Интегрированный урок "Решение задач по химии с использованием электронных таблиц"
Интегрированный урок "Решение задач по химии с использованием электронных таблиц"
Автор: Павленко Светлана Михайловна
Класс: 8.
Тема: Табличный процессор Excel. Ввод текста, формул. Формат ячеек. Решение задач по химии с использованием электронных таблиц.
Цель: познакомиться с правилами записи формул в ячейки, с типами данных, используемых в программе Excel, как изменить формат данных в ячейке, как расположить данные в ячейках. Отработать навыки ввода текста, формул; научиться использовать электронные таблицы при решении задач по химии.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, практический.
Формы: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: доска, компьютеры, карточки.
План урока:
1. Орг. момент.
2. Актуализация знаний.
3. Знакомство с новым материалом (информатика).
4. Практическая часть (фронтальная).
5. Знакомство с новым материалом (химия).
6. Практическая часть (закрепление).
7. Подведение итога.
Ход урока:
Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
Актуализация опорных знаний.
1) Что такое таблица? Какие виды таблиц существуют?
2) Что называют электронной таблицей?
3) Как называется документ, созданный в MS Excel?
4) Какие типы данных используются в MS Excel?
5) Назовите правила записи формул.
6) Как определяется адрес ячейки?
7) С помощью чего осуществляется перемещение по таблице и между листами?
8) Как правильно выделять элементы таблицы?
Знакомство с новым материалом (запись в тетрадь)
Типы данных:
· Числовой - это числовые константы.(с ними производятся математические операции). Иногда используется экспоненциальный тип – представление очень больших и очень маленьких чисел в виде мантиссы (с одним разрядом слева от точки), некоторого количества десятичных знаков справа от нее и порядка числа (например, число 12345 запишется как 1.2345.Е+04 или 1.23Е+04 в зависимости от выбранного количества разрядов).
· Текстовый -это любая последовательность символов (алфавитные, числовые или специальные). Данные текстового типа используются для заголовков строк и столбцов, для комментариев.
Текст по умолчанию выравнивается по левому краю ячейки, а числа по правому.
· Дата и время - особый тип данных, обеспечивающий выполнение таких функций, как пересчет даты вперед и назад, вычисление длительности периода.
· Функции - это программа с уникальным именем, для которой нужно задать конкретные значения аргументов.(например, сумма, синус, корень).
· Формулы - это выражения, состоящие из числовых величин, адресов ячеек и функций, соединенных знаками арифметических операций.
Правила записи формул:
1) Начинаются со знака «=».
2) Содержат до 240 символов.
3) Не содержат пробелов.
4) Используются абсолютные и относительные ссылки.
5) Используются арифметические и математические функции.
Адрес ячейки- определяется пересечением столбца и строки (A1, F123, AC72).
Адресация:
Относительная ссылка – это изменяющийся при копировании и перемещении формулы адрес ячейки. Форма написания относительной ссылки совпадает с обычной записью (В3, А10).
Абсолютная ссылка – это не изменяющийся при копировании и перемещении формулы адрес ячейки, содержащей исходное данное (операнд). Для указания абсолютной адресации используется символ $ ($В$3, $А$10)
Смешанная ссылка используется, если при копировании и перемещении не меряется номер строки или наименование столбца. При этом символ $ в первом случае ставится перед номером строки, а во втором – перед номером столбца (например, В$3 – не меняется номер строки, $В3 – не меняется наименование столбца).
Диапазон ячеек - выделенные смежные ячейки, образующие прямоугольный участок таблицы.
Диапазон ячеек обозначают, указывая через двоеточие номера ячеек, расположенных в противоположных углах (А5:C7, сюда входят ячейки А5, А6, А7, В5, В6, В7, С5, С6, С7).
Ячейки могут содержать исходную или первичную информацию, а также производную информацию, которая является результатом выполнения некоторых операций над исходными данными.
Практическая часть.
Фронтальная работа:
1) Запустите MS Excel: Пуск – Все программы – Microsoft Office – Microsoft Excel
2) Выделите ячейку D6. Сколько пустых ячеек расположено левее выделенной ячейки? Внесите ответ в эту ячейку и нажмите Enter.
