Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Организация индивидуальной работы с неуспевающими обучающимися

Дата публикации: 2019-01-31 10:22:46
Статью разместил(а):
Шувалова Наталья Александровна

Организация индивидуальной работы с неуспевающими обучающимися

Автор: Шувалова Наталья Александровна

  ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №3 Егорьевский филиал», г. Егорьевск

 

Среднее профессиональное образование – наиболее востребованный в нашем обществе уровень образования, ведущий производитель кадров. От выпускника среднего профессионального заведения требуются хорошо отработанные конкретные умения и навыки, осознанность решений, быстрота и точность выполнения действий, ответственность и способность к самоконтролю. Это значит, что каждый студент должен ответственно относиться к учебе, а преподаватели должны помогать студентам, т.е. активно работать с неуспевающими студентами.

Неуспеваемость – отставание в учении, при котором студент не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой. Неуспеваемость вызывается совокупностью причин. 

Причины неуспеваемости:

- Социальные причины, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы.

- Несовершенство организации учебного процесса (неинтересные занятия, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка студентов, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях).

- Отрицательное влияние извне - улицы, семьи (отсутствие домашнего режима, безнадзорность)

- Отсутствие мотивации, Слабое развитие волевой организации.

- Дефекты здоровья студентов, низкое развитие интеллекта.

Система мероприятий, направленная на решение проблем неуспеваемости:

1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий. Использование педагогики успеха (Формирование позитивного мышления, создание ситуаций успеха, использование индивидуального подхода к студентам).

2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.

3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия). Усиление работы с родителями. Привлечение актива группы к работе по повышению ответственности обучающегося за учение.

Работа с неуспевающими студентами в нашем колледже начинается с опроса студентов:

Что мешает Вам хорошо учиться?

  1. Неудовлетворение организацией учебного процесса,
  2. Неудовлетворительное преподавание по некоторым предметам.
  3. Плохое здоровье.
  4. Проблемы в семье.
  5. Собственная лень.
  6. Слабое развитие воли.
  7. Возможности мыслительных процессов, памяти.
  8. Нежелание учиться вообще.
  9. Подработки во внеурочное время.
  10. Другие проблемы.

Из данного опроса мы выясняем причины, которые, по мнению самих студентов, мешают им хорошо учиться. Чаще всего это– собственная лень, слабое развитие воли, низкие   возможности памяти, подработки во внеучебное время.

 

Решать проблему неуспеваемости помогают следующие направления работы:

Деятельность преподавателя со слабоуспевающими студентами и его родителями:

·         Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности студента.

·         Использовать на занятиях различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

·         Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце семестра, когда студент уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на занятии должно быть не менее 5-7 студентов).

·         Комментировать оценку студента (необходимо отмечать недостатки, чтобы студент мог их устранять в дальнейшем)

·         Преподаватель обязан поставить в известность куратора о низкой успеваемости студентов   если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)

·         Преподаватель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на занятии, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.

·         Если при выполнении этих мероприятий положительного результата не наблюдается, преподаватель докладывает администрации колледжа о данных студентах.

Деятельность куратора:

Куратор обязан выявлять причины неуспеваемости студента через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу, (методы работы: анкетирование студентов, беседа с родителями, собеседование). К возможным причинам неуспеваемости можно отнести:

  • пропуск занятий (по уважительной или неуважительной причине)
  • недостаточная домашняя подготовка
  • низкие способности
  • нежелание учиться
  • недостаточная работа на занятии
  • необъективность выставления оценки на занятии
  • большой объем домашнего задания
  • высокий уровень сложности материала

В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, куратор должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная). В случае неуважительных пропусков необходимо провести беседу со студентом и довести ситуацию до родителей.

Деятельность родителей:

      Родители обязаны явиться в колледж по требованию куратора или заведующего отделением.

·         Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания студентов и его посещение колледжа.

·         Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий

·         . Родители имеют право посещать уроки, по которым студент показывает низкий результат.

·         Родители имеют право обращаться за помощью к куратору, психологу, социальному педагогу, администрации колледжа.

·         В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на студента и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.

Деятельность психолога.

·         В случае обращения куратора по выявлению причин низкой успеваемости студента, психолог колледжа разрабатывает систему методик, определяющих причины низкой успеваемости студента.

·         О результатах диагностик психолог докладывает куратору и администрации в виде аналитической справки.

·         Психолог дает рекомендации по развитию данного студента.

Деятельность социального педагога и заведующего отделом по УВР.

·         Социальный педагог и заведующий отделом обязаны провести индивидуальную беседу со студентами с целью выявления социальных проблем студентов.

·         Держать на особом контроле посещение уроков слабоуспевающими студентов, в случае систематических пропусков без уважительной причины студент ставится на внутриколледжный контроль на семестр, о чем родители информируются в обязательном порядке.

·         Зав. отделом контролирует работу всех звеньев учебного процесса. составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими.

Рекомендации по работе с неуспевающими студентами на занятиях

·         Наблюдать за слабыми студентами по ходу занятия, за их действиями.

·         Проверить, выполнено ли домашнее задание?

·         Выяснить степень понимания учебного материала? Обратить внимание на  отвлекаемость внимания?

·         Интересоваться, как воспринимается студентами темп ведения урока? (успевает ли осмысливать материал, записывать).

·         Инициировать участие в уроке (ответы с места, самостоятельная письменная работа)

·         контролировать записи, задавать вопросы на понимание (на этапе закрепления и в беседе после занятия)

·         Быть педагогически тактичными по отношению к слабоуспевающим.

Проблема неуспеваемости среди студентов была и будет актуальна в современном обществе. Ранее студенты, не сдавшие сессию в отведенное для этого время, как правило, отчислялись за неуспеваемость, попадая лишь в статистическую отчетность. Сегодня мы вынуждены сохранять контингент студентов и необходима совместная работа с неуспевающими студентами, Если работа будет выполняться качественно, то можно будет уменьшить число неуспевающих и сохранить контингент студентов, поступивших в колледж.

 

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования». 

.  .  .