Сценарий урока математики во 2 классе "Умножение на 1 и 0"
Сценарий урока математики во 2 классе
"Умножение на 1 и 0"
Автор: Заварзина Марина Викторовна
МБОУ "СОШ № 76", г. Иркутск
Тип урока: ОНЗ
Тема урока: Умножение на 0 и на 1.
Основные цели урока:
1) Сформировать представление о частных случаях умножения.
2) Актуализировать знания смысла умножения.
3) Повторить устную и письменную нумерацию многозначных чисел, площадь прямоугольника.
4) Тренировать вычислительные навыки; логическое мышление, воображение, внимание, память.
Оборудование: интерактивная доска, таблички для самооценки к этапу рефлексии, раздаточный материал для работы в парах, группах; карточки для самостоятельной работы (3 уровня)
Планируемые результаты:
Личностные:
- Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: ставить учебную задачу и выполнять действия для её решения; контролировать и оценивать выполнение действий.
- Познавательные УУД: осуществлять наблюдение, сравнение по заданным критериям; использовать знаково-символические средства; владеть общим приёмом решения задач; строить устные рассуждения, доказывать своё мнение, делать выводы.
- Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать и оценивать действия партнёра.
Предметные:
- умножать число на единицу;
- умножать число на нуль;
- находить площадь прямоугольника;
- решать примеры на табличные случаи умножения и деления.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение, классификация.
Ход урока
Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
1. Сформировать положительное самоопределение обучающихся к учебной деятельности.
2. Определить содержательные рамки урока: умножение на 1 и 0.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Проверка готовности к уроку.
- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок математики?
Открывается запись на экране:
· Интересный
· Познавательный
· Развивающий
· Плодотворный
- Поясните каждое понятие.
- Чтобы наш урок получился таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.
- Какими должны быть на уроке ученики?
Ученики:
· Активные
· Думающие
· Работоспособные
· Внимательные
· Аккуратные
· Дисциплинированные
- В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть.
- Сегодня на уроке мы снова отправляемся в «икс»-педицию к математическому полюсу.
И в этой «икс»- педиции я буду полагаться, на вашу эрудицию в дороге опираться. Задачи в экспедиции для вас, для всех, для всех. От их решенья быстрого зависит наш успех.
- Нам с вами предстоит думать, решать, отвечать на вопросы, открыть и изучить новую тему. Чтобы узнать, что будет являться темой нашего урока, надо написать математический диктант.
Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности
Цель:
1. Актуализировать вычислительные приемы, необходимые для умножения чисел
2. Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация.
3. Организовать выполнение обучающимися математического диктанта и его самопроверку по готовому образцу с фиксацией своих результатов
4. Зафиксировать ситуацию индивидуального затруднения при умножении на 1 и 0.
Организация учебного процесса на этапе 2:
Математический диктант:
1. К какому числу надо прибавить 1, чтобы получить число 53?
2. Записать число, в котором 7 десятков 6 единиц.
3. Чему равна сумма чисел 25 и 30?
4. Дополни число 80 до числа 90.
5. Какое число надо вычесть из числа 28, чтобы получить 1?
6. 2 * 3 =
7. У Коли 8 тетрадей, а у Вани столько же. Сколько тетрадей у Вани?
8. Наименьшее трехзначное число.
9. В трамвае ехало 20 человек, 5 вышли на остановке, 3 зашли. Сколько человек стало в трамвае?
10. Наибольшее двузначное число.
Давайте проверять. У меня есть карточки с ответами. На обратной стороне карточек буквы. Если мы сделали все верно, то сможем узнать тему урока.
Выставляю карточки: 53; 76; 55; 10; 27; 6; 16; 100; 18; 99.
Встаньте, у кого все верно. Я вам ставлю «5». У кого восемь верных ответов? Оценка «4».
- Теперь на этой фигуре нужно расположить ответы в порядке возрастания. Какое число будет первым?
Тот, кто первый отвечает, прикрепляет карточку к этой фигуре.
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Далее дети по цепочке выходят и заполняют карточками данную фигуру.
У |
|
|
|
М |
|
|
|
Н |
О |
Ж |
Е |
Н |
И |
Е |
. |
- Так как же называется тема урока?
- Да, мы продолжаем открывать секреты этого действия.
- Посмотрите на фигуру на доске. Я сейчас укажу длину и ширину сторон. Что вы можете найти у этой фигуры с помощью действия умножения? (площадь: S =a·b)
- Верно. Я предлагаю вам найти площадь этой фигуры. Как будете рассуждать?
3см
4см
|
|
|
|
|
|
|
5см |
|
|
||
|
2см |
- Д. Эта фигура состоит из двух прямоугольников. Сначала нужно найти площадь одного, затем площадь другого прямоугольника.
- Хорошо. Что же будем делать дальше, если вся наша фигура состоит из двух частей?
- Д. Мы сложим два значения и узнаем площадь всей фигуры.
Я предлагаю поработать в парах.
Дети решают в тетрадях, затем идет проверка.
Кто из вас ошибся? В чем ошибка? Почему она допущена? Исправьте ошибки.
