Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Рабочая программа внеурочной деятельности для 7-9 классов «Развиваем дар слова»

Дата публикации: 2020-01-01 21:26:35
Статью разместил(а):
Татаренкова Наталья Викторовна

Рабочая программа внеурочной деятельности для 7-9 классов «Развиваем дар слова»

Автор: Татаренкова Наталья Викторовна

ГБОУ "ООШ с. Нижняя Быковка", м.р. Кошкинский Самарской области

 

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развиваем дар слова» для обучающихся 7-9 классов является модифицированной, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, Планируемых результатов освоения обучающимися основной общеобразовательной программы основного общего образования и в соответствии c рекомендациями Примерной программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5- 9 классов - авторы: М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский, Л.А. Тростенцова. - М.: «Просвещение», 2017, а также с учетом Концепции школьного филологического образования и согласно Положению ГБОУ "ООШ с. Нижняя Быковка" о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности.

В Концепции школьного филологического образования особое внимание уделяется развитию языковой личности, ее духовному приобщению к красоте и богатству художественного слова. Целью изучения русского языка становится «обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие грамматического строя речи учащихся, развитие у них всех типов речевой деятельности, умений владеть русским литературным языком как средством общения во всей полноте его функциональных возможностей». [1]

Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала.

Слова, которыми мы пользуемся в нашей повседневной жизни, образуют очень интересный и своеобразный мир, имеющий свои особенности и закономерности, свои нераскрытые тайны и загадки, свою историю. Жесткие рамки урока и достаточно большой объем программного материала не позволяют в полной мере удовлетворить языковую потребность детей в разгадывании незримой связи явлений, запечатленных в слове, показать всю красоту и богатство русского языка, раскрыть его секреты.                          

Цель данной программы:  создание необходимой речевой среды для творческой самореализации, социализации обучающихся.

Задачи курса:                                                                                                                                                          

Обучающие:

- Развивать и формировать языковую личность.

- Развивать интерес к родному слову, к содержанию внеурочной деятельности.

- Формировать понимание важности изучаемого языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации.

- Формировать умения интерпретировать текст. 

- Создавать ситуации достижения успеха в индивидуальной и групповой деятельности.

- Расширять знания, умения, навыки по разделам науки о языке (фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису).

- Развивать творческие способности школьников по созданию устных и письменных текстов разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения.

- Выявлять литературно одаренных учащихся, способных творчески осмысливать и преобразовывать литературный и языковой материал в соответствии с темой и жанром собственного текста. 

Воспитывающие:

- Воспитывать патриотическое сознание, чувство любви и уважения к родному языку и краю.

- Воспитывать потребность в речевом самосовершенствовании.

Развивающие:

- Дать возможность учащимся в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, познавательную самостоятельность, творческий потенциал.

- Совершенствовать коммуникативно-речевые навыки, умения свободно владеть русским литературным языком.

- Способствовать развитию представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.).

- Развивать умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой и поисковыми редакторами в интернете.

- Развивать представления о прекрасном в языке и речи.

Особенности программы.

В программе выделяются три смысловых блока:

1. «Путь к слову» для обучающихся 7 класса.

2. «От слова к тексту» для обучающихся 8 класса.

3. «От готового текста – к собственному тексту» для обучающихся 9 класса.

Блок «Путь к слову» подводит учащихся к осмыслению своего словарного запаса и обогащению его новыми словами, способствует повышению языковой культуры, формированию внимательного отношения, уважения и любви к родному слову. В занимательной форме задания знакомят со словом одновременно в пяти аспектах: орфографическом, лексико-семантическом, орфоэпическом, синтаксическом и этимологическом. Слова интересны для детей, в них они находят новый, неизвестный им ранее смысл.

Изучаются слова по тематическим направлениям, например: «Слово о Родине» («...о космосе», «...о детстве», «о мире...», «...о жизни», «...о человеке», «...о памяти», «...о совести»). Рассматриваются они в структуре словосочетаний, предложений, небольших текстов.

Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точных слов, соответствующих стилю высказывания, творческие задания – и это работа со словом. Через слово, мастерство владения словом школьники открывают для себя всё прекрасное, что даёт нам жизнь.

