Программа внеурочной деятельности "Слово о словах, или занимательная этимология"
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Слово о словах, или занимательная этимология»
для обучающихся 5-6 классов
Автор: Татаренкова Наталья Викторовна
ГБОУ "ООШ с. Нижняя Быковка м.р. Кошкинский Самарской области"
Направление развития личности школьника: общеинтеллектуальное.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Слово о словах, или занимательная этимология» для обучающихся 5 класса является модифицированной, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, планируемых результатов освоения обучающимися основной общеобразовательной программы основного общего образования и в соответствии c рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. М.: Просвещение, 2016, а также с учетом Концепции школьного филологического образования и согласно Положению ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности.
В Концепции школьного филологического образования особое внимание уделяется развитию языковой личности, ее духовному приобщению к красоте и богатству художественного слова. Целью изучения русского языка становится «обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие грамматического строя речи учащихся, развитие у них всех типов речевой деятельности, умений владеть русским литературным языком как средством общения во всей полноте его функциональных возможностей». Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала.
Слова, которыми мы пользуемся в нашей повседневной жизни, образуют очень интересный и своеобразный мир, имеющий свои особенности и закономерности, свои нераскрытые тайны и загадки, свою историю. Жесткие рамки урока и достаточно большой объем программного материала не позволяют в полной мере удовлетворить языковую потребность детей в разгадывании незримой связи явлений, запечатленных в слове, показать всю красоту и богатство русского языка, раскрыть его секреты.
Цель данной программы: формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся на основе умения выполнять этимологический анализ слов для выяснения исторических изменений в структуре слова, его значения и правописания.
Задачи курса:
Воспитательные:
- Формировать положительную мотивацию к изучаемому разделу языкознания – «Этимология».
- Воспитывать патриотическое сознание, чувство любви и уважения к родному языку и краю.
- Пробудить интерес к истокам своей семьи, своего рода, помочь сохранить семейные традиции.
Развивающие:
- Дать возможность учащимся в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, познавательную самостоятельность, творческий потенциал.
- Совершенствовать коммуникативно-речевые навыки, умения свободно владеть русским литературным языком.
- Способствовать развитию представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.).
Обучающие:
- Расширить представление о сущности понятия «этимология», об истории происхождения слов.
- Научить аргументировать родство слов посредством сравнительно-исторического анализа.
- Изучить способы решения этимологических проблем.
- Выработать умение пользоваться этимологическим словарем.
Педагогическая целесообразность и новизна программы
Программа курса способствует повышению уровня языковой, лингвистической и коммуникативной компетентности учащихся. Этимологический анализ слов может существенно улучшить орфографическую грамотность детей, так как в такой работе задействована не только механическая память, но и логическое размышление самого учащегося; позволяет добиться сознательного усвоения орфографических норм, поскольку дает возможность сделать непроверяемые слова проверяемыми, понять значение словарных слов, а не просто запомнить их орфографический облик. Экскурс в историю слова делает занятие более интересным, необычным, вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к русскому языку, расширяет кругозор школьника, увеличивает словарный запас, развивает речь, знакомит детей с историей и культурой русского языка.
Структура программы строится по принципу от “общего - к частному”, содержит не только лингвистический, но и краеведческий материал: занимательные разделы по языкознанию, раскрывающие загадки топонимики и ономастики. Это стимулирует интерес к изучению языка через исследовательскую работу.
Разработанная программа соответствует категории учащихся в возрасте 11-12 лет. Именно в этот период у младших подростков меняется характер учебной деятельности, появляется желание иметь свою точку зрения. Учащимся средних классов свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, выходящей за рамки предмета. В среднем школьном возрасте формируется исследовательский стиль мышления.
Срок реализации программы – 1 год, в объеме – 1 час в неделю (34 часа).
Продолжительность одного занятия составляет 40 минут.