S= 3 · 4 = 12 (см)
S= 5 · 2 = 10 (см)
S= 12 см + 10 см = 22 см
- Замечательно.
Физминутка для глаз.
Постановка проблемы.
Цель:
1. Организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения
2. Согласовать цель и тему урока и ее фиксирование
Организация учебного процесса на этапе 3:
- А теперь продолжим исследовательскую работу.
17·2 =
- Представьте в виде умножения 5+5+5+5
- Сравни: а · 4 и а · 8
5 ·100 = (переместительное свойство)
- Реши уравнение: 4+4+4= Х·3
Х=
- Замени суммой: 4·0= 17·1=
- Сравни: 4·0 = 4
- Реши уравнение: 5·х = 5
- Что скажете? – В каком месте возникло затруднение? – Почему возникло затруднение?
- Значит, чему мы должны научиться, поставьте перед собой цель. (дети определяют цели и задачи урока, учитель фиксирует на экране)
Проектирование и фиксация нового знания.
Цель:
1. Организовать самостоятельное «открытие» детьми нового знания.
2. Зафиксировать изученные свойства в речи и знаково.
Организация учебного процесса на этапе 4:
После исследований дети приходят к выводу: выражения не имеют смысла, т. к. не бывает суммы без слагаемых или с одним слагаемым.
- Вот и подошла наша «икс» – педиция к своей цели: исследовать особенности решения примеров, в которых встречаются 0 и 1.
стр. 78 № 1.
1·2= 1+1=2
1·4= 1+1+1+1=4
1·5= 1+1+1+1+1=5
Вывод: 1·а = а
А 2·1, 4·1, 5·1 мы сможем записать в виде суммы? Нет, не бывает сумма из одного слагаемого. Зная переместительное свойство умножения, будем считать: 2·1=2, 4·1=4, 5·1=5,
т.е. а·1 = а
Кто сделает вывод после исследований?
Так как множитель 1 не изменяет число, то его можно представить как « зеркало», 1 - как бы отражает число, не изменяя его.
Закрепление:
9·1 = □ 1·3 =□ 54 ·1 = □ 1·706 = □
- Продолжаем исследование.
- Стр.78 № 3.
0·3 = 0+0+0
0·6 = 0 Вывод: 0 ·а = 0
А 3·0, 6·0 ? Нет смысла, но зная переместительное свойство умножения будем считать, что 3·0 =0, 6·0 = 0.
Вывод: а·0 = 0.
- Ноль – это страшный зверь, который съедает при умножении любой множитель.
Закрепление:
7·0 = 0·9 = 15· 0 = 0·356 =
Первичное закрепление.
Цель:
1. Зафиксировать частные случаи умножения на 1 и 0.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Работа в группах с самопроверкой на интерактивной доске
Игра «Парашютисты»
- Что делать догадались?
Продолжение исследований.
Вернемся к началу наших исследований.
4·0 < 4
5·х = 5
х = 1
- Какие знания пригодились вам, чтобы выполнить это задание?
- Еще раз: зеркало, крокодил.
Самоконтроль с самопроверкой по эталону
Цель:
1. Организовать самостоятельное выполнении учащимися задания на новый способ умножения с проверкой по эталону
2. Организвовать самооценку собственной деятельности у детей.
Организация учебного процесса на этапе 6.
На доске: «ТОРОПИСЬ – ДА НЕ ОШИБИСЬ!»
- Прочитайте предложение.
- Как вы думаете, к какому виду деятельности подходит это выражение? (самостоятельной работе)
Уровень1:
5·1 = 0·56 = 1·13 = 234·0 = 6·1 =
0·43 = 18·0 = 77·0 = 14·1 = 1·78 =
Уровень 2:
23 ·0 = 43·1 = 0·56 = 1·1 = 543· 0 =
1·0 = 1·55 = 33·0 = 5·1 = 333·1 =
54 ·1 = 0·13 = 2·1 = 65·0 = 1·71 =
Уровень 3:
32·0 = 11·1 = 0·567 = 1·0 = 90·1 =
45·1 = 0·54 = 1·5 = 13·1 = 444·0 =
18·0 = 1·0 = 1·1 = 0·5 = 0·55 =
- Исправьте ошибки.
- Что вам помогло при вычислении?
- Какие были затруднения?
- Над чем еще нужно поработать?
7) Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1. Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке
2. Оценить собственную деятельность на уроке
3. Зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей учебной деятельности
4. Обсудить домашнее задание
Организация учебного процесса на этапе 7:
- Наша «икс» – педиция подошла к концу. Пришло время подвести итоги.
- На каком острове вы хотели бы очутиться? (на доске таблички)
«Открытие», «Эврика», «Радость», «Печаль», «Непонимание», «Бермудский треугольник»
(дети аргументируют свой ответ)
- Как вы думаете, пригодится ли новое знание в дальнейшей работе? В каких видах работы?
- Спасибо большое за работу, мои маленькие исследователи!
Домашнее задание:
Стр. 79, № 7 и № 10.
* Составить свои выражения на умножение с 0 и 1 соседу по парте.