Моделирующие технологии на уроках географии
Моделирующие технологии на уроках географии
Автор: Семина Галина Валентиновна
МОУ "Гимназия № 4", Волгоград
Модель № 1«Географическая эстафета».
Учитель задаёт вопрос ученику, ученик отвечает и предаёт указку следующему при этом задаёт вопрос. Если участник эстафеты отвечает на вопрос неправильно, тот лишается права задать вопрос .
Модель № 2 «Четвёртый лишний».
На игровом поле помещено 4 понятия: Полярная ива, Ягель, Лишайник, Клён. Учитель спрашивает, какое из этих понятий лишнее.
Джомолунгма, Монблан, Байкал, Эльбрус - учащиеся определяю лишний географический объект, и показываю его на карте или определяют на контурной карте.
Модель № 3:«Ещё быстрей».
На настенной карте в разброс прикрепляю цифры от 1-15 . Каждой цифре соответствует определённый географический объект. Секундомером засекаю время и ученик должен показать и назвать по порядку все 15 объектов. Спросив нескольких учащихся положение цифр можно поменять.
Модель № 4: «Географический бой».
Учитель задаёт вопрос любому ученику и если ученик правильно ответил, то задаёт вопрос любому другому ученику класса. Если ответил неправильно или вообще не ответил на вопрос, то он «убит», выбывает из игры.
Модель № 5: «Паутина».
Эта игра очень наглядно отражает взаимосвязь между компонентами природы. Учитель задаёт вопрос и передаёт отвечающему клубочек. Ответивший правильно на вопрос ученик передаёт клубочек следующему ученику и задаёт ему вопрос. В конце игры получается паутина, которая и показывает тесное взаимодействие между компонентами природы.
Модель № 6: «Собери карту».
Ученикам даются конверты с разрезанной топографическими картами (рисунками). Задача учеников заключается в том, чтобы собрать карту.
Модель № 7: «Географические силуэты».
Этот игровой приём известен давно, ещё с прошлого века: рисунки с силуэтами географических объектов демонстрируются учащимся по мере накопления номенклатуры. Первоначальная задача - определить по очертанию географические объекты. Потом можно не только узнать озеро (море, материк, остров), но и показать на карте, отметить на контурной карте или дать краткую характеристику: где находится?, в чём особенности?, чем известен?
Модель № 8: «Казаки-разбойники».
Эта игра используется при изучении географических координат, с целью отработки навыков определения их на географической карте. Класс делится на две команды - «разбойники» прячутся на географической карте, а «казаки» по сообщениям (координатам) определяют места где укрылись «разбойники». Здесь можно добавить не только поиск объектов, но и их описание.
Модель № 9: «Правильно отбери».
Ребята получают открытки, рисунки и т.д. (допустим представители растительного и животного мира). Необходимо правильно разобрать их по природным зонам определениями. Круг предлагаемых понятий может быть разным. Главное карточки-задания должны быть правильно отобраны и положены в конверт с правильным адресом.
Модель № 11: «Что-то новенькое».
Удобно проводить в качестве закрепления. Каждый ряд получает листок, на котором в конце игры должны появится изученные на уроке термины и понятия, географические названия, имена путешественников. Листок получаю учащиеся сидящие на последних партах. Ученик пишет термин или понятие и передаёт листок впереди сидящему. Игра идёт 1-2 минуты, если кто-то не справляется рад, получает штраф.
Модель № 12: «Знаешь ли ты страну».
Называется страна, а ученики письменно отвечают на вопросы: географическое положение, столица, рельеф, природные богатства, население и т.д.
Модель № 13: «Самое-самое»:
Учащиеся называют географические объекты, которые выделяются среди подобных своими размерами. Самые высокие горы, самое глубокое озеро, самая длинная река и т. д.
Модель № 14: «Заморочки из бочки».
Зачитываются стихи или описания каких-то объектов, заслушав, их ученик должен ответить на вопрос. Например: Поэт П. Богданов пишет Ни разу не был я на океане. Мне даже не представить никогда что, на каком-то там меридиане. От полюса до полюса вода. Существуют ли такие меридианы? Да.
Модель № 15: «Пойми меня».
Предлагаю учащимся объяснить значение слов: литосфера (греческое слово «лито» - твёрдый), сельва (португальское слово, в переводе на русское слово означает лес).
Модель № 16: «Восстановите слова».
Посмотрите внимательно на следующие слова, в которых перепутаны местами буквы. Постарайтесь восстановить слова и дать правильный ответ. Например: акоал (коала), кнееф (фенёк), юлтеьн (тюлень) и т.д.
Модель № 17: «Найдите ошибки».
Ребятам предлагается составить небольшой рассказ (по 5-6 предложений), в которых будут допущены ошибки. Задача участников исправить эти ошибки.