Рабочая программа внеурочной деятельности для 7-9 классов «Развиваем дар слова»
Рабочая программа внеурочной деятельности для 7-9 классов «Развиваем дар слова»
Автор: Татаренкова Наталья Викторовна
ГБОУ "ООШ с. Нижняя Быковка", м.р. Кошкинский Самарской области
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развиваем дар слова» для обучающихся 7-9 классов является модифицированной, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, Планируемых результатов освоения обучающимися основной общеобразовательной программы основного общего образования и в соответствии c рекомендациями Примерной программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5- 9 классов - авторы: М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский, Л.А. Тростенцова. - М.: «Просвещение», 2017, а также с учетом Концепции школьного филологического образования и согласно Положению ГБОУ "ООШ с. Нижняя Быковка" о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности.
В Концепции школьного филологического образования особое внимание уделяется развитию языковой личности, ее духовному приобщению к красоте и богатству художественного слова. Целью изучения русского языка становится «обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие грамматического строя речи учащихся, развитие у них всех типов речевой деятельности, умений владеть русским литературным языком как средством общения во всей полноте его функциональных возможностей». [1]
Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала.
Слова, которыми мы пользуемся в нашей повседневной жизни, образуют очень интересный и своеобразный мир, имеющий свои особенности и закономерности, свои нераскрытые тайны и загадки, свою историю. Жесткие рамки урока и достаточно большой объем программного материала не позволяют в полной мере удовлетворить языковую потребность детей в разгадывании незримой связи явлений, запечатленных в слове, показать всю красоту и богатство русского языка, раскрыть его секреты.
Цель данной программы: создание необходимой речевой среды для творческой самореализации, социализации обучающихся.
Задачи курса:
Обучающие:
- Развивать и формировать языковую личность.
- Развивать интерес к родному слову, к содержанию внеурочной деятельности.
- Формировать понимание важности изучаемого языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации.
- Формировать умения интерпретировать текст.
- Создавать ситуации достижения успеха в индивидуальной и групповой деятельности.
- Расширять знания, умения, навыки по разделам науки о языке (фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису).
- Развивать творческие способности школьников по созданию устных и письменных текстов разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения.
- Выявлять литературно одаренных учащихся, способных творчески осмысливать и преобразовывать литературный и языковой материал в соответствии с темой и жанром собственного текста.
Воспитывающие:
- Воспитывать патриотическое сознание, чувство любви и уважения к родному языку и краю.
- Воспитывать потребность в речевом самосовершенствовании.
Развивающие:
- Дать возможность учащимся в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, познавательную самостоятельность, творческий потенциал.
- Совершенствовать коммуникативно-речевые навыки, умения свободно владеть русским литературным языком.
- Способствовать развитию представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.).
- Развивать умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой и поисковыми редакторами в интернете.
- Развивать представления о прекрасном в языке и речи.
Особенности программы.
В программе выделяются три смысловых блока:
1. «Путь к слову» для обучающихся 7 класса.
2. «От слова к тексту» для обучающихся 8 класса.
3. «От готового текста – к собственному тексту» для обучающихся 9 класса.
Блок «Путь к слову» подводит учащихся к осмыслению своего словарного запаса и обогащению его новыми словами, способствует повышению языковой культуры, формированию внимательного отношения, уважения и любви к родному слову. В занимательной форме задания знакомят со словом одновременно в пяти аспектах: орфографическом, лексико-семантическом, орфоэпическом, синтаксическом и этимологическом. Слова интересны для детей, в них они находят новый, неизвестный им ранее смысл.
Изучаются слова по тематическим направлениям, например: «Слово о Родине» («...о космосе», «...о детстве», «о мире...», «...о жизни», «...о человеке», «...о памяти», «...о совести»). Рассматриваются они в структуре словосочетаний, предложений, небольших текстов.
Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точных слов, соответствующих стилю высказывания, творческие задания – и это работа со словом. Через слово, мастерство владения словом школьники открывают для себя всё прекрасное, что даёт нам жизнь.
Блок «От слова к тексту» даёт представление о тексте, о таких нетрадиционных жанрах школьных сочинений, как письмо, отзыв, эссе, аннотация, рецензия. Обучающиеся вникают и в содержание, и в смысл, и в логику высказывания, ищут связи, то есть осознают всё то, чем утверждается единство текста. Несомненно, в процессе работы с текстом формируется коммуникативная компетенция учащихся, развивается дар слова. На этом этапе ведётся работа с текстами, способствующими духовно-нравственному развитию учащихся, соответствующими возрастным особенностям школьников, вместе с тем содержащими что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане и при возможности актуальными на момент использования. Это могут быть тексты об известных людях, науке, слове, словарях.
