Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Программа внеурочной деятельности "Слово о словах, или занимательная этимология"

Дата публикации: 2019-06-08 10:55:19
Статью разместил(а):
Татаренкова Наталья Викторовна

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Слово о словах, или занимательная этимология»

для обучающихся 5-6 классов

Автор: Татаренкова Наталья Викторовна

ГБОУ "ООШ с. Нижняя Быковка м.р. Кошкинский Самарской области"

 

Направление развития личности школьника: общеинтеллектуальное.

Пояснительная записка.

Рабочая  программа  курса внеурочной деятельности «Слово о словах, или занимательная этимология» для обучающихся 5 класса является модифицированной, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, планируемых результатов освоения обучающимися основной общеобразовательной программы основного общего образования и в соответствии c рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. М.: Просвещение, 2016, а также с учетом Концепции школьного филологического образования и согласно Положению ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности.

В Концепции школьного филологического образования особое внимание уделяется развитию языковой личности, ее духовному приобщению к красоте и богатству художественного слова. Целью изучения русского языка становится «обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие грамматического строя речи учащихся, развитие у них всех типов речевой деятельности, умений владеть русским литературным языком как средством общения во всей полноте его функциональных возможностей». Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала.

Слова, которыми мы пользуемся в нашей повседневной жизни, образуют очень интересный и своеобразный мир, имеющий свои особенности и закономерности, свои нераскрытые тайны и загадки, свою историю. Жесткие рамки урока и достаточно большой объем программного материала не позволяют в полной мере удовлетворить языковую потребность детей в разгадывании незримой связи явлений, запечатленных в слове, показать всю красоту и богатство русского языка, раскрыть его секреты.

Цель данной программы:  формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся на основе умения выполнять этимологический анализ слов для выяснения исторических изменений в структуре слова, его значения и правописания.

Задачи курса:

Воспитательные:

- Формировать положительную мотивацию к изучаемому разделу языкознания – «Этимология».

- Воспитывать патриотическое сознание, чувство любви и уважения к родному языку и краю.

- Пробудить интерес к истокам своей семьи, своего рода, помочь сохранить семейные традиции.

Развивающие:

- Дать возможность учащимся в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, познавательную самостоятельность, творческий потенциал. 

- Совершенствовать коммуникативно-речевые навыки, умения свободно владеть русским литературным языком. 

- Способствовать развитию представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.). 

Обучающие:

- Расширить представление о сущности понятия «этимология», об истории происхождения слов.

- Научить аргументировать родство слов посредством сравнительно-исторического анализа.

- Изучить способы решения этимологических проблем.

- Выработать умение пользоваться этимологическим словарем.

 

Педагогическая целесообразность и новизна программы

Программа курса способствует повышению уровня языковой, лингвистической и коммуникативной компетентности учащихся. Этимологический анализ слов может существенно улучшить орфографическую грамотность детей, так как в такой работе задействована не только механическая память, но и логическое размышление самого учащегося; позволяет добиться сознательного усвоения орфографических норм, поскольку дает возможность сделать непроверяемые слова проверяемыми, понять значение словарных слов, а не просто запомнить их орфографический облик. Экскурс в историю слова делает занятие более интересным, необычным, вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к русскому языку, расширяет кругозор школьника, увеличивает словарный запас, развивает речь, знакомит детей с историей и культурой русского языка.

Структура программы строится по принципу от “общего - к частному”,  содержит не только лингвистический, но и краеведческий материал: занимательные разделы по языкознанию, раскрывающие загадки топонимики и ономастики. Это стимулирует интерес к изучению языка через исследовательскую работу.

Разработанная программа соответствует категории учащихся в возрасте 11-12 лет. Именно в этот период у младших подростков меняется характер учебной деятельности, появляется желание иметь свою точку зрения. Учащимся средних классов свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, выходящей за рамки предмета. В среднем школьном возрасте формируется исследовательский стиль мышления.

Срок реализации программы – 1 год, в объеме – 1 час в неделю (34 часа).

Продолжительность одного занятия составляет 40 минут.

 

Содержание курса

№ п/п

Разделы программы

Кол-во часов

Планируемые образовательные  результаты

1

Откуда берутся слова?

Всему название дано.

9

Предметные: знать историю возникновения слов, способы пополнения словарного состава языка; иметь понятие о науке-этимологии.

Метапредметные: извлекать  фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; уметь составлять тексты художественного стиля, пользоваться этимологическим словарём. 

