Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Проектная деятельность на уроках информатики

Дата публикации: 2019-03-30 15:10:57
Статью разместил(а):
Виноградова Елена Геннадьевна

Проектная деятельность на уроках информатики

Автор: Виноградова Елена Геннадьевна

ГБОУ "Школа № 695 "Радуга", Пушкинский район Санкт-Петербурга

В Федеральных государственных стандартах второго поколения четко обозначены требования к результатам образования, а именно: личностным результатам — смотивированость к обучению, метапредметным результатам — сформированность умения учиться, предметным результаты — овладение системой научных знаний по учебным предметам.        Эти требования ведут к изменению деятельности педагога, так как традиционные формы работы, где ученик считался объектом обучения, уже не доказывают свою эффективность. Поэтому в современных условиях информационной перенасыщенности наиболее эффективной является модель обучения, где ученик тоже становится субъектом обучения, а работа учителя теперь направлена на организацию и координирование учебной деятельности детей. Главная задача учителя создавать условия для такой учебной деятельности. Одной из моделей такого обучения является проектная деятельность.

Алгоритм выполнения проекта состоит из следующих этапов:

1.   Поисковый этап: выбор темы, формулирование проблемного вопроса, составление плана, определение методов и приемов исследования.

 2.  Аналитический этап: разработка плана программы исследования, собор и изучение необходимой информации.

3.   Практический этап: создание конкретного продукта изложения проекта.

4.   Презентационный этап: представление результатов и продуктов проектной деятельности, оценка деятельности.

На каждом этапе работы над проектом ученики приобретают навыки самообразования: навыки работы в сотрудничестве, навык исследования, навык реализации, навыки защиты, самооценки и оценки проекта. Применение метода проектов на уроках информатики продиктовано особенностью предмета: всегда есть компьютер, выполнение творческих практических заданий становится неотъемлемой частью урока.

Метод проектов предполагает решение какой-либо проблемы с последующим созданием продукта, который наглядно представляет решение. Все практические работы, которые ученик выполняет на уроке информатики трудно называть проблемными, в большинстве случаев ученик выполняет алгоритм и приходит к какому — либо результату. Если на основе полученных знаний ученик получает дополнительное задание, которое он реализует в виде творческого продукта, то это уже можно считать проектом. На уроках информатики проектная деятельность базируется на прикладных программах, языках программирования, с помощью которых ученик представляет итог выполнения проекта в форме конкретного разработанного продукта.

-   Microsoft PowerPoint — с помощью этой программы, ученики могут подготовить выступление с использованием слайдов.

-   Microsoft Excel — с помощью этой программы, ученики могут обработать большое количество информации представленной в табличном виде, произвести необходимые расчёты, построить диаграммы и графики.

 -   Microsoft Access — с помощью этой программы ученики могут создать базу данных, по ней строить запросы, отчеты, формы.

-    HTML — язык гипертекстовой разметки — с помощью этого языка могут создать сайт.

-    Microsoft Word — с помощью этой программы ученики могут подготовить доклад, статью, реферат, журнал, публикацию.

 -   Paint, Photoshop, CorelDRAW — с помощью этих программ ученики могут отредактировать графические материалы.

-   Windows Movie Maker — с помощью этой программы ученики могут создать видеофильм или отредактировать уже полученный видеоматериал.

 

Примеры проектов для учащихся

1. Проект "Кроссворд - проверь свои знания" (8 класс).

Тип проекта: практико-ориентированный

Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word, электронной таблице Excel.

Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами, автофигурами, всевозможными заливками и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов.

Предметно-содержательная область: информатика или любой образовательный предмет

В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт. Очень хороший вариант для обобщения и закрепления пройденного материала по любой теме урока. Проект подходит для учащихся 7-8 классов. Данный проект может быть использован учителем в дальнейшей своей работе.

Ход проекта:

  • определение темы вопросов для кроссворда;
  • отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами;
  • создание макета кроссворда на бумаге;
  • создание кроссворда на ПК;
  • запись вопросов и ответов к кроссворду;
  • представление результатов работы учителю.

2. Проект «Новости компьютерного мира» (8 класс).

Тип проекта: информационный, общий.

Планируемый результат: создание учеником компьютерной презентации с подборкой сообщений, иллюстраций, заметками из периодической прессы.

Цели: формирование навыка самостоятельного выполнения задания, а также потребности к расширению своего кругозора.

Предметно-содержательная область: информатика.

В предлагаемом проекте необходимо используя материалы периодической печати или сети Интернет оформить компьютерную презентацию, в которой проанализировать новости компьютерного мира, новинки оборудования, программ и устройств. Материал и снабдить собственными комментариями об использовании той или иной новинки.

Ход проекта:

  • отбор материала, его анализ;
  • создание презентации на компьютере;
  • добавление собственных комментариев;
  • представление результатов работы учителю.

3. Проект «Социологический опрос» (10 класс).

Тип проекта: исследовательский.

Планируемый результат: получение количественных характеристик различных социальных явлений, их иллюстрация диаграммами.

Цели: отработка навыков сбора информации путём проведения анкетирования, практическое использование имеющихся знаний для обработки результатов с помощью Excel, самообучение построению диаграмм по полученным таблицам.

Предметно-содержательная область: информатика и любая область окружающей действительности.

При изучении информационных технологий интересным получается проект «Социалогический опрос», где старшеклассники, составив анкету и проведя социологическое исследование по выбранной ими же общественно значимой теме, обрабатывают полученные материалы в Excel.

Практика показывает, что здания, добытые самостоятельно и с использованием высокой мотивации прочны и эффективны. Ученики, выполнившие работу от начало и до конца, видят, как полученные знания находят практическое применение. Научить детей проектному мышлению важно, так как это поможет организовать их жизнь, сделает их успешными, а для этого нужно уметь определять цель, найти ресурсы, спланировать, осуществить и оценить то чего достиг.

.  .  .