Содержание курса
№ п/п |
Разделы программы |
Кол-во часов |
Планируемые образовательные результаты |
1 |
Откуда берутся слова? Всему название дано. |
9 |
Предметные: знать историю возникновения слов, способы пополнения словарного состава языка; иметь понятие о науке-этимологии. Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; уметь составлять тексты художественного стиля, пользоваться этимологическим словарём. Личностные: стремление к речевому совершенствованию; осознание необходимости владения русским языком для учебной и других видов деятельности. |
2 |
Необыкновенные родственники. «В соседстве дальних слов я нахожу родство, мне нравится сближать их смысл и расстоянья…» |
6 |
Предметные: расширение и систематизация научных знаний о языке; обогащение словарного запаса; овладение нормами литературного языка в речевой практике; научиться, используя сравнительно-фонетический анализ, выделять из представленных слов слова, образованные путем изменений на фонетическом уровне; формирование навыка работы с этимологическим словарем, проведения морфемного анализа слова; умение использовать знания по этимологии слова при объяснении его написания. Метапредметные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
3 |
Псевдоэтимология, или “народная” этимология. |
5 |
Предметные: получить знания по лженауке языкознания – «псевдоэтимологии»; уметь определять слова, образованные народно-этимологическим путем; давать собственную справку о значении слова. Метапредметные: интегрироваться в группу сверстников и строить вместе продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Личностные: развитие творческого потенциала, воображения, креативности личности; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
4 |
Словесные раскопки. Топонимы земли Кошкинской |
7 |
Предметные: знать историю происхождения местных топонимов, уметь составлять топонимический словарь. Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ-технологий. Личностные: приобщение к краеведческой поисково-исследовательской деятельности; сохранение исторической памяти; воспитание патриотизма, духовное приобщение к красоте и богатству родного слова и края. |
5 |
Познай самого себя. Этимология имен и фамилий. |
6 |
Предметные: познакомиться с понятием «ономастика», знать историю своего родового имени, уметь составлять антропонимический словарь происхождения и значения имен и фамилий своей семьи. Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Личностные: интерес к истокам собственной родословной, фамильная гордость за своих предков. |
6 |
Подведение итогов. КВН. |
1 |
Предметные: умение выполнять сравнительно-исторический анализ слов; знать пути решения этимологических проблем. Метапредметные: формулировать коммуникативное высказывание; уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; давать свою оценку. Личностные: формировать доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку в процессе игровой деятельности, адекватно реагировать на эмоции других. |
|
ИТОГО |
34 |
|
Тематическое планирование
№ п/п |
Раздел, тема |
Количествочасов |
Содержание занятий |
Виды деятельности учащихся |
Формы занятий |
|||||
всего |
теория |
практика |
||||||||
Раздел 1. Откуда берутся слова? Всему название дано. |
||||||||||
1. |
История возникновения первых слов. |
1 |
1 |
- |
Знакомство с понятием «этимология», ее происхождением. Изучение истории возникновения первых слов. Просмотр видеофрагмента «Откуда пришло слово». |
Аналитическая, познавательная. |
Аналитическая беседа, просмотр фрагмента фильма. |
|||
2. |
Слова придумывают дети. |
1 |
- |
1 |
Открытие удивительного феномена детства - неосознанного словесного творчества – детской этимологии. Знакомство с примерами детского словотворчества. Игра «Пойми меня». |
Частично-поисковая, игровая. |
Микро-исследование, интеллектуальная игра. |
|||
3. |
Слова изобретают ученые. |
1 |
- |
1 |
Просмотр презентации о научной этимологии. Поиск в этимологическом словаре научных терминов. Шуточная игра «Бред профессора» |
Познавательная, поисковая, игровая. |
Презентация, работа со словарями, игра. |
|||
4. |
Слова сочиняют писатели. |
1 |
- |
1 |
Рассказ о мастерстве писателей и поэтов сочинять слова. Виртуальное путешествие в «Мастерскую слова». |
Познавательная, аналитическая. |
Аналитическая беседа, виртуальное путешествие. |
|||
5. |
Слова приходят из других языков. |
1 |
- |
1 |
Знакомство с заимствованной лексикой. Нахождение в этимологическом словаре иностранных слов и определение их значения. Кроссворд «Одним словом». |
Познавательно-аналитическая, поисковая, игровая. |
Словарная работа, электронный кроссворд. |
|||
6. |
Совсем недавние пришельцы. |
1 |
- |
1 |
Лаборатория слова. Лексический анализ современных слов-неологизмов. Квест-игра «Слова-пришельцы». |
Учебно-исследовательская, игровая. |
Творческая лаборатория слова, интерактивная игра. |
|||
7. |
Великий и могучий… школьный язык. |
1 |
- |
1 |
Сообщение «Лексика школьного обихода». Анкета «Как мы говорим». Составление словаря школьного сленга.
