Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Урок литературы и обществознания "Конфликт в драме "Гроза" А.Н. Островского и в жизни современного общества"

Дата публикации: 2019-11-03 11:48:14
Статью разместил(а):
Багир Лариса Алексеевна

Урок литературы и обществознания "Конфликт в драме "Гроза" А.Н. Островского и в жизни современного общества"

Авторы: Багир Лариса Алексеевна

ГБОУ "СОШ 535", Санкт-Петербург

и Пахтусова Наталья Владимировна

МАОУ "СОШ № 31" г. Ишим

 

Цель: рассмотреть понятие «конфликт» в литературоведении (на примере драмы «Гроза») и обществознании.

Задачи:

- рассмотреть понятие «конфликт» в литературоведении и обществознании;

- выявить причины возникновения конфликта и способы его решения;

- совершенствовать навыки анализа художественного произведения.

Цели урока:

1. Предметные:

Литература:

- проследить, как в пьесе воплощается понимание писателем мира и человека в нем; установить связь между предметами «литература» и «обществознание»;

- совершенствовать у обучающихся   навыки  анализа художественного  произведения -укреплять  навыки использования литературоведческих  терминов;

Обществознание: выявить причины возникновения конфликтов и способы их решения.

2. Метапредметные:

- обучить собиранию материала из  текста художественного произведения;

- формировать умение делать выводы, обобщения;

- формировать личное отношение к прочитанному произведению.

3. Личностные:

-помочь ученику осознать себя как личность, как часть сложного мира, пробуждать стремление к вдумчивому чтению;

-воспитание нравственных качеств. 

 

Ход урока

1. Вступительный этап.

Формулирование темы урока.

Учитель литературы: Здравствуйте, ребята! Необычность нашего урока заключается в том, что мы с учителем обществознания, Натальей Владимировной, объединились при его подготовке и поработаем в рамках одного урока по 2 предметам: обществознанию и литературе.

Учитель обществознания: Предлагаем начать урок с просмотра отрывка видеофильма «Вам и не снилось» (56.20-57.55) (просмотр видеоролика о конфликте поколений)

Учитель литературы: А теперь прослушаем монолог Кулигина из пьесы Островского "Гроза" в исполнении Тимофея (прослушивание монолога Кулигина о семье). 

Учитель обществознания: Что общего в отрывке из фильма и монологе Кулигина? (показан конфликт) Где? (в семье) Между кем и кем? (между родителями и детьми)

Учитель литературы: Проблема взаимоотношений в семье относится к разряду вечных. Многие писатели в разное время обращались к этой теме.

Как вы думаете, важна ли тема конфликта в современном обществе?

Дети: Да.

Учитель литературы: А в 19 веке данная проблема была актуальна?

Дети: Да.

Учитель литературы: Итак, как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (предположения ребят, обобщение и формулировка темы учителем). Это и есть тема урока.

Тема урока «Конфликт в драме А. Н. Островского «Гроза» и в жизни современного общества».

Учитель обществознания: давайте вспомним с вами, что такое конфликт?

Конфликт - это ... Вы сейчас дали определение с точки зрения обществознания.

А теперь вспомним, что такое конфликт с точки зрения литературоведения.

Итак, конфликт - это спор, наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия.

Формулирование целей урока.

Учитель литературы: Какой цели на этом уроке мы с вами попробуем достичь при условии, что проблема, обозначенная вами, находит отражение как в современной жизни, так и драме «Гроза»?

Дети: определить причины конфликтов в семье, проанализировав пьесу «Гроза».

Работа по теме урока.

Учитель обществознания: Итак, мы определили с вами, что и в современном обществе, и в произведениях 19 века взаимоотношения в семье играли важную роль.

Давайте вспомним, как определялся семейный уклад в 19 веке? Какой тип семьи преобладал?

"Семейный уклад представляет из себя стиль семейного поведения. Семейный уклад зависит от положения семьи, ее сословной принадлежности и уровня благосостояния. Семья во все времена имела определенный, традиционный уклад, патриархальный. Главой семейства всегда признавался отец – чьими стараниями и жила семья, обеспеченная во многом именно его усилиями в финансовом и нравственном отношениях. В России до 19 века положение семьи определялось Домостроем. (Что это такое? Домостро́й (полное название — Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам) — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы)

А какой тип семьи преобладает в современном обществе? (демократический, партнерский) Что это значит? (равноправие между женщиной и мужчиной, партнерские отношения)

Учитель литературы: Теперь мы видим, в чем отличие существующих в наше время порядков в семье от порядков 19 века. В драме «Гроза» семейные отношения строились в соответствии с каким документом?

С «Домостроем».

Какой вывод мы можем сделать?

Отсюда очевидна связь семьи от общественного строя, господствующих обычаев.

Индивидуальное задание

Учитель обществознания: как характеризуются представители «взрослого» и «молодого» поколения?  

Работа в паре у доски (ученики распределяют карточки в соответствии с тем, что характерно для того или иного поколения).

«Взрослые»

«Молодые»

традиции, обычаи

новации

песни, фольклор

современная музыка

уважение к идеалу

равнодушие к идеалу

верность в основе отношений

свободные отношения с противоположным полом

 

Пока дети работают у доски.