Работа над текстом начинается не с его разбора, а с анализа восприятия ребят. Они говорят о себе: о своих чувствах, переживаниях, ощущениях; они пытаются понять, почему чувствуют и думают так, а не иначе. Без выражения собственного состояния, настроения невозможно научить детей по-настоящему чувствовать слово и хорошо владеть им. Ведь для каждого человека самое интересное, в конечном счёте, - это он сам. Текст для разбора должен быть связан с пережитым интересом и живым впечатлением. Текст позволяет развивать как речь учащихся, так и их логическое мышление, самостоятельность, учит думать, стремиться к творчеству. Творчество – норма детского развития.
Следующий блок программы «От готового текста – к собственному тексту» способствует повышению творческого потенциала школьников, обогащению их активного словарного запаса. Учит логически связно излагать мысли и письменно их выражать, что является большой проблемой для учащихся. Им предлагается создавать тексты, выявляющие собственную жизненную позицию, определённые отношения, например, к каким-либо явлениям действительности или качествам человека. В творческих работах отражается внутренний мир школьника, по ним можно проследить развитие ученика, формирование его мировоззрения, отношения к жизни.
Результат всей проводимой работы – коллективный проект: создание сборника творческих работ учащихся «Мастерская слова».
Программа внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого школьника, проводить работу с максимальной заинтересованностью обучающихся, добиваться у каждого ученика творческого удовлетворения и стремления к дальнейшему саморазвитию.
Поиск личностных изменений, личностных динамик - ценность разработанной программы.
Организация деятельности учащихся основывается на дидактических принципах:
- принцип психологической комфортности;
- принцип непрерывности образования и воспитания личностных качеств учащегося;
- принцип вариативности;
- принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип творчества.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Формы организации учебных занятий:
- лекции, беседы, тренинги;
- экскурсии в библиотеку;
- игры-конкурсы, викторины, КВН;
- творческие мастерские;
- практические занятия с использованием игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, кроссвордов, головоломок, сказок;
- анализ текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая.) Интерес учащихся поддерживается удачно подобранными текстами (например, «Притча о талантах»), внесением творческого элемента в занятия (объясни поговорку «Зарыл талант в землю»), лингвистическими играми, самостоятельным составлением кроссвордов, головоломок, шарад, ребусов.
Основные виды учебной деятельности:
- поисково-исследовательская;
- игровая;
- познавательная;
- коллективно-творческая;
- проблемно-ценностное общение.
Основные методы и технологии:
- проектное обучение;
- саморазвитие личности;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- игровые технологии;
- информационно-коммуникативные технологии.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Программа «Развиваем дар слова» для обучающихся 7-9 классов рассчитана на 3 года (102 часа), реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проходят 1 раз в неделю во второй половине дня.
Требования к планируемым результатам изучения программы
Будущее самоопределение учащегося, его успешная творческая самореализация во многом зависят от стремления к приобретению новых знаний и умений. При этом важны коммуникативные навыки, самоконтроль и самооценивание, развитие творческих способностей. Программа внеурочной деятельности «Развиваем дар слова» направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты:
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному слову;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты:
- представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
- формирование навыков создания собственного текста в различных жанрах публицистики и художественной литературы;
- проведение различных видов анализа слова, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным стилям;
- извлечение необходимой информации из словарей, использование её в различных видах деятельности.
