Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Языческая и христианская Русь в произведениях С. Есенина

Дата публикации: 2019-10-22 06:37:55
Статью разместил(а):
Звездочетова Галина Евгеньевна

Языческая и христианская Русь в поэзии С. Есенина

Автор: Звездочетова Галина Евгеньевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» Старооскольского городского округа

 

Как справедливо заметил однажды, Александр Блок, "гений всегда народен. Историей рода человеческого, равно как и своим народом, на него каждый раз возлагается священная миссия: быть совестью и пророком своего времени, врачевателем и выразителем народной души". Судьба и творчество гениального поэта России - Сергея Есенина – блистательное тому подтверждение.

Изучение творческого наследия С. Есенина  в последнее время достигло внушительных результатов. В сущности, подлинное осмысление пути его началось в книгах П.Ф. Юшина, Е.И. Наумова, Ю.Л. Прокушева, А.З. Жаворонкова, А.М. Марченко и др. При всей спорности отдельных положений, при всей полемичности работы этих авторов заложили основы научного изучения поэзии Сергея Есенина во всей ее сложности, противоречивости и богатстве, выяснили многие вопросы биографии, эволюции поэта, содержания и значения "узловых" его произведений. И сейчас продолжается эта работа. С небывалой до сих пор основательностью изучается раннее творчество поэта, революционные поэмы 1917-1918 годов, народно-поэтические истоки его произведений, его художественной системы.

Следовательно, проблема изучения языческих и христианских мотивов в творчестве Сергея Есенина является актуальной и сравнительно новой.

Есенин – поэт истинно народный. В его творческой философии, как и в мировоззрении русского крестьянина, тесно переплетаются православные традиции с языческими представлениями о сущности природных явлений. Языческая сущность, сглаженная христианским воспитанием – вот основа мировоззрения поэта.

Рассматривая тему Родины, как одну из ключевых тем в поэзии Есенина, можно сделать вывод, что образ Руси многолик и многогранен. "Это чувство любви к родине, восхищение красотой не­броского, но милого сердцу поэта, среднерусского пей­зажа — основной мотив ранней лирики. Все, что окру­жало поэта, превращалось в слово, в поэзию. Порой это весьма прозаичные, непоэтичные вещи: крыши, кры­тые соломой, плетни, "потом пропахшая выть", сажа над печной заслонкой, — словом, весь крестьянский бесхитростный быт, с детства знакомый поэту ("скир­ды солнца в водах лонных", "Я — пастух, мои пала­ты — между  зыбистых полей", "Изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины", "И нежно оха­ет ячменная солома, свисая с губ кивающих коров", "Отелившееся небо лижет красного телка")", - утверждает А. Марченко.

Образ России для поэта неотделим от народной стихии; большие города с их фабриками, научно-технический прогресс, общественная и культурная жизнь не вызывают отклика в его душе. Поэзия Есенина затрагивает наиболее важные аспекты жизни, темы, близкие народу. Язык его прост и доступен, сравнения подобраны с поэтической точностью, образы многолики и красочны. Образ Руси в его поэзии складывается из мелких деталей крестьянского быта, порой весьма непоэтичных. Также в создании образа есенинской Руси участвуют описания родной природы, удивительных пейзажей. Местами, для создания более сильного образа поэт прибегает к олицетворению деталей природы. Главными атрибутами есенинской Руси являются элементы деревенского быта.

Анализ произведений из сборников "Радуница" и "Голубень" позволяют сделать вывод, что христианские образы и символы занимают значительное место в лирике поэта. Среди наиболее часто встречающихся образов можно выделить церковь, икону (образ), крест. Кроме того, поэт часто использует названия христианских праздников, христианских ритуальных действий и предметов. Христианские мотивы реализуются также через цветопись Есенина, излюбленные цвета которого (красный, синий, золотой) близки к основным цветам русской иконографии. В формировании образа христианской Руси принимают участие как детали обыденной жизни православного христианина, так и элементы описаний природы, использующиеся для более поэтичного изображения символов. Но особое значение имеют библейские мотивы. Именно используя библейскую тематику, автор добивается столь яркого и глубокого образа. Одному только образу Христа уделяется огромное внимание. Также в формирование есенинской атмосферы христианской Руси большое значение имеют апокрифические и агиографические сюжеты.