Блок «От слова к тексту» даёт представление о тексте, о таких нетрадиционных жанрах школьных сочинений, как письмо, отзыв, эссе, аннотация, рецензия. Обучающиеся вникают и в содержание, и в смысл, и в логику высказывания, ищут связи, то есть осознают всё то, чем утверждается единство текста. Несомненно, в процессе работы с текстом формируется коммуникативная компетенция учащихся, развивается дар слова. На этом этапе ведётся работа с текстами, способствующими духовно-нравственному развитию учащихся, соответствующими возрастным особенностям школьников, вместе с тем содержащими что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане и при возможности актуальными на момент использования. Это могут быть тексты об известных людях, науке, слове, словарях.

Работа над текстом начинается не с его разбора, а с анализа восприятия ребят. Они говорят о себе: о своих чувствах, переживаниях, ощущениях; они пытаются понять, почему чувствуют и думают так, а не иначе. Без выражения собственного состояния, настроения невозможно научить детей по-настоящему чувствовать слово и хорошо владеть им. Ведь для каждого человека самое интересное, в конечном счёте, - это он сам. Текст для разбора должен быть связан с пережитым интересом и живым впечатлением. Текст позволяет развивать как речь учащихся, так и их логическое мышление, самостоятельность, учит думать, стремиться к творчеству. Творчество – норма детского развития.

Следующий блок программы «От готового текста – к собственному тексту» способствует повышению творческого потенциала школьников, обогащению их активного словарного запаса. Учит логически связно излагать мысли и письменно их выражать, что является большой проблемой для учащихся. Им предлагается создавать тексты, выявляющие собственную жизненную позицию, определённые отношения, например, к каким-либо явлениям действительности или качествам человека. В творческих работах отражается внутренний мир школьника, по ним можно проследить развитие ученика, формирование его мировоззрения, отношения к жизни.

Результат всей проводимой работы – коллективный проект: создание сборника творческих работ учащихся «Мастерская слова».

Программа внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого школьника, проводить работу с максимальной заинтересованностью обучающихся, добиваться у каждого ученика творческого удовлетворения и стремления к дальнейшему саморазвитию.

Поиск личностных изменений, личностных динамик - ценность разработанной программы.

Организация деятельности учащихся основывается на дидактических принципах:  

  • принцип психологической комфортности;
  • принцип непрерывности образования и воспитания личностных качеств учащегося;
  • принцип вариативности;
  • принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;
  • принцип связи теории с практикой;
  • принцип творчества.

Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Формы организации учебных занятий:

  • лекции, беседы, тренинги;
  • экскурсии в библиотеку;
  • игры-конкурсы, викторины, КВН;
  • творческие мастерские;
  • практические занятия с использованием игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, кроссвордов, головоломок, сказок;
  • анализ текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая.) Интерес учащихся поддерживается удачно подобранными текстами (например, «Притча о талантах»), внесением творческого элемента в занятия (объясни поговорку «Зарыл талант в землю»), лингвистическими играми, самостоятельным составлением кроссвордов, головоломок, шарад, ребусов.

Основные виды учебной деятельности:

  • поисково-исследовательская;
  • игровая;
  • познавательная;
  • коллективно-творческая;
  • проблемно-ценностное общение.

Основные методы и технологии:

  • проектное обучение;
  • саморазвитие личности;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • игровые технологии;
  • информационно-коммуникативные технологии.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Программа «Развиваем дар слова» для обучающихся 7-9 классов рассчитана на 3 года (102 часа), реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проходят 1 раз в неделю во второй половине дня.

Требования к планируемым результатам изучения программы 

Будущее самоопределение учащегося, его успешная творческая самореализация во многом зависят от стремления к приобретению новых знаний и умений. При этом важны коммуникативные навыки, самоконтроль и самооценивание, развитие творческих способностей. Программа внеурочной деятельности «Развиваем дар слова» направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся 

Личностные результаты:

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному слову;
  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты:

  • представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;
  • понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
  • формирование навыков создания собственного текста в различных жанрах публицистики и художественной литературы;
  • проведение различных видов анализа слова, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным стилям;
  • извлечение необходимой информации из словарей, использование её в различных видах деятельности.

Содержание курса

№ п/п 

Темы занятий

Кол-во часов

Содержание занятий

Виды учебной деятель-ности

Формы организации учебных занятий

7 класс.  Раздел «Путь к слову»-34ч.

1

Вводное занятие. Слово о нас.

1

О задачах курса и планах работы на учебный год.

Аналитическая, познавательная

Диагностики словарного запаса учащихся.

2-3

Слово о слове.

2

Что есть слово? («Солнце языковой системы»).

Уточнение понятия о лексическом значении слов. Обогащение словарного запаса учащихся. Писатели, поэты и ученые о богатстве и выразительности русского слова.

