Оптимизация межличностных отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ
Оптимизация межличностных отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ
Автор: Иванов Дмитрий Сергеевич
учитель-дефектолог ГБОУ РХ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Черногорская школа-интернат»
Основное влияние на формирование полноценной личности ребёнка оказывает семья и очень многое зависит от правильного родительского поведения, особенно в семьях, имеющих детей с ОВЗ, в том числе УО (ограниченные возможности здоровья, в том числе - умственная отсталость).
Родители такого ребенка должны как можно раньше обращаться (за помощью) к специалистам для адекватной оценки его способностей и возможностей.Непонимание родителями объективного статуса развития ребёнка (индивидуальных особенностей и возможностей в развитии), либо неприятие первичной (объективной) оценки его состояния, нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций (как в семье, так и в образовательной организации в будущем), что вызывает необходимость целенаправленной всесторонней консультации с целью получения объективной оценки и анализа как возможностей ребёнка, так и собственных воспитательных позиций.
Во-первых, система отношений ребёнка с родителями, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития. Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий в образовательном учреждении, само по себе не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребёнка. Необходимым условием закрепления достигнутого является активное воздействие на близких ребёнку взрослых, с целью изменения их позиции и отношения, вооружение родителей адекватными способами коммуникации.
Во-вторых, широкое привлечение родителей к осуществлению направленного коррекционного воздействия на отклонения в здоровье ребёнка сОВЗ, вызвано пока недостаточным уровнем развития системы коррекционной службы, в частности, организованных форм психолого-педагогической коррекции ребёнка с ОВЗ.
Полная реализация целей социализации достигается лишь через изменение жизненных отношений ребёнка с близкими взрослыми, изменение особенностей общения, способов и форм совместной деятельности – этих важнейших компонентов социальной ситуации развития ребёнка, которые требуют от взрослых осознанных усилий.
Основные направления работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья
Парадоксальным образом факт наличия в семье проблемного ребенка осложняет мотивацию родителей на сотрудничество. Однако серьезность ситуации родителями все же осознаётся, поэтому они приводят ребёнка в образовательное учреждение коррекционного типа и передают его на попечение специалистов. Активно же содействовать и обеспечивать преемственность коррекционных мер дома не столько не хотят, сколько не считают нужным. Если родители это понимают, они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для ребёнка они сами и той колоссальной работой, которую совершают педагоги, чтобы способствовать преодолению недостатков в развитии ребёнка. В этом случае родители стремятся получить необходимую информацию и знания для помощи своим детям.
Работая специалистом-дефектологом с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, основными консультационно-просветительскими задачами я ставлю:
– оказание консультационную поддержку родителям;
– помощь родителям создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;
– создание условия для вовлечения родителей в процессы воспитания и обучения ребёнка в образовательном учреждении;
– развивитие навык сотрудничества между родителями и их детьми, без принципа безоговорочного подчинения и приоритета интересов.
Рассмотрим формы организации консультационно-просветительскойдеятельности с ребёнком младшего школьного возраста с нарушениями в развитии и его родителями.
Консультативно-рекомендательная форма. Примерная тематика бесед:«Ваш ребёнок стал школьником. Поможем вместе ему в социализации», «Когда рядом много людей», «Терпение и труд всё перетрут», «Мы такие разные, но мы такие же, как и все!».
Лекционно-просветительская форма. Тематика: «Личный пример и авторитет родителей – важная веха в воспитании особенных детей», «Поддержи и помоги».
Практические занятия для родителей. Тематика:«Как научить ребёнка любить школу», «Воспитание самооценки личности особенного ребёнка», «Мой ребёнок талантлив», «Папа, мама, я – талантливая семья!», волонтёрская акция «Добротой себя измерь!», организация «круглых столов», родительских конференций, детских утренников и праздников, праздник «Вместе – дружная семья!»
Индивидуальные занятия с родителями и их ребёнком. Использую тренинговые занятия для родителей и детей «Комплекс упражнений для коррекции рассеянного внимания», «Комплекс упражнений по коррекции быстрой утомляемости», беседы-практикумы«Пальчиковая гимнастика, как способ укрепления мелкой мускулатуры рук», «Комплекс упражнений для развития предметно-практической деятельности: действия с материалами, действия с предметами», беседы «Режим дня особенных детей, как способ укрепления здоровья» и «Роль сна в жизни ребёнка с ОВЗ».
Групповые занятия. Использую тренинги: «Умеем общаться», «Сам умею, хочешь - научу!».
Родители ждут от специалистов, работающих с их ребёнком, имеющим ОВЗ, готовых быстрых результатов работы и оздоровления.В свою очередь, я, в работе с родителями и детьмистараюсь заслужить доверие, добиться сотрудничества и совместной, согласованной работы по овладению детьми базовых учебных действий.
Рекомендации для родителей
Развитие умения общения с детьми.
1. Измените отношение к ребёнку:
– стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
– контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;
– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку;
– не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;
– выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;
– не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.
2. Создайте оптимальный психологический микроклимат в семье:
– уделяйте ребёнку достаточно внимания;
– проводите досуг всей семьёй;
– не допускайте ссор в присутствии ребёнка.
