Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Подготовка к сочинению-рассуждению на тему, связанную с анализом текста

Дата публикации: 2019-01-22 14:01:48
Статью разместил(а):
Купеева Светлана Владимировна

Урок русского языка в 9 классе

"Подготовка к сочинению-рассуждению на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова)"

Автор: Купеева Светлана Владимировна

Цель урока:  

- выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы. 

- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы. 

Задачи: 

1) Образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение  самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и  структурной связностью.

 2) Развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме.

3) Воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как любовь и уважение к родителям, отзывчивость, человечность. 

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации. 

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся. 

Средства обучения: компьютер, презентация, памятки. 

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3. 

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства  - Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие  для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.  

Ӏ. Организационный момент. 

1.  Запись даты, темы урока в тетрадь.      

2. Эмоциональный настрой. 

II. Собеседование с классом. Лексическая работа.

III. Отбор материала к сочинению. Работа с текстом: совместная и по группам. 

ӀV. Рефлексия. 

V. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Материнская любовь». 

 

Ход  урока

Эпиграф к уроку: «Любовь к матери –это единственная любовь, от которой нельзя ждать измены».  В.Г.Белинский.

Тема урока: Что такое материнская любовь?

1.Эмоциональный настрой.

Учитель.
- Я помню ее руки. Они такие нежные и заботливые.
- Я помню ее взгляд. Он такой любящий и понимающий.
- Я помню ее походку, она такая неслышная и уверенная.
- Я помню ее голос. Он такой ласковый и родной
- Ребята, как вы думаете, о ком идет речь? Кто может быть такой ласковой, 
милой, заботливой, любящей?

Конечно, это МАМА. Женщина – мать … Сколько о ней сказано и написано. 
Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты, скульпторы. Она 
была мечтой, улыбкой, грустью, вселенной, радостью и безграничной печалью.
Умные и красивые, талантливые и преданные, они горели сами и освещали путь другим. Вот почему один из главных идеалов русской культуры, русского народа – это образ матери. 

Собеседование с классом:

Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ, и соберем материал к сочинению.

- Как вы понимаете значение этого словосочетания? Давайте составим кластер на доске.

Кластер № 1 Мать это:
- начало жизни;
- продолжение рода­­­­­­­­, мать­­­­­­­­­­­­­­­­, счастье;
- нравственность, тепло;
- духовность, сердце;

- верность, любовь.

А какими качествами должна обладать мама?

Кластер № 2. Черты характера матери:
- строгость, сила;
- нежность, справедливость;
- милосердие, терпимость;
- забота,  любовь;

- мудрость­­­­­­­­, ­­­­­­­­­­­­­­­­­умение прощать.

 

Крылатые выражения о материнской любви:

«Материнские руки- воплощение нежности» - В. Гюго.

«Первое слово человека- мама, последнее-мама. Мир держится на руках матерей» - М. Лезенский.

«Рука, качающая колыбель, правит миром» - У. Уоллес.

«Сердце матери видит дальше всех и чует лучше, чем чье-либо другое сердце» - А. Первенцев.

Проявление материнской любви в жизни. (Ответы учащихся).

- Любовь родителей к детям,  любовь детей к родителям.

1) Подбор материалов к сочинению - определение.

Запишем вступление к сочинению- определение:

Материнская любовь – это  безграничная любовь матери к ребенку: она отдает ему свою нежность, доброту, ласку.

2) Комментарий к тезису 2-3 предложения, содержащие ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

- Итак,  ребята, мы продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-рассуждения.

Вопрос к классу:

- Какова схема построения сочинения- рассуждения?

Памятка № 1.

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста+ комментарий.

4. Второй пример- аргумент из вашего жизненного опыта (из читательского) + комментарий.

Второй аргумент может быть от противного : о том, что люди забывают иногда матерей, о ее самопожертвовании, силе любви. 

5. Вывод.

 

III. Отбор материалов к сочинению. Анализ текста.

Готовясь к сочинению-рассуждению, мы будем говорить сегодня материнской любви  и ее проявлениях. (Для анализа мы возьмем текст Е.А.Пермяка)   

(1) Мы задержались в школе, и, когда вышли на улицу, уже смеркалось.

(2) Снегу навалило до половины валенка.

(3) Я забеспокоился, зная, как жестоки наши степные сибирские метели, какие беды они могут принести.  

(4) И скоро началось то, чего я опасался.

(5) Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран.

(6) Узенькую дорожку, которая вела в наше село, то и дело засыпало снегом, а потом она и совсем пропала.

(7) Будто из-под ног её украл кто-то очень недобрый.

(8) Я испугался и не знал, что делать дальше.

(9) Ветер свистел на все лады, чудились волки.

(10) И вдруг в вое ветра я услышал спокойный голос матери: «Не бойся, тебе надо зарыться в снег».

(11) Я так отчётливо слышал голос моей матери, отлично зная, что маминым голосом я разговариваю сам с собой в моём воображении …

(12) Мы вырыли пещерку и всю ночь просидели, рассказывая друг другу разные истории.

(13)А утром, пробив дыру на свободу, мы отправились домой.

(14) Открыв дверь, я бросился к маме.

(15) Бросился и – что было, то было – заплакал.

(16) Да о чём ты?

(17) Переобувайся да живо за стол, – сказала мать, ничего не спросив о минувшей ночи.

(18) Приехал отец.

(19) Он хвалил меня, обещал мне купить маленькое, но настоящее ружьё.

(20)Он удивлялся моей находчивости.

(21) А мать?..

(22) Мать сказала: «Парню тринадцатый год, и странно было бы, если бы он растерялся в метель да себя с товарищами не спас».

