Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Сценарий урока математики во 2 классе "Умножение на 1 и 0"

Дата публикации: 2019-02-09 16:03:06
Статью разместил(а):
Заварзина Марина Викторовна

Сценарий урока математики во 2 классе

"Умножение на 1 и 0"

Автор: Заварзина Марина Викторовна

МБОУ "СОШ № 76", г. Иркутск

 

Тип урока: ОНЗ

Тема урока: Умножение на 0 и на 1.

Основные цели урока:

1) Сформировать представление о частных случаях умножения.

2) Актуализировать знания смысла умножения.

3) Повторить устную и письменную нумерацию  многозначных чисел, площадь прямоугольника.

4) Тренировать вычислительные навыки; логическое мышление, воображение, внимание, память.

Оборудование: интерактивная доска, таблички для самооценки к этапу рефлексии, раздаточный материал для работы в парах, группах; карточки для самостоятельной работы (3 уровня)

Планируемые результаты: 

Личностные: 

- Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: 

- Регулятивные УУД: ставить учебную задачу и выполнять действия для её решения; контролировать и оценивать выполнение действий.

- Познавательные УУД: осуществлять наблюдение, сравнение по заданным критериям; использовать знаково-символические средства; владеть общим приёмом решения задач; строить устные рассуждения, доказывать своё мнение, делать выводы. 

- Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать и оценивать действия партнёра. 

Предметные: 

- умножать число на единицу; 

- умножать число на нуль; 

- находить площадь прямоугольника; 

- решать примеры на табличные случаи умножения и деления.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение, классификация.

 

Ход урока

Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

1. Сформировать положительное самоопределение обучающихся к учебной деятельности.

2. Определить содержательные рамки урока: умножение на 1 и 0.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Проверка готовности к уроку.

- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок математики?

Открывается запись на экране:

·        Интересный

·        Познавательный

·        Развивающий

·        Плодотворный

 - Поясните  каждое понятие.

 - Чтобы наш урок получился таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.

- Какими должны быть на уроке ученики?

Ученики:

·        Активные

·        Думающие

·        Работоспособные

·        Внимательные

·        Аккуратные

·        Дисциплинированные

- В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть.

- Сегодня  на уроке мы снова отправляемся в «икс»-педицию к математическому полюсу.

И в этой «икс»- педиции я буду полагаться, на вашу эрудицию в дороге опираться. Задачи в экспедиции для вас, для всех, для всех. От их решенья быстрого зависит наш успех.

- Нам с вами предстоит думать, решать, отвечать на вопросы, открыть и изучить новую тему. Чтобы узнать, что будет являться темой нашего урока, надо написать математический диктант. 

Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности

Цель:

1. Актуализировать вычислительные приемы, необходимые для умножения чисел

2. Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация.

3. Организовать выполнение обучающимися математического диктанта и его самопроверку по готовому образцу с фиксацией своих результатов

4. Зафиксировать ситуацию индивидуального затруднения при умножении на 1 и 0.

Организация учебного процесса на этапе 2:

Математический диктант:

1. К какому числу надо прибавить 1, чтобы получить число 53?

2. Записать число, в котором 7 десятков 6 единиц.

3. Чему равна сумма чисел 25 и 30?

4. Дополни число 80 до числа 90.

5. Какое число надо вычесть из числа 28, чтобы получить 1?

6. 2 * 3 =

7. У Коли 8 тетрадей, а у Вани столько же. Сколько тетрадей у Вани?

8. Наименьшее трехзначное число.

9. В трамвае ехало 20 человек, 5 вышли на остановке, 3 зашли. Сколько человек стало в трамвае?

10. Наибольшее двузначное число.

Давайте проверять. У меня есть карточки с ответами. На обратной стороне карточек буквы. Если мы сделали все верно, то сможем узнать тему урока.

Выставляю карточки: 53; 76; 55; 10; 27; 6; 16; 100; 18; 99.

Встаньте, у кого все верно. Я вам ставлю «5». У кого восемь верных ответов? Оценка «4».

- Теперь на этой фигуре нужно расположить ответы в порядке возрастания. Какое число будет первым?

Тот, кто первый отвечает, прикрепляет карточку к этой фигуре.                      

1

 

 

 

2

 

 

 

3

4

5

6

7

8

9

10

                           

Далее дети по  цепочке выходят и заполняют карточками данную фигуру.                       

У

 

 

 

М

 

 

 

Н

О

Ж

Е

Н 

И

Е

.

- Так как же называется тема урока?

- Да, мы продолжаем открывать секреты этого  действия.

- Посмотрите на фигуру на доске. Я сейчас укажу длину и ширину сторон. Что вы можете найти у этой фигуры с помощью действия умножения? (площадь: S =a·b) 

- Верно. Я предлагаю вам найти площадь этой фигуры. Как  будете рассуждать? 

                                                 3см

 

 

4см

 

 

 

 

 

 

 

5см

 

 

 

2см

 

-         Д. Эта фигура состоит из двух прямоугольников. Сначала нужно найти площадь одного, затем площадь другого прямоугольника.

-         Хорошо. Что же будем делать дальше, если вся наша фигура состоит из двух частей? 

-         Д. Мы сложим два значения и узнаем площадь всей фигуры.

Я предлагаю поработать в парах.
Дети решают в тетрадях, затем идет проверка.

