Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе
Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе
Автор: Макарцева Светлана Владимировна
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ "Школа № 555 с углубленным изучением английского языка "Белогорье"
В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость. Меняются образовательные стандарты, меняется поколение – все меняется, но душа остается.
Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В соответствии с этим внеурочная деятельность поможет учащимся развить не только интеллектуальные, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности, выработать личные нравственные убеждения.
Технология французской мастерской является одной из современных, эффективных технологий воспитания.
Предлагаем пример классного часа, построенный на основе технологии французской мастерской.
Тема: « Талантливые люди талантливы во всем». 10 класс.
Цели: познакомить с творчеством и судьбой поэта-песенника, писателя Булата Окуджавы.
Звучит песня «На любовь свое сердце настрою».
Эпиграф:
Я вообще-то счастливый человек. Несмотря ни на что
… Моя жизнь была интересной. Я делал то, что хотел.
(Булат Окуджава)
Ведущий: Б. Окуджава. Это имя не нуждается в особом представлении. Известность его творчества создает иллюзию, что этого человека мы прекрасно знаем. А все-таки, что мы знаем о нем, человеке, настроившем на любовь свое сердце.
Дети сидят в группах по 4 человека.
1. «Индукция».
1) Предлагаю на листочке написать: Булат Окуджава.
2) Подобрать слова, фразы, которые ассоциируются с этим именем.
3) Зачитать, дополнить свой ряд. Работа в группе.
4) Подчеркнуть три самых главных слова, затем выбрать одно самое главное.
5) В ваших выступлениях прозвучал целый ряд ассоциаций. Давайте их выделим. Прошу подходить к доске и записывать главные ассоциации.
2. .«Деконструкция». Теперь прочитайте несколько статей о Булате Окуджаве. Выберите и запишите себе те места, моменты, которые вас заинтересовали.
Индивидуальная работа со статьёй.
Знакомство с Булатом Шавловичем Окуджавой.
3. «Социализация». Записать то, что заинтересовало, обсудить в группе. Рассказать, что узнали, по ходу можно дополнить свои записи. Сначала работа в малой группе, потом озвучивание мнения группы.
4. «Реконструкция». Вообще, воспоминания всегда занимали в творчестве Окуджавы особое место. Я имею в виду его короткие прозаические произведения: рассказы или так называемые «анекдоты» — моментальные, «со вспышкой», фотографии иногда совсем, казалось бы, мелких, пустых, незначительных событий его жизни.
Инсценировка рассказа Б. Ш. Окуджавы «Мышка».
Обсуждение в группе: выскажите свое суждение о рассказе, какие проблемы поднимает автор?
5. Выступления представителей от каждой группы. Запись на доске проблем.
6. «Разрыв». Сравним проблемы, записанные на доске, с проблемами, записанными в группе.
7. Напишите сочинение-эссе:
Ø Мой Булат Окуджава.
Ø Булат Окуджава и я.
Ø Булат Окуджава и рассказ.
Ø Булат Окуджава и музыка.
8. Выборочное чтение по желанию.
9. Рефлексия. Прошу подумать и сказать о своих ощущениях во время работы в мастерской. Как работалось? Что было трудно? Интересно? Настроение во время работы?
Если каждый из нас будет больше уделять духовно-нравственному воспитанию внимания и времени в своей работе, у России есть шанс не растерять наследие прошлого и не потерять своей духовности!
Дети отметили интерес на протяжении всей мастерской, психологический комфорт, возможность высказаться каждому, общаться, обсуждать и вместе добывать знания.
Фрагменты сочинений:
«Мой Б. Окуджава - человек, который любит и ценит жизнь. Такие понятия как жизнь, счастье, воля играют наиболее важную роль во всем его творчестве. Это человек, который своим творчеством хочет донести ценность этих понятий для простого человека, и вся прелесть его произведений как раз в том, что они просты и понятны, несмотря на глубину смысла». Корнеева Олеся
«Мой Б. Окуджава - простой человек, при всей своей глубине. В его творчестве каждый человек найдет что-то важное и интересное для себя. Он преподносит все легко, иногда обращая в шутку, и тем самым упрощает процесс понимания своего творчества. Б. Окуджава заставляет задуматься о многом. Повествуя о будничной жизни, он затрагивает главные темы нашей жизни. В его рассказах я вижу радость и грусть, я задумалась серьезно над тем, чего раньше и не замечала». Новицкая Дарья
«Познакомившись поближе с легендарным бардом Окуджавой, по инерции заражаешься энергетикой этого человека. Его творчество представляет собой большое количество песен, стихов, романсов, пьес, рассказов, романов, что не оставляет равнодушным. Трудоспособность и талант Б. Окуджавы поражают с первых минут чтения его биографии. Особенно впечатлило высокое чувство патриотизма, которое очень ярко выражается в его военных песнях. У меня замирает сердце, когда слышу строки знаменитой песни Окуджавы:
«И значит, нам нужна победа.
Одна на всех, мы за ценой не постоим».
«Мне думается, что всю свою жизнь он оставался тем задорным и влюбчивым мальчиком, с которым мы познакомились в одном из его рассказов. Булат Окуджава поистине восхитил меня. В дальнейшем хочется поближе познакомиться с Б. Окуджавой - человеком, поэтом, композитором, писателем». Павлова Маргарита.
Литература:
1.Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании школьников / Н.Г. Аверина // Литература. – 2005 - №11 – С. 68-71
2. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
3. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя./М.Г. Яновская – М.: Просвещение, 2006.- 371с.
4. Ильин И.А. Путь духовного обновления //Ильин И.А.\ Путь к очевидности. - М.: 1993, С. 199-241