Личностные: стремление к речевому совершенствованию;  осознание необходимости владения русским языком для учебной и других видов деятельности. 

  2

Необыкновенные

родственники.

«В соседстве дальних слов я

нахожу родство, мне нравится  сближать их смысл и расстоянья…»

6

Предметные: расширение и систематизация научных знаний о языке; обогащение словарного запаса; овладение нормами литературного языка в речевой практике; научиться, используя сравнительно-фонетический анализ, выделять из представленных слов слова, образованные путем изменений на фонетическом уровне; формирование навыка работы с этимологическим словарем, проведения морфемного анализа слова; умение использовать знания по этимологии слова при объяснении его написания. 

Метапредметные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. 

Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

  3

Псевдоэтимология,                                 или “народная” этимология.

5

Предметные: получить знания по лженауке языкознания – «псевдоэтимологии»; уметь определять слова, образованные народно-этимологическим путем; давать собственную справку о значении слова.

Метапредметные: интегрироваться в группу сверстников и строить вместе продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Личностные: развитие творческого потенциала, воображения, креативности личности; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

4

Словесные раскопки.

Топонимы земли

Кошкинской

7

Предметные: знать историю происхождения местных топонимов, уметь составлять топонимический словарь.

Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ-технологий.

Личностные: приобщение к краеведческой поисково-исследовательской деятельности; сохранение исторической памяти; воспитание патриотизма, духовное приобщение к красоте и богатству родного слова и края. 

  5

Познай самого себя.

Этимология имен

 и фамилий.

6

Предметные: познакомиться с понятием «ономастика», знать историю своего родового имени, уметь составлять антропонимический словарь происхождения и значения имен и фамилий своей семьи.

Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные: интерес к истокам собственной родословной, фамильная гордость за своих предков. 

6

Подведение итогов. КВН.

1

Предметные: умение выполнять сравнительно-исторический анализ слов; знать пути решения этимологических проблем.

Метапредметные: формулировать коммуникативное высказывание; уметь планировать  и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; давать свою оценку.

Личностные: формировать доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку в процессе игровой деятельности, адекватно реагировать на эмоции других.   

 

ИТОГО

34

 

 

Тематическое планирование

№    п/п

 Раздел, тема

Количествочасов

Содержание занятий

Виды деятельности учащихся

 Формы занятий

всего

теория

практика

Раздел 1. Откуда берутся слова? Всему название дано.

1.

История возникновения первых слов.

1

1

-

Знакомство с понятием «этимология», ее происхождением. Изучение истории возникновения первых слов. Просмотр видеофрагмента «Откуда пришло слово».

Аналитическая, познавательная.

Аналитическая беседа, просмотр фрагмента фильма.

2.

Слова придумывают дети.

1

-

1

Открытие удивительного феномена детства -  неосознанного словесного творчества – детской этимологии. Знакомство с примерами детского словотворчества. Игра «Пойми меня».

Частично-поисковая, игровая.

Микро-исследование,

интеллектуальная игра.

3.

Слова изобретают ученые.

1

-

1

Просмотр презентации о научной этимологии. Поиск в этимологическом словаре научных терминов. Шуточная игра «Бред профессора»

Познавательная,

поисковая,

игровая.

Презентация, работа со словарями, игра.

 4.

Слова сочиняют  писатели.

1

-

1

Рассказ о мастерстве писателей и поэтов сочинять слова. Виртуальное путешествие в «Мастерскую слова».

Познавательная, аналитическая.

Аналитическая беседа, виртуальное путешествие.

 5.

Слова приходят из других языков.

1

-

1

Знакомство с заимствованной лексикой. Нахождение в этимологическом словаре иностранных слов и определение их значения. Кроссворд «Одним словом».

Познавательно-аналитическая, поисковая, игровая.

Словарная работа, электронный кроссворд.

 6.

Совсем недавние пришельцы.

1

-

1

Лаборатория слова. Лексический анализ современных слов-неологизмов. Квест-игра «Слова-пришельцы».

Учебно-исследовательская, игровая.

Творческая лаборатория слова, интерактивная игра.

 7.

Великий и могучий… школьный язык.

1

-

1

Сообщение «Лексика школьного обихода». Анкета «Как мы говорим». Составление словаря школьного сленга.

 

Познавательно-ана-литическая, поисково-исследовательская.

Анкетный опрос, словарная работа.

 8.

Современные слова: сленг и жаргонизмы.