Познавательная, игровая

Тренинг «Слово-это…» (продолжи предложение), конкурс чтецов. Индивидуальный проект «Путешествие в мир слова».

4-5

Слово о словарях.

2

Виды словарей. Работа с лингвистическими словарями русского языка. Роль энциклопедических и лингвистических словарей. Орфографический словарь – наш помощник.

Познавательная, игровая

Экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями».

Орфографические задачи, тесты, кроссворды, ребусы. Нахождение слова в разных словарях.

6-7

К истокам слова.

2

Рассказ о науке этимологии. Строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями.

Познавательная, игровая 

Лингвистическая игра «Происхождение слов»

8-9

Культура слова и яд сквернословия.

2

Знакомство с современными нормами русского литературного произношения. Расширение знаний о вредных привычках, воспитание отрицательного отношения к порокам человека.

Познавательная, игровая 

Анкетирование «Сквернословие в моей жизни».

Викторина «Давайте говорить правильно» (по выявлению уровня орфоэпической культуры учащихся).

Памятка «Как избавиться от сквернословия».

10-13

Слово…и «слова-родственники». «Чужие слова».

4

Однокоренные слова. Формы одного и того же слова. Способы образования родственных слов. Омонимичные корни. Знакомство с особенностями строения словарной статьи словаря иностранных слов. Введение понятия «устойчивые обороты». Исследовательская работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.

Групповая, поисково- исследовательская, игровая 

Групповой проект «Секреты родственных слов» (работа со словами, например, родник, родня, что общего?

Индивидуальный проект

«Определи значение иностранных слов».

 Игра «Третий лишний»

14-15

Слова-омонимы и многозначные слова.

2

Рассказ о свойстве «Многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков.

Познавательная, игровая

Индивидуальный проект «Слова-близнецы», игра «Прямое и переносное значение слов».

16-17

Слово и его синонимы, антонимы, паронимы.

2

Изучение особенностей синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами и правильным употреблением их в речи. Работа со словарем антонимов русского языка. Знакомство с понятием «паронимы». Виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

Групповая, поисково- исследовательская, игровая

Игра «На карнавале слов».

Ггрупповой проект «Слова-друзья».

18-19

Слово во фразеологических оборотах.                    Откуда прилетели «крылатые слова»?

2

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы».

Познавательная, игровая

Фразеологический КВН

20

Интерактивная игра-тренажер               «В мире фразеологии».

1

Данный ресурс позволит оценить уровень усвоения обучающимися материала по теме «Фразеология», закрепить полученные знания. 

Игровая

Интерактивная игра-тренажер              

21-23

Роль слова в тексте. Слова-волшебники, слова-помощники.

3

Понимание роли слова в устном народном творчестве (пословицах и поговорках, загадках, скороговорках, притчах, легендах, приметах, в русских народных песнях, сказках). Знакомство со сказителями сказок. Слово в названиях произведений классической и современной литературы (поэзия, проза). Слово в текстах художественной литературы. Понятия: живая народная речь, литературный язык, анализ литературных образцов.

Групповая, поисково- исследовательская, игровая 

Нахождение строк народной речи в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя. Конкурс на сказывание сказок.

Индивидуальный проект «Русские сказочники».

24

Лингвистическая игра-соревнование «Слово о словах»

1

В игре участвуют 2 команды. Задания: «Разминка»; шарады «Составь слово»; эстафета «Состав слова»; «Загадочная надпись»; конкурсы «Кто больше?» «Наоборот», «Кто быстрее?»

Групповая, игровая

Лингвистическая игра-соревнование

25-26

Выпуск социального плаката «За чистоту русского языка».

2

Профилактика употребления в речи ненормативной лексики, жаргонизмов и излишнего подросткового сленга 

Коллективно-творческая

Творческий проект «За чистоту русского языка».

27

«Особое мнение». Написание заметки в школьную газету «Класс».

1

Создание статьи на актуальную тему в школьную газету «Класс».

Коллективно-творческая

Деловая игра

28

Памятка начинающему  автору

«Как правильно оформить литературно-творческую работу».

1

Знакомство с правилами оформления литературно-творческих работ.

Просмотр презентации.

Познавательная

Работа с памяткой по оформлению письменных творческих работ по литературе.

29

Обзорная  экскурсия в школьную библиотеку «Литературный час «Золотые страницы классики».

