Проектная деятельность на уроках информатики
Проектная деятельность на уроках информатики
Автор: Виноградова Елена Геннадьевна
ГБОУ "Школа № 695 "Радуга", Пушкинский район Санкт-Петербурга
В Федеральных государственных стандартах второго поколения четко обозначены требования к результатам образования, а именно: личностным результатам — смотивированость к обучению, метапредметным результатам — сформированность умения учиться, предметным результаты — овладение системой научных знаний по учебным предметам. Эти требования ведут к изменению деятельности педагога, так как традиционные формы работы, где ученик считался объектом обучения, уже не доказывают свою эффективность. Поэтому в современных условиях информационной перенасыщенности наиболее эффективной является модель обучения, где ученик тоже становится субъектом обучения, а работа учителя теперь направлена на организацию и координирование учебной деятельности детей. Главная задача учителя создавать условия для такой учебной деятельности. Одной из моделей такого обучения является проектная деятельность.
Алгоритм выполнения проекта состоит из следующих этапов:
1. Поисковый этап: выбор темы, формулирование проблемного вопроса, составление плана, определение методов и приемов исследования.
2. Аналитический этап: разработка плана программы исследования, собор и изучение необходимой информации.
3. Практический этап: создание конкретного продукта изложения проекта.
4. Презентационный этап: представление результатов и продуктов проектной деятельности, оценка деятельности.
На каждом этапе работы над проектом ученики приобретают навыки самообразования: навыки работы в сотрудничестве, навык исследования, навык реализации, навыки защиты, самооценки и оценки проекта. Применение метода проектов на уроках информатики продиктовано особенностью предмета: всегда есть компьютер, выполнение творческих практических заданий становится неотъемлемой частью урока.
Метод проектов предполагает решение какой-либо проблемы с последующим созданием продукта, который наглядно представляет решение. Все практические работы, которые ученик выполняет на уроке информатики трудно называть проблемными, в большинстве случаев ученик выполняет алгоритм и приходит к какому — либо результату. Если на основе полученных знаний ученик получает дополнительное задание, которое он реализует в виде творческого продукта, то это уже можно считать проектом. На уроках информатики проектная деятельность базируется на прикладных программах, языках программирования, с помощью которых ученик представляет итог выполнения проекта в форме конкретного разработанного продукта.
- Microsoft PowerPoint — с помощью этой программы, ученики могут подготовить выступление с использованием слайдов.
- Microsoft Excel — с помощью этой программы, ученики могут обработать большое количество информации представленной в табличном виде, произвести необходимые расчёты, построить диаграммы и графики.
- Microsoft Access — с помощью этой программы ученики могут создать базу данных, по ней строить запросы, отчеты, формы.
- HTML — язык гипертекстовой разметки — с помощью этого языка могут создать сайт.
- Microsoft Word — с помощью этой программы ученики могут подготовить доклад, статью, реферат, журнал, публикацию.
- Paint, Photoshop, CorelDRAW — с помощью этих программ ученики могут отредактировать графические материалы.
- Windows Movie Maker — с помощью этой программы ученики могут создать видеофильм или отредактировать уже полученный видеоматериал.
Примеры проектов для учащихся
1. Проект "Кроссворд - проверь свои знания" (8 класс).
Тип проекта: практико-ориентированный
Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word, электронной таблице Excel.
Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами, автофигурами, всевозможными заливками и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов.
Предметно-содержательная область: информатика или любой образовательный предмет
В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт. Очень хороший вариант для обобщения и закрепления пройденного материала по любой теме урока. Проект подходит для учащихся 7-8 классов. Данный проект может быть использован учителем в дальнейшей своей работе.
Ход проекта:
- определение темы вопросов для кроссворда;
- отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами;
- создание макета кроссворда на бумаге;
- создание кроссворда на ПК;
- запись вопросов и ответов к кроссворду;
- представление результатов работы учителю.
2. Проект «Новости компьютерного мира» (8 класс).
Тип проекта: информационный, общий.
Планируемый результат: создание учеником компьютерной презентации с подборкой сообщений, иллюстраций, заметками из периодической прессы.
Цели: формирование навыка самостоятельного выполнения задания, а также потребности к расширению своего кругозора.
Предметно-содержательная область: информатика.
В предлагаемом проекте необходимо используя материалы периодической печати или сети Интернет оформить компьютерную презентацию, в которой проанализировать новости компьютерного мира, новинки оборудования, программ и устройств. Материал и снабдить собственными комментариями об использовании той или иной новинки.
Ход проекта:
- отбор материала, его анализ;
- создание презентации на компьютере;
- добавление собственных комментариев;
- представление результатов работы учителю.
3. Проект «Социологический опрос» (10 класс).
Тип проекта: исследовательский.
Планируемый результат: получение количественных характеристик различных социальных явлений, их иллюстрация диаграммами.
Цели: отработка навыков сбора информации путём проведения анкетирования, практическое использование имеющихся знаний для обработки результатов с помощью Excel, самообучение построению диаграмм по полученным таблицам.
Предметно-содержательная область: информатика и любая область окружающей действительности.
При изучении информационных технологий интересным получается проект «Социалогический опрос», где старшеклассники, составив анкету и проведя социологическое исследование по выбранной ими же общественно значимой теме, обрабатывают полученные материалы в Excel.
Практика показывает, что здания, добытые самостоятельно и с использованием высокой мотивации прочны и эффективны. Ученики, выполнившие работу от начало и до конца, видят, как полученные знания находят практическое применение. Научить детей проектному мышлению важно, так как это поможет организовать их жизнь, сделает их успешными, а для этого нужно уметь определять цель, найти ресурсы, спланировать, осуществить и оценить то чего достиг.