Учитель литературы:

Чтение и анализ произведения

Какие приемы использует драматург в изображении семьи?  Ответим на этот вопрос, проанализировав текст пьесы.

Работа с произведением.

Чтение по ролям

В действии 1 явл. 3 Борис рассказывает о своей семье. Он говорит о том, что бабушка не любила мать, т.е. свою сноху. 

Находит ли отражение данная информация в образах драмы?

Да, такой же нам представлена семья Кабановых.

С кем сравнивает Катерина свою свекровь при беседе с ней?

С родной матерью Действие 1 явление 5

Итак, какой прием лежит в основе изображенных семей?

Дети: Приём сопоставления.

Давайте вспомним монолог Кулигина из действия 3 явления 3. Как он описывает обстановку в семье? (ограбить сирот, родственников и т. д.)

Поразмышляйте, с какой целью был введен монолог?

Другими словами, высказать правду о чьём-либо дурном поступке, поведении, это значит ...

Дети - обличить. Конфликт введен в пьесус целью обличения существующих порядков.

В какой части пьесы наиболее яркие представители темного царства беседуют? Что лежит в основе их беседы? Какой герой говорит сам о себе?

Действие 3 явление 2. Дикой и Кабанова беседуют (с. 35)

Для чего, по вашему мнению, введен этот диалог?

С целью самораскрытия персонажа.

Итак, какие же приемы лежат в основе изображения семьи?

Приемы самораскрытия, обличения, сопоставления.

Учитель обществознания:

Итак, работа на доске готова и проверена.

Учитель литературы: Давайте на основе уже имеющейся информации выделим те характеристики, которые отражают положение семей в драме «Гроза».

«Взрослые»

«Молодые»

традиции, обычаи (д. 2 явл.6) Кабанова говорит о традиции провожать мужа

новации (Д. 4 явл. 2 ) Кулигин предлагает установить часы

песни, фольклор

современная музыка

уважение к идеалу

равнодушие к идеалу

верность в основе отношений (д. 2 явл. 3) Наставления Тихона жене (исходящие на самом деле от  Кабановой) перед отъездом

свободные отношения с противоположным полом  (Д. 2 явл. 9) Варвара рассуждает об отношениях

Таким образом, какой мы можем сделать вывод?

Дети: Представители молодого и старого поколений как в жизни, так и пьесе, имеют типичные черты.

Учитель литературы:

Поработайте с таблицей в парах, представленной на рабочем листе, и выясните, в чем смысл конфликтов в драме.

Пользуйтесь справочным материалом. Оформляя работу, вы сами решаете, какую форму ответа использовать: фразы из справочного материала или цифры. 8 минут на работу. 

СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА

Конфликт в драме «Гроза»

Смысл

Способы решения конфликтной ситуации

Катерина сама с собой

конфликт чувства и долга

расстановка приоритетов

Катерина и Борис – окружающая среда

несовместимость нравственных убеждений и уклада жизни

приспособление

Кулигин – Дикой, Кабаниха

просвещение против необразованности

конкуренция

Кудряш – Дикой, Кабаниха

удаль, озорство против мира темного царства

избегание

Борис - Дикой

подчинение против контроля

приспособление

Варвара-Кабаниха

отсутствие чувства ответственности за свои поступки

приспособление

Тихон - Кабаниха

робость и бездейственность

приспособление

Пока дети работают, учителя обсуждают оценки за урок.

Учитель обществознания:

Обсудите в парах, какие способы можно найти для преодоления конфликтов?

5 минут

Какой способ разрешения конфликта не нашел применения?

Компромисс.

Учитель обществознания: Со времени написания пьесы прошло много лет. Как вы считаете, можно ли в наше время по-другому выйти из сложившегося конфликта? Приведите примеры.

Дети: конфликт можно решить с помощью компромисса.

Учитель литературы: Возможен ли компромисс, как способ решения конфликта, для семьи Кабановых?

Нет.

Почему?

3. Рефлексия.

Учитель литературы: В начале урока мы определили для себя цель: рассмотреть понятие «конфликт» в литературоведении (на примере драмы «Гроза») и обществознании. Достигнута ли цель?

Дети, мы рассмотрели понятие «конфликт» в литературоведении (на примере драмы «Гроза» и обществознании) и пришли к выводу, что тема конфликта в семье была и остаётся актуальной. А лучший способ решения конфликта - КОМПРОМИСС

Предлагаем вам составить ДИАМАНТУ, в котором вы выразите своё отношение к теме, рассматриваемой на уроке. 

Проверка 3-4 вариантов.

4. Заключительный этап.

Учитель обществознания: Я знаю, многие из вас планируют сдавать обществознание в 11 классе, поэтому в качестве домашней работы предлагаю вам написать эссе, за которое вы получите 2 оценки (по литературе и обществознанию).

5. Домашнее задание:

Эссе: «Как я справляюсь с конфликтными ситуациями»? или «Почему путь компромисса не нашел воплощения в драме «Гроза»?

 

Литература:

1. С.А. Леонов. Интегрированные уроки литературы. – М.: Айрис- Пресс, 2003. -176с.

2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий.– М.: НИИ школьных технологий.

3. Турунцева Т.Н., Романова В. Н. Интегрированный урок в системе формирования целостной картины мира школьника. Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017, № 5.

 

.  .  .