|
Познавательно-ана-литическая, поисково-исследовательская. |
Анкетный опрос, словарная работа. |
|||
8. |
Современные слова: сленг и жаргонизмы. |
1 |
- |
1 |
Ознакомление с истоками жаргонной лексики, причинами появления слов-сорняков в языке; разграничение литературных слов и ненормативной лексики. Игра «Переводчики». |
Познавательно-аналитическая, частично-поисковая, игровая. |
Микро-исследование, словарная работа, деловая игра. |
|||
9. |
Старая сказка на новый лад. |
1 |
- |
1 |
Создание русской народной сказки «Репка» на языке молодежного сленга. |
Коллективно-творчес-кая деятель-ность. |
Сказочная мастерская «В гостях у “клёвой” сказки». |
|||
Раздел 2. Необыкновенные родственники. «В соседстве дальних слов я нахожу родство, мне нравится сближать их смысл и расстоянья …» |
||||||||||
10 |
Необычное происхождение обычных слов. |
1 |
- |
1 |
Проследить «родословную» слов вплоть до его этимологического рождения, научиться аргументировать родство слов посредством сравнительно-исторического анализа. Сравнение современных слов с исходными единицами языка, выяснение их фонетических изменений. Показ презентации «Знакомые незнакомцы». Игра «Лингвистическое домино». |
Научно-исследовательская, познавательно-аналитическая, игровая. |
Микро-исследование, работа со словарями, компьютерная презентация, лингвистическая игра. |
|||
11 |
Найдите родственников. |
1 |
- |
1 |
Нахождение слов, восходящих к одному и тому же общеславянскому корню. Анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точки зрения. Отгадывание загадок, подбор к отгадкам однокоренных слов. |
Поисково-исследовательская, аналитико-синтетическая, игровая. |
Микро-исследование, работа со справочной литературой, загадки. |
|||
12 |
Идем по следу. |
1 |
- |
1 |
Работа с этимологическим словарем, установление этимологически родственных связей, поиск исторического корня, подбор варианта проверочного слова. Интерактивный flash-тренажер «Родственные слова». |
Поисково-исследовательская, аналитико-синтетическая, игровая. |
Работа со справоч-ной ин- формацией, интерактивная игра-тренажер. |
|||
13 |
Разберем по полочкам. |
1 |
- |
1 |
Составление «этимологического гнезда» однокоренных слов, обозначение общей части слов языковой цепочки. Логическая игра «Найди лишнее». |
Поисково-исследовательская, аналитико-синтетическая, игровая. |
Практическая работа со словарями, интеллек-туальная игра. |
|||
14 |
“Зри” в корень. |
1 |
- |
1 |
Подбор однокоренных слов, проверка «корневых» орфограмм с помощью этимологических родственников. Решение онлайн-кроссворда «Этимология на службе орфографии». |
Аналитико-синтетическая, частично-поисковая, игровая. |
Словарная работа, интерактивная игра. |
|||
15 |
Устный журнал «Портрет одного слова». |
1 |
- |
1 |
Рассмотреть различные аспекты одного слова (на выбор): его значение, происхождение, произношение, употребление, его уникальность и место во фразеологизмах. |
Проектно-исследовательская, аналитико-синтетическая, творческая. |
Мини-исследование, устный журнал. |
|||
Раздел 3. Псевдоэтимология, или “народная” этимология. |
||||||||||
16 |
От серьезной науки до словесной шутки. |
1 |
- |
1 |
Знакомство с понятием «псевдоэтимология». Что это – игра или стилистическое средство? Поиск примеров “ложных” слов в фельетонах, юмористических рассказах сатирического журнала «Крокодил». |
Познавательно-аналитическая, поисково-исследовательская. |
Практическая работа с текстовой информацией. |
|||
17 |
Слова - “перевертыши”. |
1 |
- |
1 |
Открытие слов-палиндро-мов – “перевертышей”. Чтение примеров в стихотворениях Г.Р. Державина, А.А. Фета, В. Хлебникова «Перевертень». Игра-лото «Слово наоборот». |
Познавательно-аналитическая, частично-поисковая, игровая. |
Микроисследование, работа с художественным текстом, игра. |
|||
18 |
Это было бы смешно, если б не было так печально. Поговорим о “ляпах”. |
1 |
- |
1 |
Познакомиться с видами речевых ошибок в неоправданном использовании структуры языковой единицы. Деловая игра «Юный корректор». |
Познавательно-аналитическая, игровая. |
Работа с информацией, составление таблицы, игра. |
|||
19 |
Псевдоэтимологический словарь «Всерьез о шутке». |
1 |
- |
1 |
Творческая мастерская «От слова к слову». Запись слов и подбор к ним своих необычных языковых ассоциаций. Классификация словарных статей по алфавиту. Составление псевдоэтимологического словаря. |
Коллективно-творческая, аналитическая. |
Творческая мастерская слова. |
|||
20 |
Презентация псевдоэтимологического словаря. |
1 |
- |
1 |
Выступление от каждой группы с презентацией продукта творческой деятельности. |
Коллективно-творческая. |
Презентация продукта совместной деятельности. |
|||