1

Литературный час, включающий в себя элементы экскурсии на абонемент, обзор книжной выставки «Читайте и перечитывайте классику» и литературную игру в интерактивной форме «Внимательный читатель». 

Познавательная, игровая

Экскурсия в школьную библиотеку,

интерактивная игра «Внимательный читатель».

30-34

Творческая мастерская.

Подготовка к конкурсам литературного творчества:

школьный этап Всероссийского конкурса сочинений; окружной этап конкурса «Под маминым крылом»; Всероссийский конкурс «Зимняя сказка»; областной конкурс короткого рассказа «Сестра таланта»;  районный конкурс «Поклонимся Великим тем годам» и др.

5

Написание литературно-творческих работ на конкурсы различного уровня. 

Художественно-творческая

Творческая мастерская

 8 класс. Раздел «От слова-к тексту» - 34 ч.

1-3

В глубь текста.

Особенности языка поэта-земляка И.Ф. Акулиничева.

 

3

Лингвостилистичес-кий анализ поэтического текста поэта-земляка                  И.Ф. Акулиничева.

Учебно-исследовательская

Исследование поэтического текста поэта-соотечественника И.Ф. Акулиничева.

Создание буклета «И.Ф. Акулиничев-самобытный мастер слова».

4

Творческая мастерская.

Создание «Словаря живого языка поэта-земляка И.Ф. Акулиничева».

1

Создание «Словаря живого языка поэта-земляка И.Ф. Акулиничева».

Коллективно-творческая

Работа над созданием «Словаря живого языка поэта-земляка И.Ф. Акулиничева».

5-6

Типология текстов.

2

Типы речи. Определение типа текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.

Аналитичес кая работа с текстом

Типологический анализ предложенных текстов, «сжимание» текста, редактирование текста с целью предупреждения логико-композиционных ошибок в сочинении.

7-8

Стили текста. Основные черты.

2

Стилистика как наука, позволяющая выразить мысль по-разному, различными языковыми средствами. Определение стилей (разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный) и их особенности. Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.

Аналитичес кая работа с текстом, игровая

Определение стилевой принадлежности текстов, творческие задания, развивающие оригинальность мышления.

9-10

Языковые особенности разных стилей речи.

2

Характеристика каждого функционального стиля: а)сфера применения; б)основные функции; в)ведущие стилевые черты; г)языковые особенности; д) специфические формы (жанры).

Аналитичес кая работа с текстом

Определение стилевой принадлежности текстов, «перевод» русских народных сказок («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка») в различные стилевые пласты.

11-12

Жанр текста

2

Жанры:                                    1)художественного стиля-рассказ, повесть, роман, стих, сонет, драма, сказка, трагедия, комедия, гимн, ода и др.; 2)публицистического стиля-статья, репортаж, очерк; 3)научного стиля-статья, лекция, монография, учебник; 4)официально-делового-приказ, заявление, служебная записка.

Аналитичес кая работа с текстом, игровая

Дидактическая игра                           «Узнай жанр литературного произведения».

13-14

Абзац как средство смыслового членения текста.

2

Функции абзаца. Основания абзацного членения текста. Выделение значимых частей текста

Аналитичес кая работа с текстом, коллективная

Практикум «Членение текста на абзацы».

15-16

Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном тексте.

2

Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.

Аналитичес кая работа с текстом, коллективная

Практикум «Средства выразительности языка».

17-18

«В жизни всегда есть место подвигу…»

2

Создание творческих работ о защитниках Отечества.

Художественно-творческая

Творческий проект «Защитники Отечества».

19-20

Школьная газета «Класс». Рубрики школьной газеты. Темы газетных публикаций. Просмотр материалов школьной газеты.

2

Композиционная модель школьной газеты, ее основные тематические разделы и рубрики

Анализ материалов школьной газеты.

Коллективно-творческая

Мастер-класс «Создание школьной газеты».

21-22

Практикум по выпуску школьной газеты «Класс». Определение темы.

2

Актуальность выбора темы публикаций школьной газеты.

Коллективно-творческая

Мастер-класс «Создание школьной газеты».

23-24

Практикум по выпуску школьной газеты «Класс». Сбор фактов, анализ фактов и составление плана.

2

Сбор материала, анализ фактов и составление плана текущего номера газеты.

Коллективно-творческая

Мастер-класс «Создание школьной газеты».

25-26

Практикум по выпуску школьной газеты «Класс». Подбор и обработка иллюстраций к газете.

Написание черновика и корректирование плана.

2

Дизайн-графика, подбор иллюстративного материала, графическое и цветовое оформление школьной газеты.

