Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Структурирование и работа с учебным материалом с помощью приёма визуализации "Танграм"

Дата публикации: 2019-07-01 19:27:09
Статью разместил(а):
Виноградова Ксения Алексеевна

Структурирование и работа с учебным материалом с помощью приёма визуализации "Танграм"

Авторы:

Виноградова К.А., МБОУ "СОШ № 2", г. Бугуруслан

Виноградов А.Н., МБОУ "СОШ имени М.И. Калинина" , г. Бугуруслан

 

«Идеальная дидактика – это ее отсутствие. 

Ученик сам стремиться к знаниям так,

что ничто не может ему помешать. 

Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах».

А. Гин

 

В современном обществе, которое переходит на стадию постиндустриального развития, поток информации все более усиливается. Сейчас уже ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию. Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, но не исследователя. Путь поиска, исследования труден, многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний. Именно поэтому, необходимо в первую очередь так построить образовательный процесс, чтобы заинтересовать ребенка, показать ему направление пути, затем, вооружить всеми необходимыми навыками для активного исследования, анализа и преобразования действительности.

Сегодня перед школой стоит задача внедрения в учебно-воспитательный процесс таких форм и методов работы, которые способствовали бы развитию, активизации мыслительной деятельности учащихся. Поиск новых форм и приёмов работы педагога в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации образования обучение должно быть направлено на формирование активной творческой личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире. Одной из ключевых компетенций, которой должен овладеть обучающийся - работа с различными видами и объемами информации. Весьма важным умением при работе с информацией является умение структурировать. Вопросы структурирования информации весьма востребованы в современном мире ввиду того, что пространство перенасыщено различной информацией. Именно поэтому возникает потребность в правильной интерпретации и структурировании большого количества данных.  

Существует очень много методов структурирования информации. Это вызвано тем, что существует также огромное количество способов ее представления и организации. Об этом надо помнить, ведь информация бывает очень различной по свойствам. Большую роль при этом играет то, какие именно средства или каналы восприятия задействуются при вводе или выводе данных, какой уровень структурированности имеет информация изначально и относится ли она к числовому, графическому, текстовому или другому типу.

Наиболее общими и универсальными приемами структурирования информации являются: правило Миллера (правило 7±2); эффект Г. Эббингауза (эффект края); эффект Ресторффа (эффект изоляции). Однако перечисленные методы имеют ограничение в общепедагогической практике по объему и детализации структурируемой информации.

Наибольшее распространение в образовательном пространстве получили следующие методы: метод римской комнаты; метод ментальных карт Бьюзена, денотатный граф, среди отечественных разработок в этой области следует отметить систему опорных сигналов В.Ф. Шаталова, ее модифицированный вид – фрейм [2].

Мы предлагаем в качестве метода структурирования и, главное, работы с учебным материалом метод визуализации «Танграм». Название метода происходит от названия игры-головоломки. Базовым элементом танграма являются таны, которые получают при разрезании квадрата на семь геометрических фигур. Из них можно сложить большое количество различных фигур.

Легенда гласит, что примерно две тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по годам, но не хотел учиться. Мальчик играл только игрушками, познания наук его не интересовали. Поэтому император позвал к себе трех мудрецов, которые были художником, математиком и философом. Император велел им придумать игру, играя в которую, наследник изучил начала математики, научился смотреть на мир пристальными глазами художника и стал бы терпеливым, как истинный философ, При этом понял, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Подумав некоторое время, три мудреца представили императору игру «ши-чао-тю», позже ставшая известной для европейцев под названием танграм - квадрат, разрезанный на семь частей.

Наиболее распространенной версией появления игры танграм является версия, созданная С. Лойдом и описанная им в книге «Восьмая книга Тана». Согласно легенде, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли. Его танграмы начинаются с символических изображений хаоса и принципа “инь и ян”. Затем следуют простейшие формы жизни, по мере продвижения по древу эволюции появляются фигуры рыб, птиц, животных и человека. По пути в различных местах попадаются изображения того, что создано человеком: орудию труда, мебель, одежда и архитектурные сооружения. Таким образом многовековая история Земли мудрецом была представлена в виде семи тысяч символов, для составления которых использовалось ни много ни мало - всего семь танов! Это ли не вершина структурирования информации!

