Технологическая карта урока «Управление конфликтами»
Технологическая карта урока «Управление конфликтами»
Автор: Кубалова Эльвира Алимбековна
ГБПОУ «Владикавказский торгово-экономический техникум»
Дисциплина: Менеджмент.
Технологическая карта уроков 21-22.
Тема |
Управление конфликтами |
|
Оборудование: |
компьютер, медиапроектор; презентация на тему: «Управление конфликтами»; раздаточный материал: «Контрольные вопросы и логические упражнения» |
|
План |
1. Понятие конфликтов и типы конфликтов 2. Уровни конфликтов в организации. 3. Способы и методы управления конфликтом. |
|
Цели уроков |
1. Познавательный аспект Формирование знаний о видах и уровнях конфликта в организации Формирование специальных умений о методах и способах управления конфликтами Вновь формируемые: умение использовать методику управления конфликтами в менеджменте 2. Развивающий аспект: Развитие навыков применения приемов и методов анализа конфликтных ситуаций Развитие умений использования способов и стилей разрешения конфликтов 3. Воспитательный аспект: Воспитание элементов аналитической и социально-психологической культуры управления |
|
Формы и методы обучения и познания |
фронтальная, индивидуальная, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. анализ, сравнение, моделирование, логический. |
|
Основные понятия |
Конфликт, конфликт целей, конфликт познания, чувственный конфликт, внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, внутригрупповой конфликт, межгрупповой конфликт, внутриорганизационный конфликт (вертикальный, горизонтальный, линейно-функциональный, ролевой), либеральный стиль управления, демократический стиль управления, авторитарный стиль управления, сотрудничество |
|
Планируемые образовательные результаты |
||
Объем усвоения и уровень владения компетенциями |
Компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность |
|
Научатся применять в профессиональной деятельности приемы делового общения; выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуации, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; профессиональной аргументировать свои действия при разборе стандартных ситуаций в сфере педагогической деятельности. |
Приобретение профессиональных компетенций:
Умеют самостоятельно овладевать новыми знаниями, используя современные образовательные технологии. |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Время (мин) |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность студентов |
Формы организации взаимодействия на уроке |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля |
1. Мотивация к учебной деятельности |
5 |
Подготовка студентов к уроку |
Проверяет готовность обучаемых к уроку, озвучивает тему и план урока |
Записывают тему и план урока в тетрадь |
Фронталь ная |
Личностные: понимают значение знания по теме для человека Регулятивные: принимают учебную задачу |
Записи в тетрадях |
2. Актуализация знаний |
10 |
Беседа по теме: Управление конфликтами |
Вопросы: - Можно ли сказать, что конфликт в организации является органической составляющей жизни трудового коллектива? - В чем природа конфликта? Каковы могут быть его последствия? - Почему работа по предотвращению конфликта в коллективе является важной для менеджера? |
Высказываю т мнение, опираясь на свой жизненный опыт |
Фронтальная |
Коммуникативные: применяют правила делового общения; сравнивают разные точки зрения. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осуществляют поиск и выделение иформации. |
Устный опрос
|
3. Изучение нового материала |
30 |
1. Презентация сообщений студентов по вопросам темы: 2. Моделирование ситуаций, соответствующих данным видам и уровням конфликтов, которые вы наблюдали на практике в школе и в других организациях |
Представляет план семинара: 1. Понятие конфликтов и типы конфликтов 2. Уровни конфликтов в организации. 3.Способы и методы управления конфликтом |
1. Слушают сообщения, задают вопросы 2. Составляют тезисный план- конспект |
Семинарское занятие |
Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий; Логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания о конфликтах и методах управления ими |
Записи в тетрадях |
4. Первичное осмысление и закрепление изученного. |
30 |
Решение ситуаций о конфликтных отношениях в трудовом коллективе и в школе 2. Контрольные вопросы и логические упражнения |
Создает условия для свободного выражения собственного мнения по практическим вопросам, организует дискуссию |
Участвуют в дискуссионной беседе |
Фронтальная |
Приобретение профессиональных компетенций:
|
Устные ответы |
5. Итог урока. Рефлексия. |
10 |
Обобщающая беседа |
Вопросы: - Что такое конфликт? Назовите виды конфликтов. - Каковы функциональные и дисфункциональные последствия конфликта? - Назовите структурные методы управления конфликтом. - В чем суть управления конфликтными итуациями в коллективе? |
Отвечают на вопросы. Дают оценку собстенного эмоционального состояния на уроке и работы одно курсников |
Фронтальная |
Личностные: оценивают собственную учебную деятельность Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала. |
Оценки за работу на уроке |
6. Домашнее задание |
5 |
Раздел III,3.4 |
Дает методические указания по выполнению задания |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная |
|
Приложение 1
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. В каждой стране существуют веками сложившиеся обычаи, традиции, привычки и уклад жизни. В одних преобладает коллективизм, в других — индивидуализм. Что и почему в этом отношении характерно для России, имеет ли это значение для причин возникновения конфликтов?
2. Ли Якокка в своей книге «Карьера менеджера» утверждает: увидев работающими своих коллег, японский рабочий скажет — «не могу ли чем-нибудь помочь?», американский — «это не мое дело». А что скажете Вы?
3. Какой из стилей руководства позволит оптимально и быстро решить возникшие трудности в отношениях между сотрудниками?
4. В книге Н. Власовой «... И проснешься боссом» приведены 12 правил и 11 табу в конфликтной ситуации:
· дай партнеру «выпустить пар»;
· требуй обоснование его претензий;
· используй неожиданные приемы для погашения его агрессии;
· негативную оценку подавай в виде отражения своих чувств;
· предлагай партнеру сформулировать желаемый результат;
· рассматривай проблему конфликта как задачу из учебника, решай ее;
· дай партнеру сохранить свое лицо; отражай как эхо его аргументы; «сохраняй и свое лицо», удерживайся «на равных»;
· не бойся компромисса и не уходи от извинений;
· оформляй принятую договоренность;
· не разрушай отношений.
С какими правилами и почему Вы не согласны?
5. Почему в конфликтной ситуации нельзя критически оценивать партнера, приписывать ему низменные и плохие намерения, демонстрировать превосходство, обвинять и приписывать только ему ответственность, игнорировать его интересы, видеть все лишь со своей позиции, уменьшать заслуги партнера и его вклад, преувеличивать свои заслуги, раздражаться, кричать, нападать, задевать болевые точки партнера, обрушивать на партнера множество претензий.
Литература:
1. Вертигора Е.Е. Менеджмент. Учебное пособие.- М., 2005г.
2. Гордиенко Н.Ф., Обухов Д.В., Зайналабидов М.С. Менеджмент. Учебное пособие.-М., 2004г.
3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие. — М., 2003г.
4. Казначевская Г.Б. Менеджмент. Учебное пособие. Изд. 2-е — М., 2002г.
5. Кнышова Е.Н. Менеджмент. Учебное пособие. – М., 2008г.