(23) Вечером мы остались с бабушкой вдвоём.

(24 )Мать ушла на станцию, к фельдшеру.

(25) Сказала, что угорела – болит голова.

(26) С бабушкой мне всегда было легко и просто.

(27) Я спросил её: «Бабушка, хоть ты скажи мне правду: почему мать не пожалела меня?

(28) Неужели я в самом деле такой нестoящий?»

(29) Дурень ты, больше никто! – ответила бабушка.

(30) Мать всю ночь не спала, ревела, как умалишённая, с собакой по степи тебя искала, колени обморозила...

(31)Только ты ей, смотри, об этом ни гугу! 

(32) Вскоре вернулась мать.

(33) Она сказала бабушке: «Фельдшер дал порошки от головы.

(34) Говорит, чепуха, скоро пройдёт».

(35) Я бросился к матери и обнял её ноги.

(36) Сквозь толщу юбок я почувствовал, что её колени забинтованы.

(37) Но я даже не подал виду.

(38) Я никогда ещё не был так ласков с нею.

(39) Я никогда ещё так не любил свою мать.

(40) Обливаясь слезами, я целовал её обветренные руки.

(41) А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь.

(42) Видимо, стоять ей было трудно.

(43) Так растила и закаливала нас наша любящая и заботливая мать.

(44) Далеко смотрела она.

(45) И худого из этого не получилось.

(46) Мой брат теперь дважды Герой.

(47) И про себя я кое-что мог бы сказать, да матерью строго-настрого наказано как можно меньше говорить о себе.

2. Беседа по тексту:

- Какова тема этого текста?

- Назовите стиль данного текста. (Художественный)

- Какой тип речи использован в тексте? (Повествование)

- Какова основная мысль текста? Запишем ее.

- Кто рассказывает историю о маме? (автор-рассказчик)

- Почему у детей не было другой возможности спастись, кроме как зарыться в снег? (в степи укрыться негде, можно погибнуть)

- Чей голос услышал герой в своем воображении? Как вы думаете, почему именно голос мамы? ( мама, вероятно, разыскивая сына, молилась. Она ангел-хранитель. Материнская молитва самая сильная!)

- Как встретила мать сына? Подтвердите ответ цитатами (холодно, равнодушно)

-О чем переживал мальчик ? О чем спрашивал бабушку?( герой думал, что мать его не любит, не жалеет)

- Что рассказала бабушка внуку о маме? (мать всю ночь не спала, ревела как умалишенная, искала с собакой, обморозила колени)

- Почему мать не подала виду, что провела самую страшную ночь в своей жизни? (так мать растила своих детей, закаляла характер, ведь жизнь прожить – не поле перейти)

- Итак, какой предстает материнская любовь в данном тексте? (сильная, самоотверженная, безграничная, сдержанная. Мать как ангел-хранитель помогала своему ребенку выжить, раз он слышал ее голос)

2. Запишите комментарии к тезису: 2 или  3 предложения. В данном случае это  предложения о том, где проявилась любовь матери к сыну, при каких обстоятельствах?

3. Работа в группах.

1-й аргумент - выбрать из прочитанного текста (цитата или № предложения)

Прокомментировать.

2-й аргумент- вспомнить и записать пример из вашего жизненного опыта (из художественной литературы) Оформить аргумент с использованием выразительных средств речи: эпитетов, метафор, фразеологизмов и т.д.

- Зачитать аргументы по группам.

4. Слово учителя: вывод к сочинению - это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

 

Памятка №2.

Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку

Часть (абзац) 

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений) 

1. Тезис 

На мой взгляд, материнская любовь  - это...(или)
По моему мнению, материнская любовь - это... (или)
Мне кажется, что материнская любовь  - это... (или)
Я думаю, что материнская любовь  - это... (или)
Что такое материнская любовь? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что... 

2. Аргумент 1 

Обратимся к тексту Пермяка, в котором говорится о... (или) 

В тексте Пермяк  поднимает проблему...
В предложении № ... автор говорит о том, что... (или) 

3. Аргумент 2 

Проявления материнской любви мы часто встречаем и в повседневной жизни.  Например, не так давно …. 

Свое мнения я могу подтвердить примером  из  произведения… …(автора)
В жизни мы часто наблюдаем... 
Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз... 

4. Заключение 

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... 
Таким образом, можно заключить, что... 
В заключение я хочу сказать, что ... 

 

Слово учителя: Дети всегда в долгу перед своими матерями. Нельзя забывать матерей ни в горе, ни в радости. А тем более – предавать их. Ведь рано или поздно человек, предавший мать, «споткнется» на дороге жизни. И расплата может быть самая страшная – непрощение из-­за опоздания  раскаяния. В любви матери – наша опора. Любовь матери возрождает к новой  жизни, несет тепло, связывает прошлое и настоящее, дает залог в будущее. 

Мать - это просто жизнь. И любовь матери вечна, как вечна сама жизнь.
Подводя итог  нашему разговору о материнской любви, послушаем замечательное стихотворение (читает заранее подготовленный человек).

4. Рефлексия.

Ребята, Вам совсем скоро предстоит сдавать ОГЭ. Какая часть сочинения до сих пор вызывает затруднения? Как вы думаете, почему

Каково ваше отношение к уроку?

5. Домашнее задание:

Напишите сочинение-рассуждение на тему « Что такое материнская любовь» 

Заключительное слово учителя.

Ребята, берегите своих мам. Придите сегодня домой, помогите справиться с домашними делами, обнимите свою маму и скажите ей какие-нибудь теплые слова.

Никогда не забывайте матерей!!!

Спасибо за работу!

.  .  .