Электронная образовательная среда на уроках технологии
Электронная образовательная среда на уроках технологии
Автор: Балданова Сыжидма Чимитовна
Современная Россия переживает процесс активных преобразований, время перехода от индустриального общества к информационному. C изменением характера современного общества происходит также изменение требований к системе образования в целом.
Изменились требования к результатам освоения основных образовательных программ, условиям реализации и структуре основной общеобразовательной программы, которые не возможны без наличия информационной образовательной среды, широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов.
Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах деятельности.
Приоритетное направление «Развитие дистанционного образования детей - инвалидов» успешно реализуется в ГБОУ «Республиканский центр образования» (Республиканский центр образования детей-инвалидов Республики Бурятия). В центре обучается 195 детей из 21 района и города Улан-Удэ. У обучающихся есть реальная возможность учиться в индивидуальном режиме независимо от места и времени Обучающиеся и учителя и подключены к сети Интернет на основе высоскоростного доступа и обеспечены комплектом оборудования. Обучение проходит индивидуально или в классах до двух человек и сочетает очную надомную и дистанционную формы обучения. Виды коммуникации: чаты скайп-чаты, форумы, электронная почта, видеоконференции. Для проведения качественных уроков успешно применяю современные образовательные информационно-коммуникационные технологии и методики, продуктивно использую на уроках программы: Microsoft PowerPoint, QuickTime Player, iMovie, Photo Booth, Paintbrush, ArtRage, iTunеs, онлайн–сервисы, онлайн-тренажеры и т.д.
Задача учителя дистанционной школы эффективно использовать все имеющиеся средства информационно-образовательной среды для обучающихся создать условия для достижения метапредметных, предметных и личностных результатов.
Использование электронных образовательных ресурсов хочу конкретизировать в преподавании предмета Технология в дистанционной школе.
Электронные образовательные ресурсы – это коллекции медиа, видео уроков, наглядных пособий, тренажеров, энциклопедий, справочников, которые несомненно органично дополняют как уроки в школе так и внеурочную проектную учебную деятельность детей, помогают развивать познавательный интерес детей. В целях совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся создала учебные курсы «Технология ведения домашнего хозяйства» (6-8 классы) на платформе moodle.
Электронная образовательная среда на платформе Moodle.
Moodle — система управления курсами, виртуальная обучающая среда, веб-приложение, которое предоставляет возможность создавать сайты для дистанционного и очного обучения. Обучающая среда является системой управления обучением, ориентирована на организацию взаимодействия между учителем и учениками.
Для использования Moodle достаточно иметь web-браузер, что делает использование учебной среды удобной как для учителя, так и для обучаемых. Администратор сайта регистрирует учителей, по заявке создаёт «пустые» Курсы. В пустых курсах создаю курсы, наполняю их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, лекций, опросников и т.д.
Moodle даёт возможность проектировать, создавать и управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Система имеет интуитивно понятный интерфейс. Для предоставления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности использую различные инструменты.
Организационные материалы включают пояснительную инструкцию к курсу по работе с УМК и новостной блок. Учебный курс разделён по темам, редактирование содержания ресурса проводится в соответствии с тематическим планом, разработанным в соответствии с общеобразовательной программой под редакцией В.Д. Симоненко. В электронный курс добавлены элементы: лекции, задания, форумы, глоссарии, страницы, книги, тесты, чаты и т.д. Для каждого электронного курса существует страница просмотра последних изменений в курсе. Курс «Технология ведения дома» в процессе обучения можно редактировать, вносить новые элементы.
Варьируя сочетания различных элементов курса, организую изучение темы таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий. Рассмотрим разработку курса «Лекция».
Элемент курса «Лекция» преподносит учебный материал в интересной интерактивной форме. Она состоит из набора страниц, каждая страница в соответствии с темой урока содержит текст, иллюстрирована фотографией или рисунком. Для визуализации учебной информации на страницу размещаю прямую гиперссылку с другого ресурса, видео урок или фрагмент видео.
В зависимости от структуры материала урока навигация может быть простой или сложной. В простой навигации в конце каждой страницы добавляю кнопки, которые позволяют осуществлять переходы по содержимому лекции.
Система Moodle обладает большим набором средств коммуникации: обмен вложенными файлами с учителем, форумы, опросники, задания, чаты и т.д.
Форумы - подписка в форуме. Для самостоятельной работы на уроках создаю форумы, ученики осуществляют подписку и отвечают на вопросы, добавляют информацию
Типы форумов:
- Стандартный Форум – открытый форум, в котором каждый в любое время может начать новую тему, служит для общего применения.
- Простое обсуждение – состоит из одной темы. Используется для того, чтобы сфокусировать обсуждения на одной теме.
Каждый открывает одну тему – в этом типе форума ограничено количество создаваемых пользователями тем.
- Форум «Вопрос и Ответ» - для того, чтобы увидеть другие ответы на вопрос, участник форума сначала должен сам на него ответить.
Форумы и чаты предоставляют для зарегистрированных участников курса средства коммуникации на уроке как для закрепления знаний, так и при выполнении домашних заданий. Форумы дают больше времени на обдумывание и формулирование ответов, позволяют организовать более глубокие обсуждения изучаемого материала.
По результатам выполнения учениками заданий выставляются оценки и даются комментарии, рекомендации. Форумы позволяют видеть ответы учащихся параллельных классов, что стимулирует учебный процесс, усиливают мотивацию.
Оценка в форуме. В ресурсе возможно оценивать сообщения, написать комментарий к теме.
Чаты позволяют организовать легкое и быстрое общение обучающихся друг с другом (например, для обсуждения совместного проекта) и преподавателем.
Чаты можно использовать для различных целей – от анонса курсов, изменениях в расписании, вплоть до проведения самого занятия в режиме чата.
Moodle имеет многофункциональный тестовый модуль, который используется одной из основных форм контроля знаний в дистанционном обучении. Имеется обширный инструментарий для создания тестов и проведения обучающего и контрольного тестирования, существует механизм полуавтоматического пересчета результатов. В системе есть средства анализа результатов тестирования, в статистике можно выявить сложности отдельных тестовых вопросов.
Вывод: Электронные образовательные ресурсы обладают большой практической ценностью, расширяют возможности, повышают значимость образовательной деятельности учащихся.
Таким образом, Moodle обеспечивает условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно – коммуникационных технологий и интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса. Является гибкой, легко настаиваемой и изменяемой учебной средой.
Литература:
1. Пастущак Т.Н., Соколов С.С., Рябова А.А. Создание электронного курса. Учебно-методическое пособие. СПб.: СПГУВК, 2012-45.