Коллективно-творческая

Мастер-класс «Создание школьной газеты».

27

«Поход за вдохновеньем». Экскурсия как способ получения красочных образов.

1

Создание сочинений-миниатюр по личным впечатлениям в природе.

Коллективно-творческая

Сочинение-описание по личным наблюдениям.

28-29

Выпуск сборника «Проба пера», его презентация.

2

Создание литературных произведений разных жанров собственного сочинения. Презентация продуктов совместной деятельности.

Коллективно-творческая

Творческий проект «Проба пера»

30-34

Творческая мастерская.

Подготовка к конкурсам литературного творчества:

школьный этап Всероссийского конкурса сочинений; окружной этап конкурса «Под маминым крылом»; Всероссийский конкурс «Зимняя сказка»; областной конкурс короткого рассказа «Сестра таланта»;  районный конкурс «Поклонимся Великим тем годам» и др.

5

Написание литературно-творческих работ на конкурсы различного уровня 

Художественно-творческая

Творческая мастерская

9 класс. Раздел «От готового текста – к собственному тексту» - 34 ч.

1-2

Модель создания речевого высказывания.

2

Постижение основ риторики, умение отбирать материал, выделяя главное, опуская детали, избирая наиболее желательную форму языкового выражения. Знакомство с мастерами ораторского искусства, составление плана выступления.

Коллективно-творческая

Создание текста-послания для конкурса юных ораторов о том, что волнует, особенно интересует. Конкурс юных ораторов.

3-4

Творческое изложение.

2

Сжатое изложение текстов публицистического характера.

Анализ текста, его интерпретация, вычленение главной, существенной информации

Изложение с заданием ввести в текст описание местности, дать оценку поступков героев, высказать свое мнение о герое.

5-6

Обучение написанию сочинения-миниатюры.

2

Сбор материала к сочинению, его систематизация.

Коллективно-творческая

Написание сочинения-миниатюры на тему: «Мое отношение к слову».

7-8

Сочинение-анализ поэтического текста.

2

Восприятие и анализ художественного текста.

Коллективно-творческая

Комплексный анализ поэтического текста. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета (по выбору).

9-10

Сочинение-анализ эпизода.

2

Восприятие и анализ художественного текста.

Коллективно-творческая

Комплексный анализ прозаического текста.

Анализ рассказа (на выбор).

11-12

Нетрадиционные жанры сочинений.

Письмо «Я к вам пишу…»

2

Обобщение знаний о структуре писем. Языковые особенности построения письма. Общественная значимость письма в современном обществе.

Коллективно-творческая

Письмо реальному адресату.

13-14

Дневниковые записи.

2

Основные правила ведения, три разновидности использования дневника (собственно дневник, дневник писателя, литературные произведения в форме дневника).

Коллективно-творческая

Составление дневника литературного персонажа.

15-16

Отзыв как жанр.

2

Смысловые и структурные особенности жанра отзыва.

Коллективно-творческая

Отзыв на прочитанное произведение.

17-18

Аннотация.

2

Формирование представления о структуре аннотации. Осознание учащимися ее актуальности и ценности в общественной жизни.

Коллективно-творческая

Составление аннотации к художественному произведению (по повести  В. Железникова «Чучело» или по повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо»).

19-20

Эссе как жанр сочинений.

2

Формирование у учащихся представления об эссе как публицистическом жанре, его особенностях.

Коллективно-творческая

Создание эссе на тему: «О времени и о себе», «Что значит быть патриотом?»

Составление памятки об особенностях жанра эссе: «Что такое эссе?»

21-22

Школьная газета:   от идеи до печати.

Жанры газетной публицистики.

Аналитические жанры (комментарий, статья, корреспонденция, обозрение, рецензия).

2

Знакомство с жанрами публицистики; закрепление полученных на практике знаний о жанрах газетной публицистики, чтобы уметь моделировать свою творческую работу в этом жанре и опубликовать её в школьной газете. 

Коллективно-творческая

Моделирование творческих работ в жанрах газетной публицистики. 

23

Информационные жанры (новость, заметка, интервью, репортаж, отчет, опрос, пресс-релиз). 

1

Коллективно-творческая

Моделирование творческих работ в жанрах газетной публицистики. 

24

Художественно-публицистические жанры (очерк, зарисовка, эссе, политический портрет, путевые заметки…). 

1

Коллективно-творческая

Моделирование творческих работ в жанрах газетной публицистики. 

25

Сатирические жанры (фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма, басня, шарж, карикатура, анекдот).

