Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Приёмы обучения чтению при подготовке к ГИА по английскому языку

Дата публикации: 2020-03-05 11:09:34
Статью разместил(а):
Климентьева Юлия Алексеевна

Приёмы обучения чтению при подготовке к ГИА по английскому языку

Автор: Климентьева Юлия Алексеевна

 

Новые задачи языкового образования предполагают изменения в требованиях к уровню владения иностранным языком, определения новых подходов к отбору содержания и организации тестового материала и соответственно использования адекватных методов и эффективных приемов обучения. К сожалению, не у всех учащихся в достаточной степени сформированы навыки чтения. Неумение читать тесты не механически, а выполняя определенные задания, в значительной степени отражающие умения смыслового чтения, приводит к серьезным ошибкам при выполнении не только заданий раздела «Чтение» экзаменационной работы, но и к недочетам и непониманию заданий других разделов. В данной статье мы рассмотрим каким образом можно организовать учебный процесс для решения данных проблем.

Для получения высоких тестовых баллов на экзамене и в 9, и в 11 классах при выполнении заданий раздала «Чтение» учащимся необходимо уметь:

·       понимать тему в полном объеме;

·       извлекать необходимую/запрашиваемую в задании информацию;

·       понимать логические связи внутри и/или между частями текста;

·       догадываться о значении отдельного выражения по контексту;

·       подбирать нужную стратегию в зависимости от цели чтения;

·       изменять скорость чтения в зависимости от задания.

К сожалению, как показывает опыт работы, многие школьники не владеют всеми способами чтения на иностранном языке и совершают типичные ошибки:

·       впадают в панику при виде первого незнакомого слова, сразу пытаются перевести все незнакомые слова, даже не пытаясь догадаться о значении слова по контексту или использовать языковую догадку;

·       полностью игнорируют неизвестную конструкцию/слово, тем самым упуская существенный смысл высказывания;

·       неправильно распределяют силы и время на задания, следовательно, не могут уложиться во временной лимит, начинают паниковать.

Рассмотрим, из чего состоит экзаменационная работа по уровню сложности и стилистике текстов. В экзаменационную работу наряду с заданиями уровня 1 включаются задания уровня 2 (более сложного). Обычно это тексты следующей стилистики: прагматические, информационные, научно-популярные, публицистические и художественные. Объем текстов для чтения – 250-600 слов.

Контрольно-измерительные задания экзаменационной работы нацелены на проверку речевых умений выпускников в чтении, а также на проверку некоторых языковых навыков. В частности, в экзаменационной работе в разделе «Чтение» проверяются:

·       умение понимать основное содержание прочитанного текста (соотнесение текстов и заголовков);

·       понимание в прочитанном тексте запрашиваемой информации (проверка утверждений);

·       полное понимание прочитанного текста (полное понимание всех основных и второстепенных фактов). 

Таким образом, элементы содержания, проверяемые на экзамене в разделе «Чтение» включают в себя ознакомительное, просмотровое/поисковое и изучающее чтение.

Цель ознакомительного чтения – понять общее содержание и общую структуру текста или выбрать основные факты, а для этого достаточно понимание 70% текста, главное – это уметь обобщить содержание текста, т.е. выделить основную коммуникативную задачу. Для успешного выполнения задания на соотнесение заголовков и текстов важно уметь находить ключевые слова.

Для эффективного развития стратегии ознакомительного чтения у учащихся я использую следующие приемы и методы:

·       Учащиеся читают только первое предложение и пытаются найти синонимы, соответствующие заголовку.

·       Учитель читает вслух только начало предложения из параграфа, учащиеся находят продолжение, что помогает учащимся быстрее находить нужную информацию (scanning).

·       Учащиеся читают заголовки, подчеркивают ключевые слова. Далее в течение 30 секунд читают текст, подчеркивая ключевые слова и фразы в тексте.

·       Учащиеся читают первое и последнее предложение, где, как правило, содержится основная мысль.

·       Группы учащихся получают текст, делят его на смысловые части и придумывают заголовок/вопрос к каждой части. Затем группы обмениваются обработанными таким образом текстами, и учащиеся подбирают заголовки к частям текста, подготовленным другой группой.

Задания на соответствие утверждений проверяют уровень сформированности  поискового и просмотрового чтения. При поисковом чтении текст прочитывается  с целью нахождения относительно небольшого количества информации для последующего его использования в определенных целях. Данный вид чтения подразумевает поиск конкретных ключевых слов, и нахождение по ним той части текста, где содержится информация. Чтение же всего текста – лишняя трата времени, поэтому при обучении этому виду чтения также необходимо строгое ограничение времени для выполнения задания.

Для работы над данным видом чтения использую следующие приемы:

·       Каждый раз, давая прочитать текст, сокращаю отводимое для чтения время, пока учащиеся не научатся укладываться в нужное время.

·       При поиске ответов на вопросы к тексту обращаю внимание на то, что, прежде всего, нужно определить ключевые слова в самих вопросах, а затем по ним находить только ту информацию, которая запрашивается, избегая детального прочтения всего текста (но здесь важно помнить, что чтение текста необходимо возобновлять с последнего предложения, на котором остановились).

·       Предлагаю текст для чтения и задаю вопрос, который не совсем подходит к тексту, и прошу учащихся  изменить либо текст, либо вопрос так, чтобы они соответствовали друг другу.

·       При работе с любым текстом эффективно использование наглядности, для чего можно использовать цветные маркеры (зеленый – true, розовый – false, желтый – not stated).

Изучающее чтение предполагает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, учащийся должен уметь оценить, прокомментировать, пояснить информацию, сделать вывод. Предполагается, что для овладения этим видом чтения учащийся должен уметь догадываться о значении слов по контексту, понимать логические связи в предложении и между частями текста.

Для развития умения изучающего чтения регулярно даю задания прочитать текст и ответить на вопрос, проверяющий понимание основного содержания за короткое время. По ключевым словам находим те части текста, где содержится необходимая информация. Обязательно даю задания на формирование умения «читать между строк», прошу делать выводы и интерпретировать прочитанное.

Следующий алгоритм работы с текстом поможет эффективно развивать умение изучающего чтения.

1. Прошу детей не читать текст, а сначала прочитать сами вопросы, не читая при этом варианты ответов.

2. Прошу учащихся просмотреть текст и найти в нем абзац, в котором говорится  о сути вопроса, и попытаться самостоятельно ответить на поставленный вопрос.

3. Затем возвращаемся к вариантам ответов и проверяем, какой из вариантов совпадает с нашим ответом. При необходимости, возвращаемся к тексту и проверяем наш ответ еще раз.

Как правило, с 80% заданий ученики справляются, не прочитав текста целиком. А когда остальные 20% требуют внимательного прочтения и интерпретации событий, тут уже ученики и сами осознают, что работая, таким образом, они уже составили четкое представление о содержании текста и оставшиеся задания выполнить легко. Конечно, анализ на первых порах отнимает довольно много времени и сил на объяснение, но это как раз тот случай, когда у учащихся складывается алгоритм работы с таким типом заданий и дальше они сами, не теряя времени, весьма успешно справляются со всеми заданиями раздела «Чтение».

 

.  .  .