Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Программа внеурочной деятельности для 7 класса "Раскрываем тайны русского языка"

Дата публикации: 2019-08-18 10:51:30
Статью разместил(а):
Бушкина Татьяна Станиславовна

Программа внеурочной деятельности для 7 класса

"Раскрываем тайны русского языка"

Автор: Бушкина Татьяна Станиславовна

МОУ "СШ № 50 Дзержинского района Волгограда"

 

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Раскрываем тайны русского языка» разработана на основе требований  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и предназначена для обучающихся среднего звена (7-8 класс). Рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Программа предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи», «Фонетика». В программу курса включен как региональный, так и местный лингвокультурный компонент. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме, работать над проектами как по предлагаемым преподавателем темам, так и выбранным самостоятельно. Таким образом, программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей  обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности.

Программа внеурочной деятельности основана на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, связи теории с практикой, доступности, наглядности, принцип занимательности.

Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Актуальность обусловлена и тем, что  в программах,  соответствующих   ФГОС, не предусмотрены часы  на изучение регионального компонента. В этой  ситуации  предлагаемая программа внеурочной деятельности позволит обеспечить реализацию принципа синхронности курса русского языка и лингвистического краеведения. Это воспитывает не только любовь к языку, но и формирует навыки бережного отношения к языку и  культуре родного края.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование  универсальных учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). С этой целью в программе  предусмотрены активные  формы  работы, направленные  на вовлечение  обучающихся  в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими  лингвистического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Вид программы – модифицированная.

Цель: Способствовать саморазвитию и личностному самоопределению учащихся, формированию целенаправленной познавательной деятельности по изучению русского языка, изучению его прошлого и настоящего, региональных особенностей, осознанию российской и региональной языковой идентичности .

Задачи:

- формирование коммуникативной культуры школьников;

- расширение и углубление знаний, умений учащихся и формирование языковой компетенции;

- выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;

- развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

 

Описание места программы в структуре ООП

Данная программа реализует цели и задачи Основной образовательной программы основного общего образования МОУ "СШ № 50 Дзержинского  района Волгограда". Содержание программы соответствует общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности. 

Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности

Важными ориентирами содержания данной программы являются:
- развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
- формирование представлений о языке как универсальной ценности;
- изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку;

- развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
- развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
-  развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

- включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны; восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Результаты освоения программы по внеурочной деятельности

Личностные:

-          эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

-          эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

-          чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

-          любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; воспитание российской и региональной идентичности: патриотизма, уважения к родному краю, его прошлому и настоящему;

-          интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

-          интерес к изучению языка;

-          осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные:

-          самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-          составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-          работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-          в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

-          перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

-          пользоваться словарями, справочниками;

-          осуществлять анализ и синтез;

-          устанавливать причинно-следственные связи;

-          строить рассуждения;

-          адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

-          высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-          слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-          договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-          задавать вопросы.

Предметные: знать/ понимать/ уметь:

-        формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного  пространства России, Ульяновской области, о языке как основе национального самосознания;

-        представление о языке как о явлении национальной культуры  и средства человеческого общения;

-       овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

-      формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языка;

-      обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;

-      использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;

-      расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей  его уровней и единиц;

-     формирование навыков проведения различных видов анализа слова

-     формирование ответственности за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность.

 

Содержание программы

ТЕМА 1. Из истории возникновения письменности. («Дорога к письменности»)  - 6 часов.

Рисуночное письмо. Пиктографическое письмо, узелковое письмо, клинопись. Буквы.новгородские берестяные грамоты

Создание славянского алфавита. Причина, история создания славянского алфавита. Князья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки Кирилица и глаголица.

Реформы русской азбуки. Причины реформ. Реформа    года. Реформа 1917 года

Судьбы отдельных букв. Судьбы букв «Фита», Ъ, Ь, Ять и др.

Понятие скорописи. Причина появления стенографии Элементы стенографии.

Практическое значение алфавита. (словари, справочники, списки, алфавитные книги и др.)

 

ТЕМА 2. Фонетика. («Секреты устной речи») – 5 часов.

Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на правилах фонетики

Интонация. Роль интонации. Оформление  интонационных особенностей на письме

Знакомство с личностью В.Ф,Барашкова,  с его трудами : «А как у вас говорят?» «Ульяновское Повольжье. Языки, говоры, ономастика

Русские говоры. Московские и петербургские говоры.