1

Коллективно-творческая

Моделирование творческих работ в жанрах газетной публицистики. 

26

Эпистолярный  жанр как труд души  (письмо-предложение, письмо-отклик, письмо-жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ).

1

Коллективно-творческая

Моделирование творческих работ в жанрах газетной публицистики. 

27

Презентация «Галерея творческих работ».

1

Презентация своей творческой работы. Определение жанра творческой работы, его особенностей. Выявление недостатков, правка творческих работ. Отбор материала для очередного номера школьной газеты

Коллективно-творческая

Презентация творческих работ публицистического стиля.

28-29

Конкурс красноречия «Как наше слово отзовётся …»

2

Выступление учащихся с речью собственного сочинения

Индивидуальная

Турнир юных ораторов

30-32

Творческая мастерская.

Подготовка к конкурсам литературного творчества:

школьный этап Всероссийского конкурса сочинений; окружной этап конкурса «Под маминым крылом»; Всероссийский конкурс «Зимняя сказка»; областной конкурс короткого рассказа «Сестра таланта»;  районный конкурс «Поклонимся Великим тем годам» и др.

3

Написание литературно-творческих работ на конкурсы различного уровня. 

Художественно-творческая

Творческая мастерская

33-34

Коллективный проект: создание сборника творческих работ учащихся «Мастерская слова».

Публикация работ учащихся на Интернет-портале для одаренных детей.

2

Творческая работа    над созданием электронного сборника литературных работ учащихся «Мастерская слова».   

Коллективно-творческая, проектная

Коллективный проект

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Разделы программы/

Темы занятий

Кол-во часов

Сроки

Планируемые образовательные результаты

7 класс. Раздел «Путь к слову» - 34ч.

1

Вводное занятие. Слово о нас.

1

06.09.

Предметные: научиться определять проб-лемные зоны в предметной, метапред-метной, личностно-ориентированной дея-тельности; научиться извлекать необхо-димую информацию; применять правила коллективного решения творческой задачи, отбирать материал для создания речевого высказывания; научиться высту-пать перед аудиторией.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с различными видами словарей; определять лексическое значение слова, учитывать его при выборе орфограммы; извлекать нужную информа-цию из различных источников.

Регулятивные: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; самостоятельно выделять и формулиро-вать познавательную цель, находить необходимую информацию; овладевать приемами отбора и систематизации материала на определенную тему.

Коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы, с достаточной полнотой и точностью формулировать собственные мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; совершен-ствовать собственную речевую дея-тельность; уметь грамотно задавать вопросы и четко отвечать на вопросы других; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: формирование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; осознание себя как гражданина России, гордость за свою Родину, народ, историю, интерес и уважение к другим народам; формиро-вание знания о взаимосвязи слова с культурой и историей России; формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоя-тельному и коллективному исследованию текста; формирование устойчивой мотивации к творческому самовы-ражению;  формирование желания осваивать новые виды деятельности, участие в творческом процессе; формирование устойчивой мотивации для творческой самореализации и социореализации; формирование нрав-ственно-этических ценностей.

2-3

Слово о слове.

2

13.09,20.09

4-5

Слово о словарях.

2

27.09,04.10

6-7

К истокам слова.

2

11.10,18.10

8-9

Культура слова и яд сквернословия.

2

25.10,08.11

10-13

Слово…и «слова-родственники». «Чужие слова».

4

15.11-06.12

14-15

Слова-омонимы и многозначные слова.

2

13.12,20.12

16-17

Слово и его синонимы, антонимы, паронимы.

2

27.12, 17.01

18-19

Слово во фразеологических оборотах.

Откуда прилетели «крылатые слова»?

2

24.01,31.01

20

Интерактивная игра-тренажер               «В мире фразеологии».

1

07.02

21-23

Роль слова в тексте.

Слова-волшебники, слова-помощники.

3

21.02-28.02

24

Лингвистическая игра-соревнование «Слово о словах»

1

06.03

25-26

Выпуск социального плаката «За чистоту русского языка».

2

13.03,20.03

27

«Особое мнение». Написание заметки в школьную газету «Класс».

1

03.04

28

Памятка начинающему  автору

«Как правильно оформить литературно-творческую работу».

1

10.04

29

Обзорная  экскурсия в школьную библиотеку «Литературный час «Золотые страницы классики».

1

17.04

30-34

Творческая мастерская.