Содержание курса
№ п/п |
Темы занятий |
Кол-во часов |
Содержание занятий |
Виды учебной деятель-ности |
Формы организации учебных занятий |
7 класс. Раздел «Путь к слову»-34ч. |
|||||
1 |
Вводное занятие. Слово о нас. |
1 |
О задачах курса и планах работы на учебный год. |
Аналитическая, познавательная |
Диагностики словарного запаса учащихся. |
2-3 |
Слово о слове. |
2 |
Что есть слово? («Солнце языковой системы»). Уточнение понятия о лексическом значении слов. Обогащение словарного запаса учащихся. Писатели, поэты и ученые о богатстве и выразительности русского слова. |
Познавательная, игровая |
Тренинг «Слово-это…» (продолжи предложение), конкурс чтецов. Индивидуальный проект «Путешествие в мир слова». |
4-5 |
Слово о словарях. |
2 |
Виды словарей. Работа с лингвистическими словарями русского языка. Роль энциклопедических и лингвистических словарей. Орфографический словарь – наш помощник. |
Познавательная, игровая |
Экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями». Орфографические задачи, тесты, кроссворды, ребусы. Нахождение слова в разных словарях. |
6-7 |
К истокам слова. |
2 |
Рассказ о науке этимологии. Строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. |
Познавательная, игровая |
Лингвистическая игра «Происхождение слов» |
8-9 |
Культура слова и яд сквернословия. |
2 |
Знакомство с современными нормами русского литературного произношения. Расширение знаний о вредных привычках, воспитание отрицательного отношения к порокам человека. |
Познавательная, игровая |
Анкетирование «Сквернословие в моей жизни». Викторина «Давайте говорить правильно» (по выявлению уровня орфоэпической культуры учащихся). Памятка «Как избавиться от сквернословия». |
10-13 |
Слово…и «слова-родственники». «Чужие слова». |
4 |
Однокоренные слова. Формы одного и того же слова. Способы образования родственных слов. Омонимичные корни. Знакомство с особенностями строения словарной статьи словаря иностранных слов. Введение понятия «устойчивые обороты». Исследовательская работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов. |
Групповая, поисково- исследовательская, игровая |
Групповой проект «Секреты родственных слов» (работа со словами, например, родник, родня, что общего? Индивидуальный проект «Определи значение иностранных слов». Игра «Третий лишний» |
14-15 |
Слова-омонимы и многозначные слова. |
2 |
Рассказ о свойстве «Многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков. |
Познавательная, игровая |
Индивидуальный проект «Слова-близнецы», игра «Прямое и переносное значение слов». |
16-17 |
Слово и его синонимы, антонимы, паронимы. |
2 |
Изучение особенностей синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами и правильным употреблением их в речи. Работа со словарем антонимов русского языка. Знакомство с понятием «паронимы». Виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. |
Групповая, поисково- исследовательская, игровая |
Игра «На карнавале слов». Ггрупповой проект «Слова-друзья». |
18-19 |
Слово во фразеологических оборотах. Откуда прилетели «крылатые слова»? |
2 |
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы». |
Познавательная, игровая |
Фразеологический КВН |
20 |
Интерактивная игра-тренажер «В мире фразеологии». |
1 |
Данный ресурс позволит оценить уровень усвоения обучающимися материала по теме «Фразеология», закрепить полученные знания. |
Игровая |
Интерактивная игра-тренажер |
21-23 |
Роль слова в тексте. Слова-волшебники, слова-помощники. |
3 |
Понимание роли слова в устном народном творчестве (пословицах и поговорках, загадках, скороговорках, притчах, легендах, приметах, в русских народных песнях, сказках). Знакомство со сказителями сказок. Слово в названиях произведений классической и современной литературы (поэзия, проза). Слово в текстах художественной литературы. Понятия: живая народная речь, литературный язык, анализ литературных образцов. |
Групповая, поисково- исследовательская, игровая |
Нахождение строк народной речи в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя. Конкурс на сказывание сказок. Индивидуальный проект «Русские сказочники». |
24 |
Лингвистическая игра-соревнование «Слово о словах» |
1 |
В игре участвуют 2 команды. Задания: «Разминка»; шарады «Составь слово»; эстафета «Состав слова»; «Загадочная надпись»; конкурсы «Кто больше?» «Наоборот», «Кто быстрее?» |
Групповая, игровая |
Лингвистическая игра-соревнование |
25-26 |
Выпуск социального плаката «За чистоту русского языка». |
2 |
Профилактика употребления в речи ненормативной лексики, жаргонизмов и излишнего подросткового сленга |
Коллективно-творческая |
Творческий проект «За чистоту русского языка». |
27 |
«Особое мнение». Написание заметки в школьную газету «Класс». |
1 |
Создание статьи на актуальную тему в школьную газету «Класс». |
Коллективно-творческая |
Деловая игра |
28 |
Памятка начинающему автору «Как правильно оформить литературно-творческую работу». |
1 |
Знакомство с правилами оформления литературно-творческих работ. Просмотр презентации. |
Познавательная |
Работа с памяткой по оформлению письменных творческих работ по литературе. |
29 |
Обзорная экскурсия в школьную библиотеку «Литературный час «Золотые страницы классики». |
1 |
Литературный час, включающий в себя элементы экскурсии на абонемент, обзор книжной выставки «Читайте и перечитывайте классику» и литературную игру в интерактивной форме «Внимательный читатель». |
Познавательная, игровая |
Экскурсия в школьную библиотеку, интерактивная игра «Внимательный читатель». |
30-34 |
Творческая мастерская. Подготовка к конкурсам литературного творчества: школьный этап Всероссийского конкурса сочинений; окружной этап конкурса «Под маминым крылом»; Всероссийский конкурс «Зимняя сказка»; областной конкурс короткого рассказа «Сестра таланта»; районный конкурс «Поклонимся Великим тем годам» и др. |
5 |
Написание литературно-творческих работ на конкурсы различного уровня. |
Художественно-творческая |
Творческая мастерская |
8 класс. Раздел «От слова-к тексту» - 34 ч. |
|||||
1-3 |
В глубь текста. Особенности языка поэта-земляка И.Ф. Акулиничева.
