Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Нестандартные формы уроков как средство усиления мотивации к изучению иностранного языка

Дата публикации: 2019-02-02 20:40:49
Статью разместил(а):
Глуховская Ася Наумовна

Нестандартные формы уроков как средство усиления мотивации к изучению иностранного языка

Автор: Глуховская Ася Наумовна

МОУ "СШ с углубленным изучением отдельных предметов № 6", Волгоград

 

Усиление мотивации к изучению иностранного языка является очень важным. Нестандартные уроки играют большую роль в развитие такой мотивации.

Нестандартные уроки отличаются от обычных следующим:

1. Арсеналом педагогических средств, организацией и проведением нестандартных форм уроков по иностранному языку.

От массового опыта опыт проведения нестандартных уроков отличается  использованием следующих форм уроков:

1) урок – ролевая игра;

2) урок – телепередача;

3) урок – шоу;

4) урок – смотр знаний;

5) урок - с элементами игровых ситуаций;

6) урок – викторина;

7) урок – конференция;

8) урок – игра «Счастливый случай»;

9) урок – «Круглый стол».

2.   Выбором нетрадиционных форм урока, которые обусловливаются уровнем отработки языкового материала, формой обучения, уровнем сформированности речевых умений учащихся.

Особенности этих уроков заключаются в следующем:

1) во взаимодействии разных типов деятельности;

2) в постановке целей, коммуникативных задач;

3) в правилах игры;

4) в сценарии;

5) в проблеме;

6) в оценке результатов.

Хорошей результативности таких уроков способствуют следующие моменты:

1) Элементы игры в обучении , заинтересованность в учебном материале;

2) Игры и остальные формы нестандартных уроков, названых выше помогают сконцентрировать внимание на учебной задаче. Сама учебная задача воспринимается не как навязанная извне, а как интересная цель. Меньше нервных затрат, минимум  волевых усилий;

3) Высвобождение интеллектуального потенциала учащихся;

4) Включение в со-игру и учащихся и учителя, их непринужденное общение способствует развитию мотивации в изучении иностранного языка.

В таких уроках решаются следующие педагогические задачи:

1) активизация речевой деятельности учащихся;

2) создаются условия для реального общения школьника;

3) создаются условия для самостоятельной индивидуальной работы;

4) формируются навыки общения, развиваются воображение, нравственные качества, результативность;

5) обеспечивается должный уровень речевых умений;

6) расширяется кругозор учащихся;

7) формируются положительные эмоции;

8) развивается мыслительная деятельность.

Выбор нетрадиционных форм урока, используемых в практике работы, зависит, прежде всего, от уровня обученности класса, от уровня владения языком.

В 5-6 классах, где уровень владения языком невысок и где мышление детей еще образное, а не абстрактное, используются в основном уроки с элементами ролевых ситуаций. Цель таких уроков: тренировка учащихся в использовании лексико-грамматического материала, контроль уровня сформированности устной  речи (как подготовленной, так и неподготовленной).

В 5-и классе, например, используются такие уроки.

Тема: «Времена года».

Ситуация: К русским детям приезжает гость из Африки, который никогда не видел зиму. Дети описывают ему русскую зиму.

В 6-м классе. Тема: День рождения». Ситуация: Вы в гостях у своего друга. Инсценируйте разговор о дне рождения.

Тема: «Одежда». Ситуация: Мама и дочка в отделе готового платья.

Ролевые игры и игры-викторины, «Брэйн-ринг», «Счастливый случай», «Моделирование экзамена», используются на заключительном этапе работы по теме.

Процесс организации и проведения ролевой игры включает следующие этапы:

1) подготовка;

2) проведение;

3) подведение итогов.

Подготовительный период ролевой игры начинается на первом уроке в работе по теме, когда учащимся раскрывается реальная возможность завершить тему ролевой игрой.

 

Подготовка учащихся.

Проведение ролевой игры и игры – викторины является итогом подготовительной работы.

Основной прием, используемый на таких уроках, ситуации, создаваемые как вербальными невербальными средствами.

В 8-м классе игра – викторина «Брэйн-ринг» по теме «Школа в Германии».

В 9-м классе ролевая игра – моделирование ситуации «Вступительные экзамены на библиотечный факультет в институт культуры» по теме – «Книги – наши друзья»

Что обеспечивает живое общение на таких уроках? Это интересный сюжет ролевой игры.

На старшем этапе, когда у учащихся навык владения устной речью сформирован на более продвинутом уровне, когда учащиеся в состоянии решать различные коммуникативные задачи, используя такие формы, как урок-викторина «Счастливый случай» в 10-ом классе по теме «Германия»  и теле игра «Тема» по теме «Австрия» в 11-ом классе .

Основное содержание таких уроков составляют задания, разработанные как учителем, так и самими учащимися. Задания объединены по тематическому принципу. Эти задания предполагают ответы учащихся на вопросы учителя или друг друга. Предварительно учащиеся получают установку проработать дополнительный материал. Сюда включаются элементы  соревнования. Побеждают те учащиеся, которые наиболее полно отвечают на вопросы и сами готовят наиболее интересные задания и вопросы.