Метод визуализации «Танграм» представляет собой модификацию системы опорных сигналов В.Ф. Шаталова [3], однако при общей схожести имеет принципиальное отличие. Логическая блок-схема (тематический танграм) является не статичной структурой, а может быть изменена, что приводит и к изменению ее логической силы. Соответственно танграм выполняет функцию не только структурирования учебного материала, но и позволяет активно с ней работать, использовать ее для решения заданий открытого типа.

Определимся с методологической базой метода. Как и в системе В.Ф. Шаталова ключевым понятием является опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию. Опорный конспект – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки. Т.е. есть если нарисовать графический знак и объяснить почему он должен ассоциативно связываться с определённым материалом, то автоматическим запомнится как знак, так и сам материала. Задача объяснения и запоминания теоретического материала таким образом сводится созданию для каждого фрагмента теоретического материала своего значка - опорного сигнала. Вместе, увязанные и обозначенные на рисунке причинно-следственными связями, они образуют единую систему объяснения теоретического материала. Далее необходимо объяснить суть ассоциаций сигналов c теорией - и материал будет усвоен.

Красочные, многообразные, необычные, опорные сигналы притягивают, создают игровую, непринуждённую обстановку при обучении, побуждают к активному познанию, обеспечивает целостность, системность, осмысленность представлений об основных закономерностях и понятиях в их взаимосвязях.
Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы:

1.   Лаконичность. В опорном сигнале должно быть лишь несколько слов. Чем меньше печатных знаков, тем более притягательны опорные сигналы для обучаемого, тем меньше времени он тратит на самоподготовку, тем быстрее выполняются письменные работы по контрольному воспроизведению сигналов, тем больше высокие оценки за эти работы получают обучаемые, тем охотнее исправляют свои нежелательные оценки. В дальнейшем опорные сигналы надо несколько раз пересматривать, предоставлять другим преподавателям на согласование и анализ по сокращению.

2.   Структурность. В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр. Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделать обще и главное, выделять причинно-следственные связи. Всё эти навыки развиваются у обучаемого незаметно для него – просто в ходе изучения материала.

3.   Наличие смысловых акцентов. Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.

4.   Автономность. Каждый из блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.

5.   Ассоциативность и образность. Должны возникать и запоминаться четки ассоциации на опорный сигнал и его элементы. Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться. Для этого изображения должны напоминать широко распространённые образы.

6.   Доступность воспроизведения от руки. Обучаемые должны будут по памяти на оценку воспроизводить разобранные на занятии опорные сигналы. Поэтому их исполнение должно быть выполнено в простой воспроизводимой от руки на бумаге, не высокохудожественной манере.

7.   Цветовая наглядность. Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета.

Перечисление этапов работы по созданию опорного сигнала по Шаталову В.Ф.:

1.   Внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.

2.   Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.

3.   Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.

4.   Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.

5.   Объедините сигналы в блоки (таны).

6.   Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними (тангарам).

7.   Выделите значимые элементы цветом.

Конечно, для учителя химии важно, чтобы дети по окончанию курса имели представление о природе и свойствах химических веществ, а также законах химической науки. Но как для учителя в целом, и это наверно важнее, главное, чтобы они научились мыслить не шаблонно, не стандартно, а могли принимать самостоятельные решения, и современные стандарты тому подтверждение. В связи с этим возникла идея совместить освоение программного минимума по предмету химия с развитием такого важного метапредметного умения как структурирование информации.

Каким же образом это можно реализовать на практике? Изучаемый теоретический материал выстраивается в виде определенной логической схемы, работая с которой ребята в процессе обучения решают открытые задания проблемного характера. Одним из наиболее эффективных подходов в развитии умения структурировать информацию является визуализация изучаемого объекта.

Продемонстрируем на конкретном примере. Урок химии в 10 профильном Роснефть классе по теме «Жиры – источники энергии».

