Конференция как активный метод обучения при реализации проектной деятельности студентов
Конференция как активный метод обучения при реализации проектной деятельности студентов
Авторы: Карпова Елена Викторовна
и Деньгина Светлана Геннадьевна
Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность.
Б. Шоу
В ФГОС нового поколения отмечается, что «… образовательное учебное заведение должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разработка конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся». В связи с этим в профессиональной подготовке особую актуальность приобретает проблема организации форм обучения.
Не все обучающиеся стремятся к освоению выдаваемой преподавателем информации традиционным способом. Возникает необходимость внедрения таких технологий и методов обучения, которые бы не только обеспечивали необходимый уровень знаний, а также способствовали развитию профессиональных навыков, познавательных интересов и мотивации будущей профессиональной деятельности.
В свое время ещё К.Д. Ушинский ставил перед учителем задачу научить учеников учиться: «….следует передать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания».
Выбор метода зависит от возможности самого преподавателя как специалиста. Чем лучше преподаватель знает свою дисциплину, владеет педагогическими и психологическими закономерностями процесса обучения, тем больше вероятность того, что он выберет наиболее эффективный в педагогическом отношении метод обучения.
Успешность обучения зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал обучающегося, с помощью репродуктивных или активных методов обучения[4].
Любые методы имеют практический смысл в той мере, в какой помогают преподавателю осуществлять решения конкретных дидактических задач, которые он ставит перед занятием.
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий педагога и обучающихся, направленная на достижение целей обучения, воспитания, развития.
Метод профессионального обучения - система практических способов взаимодействия педагога и обучаемых, содействующих передаче, усвоению и использованию содержания образования как общественного опыта и направленных на достижение педагогических целей
Активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения обучающихся в учебно-познавательную деятельность, они позволяют подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя, обеспечить активное участие обучающихся в учебной работе и вместе с этим вести непрерывный контроль усвоения учебного материала.
Активные или практические методы обучения происходят в демократическом ключе и направлены на активацию мышления, пробуждают активность у обучающихся, что обеспечивает:
· принудительную и устойчивую вовлеченность в процесс обучения;
· стимулирование учебной деятельности;
· взаимодействие между учениками и преподавателем;
· самостоятельное принятие учащимся решений, что благоприятно сказывается на мотивации и выработке позитивных эмоций при успешно выполненной деятельности;
· прочное усвоение материала в результате совместной рефлексии о результатах деятельности.
К активным методам обучения относятся:
· лабораторные работы;
· практикумы;
· конференции;
· круглые столы;
· семинары;
· дискуссии;
· разыгрывание ролей;
· коллективное обсуждение проблем.
Как один из активных методов обучения, мы рассмотрим – конференцию. Обычно конференции в учебном процессе применяются редко, но хотелось бы сказать о больших воспитательных возможностях этой формы обучения.
Учебная конференция - организационная форма обучения, которая обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов при максимальной самостоятельности, активности, инициативе последних. Конференция, как правило, проводится с несколькими учебными группами и направлена на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Она создает условия для самовыражения обучающихся, самореализации. В общении и коллективной познавательной деятельности формируются установки личности, проясняются ее позиции, крепнут убеждения, развивается профессиональное мышление.
При подготовке и в процессе проведения конференции акцент делается на всемерное развитие самостоятельности студентов, подготовку их к самообразованию. Этого можно достигнуть, если предоставить студентам возможность самостоятельно добывать новые знания из разных источников, самостоятельно применять уже имеющиеся знания в новых условиях учебной деятельности.
В практике используются тематические, заключительные, обзорные конференции. Мы рассмотрим тематическую конференцию, и приурочена она к Всемирному дню борьбы с сахарным диабетом, который отмечается 14 ноября.
На протяжении уже трех лет Медицинский колледж № 5 проводит студенческие научно-практические конференции, посвященные данному заболеванию.
В 2016 году с целью повышения осведомлённости о диабете, акцентировании внимания на образ жизни при сахарном диабете, повышении качества жизни больных диабетом мы провели конкурс стендовых докладов «Сахарный диабет - не приговор», в котором принимали участие студенты Обособленных подразделений Медицинского колледжа № 5.