3) Выделите ячейку С6. Сколько пустых ячеек расположено выше выделенной ячейки? Внесите ответ в эту ячейку и нажмите Enter.
4) Запишите в ячейку Е6 текст: =С6*D6 и нажмите Enter. Что получилось? Что мы с вами записали в ячейку Е6? (формулу, результат которой отобразился в ячейке Е6 после нажатия кнопки Enter.)
5) А что же случилось с формулой, как ее посмотреть? А если нужно поменять что-то в формуле , как это сделать? (выделить ячейку Е6 и посмотреть в строку формул)
6) Переименуйте листы: Лист1 – Тренировка, Лист2 –Моя работа.
7) Удалите Лист3.
8) Перейдите на лист Моя работа. В ячейку А2 введите слово «Фамилия», В2 – «Имя». Установите необходимую ширину столбцов и строк. Введите свои данные в ячейки А3 и В3.
Новая тема по химии.
Итак, мы с вами рассмотрели способ записи формул в ячейки, а на предыдущем уроке мы научились заполнять данными ячейки в табличном процессоре. Теперь посмотрим, как можно применить умения работать с электронными таблицами.
Далее учитель химии: Сегодня мы познакомимся с темой «Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора)» и попробуем научиться решать некоторые химические задачи с использованием электронных таблиц. Откройте §24 на с.85 учебника по химии. Посмотрите, что называется массовой долей растворенного вещества? (w (в долях) = m (в-во)/m(р-р) и w (в %) = w*100%).
При выполнении сегодняшней практической работы на компьютере, на листе «Моя работа», вы попробуете использовать электронные таблицы при решении задач по химии.
Например, рассмотрим решение такой задачи по химии: В 150г воды растворил 50 г фосфорной кислоты. Найти массовую долю кислоты в полученном растворе. (работа с доской, одновременно выполняем показанное на компьютере, на Листе «Тренировка»)
1 |
А |
В |
С |
D |
Е |
2 |
Масса воды, г |
Масса фосфорной кислоты, г |
Общая масса раствора, г |
Растворенное вещество (указать) |
Массовая доля кислоты (%) |
3 |
150 |
50 |
=А3+В3 |
Фосфорная кислота |
= В3/С3*100 |
Мы специально выделили в нашей таблице один столбец для «вопроса» задачи, указав вещество, массовую долю которого нам нужно найти.
Давайте выведем формулу для задачи, когда нам известна общая масса раствора и массовая доля вещества, а нужно найти массу растворенного вещества: m (в-во)= w* m(р-р)/100
Работа по карточкам (закрепление).
Аналогично только что рассмотренному примеру, выполните решение следующих задач на листе «Моя работа»:
1) Для борьбы с болезнями растений, особенно плодовых деревьев и виноградников, применяют раствор сульфата меди (II). Обычно растворяют 100г соли на ведро воды (8л). Какова массовая доля соли в полученном растворе?
2) Подумайте, в какой ячейке будет записана формула для решения следующей задачи: Сколько граммов воды и нитрата натрия нужно взять, чтобы приготовить 80г 5%-го раствора (таблица такая же, как в предыдущей задаче).
Подведение итогов:
Сегодня на уроке мы с вами познакомились с правилами записи формул в ячейки, узнали, с какими типами данных работает программа и как изменить формат данных в ячейке, как расположить данные в ячейках. Попробовали создать полезную таблицу для решения определенных задач по химии, поняли, что при изменении данных в электронной таблице изменяется результат в ячейке, где была записана формула. Оцените свое отношение к сегодняшнему уроку, прикрепив смайлики на лист на доске, при этом выберите цвет смайлика соответственно:
Зеленый – если урок понравился, понял, для чего нужны электронные таблицы;
Желтый – на уроке было интересно, но электронные таблицы в химии не нужны, задачи можно решить обычным способом.
Белый – было сложно и неинтересно.
Кроме этого дорисуйте на смайликах свое настроение в конце урока:
J - все хорошо, все получилось, я доволен своей работой на уроке.
K - не все получалось
L - ничего не понял, не понравилось работать на уроке.
Домашнее задание:
§ 21 с. 140 прочитать, выучить конспект в тетради, по химии: § 24 с.85-87, задача №2 с.87.