|
3 |
Лингвостилистичес-кий анализ поэтического текста поэта-земляка И.Ф. Акулиничева. |
Учебно-исследовательская |
Исследование поэтического текста поэта-соотечественника И.Ф. Акулиничева. Создание буклета «И.Ф. Акулиничев-самобытный мастер слова». |
4 |
Творческая мастерская. Создание «Словаря живого языка поэта-земляка И.Ф. Акулиничева». |
1 |
Создание «Словаря живого языка поэта-земляка И.Ф. Акулиничева». |
Коллективно-творческая |
Работа над созданием «Словаря живого языка поэта-земляка И.Ф. Акулиничева». |
5-6 |
Типология текстов. |
2 |
Типы речи. Определение типа текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение. |
Аналитичес кая работа с текстом |
Типологический анализ предложенных текстов, «сжимание» текста, редактирование текста с целью предупреждения логико-композиционных ошибок в сочинении. |
7-8 |
Стили текста. Основные черты. |
2 |
Стилистика как наука, позволяющая выразить мысль по-разному, различными языковыми средствами. Определение стилей (разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный) и их особенности. Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. |
Аналитичес кая работа с текстом, игровая |
Определение стилевой принадлежности текстов, творческие задания, развивающие оригинальность мышления. |
9-10 |
Языковые особенности разных стилей речи. |
2 |
Характеристика каждого функционального стиля: а)сфера применения; б)основные функции; в)ведущие стилевые черты; г)языковые особенности; д) специфические формы (жанры). |
Аналитичес кая работа с текстом |
Определение стилевой принадлежности текстов, «перевод» русских народных сказок («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка») в различные стилевые пласты. |
11-12 |
Жанр текста |
2 |
Жанры: 1)художественного стиля-рассказ, повесть, роман, стих, сонет, драма, сказка, трагедия, комедия, гимн, ода и др.; 2)публицистического стиля-статья, репортаж, очерк; 3)научного стиля-статья, лекция, монография, учебник; 4)официально-делового-приказ, заявление, служебная записка. |
Аналитичес кая работа с текстом, игровая |
Дидактическая игра «Узнай жанр литературного произведения». |
13-14 |
Абзац как средство смыслового членения текста. |
2 |
Функции абзаца. Основания абзацного членения текста. Выделение значимых частей текста |
Аналитичес кая работа с текстом, коллективная |
Практикум «Членение текста на абзацы». |
15-16 |
Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном тексте. |
2 |
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. |
Аналитичес кая работа с текстом, коллективная |
Практикум «Средства выразительности языка». |
17-18 |
«В жизни всегда есть место подвигу…» |
2 |
Создание творческих работ о защитниках Отечества. |
Художественно-творческая |
Творческий проект «Защитники Отечества». |
19-20 |
Школьная газета «Класс». Рубрики школьной газеты. Темы газетных публикаций. Просмотр материалов школьной газеты. |
2 |
Композиционная модель школьной газеты, ее основные тематические разделы и рубрики Анализ материалов школьной газеты. |
Коллективно-творческая |
Мастер-класс «Создание школьной газеты». |
21-22 |
Практикум по выпуску школьной газеты «Класс». Определение темы. |
2 |
Актуальность выбора темы публикаций школьной газеты. |
Коллективно-творческая |
Мастер-класс «Создание школьной газеты». |
23-24 |
Практикум по выпуску школьной газеты «Класс». Сбор фактов, анализ фактов и составление плана. |
2 |
Сбор материала, анализ фактов и составление плана текущего номера газеты. |
Коллективно-творческая |
Мастер-класс «Создание школьной газеты». |
25-26 |
Практикум по выпуску школьной газеты «Класс». Подбор и обработка иллюстраций к газете. Написание черновика и корректирование плана. |
2 |
Дизайн-графика, подбор иллюстративного материала, графическое и цветовое оформление школьной газеты. |
Коллективно-творческая |
Мастер-класс «Создание школьной газеты». |
27 |
«Поход за вдохновеньем». Экскурсия как способ получения красочных образов. |
1 |
Создание сочинений-миниатюр по личным впечатлениям в природе. |
Коллективно-творческая |
Сочинение-описание по личным наблюдениям. |
28-29 |
Выпуск сборника «Проба пера», его презентация. |
2 |
Создание литературных произведений разных жанров собственного сочинения. Презентация продуктов совместной деятельности. |
Коллективно-творческая |
Творческий проект «Проба пера» |
30-34 |
Творческая мастерская. Подготовка к конкурсам литературного творчества: школьный этап Всероссийского конкурса сочинений; окружной этап конкурса «Под маминым крылом»; Всероссийский конкурс «Зимняя сказка»; областной конкурс короткого рассказа «Сестра таланта»; районный конкурс «Поклонимся Великим тем годам» и др. |