1

-

1

Ознакомление с истоками жаргонной лексики, причинами появления слов-сорняков в языке; разграничение литературных слов и ненормативной лексики. Игра «Переводчики».

Познавательно-аналитическая, частично-поисковая, игровая.

Микро-исследование, словарная работа,

деловая игра.

 9.

Старая сказка на новый лад.

   1 

-

1

Создание русской народной сказки «Репка» на языке молодежного сленга.

Коллективно-творчес-кая деятель-ность.

Сказочная мастерская «В гостях у “клёвой” сказки».

 

Раздел 2. Необыкновенные родственники.

«В соседстве дальних слов я нахожу родство,

мне нравится сближать их смысл и расстоянья …»

10

Необычное происхождение обычных слов.

1

-

1

Проследить «родословную» слов вплоть до его этимологического рождения, научиться аргументировать родство слов посредством сравнительно-исторического анализа. Сравнение современных слов с исходными единицами языка, выяснение их фонетических изменений. Показ презентации «Знакомые незнакомцы». Игра «Лингвистическое домино».

Научно-исследовательская, познавательно-аналитическая, игровая.

Микро-исследование, работа со словарями, компьютерная презентация, лингвистическая игра.

11

Найдите родственников.

   1 

-

1

Нахождение слов, восходящих к одному и тому же общеславянскому корню. Анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точки зрения. Отгадывание загадок, подбор к отгадкам однокоренных слов.

Поисково-исследовательская, аналитико-синтетическая, игровая.

Микро-исследование, работа со справочной литературой, загадки.

12

Идем по следу.

1

-

1

Работа с этимологическим словарем, установление этимологически родственных связей, поиск исторического корня, подбор варианта проверочного слова. Интерактивный flash-тренажер «Родственные слова».

Поисково-исследовательская, аналитико-синтетическая, игровая.

Работа со справоч-ной ин-

формацией,  интерактивная игра-тренажер.

13

Разберем по полочкам.

1

-

1

Составление «этимологического гнезда»   однокоренных слов, обозначение общей части слов языковой цепочки. Логическая игра «Найди лишнее».

Поисково-исследовательская, аналитико-синтетическая, игровая.

Практическая работа со словарями, интеллек-туальная игра.

14

Зри в корень.

1

-

1

Подбор однокоренных слов, проверка «корневых» орфограмм с помощью этимологических родственников. Решение онлайн-кроссворда «Этимология на службе орфографии».

Аналитико-синтетическая, частично-поисковая, игровая.

Словарная работа, интерактивная игра.

15

Устный журнал «Портрет одного слова».

1

-

1

Рассмотреть различные аспекты одного слова (на выбор): его значение, происхождение, произношение, употребление, его уникальность и место во фразеологизмах.

Проектно-исследовательская, аналитико-синтетическая, творческая.

Мини-исследование, устный журнал.

 

Раздел 3. Псевдоэтимология, или “народная” этимология.

16

От серьезной науки до словесной шутки.

1

-

1

Знакомство с понятием «псевдоэтимология». Что это – игра или стилистическое средство? Поиск примеров “ложных” слов в фельетонах, юмористических рассказах сатирического журнала «Крокодил».

Познавательно-аналитическая, поисково-исследовательская.

Практическая работа с текстовой информацией.

17

Слова - “перевертыши”.

1

-

1

Открытие слов-палиндро-мов – “перевертышей”. Чтение примеров в стихотворениях Г.Р. Державина, А.А. Фета, В. Хлебникова «Перевертень». Игра-лото  «Слово наоборот».

Познавательно-аналитическая, частично-поисковая, игровая.

Микроисследование, работа с художественным текстом, игра.

18

Это было бы смешно, если б не было так печально.

Поговорим о “ляпах”.

1

-

1

Познакомиться с видами речевых ошибок в неоправданном  использовании структуры языковой единицы. Деловая игра «Юный корректор».

Познавательно-аналитическая, игровая.

Работа с информацией, составление таблицы, игра.

19

Псевдоэтимологический словарь «Всерьез о шутке».

1

-

1

Творческая мастерская «От слова к слову». Запись слов и подбор к ним своих необычных языковых ассоциаций. Классификация словарных статей по алфавиту. Составление псевдоэтимологического словаря.

Коллективно-творческая, аналитическая.

Творческая мастерская слова.

20

Презентация псевдоэтимологического словаря.