Кто из вас ошибся? В чем ошибка? Почему она допущена? Исправьте ошибки.

S= 3 · 4 = 12 (см)

S= 5 · 2 = 10 (см)

S= 12 см + 10 см = 22 см

- Замечательно.

Физминутка для глаз.

Постановка проблемы.

Цель:

1. Организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения

2. Согласовать цель и тему урока и ее фиксирование

Организация учебного процесса на этапе 3:

- А теперь продолжим исследовательскую работу.

17·2 =

- Представьте в виде умножения  5+5+5+5

- Сравни: а · 4   и  а · 8

5 ·100 =  (переместительное свойство)

- Реши уравнение:  4+4+4= Х·3

                                    Х=

- Замени суммой: 4·0=      17·1=           

- Сравни: 4·0 = 4

- Реши уравнение: 5·х = 5

- Что скажете? – В каком месте возникло затруднение? – Почему возникло затруднение?  

- Значит, чему мы должны научиться, поставьте перед собой цель. (дети определяют цели и задачи урока, учитель фиксирует на экране) 

Проектирование и фиксация нового знания.

Цель:

1. Организовать самостоятельное «открытие» детьми нового знания.

2. Зафиксировать изученные свойства   в речи и знаково.

Организация учебного процесса на этапе 4:

После исследований дети приходят к выводу: выражения не имеют смысла, т. к. не бывает суммы без слагаемых или с одним слагаемым.

- Вот и подошла наша «икс» – педиция к своей цели: исследовать особенности решения примеров, в которых встречаются 0 и 1.

стр. 78 № 1.

 1·2= 1+1=2

       1·4= 1+1+1+1=4

       1·5= 1+1+1+1+1=5

Вывод: 1·а = а

А  2·1, 4·1,  5·1  мы сможем записать в виде суммы? Нет, не бывает сумма из одного слагаемого. Зная переместительное  свойство умножения, будем считать: 2·1=2, 4·1=4, 5·1=5,

т.е. а·1 = а

Кто сделает вывод после исследований?

Так как множитель 1 не изменяет число, то его можно представить как « зеркало», 1 - как бы отражает число, не изменяя его.

Закрепление:

9·1 = □ 1·3 =□           54 ·1 = □         1·706 = □       

- Продолжаем исследование.

- Стр.78 № 3.

0·3 = 0+0+0

0·6 = 0              Вывод: 0 ·а = 0

А 3·0,  6·0 ? Нет смысла, но зная переместительное свойство умножения будем считать, что 3·0 =0, 6·0 = 0.

Вывод: а·0 = 0.

- Ноль – это страшный зверь, который съедает при умножении любой множитель.  

Закрепление:

7·0 =         0·9 =         15· 0 =         0·356 =      

Первичное закрепление.

Цель:

1. Зафиксировать частные случаи умножения на 1 и 0.

Организация учебного процесса на этапе 5:

Работа в группах с самопроверкой на интерактивной доске

Игра «Парашютисты»

-         Что делать догадались?

Продолжение исследований.

Вернемся к началу наших исследований.

4·0  <   4       

5·х = 5

х = 1

- Какие знания пригодились вам, чтобы выполнить это задание?

- Еще раз: зеркало, крокодил.

Самоконтроль с самопроверкой по эталону

Цель:

1. Организовать самостоятельное выполнении учащимися задания на новый способ умножения с проверкой по эталону

2. Организвовать самооценку собственной деятельности у детей.

Организация учебного процесса на этапе 6.

На доске: «ТОРОПИСЬ – ДА НЕ ОШИБИСЬ!»

- Прочитайте предложение.

- Как вы думаете, к какому виду деятельности подходит это выражение? (самостоятельной работе)

Уровень1:

5·1 =        0·56 =         1·13 =       234·0 =         6·1 =

0·43 =      18·0 =         77·0 =        14·1 =          1·78 =

Уровень 2:

23 ·0 =      43·1 =         0·56 =        1·1 =             543· 0 =

1·0 =         1·55 =         33·0 =        5·1 =            333·1 =

54 ·1 =        0·13 =         2·1 =         65·0 =          1·71 =

Уровень 3:

32·0 =          11·1 =        0·567 =        1·0 =         90·1 =

45·1 =           0·54 =        1·5 =           13·1 =        444·0 =

18·0 =           1·0 =           1·1 =           0·5 =         0·55 =

- Исправьте ошибки.

- Что вам помогло при вычислении?

- Какие были затруднения?

- Над чем еще нужно поработать?

7) Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1. Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке

2. Оценить собственную деятельность на уроке

3. Зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей учебной деятельности

4. Обсудить домашнее задание

Организация учебного процесса на этапе 7:

-         Наша «икс» – педиция подошла к концу. Пришло время подвести итоги.

-         На каком острове вы хотели бы очутиться? (на доске таблички)

«Открытие», «Эврика», «Радость», «Печаль», «Непонимание», «Бермудский треугольник»

(дети аргументируют свой ответ)

- Как вы думаете, пригодится ли новое знание в дальнейшей работе? В каких видах работы?

- Спасибо большое за работу, мои маленькие исследователи!

Домашнее задание: 

Стр. 79, № 7 и № 10.

* Составить свои выражения на умножение с 0 и 1 соседу по парте. 

.  .  .