5 |
Написание литературно-творческих работ на конкурсы различного уровня |
Художественно-творческая |
Творческая мастерская |
9 класс. Раздел «От готового текста – к собственному тексту» - 34 ч. |
|||||
1-2 |
Модель создания речевого высказывания. |
2 |
Постижение основ риторики, умение отбирать материал, выделяя главное, опуская детали, избирая наиболее желательную форму языкового выражения. Знакомство с мастерами ораторского искусства, составление плана выступления. |
Коллективно-творческая |
Создание текста-послания для конкурса юных ораторов о том, что волнует, особенно интересует. Конкурс юных ораторов. |
3-4 |
Творческое изложение. |
2 |
Сжатое изложение текстов публицистического характера. |
Анализ текста, его интерпретация, вычленение главной, существенной информации |
Изложение с заданием ввести в текст описание местности, дать оценку поступков героев, высказать свое мнение о герое. |
5-6 |
Обучение написанию сочинения-миниатюры. |
2 |
Сбор материала к сочинению, его систематизация. |
Коллективно-творческая |
Написание сочинения-миниатюры на тему: «Мое отношение к слову». |
7-8 |
Сочинение-анализ поэтического текста. |
2 |
Восприятие и анализ художественного текста. |
Коллективно-творческая |
Комплексный анализ поэтического текста. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета (по выбору). |
9-10 |
Сочинение-анализ эпизода. |
2 |
Восприятие и анализ художественного текста. |
Коллективно-творческая |
Комплексный анализ прозаического текста. Анализ рассказа (на выбор). |
11-12 |
Нетрадиционные жанры сочинений. Письмо «Я к вам пишу…» |
2 |
Обобщение знаний о структуре писем. Языковые особенности построения письма. Общественная значимость письма в современном обществе. |
Коллективно-творческая |
Письмо реальному адресату. |
13-14 |
Дневниковые записи. |
2 |
Основные правила ведения, три разновидности использования дневника (собственно дневник, дневник писателя, литературные произведения в форме дневника). |
Коллективно-творческая |
Составление дневника литературного персонажа. |
15-16 |
Отзыв как жанр. |
2 |
Смысловые и структурные особенности жанра отзыва. |
Коллективно-творческая |
Отзыв на прочитанное произведение. |
17-18 |
Аннотация. |
2 |
Формирование представления о структуре аннотации. Осознание учащимися ее актуальности и ценности в общественной жизни. |
Коллективно-творческая |
Составление аннотации к художественному произведению (по повести В. Железникова «Чучело» или по повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо»). |
19-20 |
Эссе как жанр сочинений. |
2 |
Формирование у учащихся представления об эссе как публицистическом жанре, его особенностях. |
Коллективно-творческая |
Создание эссе на тему: «О времени и о себе», «Что значит быть патриотом?» Составление памятки об особенностях жанра эссе: «Что такое эссе?» |
21-22 |
Школьная газета: от идеи до печати. Жанры газетной публицистики. Аналитические жанры (комментарий, статья, корреспонденция, обозрение, рецензия). |
2 |
Знакомство с жанрами публицистики; закрепление полученных на практике знаний о жанрах газетной публицистики, чтобы уметь моделировать свою творческую работу в этом жанре и опубликовать её в школьной газете. |
Коллективно-творческая |
Моделирование творческих работ в жанрах газетной публицистики. |
23 |
Информационные жанры (новость, заметка, интервью, репортаж, отчет, опрос, пресс-релиз). |
1 |
Коллективно-творческая |
Моделирование творческих работ в жанрах газетной публицистики. |
|
24 |
Художественно-публицистические жанры (очерк, зарисовка, эссе, политический портрет, путевые заметки…). |
1 |
Коллективно-творческая |
Моделирование творческих работ в жанрах газетной публицистики. |
|
25 |
Сатирические жанры (фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма, басня, шарж, карикатура, анекдот). |
1 |
Коллективно-творческая |
Моделирование творческих работ в жанрах газетной публицистики. |
|
26 |
Эпистолярный жанр как труд души (письмо-предложение, письмо-отклик, письмо-жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ). |
1 |
Коллективно-творческая |
Моделирование творческих работ в жанрах газетной публицистики. |
|
27 |
Презентация «Галерея творческих работ». |
1 |
Презентация своей творческой работы. Определение жанра творческой работы, его особенностей. Выявление недостатков, правка творческих работ. Отбор материала для очередного номера школьной газеты |
Коллективно-творческая |
Презентация творческих работ публицистического стиля. |
28-29 |
Конкурс красноречия «Как наше слово отзовётся …» |
2 |