Другой формой нестандартных уроков, позволяющей совершенствовать навыки и умения разговорной речи, являются уроки «Брэйн-ринг».

Эти уроки носят соревновательный характер. Они проводятся в целях контроля усвоения лексико-грамматического материала.

Интенсивности урока способствуют разнообразные задания в различных видах речевой деятельности:

1) задавать вопросы;

2) давать варианты ответов;

3) составить вопросы самому.

В ролевых играх учащимся даются необычные по форме задания:

1) назови заглавия книг наоборот (перевёртыши);

2) отгадай по описанию сюжета названия книг;

3) назови автора книг;

4) побеседуй с гостями из Австрии, расспроси их о социальной политике, экономике, молодёжи Австрии;

5) ответь на вопросы об этой стране;

6) составь рекламу австрийского туристического агентства.

Результативность нестандартных уроков заключаются в следующем:

1. Организуется самостоятельная работа учащихся с использованием разнообразного дополнительного материала, что способствует развитию интереса к иностранному языку.

2. Учащиеся вовлекаются в процесс познания, что обеспечивает развитие их личности.

3. Подготовка некоторых учащихся к таким урокам является предпосылкой для их дальнейшего творчества и исследовательской работы.

4. Успеваемость в классах, где проводились нестандартные уроки значительно выше.

5. Многие учащиеся из таких классов поступают на факультеты иностранных языков.

 

Новые педагогические технологии в обучении иностранному языку. Мною была использована работа Е.С. Полат «Обучение в сотрудничестве».

Краткое содержание данной технологии.

Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком (ИЯ) пришло в наше общество. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание ИЯ жизненно важно. Поэтому мотивация к изучению его резко возросла. Однако трудностей на пути овладения ИЯ, особенно в массовой школе, не убавилось. По-прежнему основными из них являются: недостаток активной устной практики в расчёте на каждого ученика группы, отсутствие индивидуализации дифференциации обучения.

Как известно, цель обучения ИЯ в школах разных типов состоит в овладении коммуникативной компетенцией, т.е. предусматривается обучение не столько системе языка (лингвистической компетенции), сколько практическому овладению ИЯ. При этом необходимо помнить: обучать следует таким образом, чтобы в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью в сознании учащегося формировалась система языка (В.В. Краевский). Кроме того, в основе обучения любому виду речевой деятельности лежат слухомоторные связи. Поэтому одна из закономерностей методики обучения ИЯ гласит: изучение его должно основываться на развитии у школьников слухомоторных связей в результате выполнения ими устных упражнений и по возможности в индивидуальном режиме (И.В. Рахманов).

К сожалению, практически все учебники ИЯ не учитывают этой особенности предмета и разрабатываются в расчёте на некоего среднего ученика. Компенсировать этот недостаток можно и нужно за счёт разработанных в методике методов, подходов и технологий обучения. Стоит отбирать и технически прорабатывать те из них, которые могли бы предоставить возможность устной практики каждому ученику на уроке не менее 15-20 минут, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интересов (имеется в виду интереса к изучению ИЯ), склонностей. Другими словами, речь идёт о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении ИЯ.

Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке – это общедидактическая проблема, которая в полной мере присуща особенностям предмета «иностранный язык».

Идея этого подхода весьма привлекательна и издавна стимулирует педагогов, как в нашей стране, так и за рубежом искать пути её реализации. Поскольку это обучение ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребёнка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления), постольку речь должна идти не просто о возможности выбора профильного обучения в старших классах, как это иногда звучит, а об особенностях самого процесса обучения, отбора соответствующих технологий.

Если мы обучаем практическому владению тому или иному виду речевой деятельности, то обучать этому можно лишь через практику в этом виде деятельности. Другими словами, говоря, на уроке большую часть времени должны практиковаться учащиеся, а не учитель, как это подчас бывает.  Совершенно очевидно, что в условиях классно-урочной системы, от которой наша школа пока не собирается отказываться, необходимо искать разумные компромиссы, которые позволили бы решить проблему максимально продуктивно именно в этих условиях.

Для массовой школы представляется наиболее интересным опыт обучения в сотрудничестве как общедидакический  концептуальный подход, особенно, если учесть тот факт, что эти технологии вполне органично вписываются в классно-урочную систему, не затрагивают содержание обучения, позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика.  Учитывая   специфику предмета «иностранный язык», эти технологии могут обеспечить необходимые  условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому из них возможность осознать, осмыслить новый языковый материал, получить достаточную устную практику для формирования  необходимых навыков и умений.

Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Учитель в своей практике может разнообразить и эти варианты  творческим подходом применительно к своим ученикам, но при одном непременном условии - четком соблюдении основных принципов в сотрудничестве. Перечислим их.