3. Правильно организуйте режима дня и место для занятий:
– установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;
– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;
– избегайте по возможности больших скоплений людей;
– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
4. Поведенческий аспект:
– не прибегайте к физическому наказанию. Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка;
– чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети сОВЗ, в том числе УО, не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям;
– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком;
– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
– не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
– помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
– не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся аномальному ребёнку, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев.
Помните, что для ребёнка, наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
– лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
– запрет на приятную деятельность, прогулки и т.д.;
– приём «выключенного времени» (досрочное отправление в постель).
Помните, что вслед за наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребёнка с УО и ОВЗ большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребёнка и игнорировании нежелательного.
Помните, что родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.
Поведение в процессе общения с детьми.
Помните, нужно дать понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем и надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».
Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребёнку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребёнка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь».
Помните, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.
Помните, прежде чем начать общаться с вашим ребёнком, нужно занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется садиться на корточки.
Помните, что высказывать своё отношение к поведению ребёнка, нужно без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например: «Саша, Сашенька, сын, сынок …».
Помните, что необходимо проявлять полную заинтересованность к ребёнку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нём всё внимание. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.
Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение. Не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.
Помните, что в общении с детьми следует использовать разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности). Не забывайте утром приветствовать ребёнка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребёнком, не забывайте поблагодарить его.
Помните, нужно адекватно реагировать на проступки детей:
– спросите ребенка о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания, выяснить, что явилось побудительным мотивом для его действий, и понять его;
– не сравнивайте ребёнка с другими детьми, например: «Сынок, посмотри, какой Миша молодец».
Помните, чтобы правильно организовать взаимоотношения детьми, имеющими УО и ОВЗ, в процессе общения необходимо преодолевать:
– барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);
– барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребёнка, не понимаете его потребности);
– барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребёнка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей);
– барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).
Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:
– если ребёнок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то напомните ему об этом, например: «Сынок, поздоровайся с тётей» и т.д.;
– для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию;
– для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребёнку понаблюдать за кем-либо из родственников, например: «Посмотри внимательно на маму. Как ты думаешь, какое у неё настроение? (Грустное.) Давай придумаем, как её можно развеселить»;
– для развития у детей чувства эмпатии используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей: «Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями?»
Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки, опираясь на такие вопросы:
Кто из героев больше всего понравился?
На кого хочется быть похожим?
На кого из друзей похож персонаж?
Кого бы ты хотел похвалить в этой сказке?
Кто самый добрый? Почему?
Предложите детям самим сочинить сказку:
а) «сказка по-новому» – за основу берётся старая сказка, но детям предлагается наделить героев противоположными качествами (лиса становится послушной; заяц хитрым …);
б) «салат из сказок» – соединяются несколько сказок в одну (Кощей встречает зайчика и отправляется в избушку к Бабе Яге, где Иванушка играется с яблочками). Вариантов переплетений может быть множество, главное – не забывать о первых героях;
в) «сказка – калька» – главные герои сказки остаются, но попадают в другие обстоятельства – фантастические, невероятные («лиса и заяц обитают на летающей тарелке; Золушка живёт в девятиэтажном доме» и т.д.);
г) «продолжи сказку, придумай ей конец» (если бы петух не выгнал лису из избушки; если бы Иван-Царевич не победил Кощея; если бы Алёнушка не смогла спасти своего братца и т.п.).
Применяемые мной практические рекомендации были ориентированы на:
– снижение симбиотической зависимости ребенка сОВЗ, в том числе УО,от матери с целью нормализации отношений с другими членами семьи;
– включение членов семьи в психолого-педагогический процесс.
Таким образом, разработанные практические рекомендации, направленные на формирование конструктивных отношений в системе «родители – ребенок, имеющий ОВЗ» позитивно изменяют характер взаимодействия ребенка в семейном коллективе. Значимыми являются и такие данные:
– коррекция недостатков родительского отношения позволила установить теплый эмоциональный фон взаимодействия с ребенком, наметить конструктивные модели родительского поведения;
– сплочение родительской группы, вследствие осознания общности проблем детей и стремления к их разрешению, оказало существенное влияние на гармонизацию сфер внутрисемейных отношений и отношений между семьей и внешним окружением.
Тип детско-родительского взаимодействия тесно сопряжен с уровнем готовности родителей к организации совместной деятельности. Эффективное взаимодействие со своими детьмив состоянии организовать лишь родители с высоким уровнем готовности к такому взаимодействию, т.е. в полной мере владеющие знаниями о специфике имеющегося у ребёнка нарушения в развитии. Родители, адекватно воспринимающие своих детей, эмоционально - позитивно относящиеся к ним, стремящиеся преодолеть трудности отставания, способны включиться в совместную со специалистами образовательного учреждения развивающую деятельность.
Семейное воспитание содержит значительный педагогический потенциал, который может и должен быть использован в социализации личности ребёнка. Он заключается в организации социально и личностно значимой, эмоционально привлекательной, воспитывающей и развивающей совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой складывается педагогически эффективное детско-родительское взаимодействие.
Таким образом, данная работа показывает значимость включения семьи в процесс обучения младших школьников, имеющихОВЗ, в том числе УО.