Особенности говоров Ульяновской области. Знакомство с работами Барашкова Ф.Б. Особенности говоров наших сел.  «Справочник диалектов наших  сел». Записи  говоров каменских и лаишевских  старожилов.

 

ТЕМА 3. Лексика («Тайны  русского слова») -   15 часов.

Знакомство с личностью  В.И. Даля. Словарь В.И. Даля. Толковые словари. Словари иностранных слов. Этимологические словари. Словари  писателей. Словари синонимов и омонимов.

Антропонимика. Ономастика. Значение имени. Имя и отчество. История возникновения фамилии. Использование «говорящих фамилий в художественных произведениях». Понятие «уличная фамилия».  Уличные фамилии односельчан. Причины появления этих фамилий.

Топонимы. Гидронимы. Топонимика Ульяновской области. Топонимы  наших сел. Из истории названий наших сел.

Понятие «диалектологии».  Диалекты южных областей. Диалекты северных областей  России

Знакомство с работами В.Ф.Барашкова «Ульяновское Поволжье:языки, говоры,  ономастика. Языки коренных народов Ульяновской области. Особенности говоров нашей местности.

Фразеологические сочетания,  фразеологические сращения, фразеологические единства (идиомы). Библейские фразеологизмы,  фразеологические обороты греческих мифов. Фразеологизмы в речи наших старожилов.

Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований. Спор о заимствованиях между обществом «Арзамас» и  «Беседой любителей русской словесности».  «Опознавательные»  знаки заимствованных слов.

Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Использование их в художественной литературе

Из истории старинных названий  месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой.

Выразительные возможности слова. Многозначность слова. Синонимия. Переносное значение слова. Слово-метафора.

 

ТЕМА 4. Словообразование («Строим слова») –  8 часов.

Состав слова. Морфема.

Грамматическое значение слова.

Морфемы иноязычного происхождения.

Гнездо родственных слов. Корень слова и этимологическое значение слова

Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов

Словообразование. Способы  словообразования. Словообразовательная цепочка. Словообразовательные модели (на примере образования слов старожилами наших сел).

 

Тематическое планирование

№ п\п

Тема занятия.

Коли-чествочасов.

Содержание деятельности.

Теоретическая часть занятия/форма организации деятельности.

Практическая часть занятия/форма организации деятельности. 

1.

Из истории письменности.

1

Лекция учителя, работа с презентацией.

Творческая мастерская

Самостоятельная работают с информационными карточками Составляют карточки с рисуночным письмом.  Готовят сообщения для одноклассников.

2.

Особенности славянского алфавита.

1

Лекция учителя, работа с презентацией

Работают с литературой по языкознанию.

3.

Реформа русской азбуки.

1

Лекция учителя, работа с презентацией

Делают сравнительный анализ славянской азбуки и русского алфавита.

4.

Из истории буквы.

1

Рассказ учителя

Работают с информационными карточками.

5.

Зачем нам столько букв? (стенография).

1

Рассказ учителя о причинах появления стенографии. Знакомство с отдельными элементами

Практикуются в расшифровке и зашифровке слов.

6.

Обойдемся ли мы без алфавита?

 

1

Беседа о практическом значении алфавита

Игра-соревнование «Поиск слов в словарях», справочниках

7.

Слышу и пишу. Почему не всегда одинаково.

1

Беседа с учащимися. Обобщение знаний по теме «Фонетика»

Выполняют проблемные задания с опознавательной функцией, задания с элементами занимательности.

8.

Ты знаешь…

Ты знаешь?

Ты знаешь!

1

Лекция учителя

Выразительно читают художественные тексты, практикуются в чтении предложений с различной интонацией, составляют интонационные схемы предложений

9.

Олег Николаевич Трубачёв – наш земляк. Выдающийся русский лингвист второй половины ХХ века. 

 

Лекция учителя.

Знакомятся с работами ученого. Игра «Этимологические загадки».

10-

11.

Учимся слушать. «Окаем или акаем»?

2

Лекция учителя. Прослушивание записей. Анализ.

Самостоятельная работа с информационными картами-заданиями. Анализ волжских частушек

12.

Где живут слова?

1

Сообщения учащихся.  Лекция учителя.

Практическая работа со словарями. Составление кроссвордов по определенным темам для  последующей работы на уроках.

Грамматические игры. Шарады.

13.

Что в имени тебе моем?

1

Лекция учителя.  Знакомство с типами словарей.

Практическая работа по изучению собственного имени, фамилии – значение имени, его происхождение. Анализ художественных текстов с точки зрения появления в них «говорящих» имен и фамилий.

14

О чем рассказали названия…

1

Лекция, беседа.