Группы учащихся формируются учителем до урока, разумеется, с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученик (если группа состоит из трех  учащихся), девочки и мальчики. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно, нет необходимости менять ее состав (это так называемые базовые группы). Если работа по каким-то причинам не очень клеится, состав группы можно менять от урока к уроку.

Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации).

Оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только, а иногда не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»). При этом в ряде случаев можно предоставить ребятам самим оценивать результаты (особенно промежуточные) своего труда.

Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание. В ряде случаев это может быть слабый ученик  (в нашем предмете это касается главным образом лингвистических, грамматических, лексических знаний и ОДД). Если слабый школьник в состоянии обстоятельно изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием,  ибо цель любого задания – не формальное его выполнение (правильное/неправильное решение), а овладение материалом  каждым учеником группы.

Основные идеи, присущие всем описанным здесь вариантам обучения в сотрудничестве (общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные шансы на успех), дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика. Это и есть личностно-ориентированный подход в условиях классно-урочной системы, один из возможных способов его реализации.

Практически это обучение в процессе общения – общения учащихся друг с другом, учеников с учителем  (как уже говорилось выше) обязательно на ИЯ, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Это социальное общение, поскольку в процессе его школьники поочередно выполняют различные социальные роли: лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.

В результате и целенаправленной (разумеется, хорошо продуманной и подготовленной) работы в сотрудничестве удается значительно увеличить время устной и речевой практики каждого ученика на уроке, дать шанс каждому сформировать в своем сознании систему изучаемого языка. Это неплохой фундамент овладения языком.

Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль – организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения, использовать возможности межличностной  коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования речевых умений.

Важно и другое. В современном образовании все больший акцент делается на работу с информацией. Ученикам важно уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. Работа с информацией на ИЯ, особенно, если учесть возможности, которые открывает глобальная сеть Интернет, становится весьма актуальной. Это  обще учебные интеллектуальные  умения, которые приобретаются не только на уроках ИЯ. И здесь помощь учителя будет заключаться в отборе и использовании в своей практике технологий, ориентированы именно на такие виды деятельности.   

Я провожу для этого много различных уроков. Это  деловые игры,  уроки-конференции и пресс-конференции, викторины, уроки-брэйн-ринги, уроки-телепередачи,  уроки-имитации, например, урок-имитация экзамена на библиотечный факультет института культуры. Я создаю такие условия, чтобы ученики чувствовали себя комфортно. Первые три цели игры связаны конкретным уровнем сформированности навыков иноязычной речи. Четвертая цель:  формирование положительных эмоций у учащихся, пятая - помощь учащимся сделать задачи урока личностно необходимыми им, шестая - создание для учащихся  личностно-ориентированной ситуации.

На уроке используется ролевая игра, учащиеся  как бы пропускают через себя ситуации. Ситуации необычные, смоделированные, с элементами конкурсов. Учащиеся учатся контролировать свои эмоции (они боятся идти на экзамен в институт, но держат себя в руках). Учащиеся также выступают в очень необычных для себя ролях: ректора и членов приемной комиссии. Ситуация становится жизненно важной для них, т.к. им предстоят еще экзамены в ВУЗы. Урок идет как бы без присутствия учителя, хотя он невидимый дирижер.

Ошибки в речи учеников не исправляются во время урока, т.к. это ведет к негативным последствиям. Ученик погружен в смоделированную ситуацию (экзамен на библиотечный факультет института культуры), он не боится выступать в разных ролях, а если его прерывать, то урок не получится, не будут созданы предпосылки для развития личности, а будет присутствовать страх, сделать  ошибку, который подавляет личность.

Наглядность урока влияла на развитие личности. Во-первых, она помогала перевести учащихся в другую социальную роль (роль студента, роль членов приёмной комиссии, роль ректора). Во-вторых, она помогала сделать задачу личностно значимыми. Многие учащиеся должны поступать в институты, для них всё ново, непонятно, а тут ролевая игра, да не просто на отвлечённую тему, а на животрепещущую. Учащиеся готовятся к новым ролям, которые они будут играть не на уроке, а в жизни. Большинству из них предстоит быть абитуриентами. У них будет снят страх, при поступлении не будет стрессов, так как они уже в игре это пережили, у них уже сложились какие-то стереотипы. Учащиеся сами ищут материал к импровизированному экзамену. Они сами формулируют цель своего поступления на библиотечный факультет, размышляют, делают выводы. Это также положительно влияет на развитие личности.

На уроке царит атмосфера взаимопонимания, доброжелательности и корректности. В конце урока я хвалю каждого учащегося и оцениваю его работу. Я считаю, что цели урока достигнуты. Учащиеся не только получили определённый набор знаний, научились определённым навыкам, но и приобрели некоторые личностные качества, то есть развились как личность.  

Я считаю, что творческая, здоровая личность – залог успеха развития нашего общества.

 

Список использованной литературы:

1. Полат Е, С. « Обучение в сотрудничестве » И.Я. в школе № 1 2000г.

2. Е.С. Полат М. Ю. Бударина « современные педагогические и информационные технологии в системе образования» Академия 2008.

.  .  .