1

-

1

Выступление от каждой группы с презентацией продукта творческой деятельности.

Коллективно-творческая.

Презентация продукта совместной деятельности.

 

Раздел 4. Словесные раскопки. Топонимы земли Кошкинской.

21

Почему Кошки?

1

-

1

Знакомство из архивных источников  с версиями происхождения села Кошки. Создание мини-проекта «Кондурчинская слобода, или история села Кошки».

Познавательно-аналитическая, проектно-исследовательская.

Мини-проект.

22

К истокам Кондурчи.

1

-

1

Сбор информации о возникновении названия реки Кондурча. Чтение стихотворений поэта-земля-ка И.Ф. Акулиничева, посвященных Кондурче. Конкурс рисунков «Капелька моей любви к России - солнечная речка Кондурча».

Поисково-исследовательская, художественно-творческая.

Микроисследование, конкурсы чтецов и рисунков.

23

Семь чудес Кошкинского района.

1

-

1

Рассказ об удивительных памятниках природы, истории и культуры Кошкинского района - Белоключевском роднике, Гудковских прудах, Ивановских камнях, Максимкинском дубе, Марьевской горе и храмах «Во имя св. князя А. Невского» и «В честь Рождества Христова». Создание буклета «Семь чудес района».

Познавательно-аналитическая, художественно-творческая.

Обсуждение, сбор информации, создание буклета в программе Microsoft Publisher.

24

Вот моя деревня…

Что означает село Нижняя Быковка?

1

-

1

Поиск информации об истории названия своего села. Интервью со старожилами. Выпуск школьной газеты «Мое село с необычным названием».

Поисково-исследовательская, художественно-творческая.

Работа с информацией, мини-иссле-дование, выпуск газеты.

25

Экскурсия в Кошкинский историко-краеведческий музей.

1

-

1

Посещение Кошкинского историко-краеведческого музея. Знакомство с историей и культурой малой родины.

Познавательно-аналитическая.

Экскурсия в районный музей краеведения.

26

Топонимический словарь Кошкинского района.

1

-

1

Составление словаря топонимов Кошкинского района.

Коллективно-творчес-кая, аналитическая.

Сбор информации, словарная работа.

27

Презентация словаря топонимов Кошкинского района.

1

-

1

Представление топонимического словаря своей местности.

Коллективно-творчес-кая.

Презентация продукта совместной деятельности.

 

Раздел 5. Познай самого себя. Этимология имен и фамилий.

28

Что в имени тебе моем? Тайны наших имен.

1

-

1

Знакомство с историей происхождения своего имени, толкованием его значения. Как раскрывает имя характер человека, влияет на его судьбу. Работа с онлайн-словарями и справочниками по ономастике.

Познавательно-аналитическая, частично-поисковая.

Работа со справочной информацией в Интернете.

29

Моя фамилия. Мое отчество.

1

-

1

Высказывания-предполо-жения о значении своей фамилии и отчества. Знакомство с «Толковым словарем живого великорусского языка»  В.И. Да-ля, поиск значения своей фамилии и отчества.

Познавательно-аналитическая, частично-поисковая.

Обсуждение предположений

работа со словарем, мини-исследование.

30

«Говорящие» фамилии.

1

1

-

Рассмотреть примеры «говорящих» фамилий в русской литературе, соотнести их значения; определить роль данного художественного приема в стилистическом образе произведения. Прослушивание рассказа «Лошадиная фамилия» из аудиокниги А.П. Чехова.

Познавательно-аналитическая, художественно-творческая.

Составление таблицы, прослушивание аудиокниги.

31

Герои сказок рассказывают о себе.

1

-

1

Решение кроссворда «Герои литературных и народных сказок». Обмен мнениями, почему именно эти имена имеют герои. Просмотр презентации литературного проекта «Средства создания образа Бабы-Яги в русских народных сказках», составление плана данного исследования. Обмен мнениями о проекте. Работа в группах по теме «Этимология и лексическое значение  слова «Кощей». Выступления учеников об этимологии имён героев сказок. Самостоятельное определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с ранее разработанными критериями. 

Познавательно-аналитическая, коллективно-творческая.

Отгадывание  кроссворда, просмотр презентации, работа в группах, выступления ребят.

32

Антропонимический словарь имен и фамилий моей семьи.

1

-

1

Составление словаря имен и фамилий своей семьи. Работа со словарем В.И. Даля и поиск информации в Интернете.

Коллективно-творческая.  