Основная идея урока заключается в том, что при том же самом образовательном минимуме по данной теме дать совершенно иную трактовку. Рассмотреть жиры не просто как источник энергии, а как топливо. Выбор был обусловлен тем, что данный класс является профильным «Роснефть» классом и поэтому была рассмотрена именно энергетическая функция жиров как альтернативного топлива.

В связи с этим целью урока была сформировать представление о жирах, как источниках энергии, не только в живых организмах, но и в более широком смысле. Тогда планируемые предметные результаты будут: характеризовать состав жиров, указывать их функции, физические и химические свойства, определять области применения. Что же касается метапредметных результатов – это  умение устанавливать внутри- и межпредметные связи, составлять и оперировать логическими схемами. 

Основным подходом к организации процесса обучения на уроке является системно-деятельностный подход в рамках, которого ведущим методом является эвристический метод обучения реализуемый посредством применения логического  анализа в решении ситуационных открытых заданий.

При изучении темы использовали – танграм-головоломку, целью которой является образное представление логической схемы.

Исходным танграмом являлся «кит» - главный персонаж эпического романа Германа Мелвилла Моби Дик, который обычно ассоциируют с закатом китобойного промысла. Это прямая ассоциация  с главным элементом логической цепочки понятием «жир», как основного источника топлива, используемого до начала разработки нефти. Каждый элемент танграма представляет собой отдельный информационный блок, связанный причинно-следственными связями с другими блоками. Взаимное расположение элементов танграма, а также их перемещение позволяет не только составлять логическую схему, но и работать с ней.

При изучении данного понятия использовали такие информационные  блоки, как состав, свойства, строение жиров. В ходе урока была построена логическая цепочка, основанная на теории строения органических веществ А. М. Бутлерова, что свойства веществ зависят от их состава и строения,

При изучении свойств обучающиеся приходят к выводу, что жир обладает рядом свойств, которые ограничивают применение его в качестве моторного топлива. Именно поэтому жир был очень быстро вытеснен нефтепродуктами. Говорят, нефть спасла китов от полного истребления!

Решить сложившееся затруднение можно изменив  танграм, а изменить его надо так, что бы он отвечал новой задаче – превратить жир в хорошее топливо.

Легендарный капитан Аврахам, заклятый враг Моби Дика, обещал золотой дублон тому, кто первый увидит кита и прекратит их скитания по морям. Как символично! Переделаем танграм в квадратный римский щит – скутум (эскудо, дублон).

Изменение танграма приводит к новой логической схеме. Попробуем ее реализовать. Для того чтобы поменять свойства надо изменить строение. Значит, можно  заменить, например многоатомный спирт на одноатомные низшие спирты, например метанол или этанол. Будет тот же сложный эфир, но с меньшей молярной массой. В результате получается альтернативное топливо – биодизель.

Жиры можно использовать как источники топлива, которые по энергоемкости не уступают углеводородному сырью. К этому выводу дети приходят в результате работы с демонстрационным опытом, раздаточным материалом и в процессе выполнения лабораторного опыта.

Использование данного приема в системе  с другими методами и приемами формирования и развития логического и ассоциативного мышления приводит к тому, что у детей после изучения курса остаются не только теоретические и практические знания и умения, представляющие собой предметные результаты, но появляются такие компетенции как: генерирование нестандартных идей; поиск множества путей решения; способность оценивать эффективность и оптимальность выбранного способа решения.

В качестве положительных результатов от использования данного приема в рамках общей технологии развития ассоциативного мышления можно отметить повышение успеваемости и качества образования по предмету, увеличение массовости и результативности участия в конкурсном движении и научно-исследовательской деятельности.

Закончить свое выступление хочется словами российского психолога, педагога Шалвы Александровича Амонашвили: «Ребенок – безграничен, ищите ключ к нему, и он удивит вас». Вот таким своеобразным ключом для меня стала практика использования танграма при решении открытых проблемных заданий в урочной и внеурочной деятельности.

 

Литература:

1. Грин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 3-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2001. - 88 с.

2. Гурина Р.В., Соколова Е. Е. Фреймовое представление знаний: Монография. М.: Народное образование; НИИ школьных технологий, 2005. 176 с.

3. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. \\ Баженова И. Н. Педагогический поиск. М., 1990, С. 159.

 

.  .  .