Все работы были определены по номинациям: Рецепт успеха – диагностика, Современные медицинские технологии в лечении сахарного диабета, Диабетическая стопа – профилактика и лечение, Диабет «молодеет», Жить, побеждая диабет. Стендовые доклады могли быть представлены в виде постерной презентации или плаката-постера и оценивались по следующим критериям: структура, наглядность, дизайн, содержание, ответ на вопросы жюри, особое мнение жюри.
В 2017 году Медицинский колледж № 5 проводил Международный студенческий форум «Диабет: образование и профилактика». В форуме приняли участие медицинские колледжи Департамента здравоохранения города Москвы, а так же медицинский колледж Республики Беларусь и Казахстана.
В рамках акции, приуроченной к Всемирному дню борьбы с диабетом, студентами нашего колледжа была организована и проведена информационно-исследовательская, агитационно-обучающая деятельность, работа в сети Интернет.
В рамках информационно-исследовательской деятельности было проведено анкетирование населения Северо-Западного округа города Москвы с целью определения осведомленности людей по данной проблеме и готовности оказать помощь при состояниях гипер- и гипогликемии.
В рамках агитационно-обучающей деятельности среди студентов нашего колледжа, был проведен конкурс на лучший слоган и эссе о сахарном диабете, как возможность выразить свое видение и отношение по данной проблеме.
Так же, в рамках агитационно-обучающей деятельности было организовано волонтерское движение. Студенты нашего колледжа в качестве волонтеров приняли участие в межрегиональной конференции, организованной Московской Диабетической Ассоциацией, направленной на привлечение внимания общества к проблемам ранней диагностики сахарного диабета и уменьшения риска развития осложнений диабета.
В рамках работы в сети-Интернет обучающимися нашего колледжа в социальной сети ВКонтакте была создана группа «Диабет: образование и профилактика».
Работа в сети Интернет позволяет максимально привлечь внимание аудитории разного возрастного, образовательного, социального уровня к проблеме сахарного диабета, получить возможность получить и наблюдать обратную связь, изменять и корректировать направление данной работы в зависимости от интереса и потребностей аудитории.
В группе было размещено видео о заболевании, информация о правильном питании, профилактике сахарного диабета, проведены опросы по данной проблеме.
Деятельность, проведенная в рамках акции, приуроченной всемирному дню борьбы с диабетом, позволила нам расширить свои знания и сформировать перспективные направления исследовательской и практической деятельности.
Проблема сахарного диабета – это тема, приобретающая все большую актуальность в наши дни. В России официально зарегистрировано более четырёх миллионов больных этим недугом, однако реальная цифра значительно больше. Более того, число заболевших постоянно увеличивается.
В День борьбы с сахарным диабетом по всему миру проводятся мероприятия, призванные повысить осведомлённость людей об этом заболевании, а также акцентировать внимание на образе жизни при сахарном диабете и напомнить людям о необходимости объединения усилий государственных и общественных организаций, врачей и пациентов для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
В 2018 году наш колледж проводил студенческий конкурс «Квест: Диабет диктует правила».
В конкурсе принимали участие пять команд - медицинские колледжи Департамента здравоохранения города Москвы. В условия конкурса входило прохождение шести станций: «Народная мудрость», «Вкусно и полезно», «Интеллектуальная», «Профилактическая», «Медицинская», «Большая эстафета», где участники должны были выполнить задания, посвященные теме сахарного диабета. Каждой команде выдавался маршрутный лист с названиями станций. На каждом этапе прохождения станции в маршрутном
листе ставилась отметка о заработанных баллах. Заходя на станцию, команда называла свой девиз, знакомилась с инструкцией по выполнению задания, а затем приступала к его выполнению.
Главное условие конкурса - пройти все станции Квеста быстро и качественно. Проверялись не только знания, но и умения работать в команде.
Таким образом, правильно выбранные педагогом методы обучения позволяют конструировать интересное учебное занятие, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей, воспитательных и развивающих задач, формирование у обучающихся необходимых знаний и умений. Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией, оказывают большое влияние на подготовку обучающихся к будущей профессиональной деятельности. Развиваются творческие способности, устная речь обучающихся, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируется мышление.
Литература:
1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону: «Феникс», 2000.-416с.
2. Гаджиев Э. Э. Активные методы обучения как средство формирования общекультурных компетенций у студентов // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 563-568.
3. Турчинова Г.А. Активные методы обучения как современный способ повышения качества профессионального образования.
4. Ушинский К.Д. Сборник сочинений т.2.