мысли, которая принадлежит американскому эссеисту, поэту Ральфу Уолдо Эмерсону: "Не иди туда, куда ведет дорога. Иди туда, где дороги нет, и оставь свой след". Именно такой путь выбирают люди, которые отличаются от других своей неординарностью, неповторимостью в мышлении. Их еще называют креативными людьми. 

В повседневной жизни креативность проявляется смекалкой, способностью найти выход из любой ситуации. Следовательно, креативные люди реже подвергаются стрессу, они эмоционально и физически более устойчивы, что особенно важно в современном мире. 

Американский психолог Джой Пол Гилфорд в прошлом столетии создал модель структуры интеллекта, которая послужила толчком к бурному развитию исследований и разработок в области креативности во всем мире. Дж. Гилфорд выделил 2 типа мышления: конвергентное и дивергентное. Конвергентное мышление – это логическое, однонаправленное мышление, т.е. когда есть задача, и для нее существует единственное правильное решение. В отличие от конвергентного мышления, дивергентное мышление – разностороннее мышление, т.е. когда есть задача и для нее существует множество решений, все из которых являются правильными. Например, чтобы решить задачу “2+2=?”, мы пользуемся конвергентным мышлением, логикой, и в этой задаче существует только одно правильное решение. Но для задачи “что подарить другу на день рождения?” существует множество правильных решений.

Дж. Гилфорд выделил 6 критериев креативности:

- способность к обнаружению и постановке проблем;

- «беглость мысли» (количество идей, возникающих в единицу времени);

- оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов, отвечать на раздражители нестандартно);

- гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;

- способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

- способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.

Основными критериями креативности являются беглость, гибкость и оригинальность.

Рассмотрим их на примере задачи: как можно построить забор.

Беглость – быстрота выполнения задания, количество и скорость генерирования новых идей. В нашей задаче это будет количество предложенных за определенное время вариантов построения забора.

Гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой класс объектов в ходе ответов. Например, ответы построить забор из “кирпича”, “дерева”, “сетки” относятся к одной категории строительных материалов, а ответ “сделать живую изгородь” – уже к другой категории.

Оригинальность подразумевает способность производить «редкие» идеи, отличающиеся от общепринятых, типичных ответов. Т.е., если 100 испытуемых из 100 назвали вариант “построить из кирпича” – он не считается оригинальным, а если только 1 из 100 предложил его построить из использованных пластиковых бутылок из-под минеральной воды, то этот ответ считается оригинальным.

Разные этапы творческого мышления проходят в разных полушариях головного мозга:

1. Постановка задачи – левое полушарие.

2. Подготовка – перебор известных вариантов, левое полушарие.

3. Фрустрация – раздражение от того, что решение еще не найдено, левое полушарие.

4. Инкубация – поиск решения переходит в правое полушарие, о задаче мы перестаем думать на сознательном уровне, работа происходит на бессознательном уровне.

5. Инсайт – озарение, когда решение выходит на сознательный уровень, происходит взаимодействие правого и левого полушария.

6. Проверка того, что найденное решение удовлетворяет поставленной задаче, левое полушарие.

Часто дети и взрослые бросают задачу на этапе фрустрации, раздражения от того, что задача не решается, но, т.к. это закономерный этап процесса творческого мышления, к этому нужно относиться не как к личной неудаче, а как к шагу, который нужно пройти.

Кроме этого, важно понимать, что без достаточной работы на подготовительном этапе, т.е. тщательном переборе возможных вариантов, вероятность озарения меньше.

Существуют разные методики генерации идеи: «Мозговой штурм» (Алекс Осборн), «Шесть шляп» (Эдвард де Боно), ментальные карты (Тони Бьюзен). Они помогают сделать процесс выдвижения новых идей более эффективными. Например, методика «Шесть шляп» позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает черную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы – поиска позитивных сторон проблемы. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.

Все ли могут быть креативными? Да, все могут, ведь креативность присуща в той или иной степени каждому человеку. Все зависит от уровня развития творческого потенциала. У стандартно мыслящих людей он будет на очень низком уровне, а у других на очень высоком. Люди с высоким уровнем креативности часто добиваются больших успехов в жизни. Их креативность позволяет им быть конкурентоспособными в обществе. Примеры таких людей можно увидеть в списке самых креативных людей планеты, который составил журнал Forbes. В список включены самые креативные и успешные молодые люди, которые смогли добиться успеха до 30 лет. Причем по разным категориям (от киноиндустрии до науки), что свидетельствует о том, что креативным можно быть в любой сфере. Все зависит от наличия склонностей, интересов, мотивации человека.

А чтобы повысить уровень креативности, необходимо активизировать свой творческий потенциал, т.е. постоянно включать себя в творческую деятельность, наполнять себя знаниями, приобретать опыт, общаться с творческими людьми, иметь разносторонние интересы.

2. Упражнение «Творческая жизнь». 

Задача: способствовать формированию у старших школьников творческого подхода к жизни.

Ученикам предлагается ознакомиться с рекомендациями, поделиться, каким из них они следуют. Список рекомендаций, составленный специалистами по психологии креативности (Кинг, 2005, с. 12-13):

  1. Регулярно выполняйте физические упражнения.
  2. Овладевайте техникой релаксации и медитации.
  3. Ведите дневник, делайте зарисовки, пишите стихи, короткие рассказы и песни.
  4. Приучитесь задавать себе вопрос: «А что, если…?»
  5. Читайте художественную литературу, развивающую воображение. 
  6. Посещайте вдохновляющие места.
  7. Займитесь делами, о которых вы обычно не помышляли.
  8. Старайтесь быть более спонтанными и общительными.
  9. Регулярно ищите способы вырваться из вашей «зоны комфорта».
  10. Заводите новых друзей и расширяйте свой круг общения.
  11. Думайте о креативности как о способе существования.
  12. Позвольте себе мечтать.
  13. Не бойтесь оказаться неправым или совершить ошибку.
  14. Интересуйтесь абсолютно всем.

3. Упражнения.

Задача: содействовать развитию у учащихся быстроты, гибкости и оригинальности мышления. 

Упражнение «Необычный рисунок». По команде все берут листы и рисуют 15 секунд, затем передают лист соседу справа и т.д. (обнаружение критериев нестандартности: совмещение несовместимого, изменение ракурсов, масштаба и т.д.).

Упражнение «Устный рассказ». По кругу каждый участник говорит по одному предложению, и таким образом ученики должны сочинить рассказ.

Упражнение «12 объяснений».

Участники должны придумать 12 объяснений для следующих ситуаций: 

1. Вы перерыли всю сумку, но не обнаружили в ней ручку. 

2. Вы пытаетесь открыть дверь к начальнику в кабинет, а она не открывается.

3. Девушка, удовлетворенно улыбаясь, рисует пальчиком на запотевшем стекле автобуса какую-то схему. 

Упражнение «Почемучки».

Задаются несколько вопросов, начинающихся со слова «почему», а участники должны по кругу быстро отвечать на них. Ответы могут быть самыми неожиданными, оригинальными, но логически непротиворечивыми. Вопросы:

1. Почему очки не носят на затылке?

2. Почему перелетные птицы улетают зимой на юг?

3. Почему люди не летают, как птицы?

4. Почему многие женщины предпочитают богатых женихов?

5. Почему о смерти великих ученых пишут в газетах, а об их рождении – нет?

6. Почему медведь косолапый?

Обсуждение. Какие варианты ответов запомнились, показались наиболее оригинальными?

4. Подведение итогов.

 

.  .  .