Место процесса воспитания в современной системе образования
Место процесса воспитания в современной системе образования
Автор: Дунаева Анастасия Андреевна
В образовательной политики Российской Федерации ведущим приоритетом является направление в сторону повышения уровня образования. Данная проблема важна не только для государства, но и для педагогов в частности.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин выделяет следующие ориентиры в стратегии воспитания: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
В современном мире очень важно воспитать у обучающихся следующие качества личности: способность проявлять инициативу, творческое мышление, способность решать нестандартные задачи, способность выбирать профессиональный путь, стремление учиться чему-то новому на протяжении всей жизни. Все перечисленные качества необходимо сформировать у ребёнка в детском периоде.
Школа играет большую роль в жизни каждого ребёнка, так как именно в школьные годы формируется личность ребёнка, в частности его характер, мировоззрение, отношение к жизни. Школа – это сложный социальной механизм, который способен отразить все внутренние переживания ребёнка, а также она помогает обучающемуся выбрать жизненные ориентиры.
Школа это многогранная социальная среда, погружаясь в которую, обучающиеся могут получить навыки и знания, которые необходимы для успешной жизни в современном обществе. Также они могут применять их во время адаптации к меняющимся условиям окружающей среды. Учебное заведение выступает в роли воспитательной системы, которая помогает обучающемуся расти и развиваться, направляет развитие ребёнка в правильное русло. Направлять с целью позитивного формирования личности и есть одна из главных целей воспитания в системе образования.
Нормативно-правовая база процесса воспитания в системе образования.
Работа воспитательной системы в системе образования выстраивается на основании ключевых положений в сфере педагогики и воспитания.
Нормативно-правовую базу работы воспитательной системы в учебном заведение, в частности школах составляют:
- Всеобщая декларация прав человека.
- Конвенция ООН о правах ребёнка.
- Закон Российской Федерации "Об образовании".
- Федеральный закон Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
- Федеральный закон Российской Федерации " О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений». «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Профиль ученика» Международного бакалавриата (The IB learnerprofile),
- Программы Международного бакалавриата – DiplomaYearsProgramme.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
- Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования.
- Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
Методологические подходы и принципы, обеспечивающие развитие воспитания.
Основной принцип в любом образовательном процессе – это принцип целостности и единства воспитания и обучения. Данный принцип выступает в качестве фундамента в любом воспитательном процессе в системе образования.
Цель деятельности воспитательной системы в образовательном процессе – это развить разные стороны личности обучающегося, сформировать активную гражданскую позицию путём комбинации различных знаний, умений, навыков, показателей критического и творческого мышления.
Главными подходами в процессе развития воспитания выступают:
1. Гуманистический. Данный подход включает в себя индивидуальный подход к каждому ребёнку. Оказание ему психологической поддержки в развитие его способностей и талантов.
2. Субъектный. Данный подход включает в себя подключение ребёнка ко всем воспитательным мероприятиям. Обучающийся выступает в роли активного участника, который сам организовывает их.
3. Интегративный. Данный подход помогает сформировать у обучающегося целостную картину мира путём тесного переплетения мета предметных уроков и внеурочной деятельности.
Для реализации подходов, изложенных выше, необходимо придерживаться ряда принципов:
1. Целостность – системный подход к процессу воспитания. Представляет собой систему, включающую следующие элементы: цель, содержание, этапы процесса воспитания, результаты воспитательной деятельности. Все эти компоненты взаимосвязаны между собой и тесно взаимодействуют.
2. Гуманизм – взаимоотношения между педагогом и обучающимся, в которых первый относится ко второму как к ответственному субъекту. Педагог оказывается обучающемуся психологическую поддержку в воспитательном процессе, помогает ему быть социально-адаптированным к окружающему миру.
3. Личностно-значимый – предполагает участие детей в разнообразных формах деятельности, направленных на развитие и формирование личности и мировоззрения ребёнка.
4. Воспитание в коллективе – даёт возможность ребёнку получить положительный опыт социальной жизни и создаёт благоприятные условия для формирования личности и самоопределения себя в жизни.
5. Учёт возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей – процесс воспитания должен выстраиваться таким образом, чтобы учитывались уровень развития ребёнка, его пол, возраст и индивидуальные особенности.
6. Социальное партнерство – отношения носят равноправный характер, в спорных моментах необходимо искать компромисс и приходить к общему мнению, отношения должны быть направлены на развитие личности.
7. Культуросообразности – воспитательный процесс должен открывать ребёнку элементы мировой культуры, знакомить его с ценностями и культурой разных национальностей.
8. Преемественность в воспитании – непрерывная единая система воспитания, которая модернизируется и используется из поколения в поколение.