Словарная работа, сбор материала в Интернете.

33

Презентация антропонимического словаря «Имя дома моего».

1

-

1

Выступление с презентацией антропонимического словаря «Имя дома моего».

Коллективно-творческая. 

Презентация словаря по антропонимике.

34

Подведение итогов. КВН.

1

-

1

Класс делится на две команды. В каждой команде назначается капитан. Участники выполняют следующие задания:

1. Разминка «Лексические слухи».

2. Конкурс «Этимологический мик-роскоп».

3. Конкурс «Старославянские родственники».

4. Конкурс капитанов «Регулировщик слова».

5. Домашнее задание «Фэнтези «Невероятные приключения слов-“иностранцев” в России».

Интеллектуально-творческая.

Выступления команд, подведение итогов.

 

Описание предполагаемой результативности курса

Планируемые результаты

 

Личностные результаты:

·    положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;

·    появление желания умело пользоваться языком, сознательно относиться к своей речи;

·    интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово; 

·        патриотическое сознание, интерес к историческим и культурным ценностям родного слова и края;

·        интерес к истокам собственной родословной, фамильная гордость за своих предков. 

Метапредметные результаты:

Ученик научится или получит возможность научиться: 

Познавательные:

·      искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу;

·      читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

·      пользоваться различными словарями, справочниками, находить в них нужные сведения;

·      выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение;

·      подводить под понятие, доказывать, делать выводы;

·      проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;

·      строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

·      строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

·      осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей;

·      участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

·      понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Регулятивные:

·      понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

·      действовать по плану и планировать свои учебные действия;

·      контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

·      адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Предметные результаты:

·      иметь представление о сущности понятий «этимология», «топонимика», «ономастика», «псевдоэтимология»;

·      владеть необходимыми теоретическими знаниями об истории происхождения слов;

·      уметь моделировать этимологическое гнездо слов;

·      научиться аргументировать родство слов посредством сравнительно-исторического анализа; 

·      уметь определять слова, образованные народно-этимологическим путем, давать собственную справку о значении слова; 

·      знать историю происхождения, значение имени, фамилии и отчества своей семьи; местных топонимов; 

·      уметь составлять антропонимический и топонимический словари;

·      понять особенности молодежного сленга, причины проникновения ненормативной лексики в школьную речь;

·      получить сведения о составе сленговых слов, употребляемых учениками ГБОУ ООШ  с. Нижняя Быковка.

 

Контроль и оценка результатов

Основными формами выявления  уровня усвоения программы являются презентации продуктов проектной и исследовательской деятельности: различных словарей, буклета, сценария сказки, школьной газеты, устного журнала;  деловые и ролевые игры, викторины, кроссворды, загадки, лингвистическое домино, интерактивный flash-тренажер, лото, подготовка к тематическим сообщениям и выступлениям, защита творческих проектов, участие в конкурсах, фестивалях, конференциях, коллективные обсуждения пройденных тем. Результатом итогового прохождения программы будет выступление команд в игре КВН.

 

Критерии оценки знаний, умений и навыков 

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации мини-проектов, элементарные представления об исследовательской деятельности.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике. 

 

Портфель достижений школьника

За время прохождения курса внеурочной деятельности учащиеся выполняют в конце каждого раздела  итоговые работы разного формата. Результатом творчества становятся продукты совместной или индивидуальной деятельности:

- словарь школьного сленга; 

- старая сказка на новый лад; 

- мини-проект «Кондурчинская слобода, или история села Кошки»; 

- конкурс рисунков «Капелька моей любви к России – солнечная речка Кондурча»; 

- создание буклета «Семь чудес района»; 

- выпуск школьной газеты «Мое село с необычным названием»; 

- составление словаря топонимов Кошкинского района; 

- выступления учеников об этимологии имен героев сказок; 

- антропонимический словарь «Имя дома моего»; 

- устный журнал «Портрет одного слова»; 

- творческая мастерская «От слова к слову»; 

- псевдоэтимологический словарь «Всерьез о шутке»; 

- фэнтези «Невероятные приключения слов - “иностранцев” в России». 

Собранный языковой материал может послужить базой для дальнейшего использования при организации внеклассных мероприятий: Неделе русского языка и литературы, Дне славянской письменности, школьной научно-практической конференции, районных краеведческих чтениях, районной филологической конференции. «Первые шаги в науку» - путь к успеху!

.  .  .