Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Электронный учебник в обеспечении индивидуального подхода на уроках химии

Дата публикации: 2019-05-30 00:11:02
Статью разместил(а):
Соловьева Джамиля Бисеновна

Электронный учебник в обеспечении индивидуального подхода на уроках химии

Автор: Соловьева Джамиля Бисеновна

МОУ "Гимназия № 11 Дзержинского района Волгограда"

 

Каждый учитель, выбирая методы и средства обучения, исходит из особенностей своего предмета. Химия является одним из наиболее трудных школьных предметов. Основными проблемами при обучении этому предмету являются: большой объем изучаемого материала, при ограниченном количестве часов, отводимом на его изучение; Большое количество формул и их названий, абстрактность материала. Все это приводит к снижению интереса у учащихся к предмету и снижению качества образовательных результатов. Чтобы повысить мотивацию школьников к изучению нового материала, необходимо найти новые современные средства, формы и методы, которые сделают образовательный процесс увлекательным и адекватным современным запросам учеников.

Одной из форм самостоятельной познавательной деятельности ученика по усвоению знаний, умений и навыков может быть осуществлена с помощью электронного учебника. Так мною разработан электронный учебник по органической химии для 10 класса. Особенность нашего учебника от традиционного - это анимация, которая позволяет увидеть механизмы реакций, обеспечивая реалистичное представление объектов и процессов, видеоопытов,  многие из которых сложно проводить в рамках урока из-за труднодоступности реактивов, трудоемкости выполнения или ввиду плохой воспроизводимости эксперимента (т.к. не всегда получаются успешно). Просмотр видеофрагментов оставляет ощущение присутствия при проведении эксперимента и дает полную картину происходящего.

В учебник включены тренажеры, которые позволяют не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых для восприятия последующих тем или курсов химии. Тренажер можно использовать и для работы вне урока индивидуально: например, для подготовки к экзамену или во время болезни ребенка, при дистанционном обучении дома.

Важно отметить, что обучающиеся не должны просто читать данный учебник, т.к. не факт, что мы получим те результаты, которые планировали. Поэтому мы готовили технологическую карту урока, которая составлялась из того, что обучающие должны знать и уметь.

Заключительным этапом было предоставление обучающимся возможности самостоятельно создавать себе маршрут на уроке, также могут работать в паре, то есть использовалась индивидуальная и групповая формы работы.

Однако самостоятельную работу можно организовать и с традиционным учебником, что также дает возможность учесть индивидуальные особенности познавательных интересов учащихся. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Сущность этого метода заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется каждым учеником самостоятельно путем изучения материала по учебнику и осмысления содержащейся в нем информации. Однако использовать этот метод нужно не в репродуктивном режиме (прочесть учебный материал и воспроизвести изученное содержание по памяти, либо ответить на вопросы), а в продуктивном режиме работы. При этом, одновременно с усвоением предметных знаний, учащиеся приобретают умение работать с учебной информацией: делать анализ содержания учебного материала; находить в тексте конкретные сведения, которые представлены в явном и в неявном виде;  сравнивать изучаемые объекты, процессы, явления; устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в учебнике; извлекать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, рисунках, таблицах др.; самостоятельно объяснять приведенные в тексте факты; соотносить графическую информацию с фактами из текста; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщения, выводы и обосновывать их;  связывать полученную из текста информацию с личным опытом и использовать как в учебных целях, так и для решения реальных жизненных задач.

Для использования этого метода необходима четкая постановка цели работы с учебником с указанием вопросов, которые должны быть усвоены учащимся. Прежде чем учащийся приступит к работе с учебником, он должен ознакомиться с перечнем знаний и умений, которые он должен сформировать у себя при изучении материала. Также необходимо определить порядок самостоятельной работы и приемов самоконтроля. Учитель должен наблюдать за ходом самостоятельной работы и оказывать помощь отдельным учащимся по мере необходимости. И конечно беседа, обеспечивающая контроль правильности усвоения, систематизацию и закрепление нового материала.

Организация и управление работой учащихся с учебником осуществляется с помощью системы специальных заданий, которые формируются в соответствии с требованиями когнитивной образовательной технологии. Читая материал учебника, учащиеся должны выполнить эти задания. Ответов в готовом виде на эти задания в учебнике нет. Таким образом, учащиеся должны самостоятельно осмыслить и понять учебный материал, чтобы выполнить задания.

Все задания для работы с учебником лучше оформлять в виде рабочего листа. Порядок заданий в листе соответствует логике освоения учебного материала, представленного в  учебнике. Прежде чем разрабатывать систему заданий, необходимо сформулировать формируемые результаты, а затем уже к каждому результату подбирать задания.

После самостоятельной работы учащихся с учебником (это может на уроке, а может быть и дома) учитель должен, в первую очередь, провести диагностику качества усвоения учебного материала. Поэтому, если ученики работали с учебником дома, то урок начинается с контроля выполнения каждым учеником домашнего задания. При этом, учитель показывает на доске варианты правильных ответов, а ученики сами проверяют правильность выполнения заданий и отмечают в своем рабочем листе.

Если какое-то задание, при занятии с учебником дома, вызывает у ученика затруднения, то он может его не выполнять. В этом случае, он готовит вопросы по заданиям, с которыми он не справился. Приходя на следующий день в класс, он не боится признаться, что где-то не смог выполнить задание, так как  урок начинается с проверки выполнения домашнего задания, в ходе которой  идет обсуждение затруднений, и коррекция знаний. И каждый ребенок может получить помощь. Отметки за домашнее задание, при работе с учебником дома самостоятельно, в журнал не ставятся.

После того как все вопросы домашнего задания разобраны, учитель делит учащихся на 3 группы:

1) с кем необходима индивидуальная работа;

2) у кого есть отдельные вопросы;

3) кто полностью разобрался с учебным материалом и может работать с более сложными заданиями.

Таким образом, учитель может дифференцировать работу с учащимися по степени усвоения ими учебного материала. Каждая группа работает над своими заданиями и при успешном их выполнении передвигается на следующий уровень. При такой организации работы с рабочими листами решается вопрос индивидуализации обучения, так как каждый работает самостоятельно в своем темпе, с заданиями посильными для понимания и выполнения

После закрепления изученного материала, учитель осуществляет диагностику сформированных знаний. При этом каждый учащийся, должен увидеть результат своей деятельности на уроке. После выполнения диагностических заданий, учитель показывает правильные ответы, для того, чтобы учащиеся проверили качество своих действий. По результатам самопроверки ученики составляют свой план дальнейшей учебной работы. Им легко это сделать, так как к каждому диагностическому заданию дана формулировка компетенции, которая проверяется.

Таким образом, метод работы с учебником, как электронным, так и традиционным при правильной организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся способствует повышению мотивации к изучению предмета; обеспечивает возможность управления деятельностью учащихся и осуществление контроля, обеспечивает индивидуализацию процесса закрепления сформированных действий и как результат повышению качества образовательных результатов.

 

.  .  .