Раздел 4. Словесные раскопки. Топонимы земли Кошкинской. |
||||||||||
21 |
Почему Кошки? |
1 |
- |
1 |
Знакомство из архивных источников с версиями происхождения села Кошки. Создание мини-проекта «Кондурчинская слобода, или история села Кошки». |
Познавательно-аналитическая, проектно-исследовательская. |
Мини-проект. |
|||
22 |
К истокам Кондурчи. |
1 |
- |
1 |
Сбор информации о возникновении названия реки Кондурча. Чтение стихотворений поэта-земля-ка И.Ф. Акулиничева, посвященных Кондурче. Конкурс рисунков «Капелька моей любви к России - солнечная речка Кондурча». |
Поисково-исследовательская, художественно-творческая. |
Микроисследование, конкурсы чтецов и рисунков. |
|||
23 |
Семь чудес Кошкинского района. |
1 |
- |
1 |
Рассказ об удивительных памятниках природы, истории и культуры Кошкинского района - Белоключевском роднике, Гудковских прудах, Ивановских камнях, Максимкинском дубе, Марьевской горе и храмах «Во имя св. князя А. Невского» и «В честь Рождества Христова». Создание буклета «Семь чудес района». |
Познавательно-аналитическая, художественно-творческая. |
Обсуждение, сбор информации, создание буклета в программе Microsoft Publisher. |
|||
24 |
Вот моя деревня… Что означает село Нижняя Быковка? |
1 |
- |
1 |
Поиск информации об истории названия своего села. Интервью со старожилами. Выпуск школьной газеты «Мое село с необычным названием». |
Поисково-исследовательская, художественно-творческая. |
Работа с информацией, мини-иссле-дование, выпуск газеты. |
|||
25 |
Экскурсия в Кошкинский историко-краеведческий музей. |
1 |
- |
1 |
Посещение Кошкинского историко-краеведческого музея. Знакомство с историей и культурой малой родины. |
Познавательно-аналитическая. |
Экскурсия в районный музей краеведения. |
|||
26 |
Топонимический словарь Кошкинского района. |
1 |
- |
1 |
Составление словаря топонимов Кошкинского района. |
Коллективно-творчес-кая, аналитическая. |
Сбор информации, словарная работа. |
|||
27 |
Презентация словаря топонимов Кошкинского района. |
1 |
- |
1 |
Представление топонимического словаря своей местности. |
Коллективно-творчес-кая. |
Презентация продукта совместной деятельности. |
|||
Раздел 5. Познай самого себя. Этимология имен и фамилий. |
||||||||||
28 |
Что в имени тебе моем? Тайны наших имен. |
1 |
- |
1 |
Знакомство с историей происхождения своего имени, толкованием его значения. Как раскрывает имя характер человека, влияет на его судьбу. Работа с онлайн-словарями и справочниками по ономастике. |
Познавательно-аналитическая, частично-поисковая. |
Работа со справочной информацией в Интернете. |
|||
29 |
Моя фамилия. Мое отчество. |
1 |
- |
1 |
Высказывания-предполо-жения о значении своей фамилии и отчества. Знакомство с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Да-ля, поиск значения своей фамилии и отчества. |
Познавательно-аналитическая, частично-поисковая. |
Обсуждение предположений работа со словарем, мини-исследование. |
|||
30 |
«Говорящие» фамилии. |
1 |
1 |
- |
Рассмотреть примеры «говорящих» фамилий в русской литературе, соотнести их значения; определить роль данного художественного приема в стилистическом образе произведения. Прослушивание рассказа «Лошадиная фамилия» из аудиокниги А.П. Чехова. |
Познавательно-аналитическая, художественно-творческая. |
Составление таблицы, прослушивание аудиокниги. |
|||
31 |
Герои сказок рассказывают о себе. |
1 |
- |
1 |
Решение кроссворда «Герои литературных и народных сказок». Обмен мнениями, почему именно эти имена имеют герои. Просмотр презентации литературного проекта «Средства создания образа Бабы-Яги в русских народных сказках», составление плана данного исследования. Обмен мнениями о проекте. Работа в группах по теме «Этимология и лексическое значение слова «Кощей». Выступления учеников об этимологии имён героев сказок. Самостоятельное определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с ранее разработанными критериями. |
Познавательно-аналитическая, коллективно-творческая. |
Отгадывание кроссворда, просмотр презентации, работа в группах, выступления ребят. |
|||
32 |
Антропонимический словарь имен и фамилий моей семьи. |
1 |
- |
1 |
Составление словаря имен и фамилий своей семьи. Работа со словарем В.И. Даля и поиск информации в Интернете. |
Коллективно-творческая. |
Словарная работа, сбор материала в Интернете. |
|||
33 |
Презентация антропонимического словаря «Имя дома моего». |
1 |
- |
1 |
Выступление с презентацией антропонимического словаря «Имя дома моего». |
Коллективно-творческая. |
Презентация словаря по антропонимике. |
|||
34 |
Подведение итогов. КВН. |
1 |
- |
1 |