Практическая работа со словарем топонимов , с этимологическим словарём.

 

15.

Путешествие по России. Диалектные слова

1

Лекция учителя. Работа с презентацией  Урок-путешествие. Анализ литературных произведений. 

Работают со словарем «Живого великорусского языка» В.И.Даля.

16-

17.

Учимся слушать. Диалектные слова Волгоградской  области. Диалектные слова наши сел, станиц, деревень.

2

Лекция учителя.

Работают со «Сборником диалектных слов» . Поиск информации по теме в сети  Интернет.

Игры. «Лингвистическое лото».

18-

19.

Удивительный мир русской фразеологии.

2

Лекция учителя. Сообщения учащихся об истории отдельных фразеологизмов.

Аналитическая работа по выявлению значения фразеологизмов, работа с фразеологическим словарем. Исследование «жизни»  фразеологического оборота в художественном тексте, в разговорной речи.

20-

21.

Сколько в русском языке русских слов? Как «поймать» чужака?

2

Лекционный материал. Работа  презентацией.

Практическая работа по определению языка-«прародителя» заимствованных слов.

Лингвистические игры.

22.

В гостях у братьев-месяцев.

1

Лекция учителя. Работа с презентацией.

Анализируют  древние названия месяцев, вникают в этимологию слов.

23-

24.

Жизнь слова в художественном тексте..

2

Работа с презентацией.

Работают с карточками-заданиями, определяют  виды тропов. Задания с элементами игры, занимательности. Задания с объяснительной функцией.

25.

Из чего состоит слово. Морфемы-кирпичики.

1

Практикум по определению состава слова,  значения отдельных морфем.

Задания с объяснительной функцией. Проблемные задания с опознавательной функцией. Сочинение лингвистических сказок о морфемах.

26.

История о «глокойкуздре».

1

Практикум по определению грамматического значения слова о морфемам.

Проблемные задания с опознавательной функцией.

27.

Морфемы-иностранки.

1

Практическое занятие.

Игра «Грамматическое лото».

28-29.

Смотри в корень

2

Лекция учителя.

Работа с этимологическим словарем. Грамматические игры.

30.

Морфемы-труженики.

1

Рассказ учителя о значении отдельных приставок и суффиксов.

Практическая работа.  Задания с опознавательной функцией.  Задачи с объяснительной функцией.

31.

Как  образуются слова?

1

Лекция учителя о способах словообразования.

Практическая работа.

32.

Конкурс знатоков

1

 

Развивающие игры.

33-34.

Итоговое занятие

2

 

Семинар.

 

Планируемые результаты изучения курса:

В результате изучения данного курса обучающийся должен иметь представление:

- о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;

- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- о нормах речевого поведения в различных сферах общения.

знать:

- основные понятия культуры речи, основные качества речи;

- показатели индивидуальной культуры человека;

- языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;

- основные нормы литературного языка;

- назначение речевого этикета;

- значение различных видов словарей в жизни человека.

 

Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности

1. Мультимедийные презентации по темам: «Великие люди о языке», «Лексические диалектные различия и их типы», «Фразеологическое богатство языка», «Крылатые выражения»,

2. Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» (х\ф).

3. Словари и справочники по русскому языку:

- Орфографический словарь. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков, Дрофа,Москва, 2006.

- Фразеологический словарь русского языка.В.Тихонов, Русский язык.Медиа, Москва, 2006.

- Краткий этимолого-орфографический словарь. Патрамова З.С..Саратов, «Лицей», 2005.

4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. /Изд. ООО «Кирилл и Мефодий», 2007, 2008, 2010.

 

Литература для учителя:

1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.

2. Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М.: Цитадель, 2001

3. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. – М., Педагогика, 1989.

4. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.

5. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.

6. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.

7. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.

8. Скворцов Л.И. Культура русской речи. – М., 1995.

9. Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.

10. Широкова А.О. Комплекс упражнений по речевому этикету/А.О.Широкова// Русский язык в школе. – 2004. - №6.

11. Шмелева Е.Как ваша фамилия? / Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. - №47.

12. Шмелева Е.Что такое речевой этикет?/ Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. - №46.

13. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.: Просвещение, 1984.

 

Литература для обучающихся:

1. Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр, 2001.

2. Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2002.

3. Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. — М.:«Просвещение»,1976.

4. Иконникова С. Диалоги о культуре. — М., 1977.4.

5. Купина Н. Азбука поведения. – Свердловск, 1991.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М., 1992.

7. Язовицкий, Е.В. Говорите правильно: Пособие для уч-ся. [Текст]/ Е.В. Язовицкий.

 

.  .  .