Изучение "краснокнижных" видов Калужской области на уроках биологии в 5 классе
Изучение "краснокнижных" видов Калужской области на уроках биологии в 5 классе
Автор: Тесник Юлия Валерьевна
учитель химии и экологии МБОУ “СОШ № 26”, г. Калуга
Аннотация: В статье рассказывается об общих принципах изучения сведений о видах, занесённых в Красную книгу Калужской области на уроках биологии в 5 классе общеобразовательной школы (I-II четверть по учебнику “Биология. Живой организм. 5-6 классы” Авт. Л.Н. Сухорукова), рассмотрены основные виды заданий, формы и методологические направления использования данного компонента школьного урока.
Ключевые слова: Красная книга, “краснокнижные” виды.
Последние годы изучение видов, занесённых в Красную книгу, является актуальной темой современной биологии и других сопряжённых наук. Сведения о “краснокнижных” видах мы изучаем на уроках биологии и экологии в разных классах общеобразовательной школы. Не исключение и уроки биологии в 5 классе. Использование таких материалов на уроках является эффективным средством обучения. Но, к сожалению, это направление не очень широко разработано в научных и методических работах.
Цели использования такой составляющей урока:
Образовательная: способствовать формированию программных знаний и умений по биологии, и расширению кругозора учащихся.
Воспитательная: создание условий, обеспечивающих воспитание активной гражданской позиции, экологически правильного толерантного и не потребительского отношения к окружающей среде.
Развивающая: способствовать развитию памяти и логического мышления учащихся.
При изучении данной темы, как показывает практика, важно, чтобы изучение объектов из Красной книги не имел эпизодических характер, повторялся постоянно и получал развитие.
На уроках биологии в 5-ом классе при изучении “краснокнижных” видов мы знакомимся с их представителями, принадлежностью к царствам живой природы (начиная с урока №4), систематическим положением (начиная с урока №5), их кратким описанием и экологическими (в некоторых случаях биологическими) особенностями.
Среди форм, используемых на этапе изучения сведений о “краснокнижных” видах, можно выделить как групповые (работа группе по составлению схемы “Условия жизни Аргиоппы Брюннихи”), так и фронтальные (наблюдение за природным объектом). Приёмы также разнообразны: это и рассказ (с элементами сказкотерапии, с помощью презентации), и различные задания (“Найди лишнее”, “Найди соответствие”, “Да-нетка”), и использование видеофрагментов (Табл. 1).
Табл. 1.
Тема урока |
Название “краснокнижного” вида |
Приёмы |
Урок 1. Биология - наука о живых организмах |
Водяной орех |
Рассказ (презентация) |
Урок 2. Условия жизни организмов. |
Аргиоппа Брюнниха |
Составь схему “Условия жизни Аргиоппы Брюннихи” на магнитной доске |
Урок З. Осенние явления в жизни растений.
|
Клён полевой |
Наблюдение за природным объектом |
Урок 4. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. |
Лягушка съедобная, Тысячелистник благородный, Саркосома шаровидная, |
Задание “Определи, к какому царству относятся картинки” |
Урок 5. Деление царств на группы. |
Повторение: Лягушка съедобная, Тысячелистник благородный, Саркосома шаровидная |
Задание “Найди лишнее” |
Урок 6. Среда обитания. Экологические факторы. |
Зубр, Береза приземистая |
Просмотр видео-фрагмента |
Урок 7. Вода как среда жизни. |
Минога украинская |
Задание “Найди соответствие фото-название” |
Урок 8. Наземно-воздушная среда жизни. Свет в жизни растений и животных. |
“Растение-гигрофит” (яркий представитель болотных растений) Росянка английская, Росянка круглолистная, Росянка обратнояйцевидная) |
Рассказ (презентация) |
Урок 9. Почва как среда жизни. |
Червь Норденшельдов, или Эйзения Норденшельда |
Игра “Да-нетка” |
Урок 10. Организменная среда жизни. |
- |
- |
Урок 11. Сообщество живых организмов. |
Повторение: Червь Норденшельдов, Минога украинская, Росянка sp., Зубр, Береза приземистая |
Выбери лишнее (задание в презентации) |
Урок 12. Роль животных, грибов и бактерий в сообществе |
Отидея заячья, или Заячьи уши |
Собери пазл (фото), отгадай ребус (название) |
Урок 13. Типы взаимоотношений организмов в сообществе. |
Дятел трехпалый, Дятел европейский средний, Муравьиный лев северный |
Загадка + составь пищевую цепь |
Урок 14 Контрольно-обобщающий урок. Разнообразие живых организмов, среды жизни. |
Грифола курчавая, или Гриб – баран, Сальвиния плавающая, Щурка золотистая, Гадюка обыкновенная, Медянка обыкновенная, Удод |
Кроссворд |
Таким образом, материал о “краснокнижных” видах занимает хоть и малую часть каждого урока, но играет большую роль в преподавании биологии в целом на моих уроках биологии в 5 классе.