Выступление учащихся с речью собственного сочинения |
Индивидуальная |
Турнир юных ораторов |
30-32 |
Творческая мастерская. Подготовка к конкурсам литературного творчества: школьный этап Всероссийского конкурса сочинений; окружной этап конкурса «Под маминым крылом»; Всероссийский конкурс «Зимняя сказка»; областной конкурс короткого рассказа «Сестра таланта»; районный конкурс «Поклонимся Великим тем годам» и др. |
3 |
Написание литературно-творческих работ на конкурсы различного уровня. |
Художественно-творческая |
Творческая мастерская |
33-34 |
Коллективный проект: создание сборника творческих работ учащихся «Мастерская слова». Публикация работ учащихся на Интернет-портале для одаренных детей. |
2 |
Творческая работа над созданием электронного сборника литературных работ учащихся «Мастерская слова». |
Коллективно-творческая, проектная |
Коллективный проект |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Разделы программы/ Темы занятий |
Кол-во часов |
Сроки |
Планируемые образовательные результаты |
7 класс. Раздел «Путь к слову» - 34ч. |
||||
1 |
Вводное занятие. Слово о нас. |
1 |
06.09. |
Предметные: научиться определять проб-лемные зоны в предметной, метапред-метной, личностно-ориентированной дея-тельности; научиться извлекать необхо-димую информацию; применять правила коллективного решения творческой задачи, отбирать материал для создания речевого высказывания; научиться высту-пать перед аудиторией. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с различными видами словарей; определять лексическое значение слова, учитывать его при выборе орфограммы; извлекать нужную информа-цию из различных источников. Регулятивные: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; самостоятельно выделять и формулиро-вать познавательную цель, находить необходимую информацию; овладевать приемами отбора и систематизации материала на определенную тему. Коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы, с достаточной полнотой и точностью формулировать собственные мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; совершен-ствовать собственную речевую дея-тельность; уметь грамотно задавать вопросы и четко отвечать на вопросы других; высказывать и обосновывать свою точку зрения. Личностные: формирование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; осознание себя как гражданина России, гордость за свою Родину, народ, историю, интерес и уважение к другим народам; формиро-вание знания о взаимосвязи слова с культурой и историей России; формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоя-тельному и коллективному исследованию текста; формирование устойчивой мотивации к творческому самовы-ражению; формирование желания осваивать новые виды деятельности, участие в творческом процессе; формирование устойчивой мотивации для творческой самореализации и социореализации; формирование нрав-ственно-этических ценностей. |
2-3 |
Слово о слове. |
2 |
13.09,20.09 |
|
4-5 |
Слово о словарях. |
2 |
27.09,04.10 |
|
6-7 |
К истокам слова. |
2 |
11.10,18.10 |
|
8-9 |
Культура слова и яд сквернословия. |
2 |
25.10,08.11 |
|
10-13 |
Слово…и «слова-родственники». «Чужие слова». |
4 |
15.11-06.12 |
|
14-15 |
Слова-омонимы и многозначные слова. |
2 |
13.12,20.12 |
|
16-17 |
Слово и его синонимы, антонимы, паронимы. |
2 |
27.12, 17.01 |
|
18-19 |
Слово во фразеологических оборотах. Откуда прилетели «крылатые слова»? |
2 |
24.01,31.01 |
|
20 |
Интерактивная игра-тренажер «В мире фразеологии». |
1 |
07.02 |
|
21-23 |
Роль слова в тексте. Слова-волшебники, слова-помощники. |
3 |
21.02-28.02 |
|
24 |
Лингвистическая игра-соревнование «Слово о словах» |
1 |
06.03 |
|
25-26 |
Выпуск социального плаката «За чистоту русского языка». |
2 |
13.03,20.03 |
|
27 |
«Особое мнение». Написание заметки в школьную газету «Класс». |
1 |
03.04 |
|
28 |
Памятка начинающему автору «Как правильно оформить литературно-творческую работу». |
1 |
10.04 |
|
29 |
Обзорная экскурсия в школьную библиотеку «Литературный час «Золотые страницы классики». |
1 |
17.04 |
|
30-34 |
Творческая мастерская. Подготовка к конкурсам литературного творчества: школьный этап Всероссийского конкурса сочинений; окружной этап конкурса «Под маминым крылом»; Всероссийский конкурс «Зимняя сказка»; областной конкурс короткого рассказа «Сестра таланта»; районный конкурс «Поклонимся Великим тем годам» и др. |
5 |
24.04-22.05 |
|
8 класс. Раздел «От слова-к тексту» - 34 ч. |
||||
1-3 |
В глубь текста. Особенности языка поэта-земляка И.Ф. Акулиничева. |
3 |
05.09-19.09 |