Подготовка к конкурсам литературного творчества:

школьный этап Всероссийского конкурса сочинений; окружной этап конкурса «Под маминым крылом»; Всероссийский конкурс «Зимняя сказка»; областной конкурс короткого рассказа «Сестра таланта»;  районный конкурс «Поклонимся Великим тем годам» и др.

5

24.04-22.05

 8 класс. Раздел «От слова-к тексту» - 34 ч.

1-3

В глубь текста.

Особенности языка поэта-земляка И.Ф. Акулиничева.

3

05.09-19.09

Предметные: научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в ранее изученной теме; научиться извлекать необходимую информацию; применять правила коллективного решения творческой задачи, отбирать материал для создания речевого высказывания; научиться выступать перед аудиторией.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с различными видами словарей; определять лексическое значение слова, учитывать его при выборе орфограммы; извлекать нужную информа-цию из различных источников.

Регулятивные: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; самостоятельно выделять и формулиро-вать познавательную цель, находить необходимую информацию; овладевать приемами отбора и систематизации материала на определенную тему.

Коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы, с достаточной полнотой и точностью формулировать собственные мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; совершен-ствовать собственную речевую дея-тельность; уметь грамотно задавать вопросы и четко отвечать на вопросы других; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: формирование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; осознание себя как гражданина России, гордость за свою Родину, народ, историю, интерес и уважение к другим народам; формиро-вание знания о взаимосвязи слова с культурой и историей России; формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоя-тельному и коллективному исследованию текста; формирование устойчивой мотивации к творческому самовы-ражению;  формирование желания осваивать новые виды деятельности, участие в творческом процессе; формирование устойчивой мотивации для творческой самореализации и социореализации; формирование нрав-ственно-этических ценностей.

4

Творческая мастерская.

Создание «Словаря живого языка поэта-земляка И.Ф. Акулиничева».

1

26.09

5-6

Типология текстов.

2

03.10,10.10

7-8

Стили текста. Основные черты.

2

17.10,24.10

9-10

Языковые особенности разных стилей речи.

2

07.11,14.11

11-12

Жанр текста

2

21.11,28.11

13-14

Абзац как средство смыслового членения текста.

2

05.12,12.12

15-16

Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном тексте.

2

19.12,26.12

17-18

«В жизни всегда есть место подвигу…»

2

16.01,23.01

19-20

Школьная газета «Класс». Рубрики школьной газеты. Темы газетных публикаций. Просмотр материалов школьной газеты.

2

30.01,06.02

21-22

Практикум по выпуску школьной газеты «Класс». Определение темы.

2

13.02,20.02

23-24

Практикум по выпуску школьной газеты «Класс». Сбор фактов, анализ фактов и составление плана.

2

27.02,05.03

25-26

Практикум по выпуску школьной газеты «Класс». Подбор и обработка иллюстраций к газете.                    Написание черновика и корректирование плана.

2

12.03,19.03

27

«Поход за вдохновеньем». Экскурсия как способ получения красочных образов.

1

03.04

28-29

Выпуск сборника «Проба пера»,                  его презентация.

2

09.04,16.04

30-34

Творческая мастерская.

Подготовка к конкурсам литературного творчества:

школьный этап Всероссийского конкурса сочинений; окружной этап конкурса «Под маминым крылом»; Всероссийский конкурс «Зимняя сказка»; областной конкурс короткого рассказа «Сестра таланта»;  районный конкурс «Поклонимся Великим тем годам» и др.

5

23.04-21.05

 9 класс. Раздел «От готового текста – к собственному тексту» - 34 ч.

1-2

Модель создания речевого высказывания.

2

07.09,14.09

Предметные: научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в ранее изученной теме; научиться извлекать необходимую информацию; применять правила коллективного решения творческой задачи, отбирать материал для создания речевого высказывания; научиться выступать перед аудиторией.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с различными видами словарей; определять лексическое значение слова, учитывать его при выборе орфограммы; извлекать нужную информа-цию из различных источников.

Регулятивные: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; самостоятельно выделять и формулиро-вать познавательную цель, находить необходимую информацию; овладевать приемами отбора и систематизации материала на определенную тему.

Коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы, с достаточной полнотой и точностью формулировать собственные мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; совершен-ствовать собственную речевую дея-тельность; уметь грамотно задавать вопросы и четко отвечать на вопросы других; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: формирование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; осознание себя как гражданина России, гордость за свою Родину, народ, историю, интерес и уважение к другим народам; формиро-вание знания о взаимосвязи слова с культурой и историей России; формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоя-тельному и коллективному исследованию текста; формирование устойчивой мотивации к творческому самовы-ражению;  формирование желания осваивать новые виды деятельности, участие в творческом процессе; формирование устойчивой мотивации для творческой самореализации и социореализации; формирование нрав-ственно-этических ценностей.