Класс делится на две команды. В каждой команде назначается капитан. Участники выполняют следующие задания: 1. Разминка «Лексические слухи». 2. Конкурс «Этимологический мик-роскоп». 3. Конкурс «Старославянские родственники». 4. Конкурс капитанов «Регулировщик слова». 5. Домашнее задание «Фэнтези «Невероятные приключения слов-“иностранцев” в России». |
Интеллектуально-творческая. |
Выступления команд, подведение итогов. |
Описание предполагаемой результативности курса
Планируемые результаты
Личностные результаты:
· положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
· появление желания умело пользоваться языком, сознательно относиться к своей речи;
· интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
· патриотическое сознание, интерес к историческим и культурным ценностям родного слова и края;
· интерес к истокам собственной родословной, фамильная гордость за своих предков.
Метапредметные результаты:
Ученик научится или получит возможность научиться:
Познавательные:
· искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу;
· читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
· пользоваться различными словарями, справочниками, находить в них нужные сведения;
· выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение;
· подводить под понятие, доказывать, делать выводы;
· проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;
· строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
· строить логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные:
· осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей;
· участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;
· понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.
Регулятивные:
· понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
· действовать по плану и планировать свои учебные действия;
· контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
· адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Предметные результаты:
· иметь представление о сущности понятий «этимология», «топонимика», «ономастика», «псевдоэтимология»;
· владеть необходимыми теоретическими знаниями об истории происхождения слов;
· уметь моделировать этимологическое гнездо слов;
· научиться аргументировать родство слов посредством сравнительно-исторического анализа;
· уметь определять слова, образованные народно-этимологическим путем, давать собственную справку о значении слова;
· знать историю происхождения, значение имени, фамилии и отчества своей семьи; местных топонимов;
· уметь составлять антропонимический и топонимический словари;
· понять особенности молодежного сленга, причины проникновения ненормативной лексики в школьную речь;
· получить сведения о составе сленговых слов, употребляемых учениками ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка.
Контроль и оценка результатов
Основными формами выявления уровня усвоения программы являются презентации продуктов проектной и исследовательской деятельности: различных словарей, буклета, сценария сказки, школьной газеты, устного журнала; деловые и ролевые игры, викторины, кроссворды, загадки, лингвистическое домино, интерактивный flash-тренажер, лото, подготовка к тематическим сообщениям и выступлениям, защита творческих проектов, участие в конкурсах, фестивалях, конференциях, коллективные обсуждения пройденных тем. Результатом итогового прохождения программы будет выступление команд в игре КВН.
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации мини-проектов, элементарные представления об исследовательской деятельности.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Портфель достижений школьника
За время прохождения курса внеурочной деятельности учащиеся выполняют в конце каждого раздела итоговые работы разного формата. Результатом творчества становятся продукты совместной или индивидуальной деятельности:
- словарь школьного сленга;
- старая сказка на новый лад;
- мини-проект «Кондурчинская слобода, или история села Кошки»;
- конкурс рисунков «Капелька моей любви к России – солнечная речка Кондурча»;
- создание буклета «Семь чудес района»;
- выпуск школьной газеты «Мое село с необычным названием»;
- составление словаря топонимов Кошкинского района;
- выступления учеников об этимологии имен героев сказок;
- антропонимический словарь «Имя дома моего»;
- устный журнал «Портрет одного слова»;
- творческая мастерская «От слова к слову»;
- псевдоэтимологический словарь «Всерьез о шутке»;
- фэнтези «Невероятные приключения слов - “иностранцев” в России».
Собранный языковой материал может послужить базой для дальнейшего использования при организации внеклассных мероприятий: Неделе русского языка и литературы, Дне славянской письменности, школьной научно-практической конференции, районных краеведческих чтениях, районной филологической конференции. «Первые шаги в науку» - путь к успеху!