Предметные: научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в ранее изученной теме; научиться извлекать необходимую информацию; применять правила коллективного решения творческой задачи, отбирать материал для создания речевого высказывания; научиться выступать перед аудиторией. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с различными видами словарей; определять лексическое значение слова, учитывать его при выборе орфограммы; извлекать нужную информа-цию из различных источников. Регулятивные: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; самостоятельно выделять и формулиро-вать познавательную цель, находить необходимую информацию; овладевать приемами отбора и систематизации материала на определенную тему. Коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы, с достаточной полнотой и точностью формулировать собственные мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; совершен-ствовать собственную речевую дея-тельность; уметь грамотно задавать вопросы и четко отвечать на вопросы других; высказывать и обосновывать свою точку зрения. Личностные: формирование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; осознание себя как гражданина России, гордость за свою Родину, народ, историю, интерес и уважение к другим народам; формиро-вание знания о взаимосвязи слова с культурой и историей России; формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоя-тельному и коллективному исследованию текста; формирование устойчивой мотивации к творческому самовы-ражению; формирование желания осваивать новые виды деятельности, участие в творческом процессе; формирование устойчивой мотивации для творческой самореализации и социореализации; формирование нрав-ственно-этических ценностей. |
4 |
Творческая мастерская. Создание «Словаря живого языка поэта-земляка И.Ф. Акулиничева». |
1 |
26.09 |
|
5-6 |
Типология текстов. |
2 |
03.10,10.10 |
|
7-8 |
Стили текста. Основные черты. |
2 |
17.10,24.10 |
|
9-10 |
Языковые особенности разных стилей речи. |
2 |
07.11,14.11 |
|
11-12 |
Жанр текста |
2 |
21.11,28.11 |
|
13-14 |
Абзац как средство смыслового членения текста. |
2 |
05.12,12.12 |
|
15-16 |
Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном тексте. |
2 |
19.12,26.12 |
|
17-18 |
«В жизни всегда есть место подвигу…» |
2 |
16.01,23.01 |
|
19-20 |
Школьная газета «Класс». Рубрики школьной газеты. Темы газетных публикаций. Просмотр материалов школьной газеты. |
2 |
30.01,06.02 |
|
21-22 |
Практикум по выпуску школьной газеты «Класс». Определение темы. |
2 |
13.02,20.02 |
|
23-24 |
Практикум по выпуску школьной газеты «Класс». Сбор фактов, анализ фактов и составление плана. |
2 |
27.02,05.03 |
|
25-26 |
Практикум по выпуску школьной газеты «Класс». Подбор и обработка иллюстраций к газете. Написание черновика и корректирование плана. |
2 |
12.03,19.03 |
|
27 |
«Поход за вдохновеньем». Экскурсия как способ получения красочных образов. |
1 |
03.04 |
|
28-29 |
Выпуск сборника «Проба пера», его презентация. |
2 |
09.04,16.04 |
|
30-34 |
Творческая мастерская. Подготовка к конкурсам литературного творчества: школьный этап Всероссийского конкурса сочинений; окружной этап конкурса «Под маминым крылом»; Всероссийский конкурс «Зимняя сказка»; областной конкурс короткого рассказа «Сестра таланта»; районный конкурс «Поклонимся Великим тем годам» и др. |
5 |
23.04-21.05 |
|
9 класс. Раздел «От готового текста – к собственному тексту» - 34 ч. |
||||
1-2 |
Модель создания речевого высказывания. |
2 |
07.09,14.09 |
Предметные: научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в ранее изученной теме; научиться извлекать необходимую информацию; применять правила коллективного решения творческой задачи, отбирать материал для создания речевого высказывания; научиться выступать перед аудиторией. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с различными видами словарей; определять лексическое значение слова, учитывать его при выборе орфограммы; извлекать нужную информа-цию из различных источников. Регулятивные: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; самостоятельно выделять и формулиро-вать познавательную цель, находить необходимую информацию; овладевать приемами отбора и систематизации материала на определенную тему. Коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы, с достаточной полнотой и точностью формулировать собственные мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; совершен-ствовать собственную речевую дея-тельность; уметь грамотно задавать вопросы и четко отвечать на вопросы других; высказывать и обосновывать свою точку зрения. Личностные: формирование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; осознание себя как гражданина России, гордость за свою Родину, народ, историю, интерес и уважение к другим народам; формиро-вание знания о взаимосвязи слова с культурой и историей России; формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоя-тельному и коллективному исследованию текста; формирование устойчивой мотивации к творческому самовы-ражению; формирование желания осваивать новые виды деятельности, участие в творческом процессе; формирование устойчивой мотивации для творческой самореализации и социореализации; формирование нрав-ственно-этических ценностей. |