3-4

Творческое изложение.

2

21.09,28.09

5-6

Обучение написанию сочинения-миниатюры.

2

05.10,12.10

7-8

Сочинение-анализ поэтического текста.

2

19.10,26.10

9-10

Сочинение-анализ эпизода.

2

09.11,16.11

11-12

Нетрадиционные жанры сочинений.

Письмо.

«Я к вам пишу…»

2

23.11,30.11

13-14

Дневниковые записи.

2

07.12,14.12

15-16

Отзыв как жанр.

2

21.12,27.12

17-18

Аннотация.

2

11.01,18.01

19-20

Эссе как жанр сочинений.

2

25.01,01.02

21-22

Школьная газета:   от идеи до печати.

Жанры газетной публицистики.

Аналитические жанры (комментарий, статья, корреспонденция, обозрение, рецензия).

2

08.02,15.02

23

Информационные жанры (новость, заметка, интервью, репортаж, отчет, опрос, пресс-релиз). 

1

22.02

24

Художественно-публицистические жанры (очерк, зарисовка, эссе, политический портрет, путевые заметки…). 

1

29.02

25

Сатирические жанры (фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма, басня, шарж, карикатура, анекдот).

1

07.03

26

Эпистолярный жанр как труд души  (письмо-предложение, письмо-отклик, письмо-жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ).

1

14.03

27

Презентация творческих работ.

1

21.03

28-29

Конкурс красноречия

 «Как наше слово отзовется…»

2

04.04,11.04

30-32

Творческая мастерская.

Подготовка к конкурсам литературного творчества:

школьный этап Всероссийского конкурса сочинений; окружной этап конкурса «Под маминым крылом»; Всероссийский конкурс «Зимняя сказка»; областной конкурс короткого рассказа «Сестра таланта»;  районный конкурс «Поклонимся Великим тем годам» и др.

3

18.04-08.05

33-34

Коллективный проект: создание сборника творческих работ учащихся «Мастерская слова».  Публикация работ учащихся на Интернет-портале для одаренных детей.

2

16.05, 23.05

 

 

 Портфель достижений школьника

За время прохождения курса внеурочной деятельности обучающиеся выполняют творческие работы разного формата. Результатом творчества становятся продукты совместной или индивидуальной деятельности:  

·   индивидуальные проекты: «Путешествие в мир слова», «Определи значение иностранных слов», «Слова-близнецы» «Русские сказочники», сочинения-миниатюры «Мое отношение к слову», «О времени и о себе», «Что значит быть патриотом?»;  

·   групповые проекты: «Секреты родственных слов», «Слова-друзья»; 

·   коллективные творческие проекты: памятка «Как избавиться от сквернословия», «За чистоту русского языка», буклет «И.Ф. Акулиничев-самобытный мастер слова», «Словарь живого языка поэта-земляка И.Ф. Акулиничева», проект «Защитники Отечества», электронные сборники «Проба пера», «Мастерская слова»; школьная газета «Класс». 

Собранный языковой материал может послужить базой для дальнейшего использования.

при организации внеклассных мероприятий: Неделе русского языка и литературы, Дне славянской письменности, школьной научно-практической конференции, районных краеведческих чтениях, районной филологической конференции. «Первые шаги в науку - путь к успеху!»

Выход за пределы аудитории

Участие в конкурсах литературного творчества школьного, районного, окружного, регионального, межрегионального, международного уровня: школьный этап Всероссийского конкурса сочинений; окружной этап конкурса «Под маминым крылом»; Всероссийский конкурс «Зимняя сказка»; областной конкурс короткого рассказа «Сестра таланта»;  районный конкурс «Поклонимся Великим тем годам», окружные конкурсы «Письмо ветерану», «Профессии военных лет», «Весна сорок пятого года», «Певцы родной земли», «Куйбышев-запасная столица»; Пушкинский литературный конкурс «Друзья по вдохновению»; межрегиональный конкурс «Юные таланты пера»; районные краеведческие чтения; Кирилло-Мефодиевские чтения; Рождественские чтения; конкурс исследовательских проектов «Взлет»; Открытые Международные Славянские чтения.



[1] Концепция школьного филологического образования: русский язык и литература: проект. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — 112 с.

 

.  .  .