Но христианские мотивы в лирике Есенина тесно переплетаются с мотивами языческими – к такому выводу можно прийти на основе анализа стихотворений, проведенного в заключительной части работы.

“Многие элементы языческой мифологии стали неотъемлемой частью творчества Есенина. Природные явления предстают у него в образах животных, несут на себе черты повседневного деревенского быта. Осень поэт сравнивает с "рыжей кобылой", которая "чешет гриву"; месяц у него — серп; описывая столь обыденное явление, как свет солнца, поэт пишет — "льется солнечное масло на зеленые холмы".

"Излюбленным образом его поэзии становится дерево", - утверждает один из исследователей творчества Есенина П. Неженец. Опираясь на мнение критика, мы избрали для анализа два направления: исследование образов деревьев и образов животных в лирике поэта. В рамках этих направлений было проанализировано 339 стихотворений. Из них в 199 стихотворениях есть упоминание того или иного дерева. Берёза наиболее часто становится героиней его произведений – 47. Далее идут ель (17), клен (15), черемуха, ива, сосна (14), липа (11), тополь, осина(10), рябина (9), верба (8), яблоня (7), сирень (6), ракита (5), калина (4), дуб (3), ветла (3), ольха и кедр (1). Следовательно, самыми сюжетно протяженными, самыми значимыми в поэзии Есенина образами являются береза и клен.  

Береза в русской народной и классической поэзии является национальным символом России. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В древних языческих обрядах береза часто служила "майским деревом", символом весны. Есенин, при описании народных весенних праздников, упоминает березу в значении этого символа в стихотворениях " Троицыно утро…" (1914) и " Зашумели над затоном тростники … " (1914)

Клен, в отличие от других деревьев, не имеет столь определенного, сформированного образного ядра в русской поэзии. В фольклорных традициях, связанных с древними языческими ритуалами, он не играл  значительной роли. Поэтические воззрения на него в  русской классической литературе в основном складываются в 20 веке и поэтому еще не приобрели ясных очертаний. Образ клена наиболее сформирован в поэзии С. Есенина, где он выступает как своего рода лирический герой "древесного романа". Клен – это разудалый, слегка разухабистый парень, с буйной копной непричесанных волос, так как у него круглая крона, похожая на копну волос или на шапку. Отсюда и мотив уподобления, то первичное сходство, из которого развился образ лирического героя.

В поэзии Сергея Есенина также присутствует мотив "кровного родства" с животным миром, характерного для язычников. Из 339 рассмотренных стихотворений в 123 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы. Конь (13) , корова (8), ворон, пес, соловей (6), телята, кошка, голубь, журавль (5), овца, кобыла, собака (4), жеребенок, лебедь, петух, сова (3), воробей, волк, глухарь, кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица (2), аист, баран, бабочка, верблюд, грач, гусь, гориллы, жаба, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел, попугай, сороки, сом, свинья, тараканы, чибис, шмель, щука, ягненок (1).

С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним и радости, и беды. Конь был помощником при работе в поле, в перевозке грузов, в ратном бою. Собака приносила добычу, охраняла дом. Корова была поилицей и кормилицей в крестьянской семье, а кошка ловила мышей и просто олицетворяла домашний уют.

Символы, которыми наделяются животные, очень широко распространены в фольклорном и классическом поэтическом творчестве. У каждого поэта имеется своя символика, но в основном они все опираются на народную основу того или иного образа. Есенин также использует народные поверья о животных, но в тоже время многие образы животных им переосмысливаются и получают новую значимость.

Таким образом, мировосприятие простого русского крестьянина, в котором тесно переплетаются языческие и христианские верования, преклонение перед силами природы сочетается с верой в Бога, нашло свое отражение в поэзии, наверное, одного из самых народных поэтов России Сергея Есенина. В образной структуре его произведений мы находим мотивы и христианства и язычества. Они тесно взаимосвязаны. Современник  Есенина поэт Николай Тихонов спра­ведливо утверждал: «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня. Сила и яркость его стиха гово­рят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии». 

 

.  .  .