3-4 |
Творческое изложение. |
2 |
21.09,28.09 |
|
5-6 |
Обучение написанию сочинения-миниатюры. |
2 |
05.10,12.10 |
|
7-8 |
Сочинение-анализ поэтического текста. |
2 |
19.10,26.10 |
|
9-10 |
Сочинение-анализ эпизода. |
2 |
09.11,16.11 |
|
11-12 |
Нетрадиционные жанры сочинений. Письмо. «Я к вам пишу…» |
2 |
23.11,30.11 |
|
13-14 |
Дневниковые записи. |
2 |
07.12,14.12 |
|
15-16 |
Отзыв как жанр. |
2 |
21.12,27.12 |
|
17-18 |
Аннотация. |
2 |
11.01,18.01 |
|
19-20 |
Эссе как жанр сочинений. |
2 |
25.01,01.02 |
|
21-22 |
Школьная газета: от идеи до печати. Жанры газетной публицистики. Аналитические жанры (комментарий, статья, корреспонденция, обозрение, рецензия). |
2 |
08.02,15.02 |
|
23 |
Информационные жанры (новость, заметка, интервью, репортаж, отчет, опрос, пресс-релиз). |
1 |
22.02 |
|
24 |
Художественно-публицистические жанры (очерк, зарисовка, эссе, политический портрет, путевые заметки…). |
1 |
29.02 |
|
25 |
Сатирические жанры (фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма, басня, шарж, карикатура, анекдот). |
1 |
07.03 |
|
26 |
Эпистолярный жанр как труд души (письмо-предложение, письмо-отклик, письмо-жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ). |
1 |
14.03 |
|
27 |
Презентация творческих работ. |
1 |
21.03 |
|
28-29 |
Конкурс красноречия «Как наше слово отзовется…» |
2 |
04.04,11.04 |
|
30-32 |
Творческая мастерская. Подготовка к конкурсам литературного творчества: школьный этап Всероссийского конкурса сочинений; окружной этап конкурса «Под маминым крылом»; Всероссийский конкурс «Зимняя сказка»; областной конкурс короткого рассказа «Сестра таланта»; районный конкурс «Поклонимся Великим тем годам» и др. |
3 |
18.04-08.05 |
|
33-34 |
Коллективный проект: создание сборника творческих работ учащихся «Мастерская слова». Публикация работ учащихся на Интернет-портале для одаренных детей. |
2 |
16.05, 23.05 |
|
Портфель достижений школьника
За время прохождения курса внеурочной деятельности обучающиеся выполняют творческие работы разного формата. Результатом творчества становятся продукты совместной или индивидуальной деятельности:
· индивидуальные проекты: «Путешествие в мир слова», «Определи значение иностранных слов», «Слова-близнецы» «Русские сказочники», сочинения-миниатюры «Мое отношение к слову», «О времени и о себе», «Что значит быть патриотом?»;
· групповые проекты: «Секреты родственных слов», «Слова-друзья»;
· коллективные творческие проекты: памятка «Как избавиться от сквернословия», «За чистоту русского языка», буклет «И.Ф. Акулиничев-самобытный мастер слова», «Словарь живого языка поэта-земляка И.Ф. Акулиничева», проект «Защитники Отечества», электронные сборники «Проба пера», «Мастерская слова»; школьная газета «Класс».
Собранный языковой материал может послужить базой для дальнейшего использования.
при организации внеклассных мероприятий: Неделе русского языка и литературы, Дне славянской письменности, школьной научно-практической конференции, районных краеведческих чтениях, районной филологической конференции. «Первые шаги в науку - путь к успеху!»
Выход за пределы аудитории
Участие в конкурсах литературного творчества школьного, районного, окружного, регионального, межрегионального, международного уровня: школьный этап Всероссийского конкурса сочинений; окружной этап конкурса «Под маминым крылом»; Всероссийский конкурс «Зимняя сказка»; областной конкурс короткого рассказа «Сестра таланта»; районный конкурс «Поклонимся Великим тем годам», окружные конкурсы «Письмо ветерану», «Профессии военных лет», «Весна сорок пятого года», «Певцы родной земли», «Куйбышев-запасная столица»; Пушкинский литературный конкурс «Друзья по вдохновению»; межрегиональный конкурс «Юные таланты пера»; районные краеведческие чтения; Кирилло-Мефодиевские чтения; Рождественские чтения; конкурс исследовательских проектов «Взлет»; Открытые Международные Славянские чтения.
[1] Концепция школьного филологического образования: русский язык и литература: проект. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — 112 с.