Изучение "краснокнижных" видов Калужской области на уроках биологии в 5 классе

Дата публикации: 2019-01-04 20:16:23
Статью разместил(а):
Тесник Юлия Валерьевна

Изучение "краснокнижных" видов Калужской области на уроках биологии в 5 классе

Автор: Тесник Юлия Валерьевна

учитель химии и экологии МБОУ “СОШ № 26”, г. Калуга

 

Аннотация: В статье рассказывается об общих принципах  изучения сведений о  видах, занесённых в Красную книгу Калужской области  на уроках биологии в 5 классе общеобразовательной школы (I-II четверть по учебнику  “Биология. Живой организм. 5-6 классы” Авт. Л.Н. Сухорукова), рассмотрены основные виды заданий, формы   и методологические направления использования данного компонента школьного урока.

Ключевые слова:  Красная книга, “краснокнижные” виды.    

 

Последние годы изучение видов, занесённых в Красную книгу, является актуальной темой современной биологии и других сопряжённых наук. Сведения о “краснокнижных” видах  мы изучаем на уроках биологии и экологии в разных классах общеобразовательной школы. Не исключение и уроки биологии в 5 классе.   Использование таких материалов на уроках является эффективным средством обучения. Но, к сожалению, это направление не очень широко разработано в научных и методических работах.

Цели использования такой составляющей урока:

Образовательная: способствовать формированию программных знаний и умений по биологии, и расширению кругозора учащихся.

Воспитательная: создание условий, обеспечивающих воспитание активной гражданской позиции, экологически  правильного толерантного и не потребительского отношения к окружающей среде.

Развивающая: способствовать развитию памяти и логического мышления учащихся.

При изучении данной темы, как показывает практика, важно, чтобы изучение объектов из Красной книги не имел эпизодических характер, повторялся постоянно и получал развитие.

На уроках биологии в 5-ом классе при изучении “краснокнижных” видов мы знакомимся с их представителями, принадлежностью к царствам живой природы (начиная с урока №4), систематическим положением (начиная с урока №5), их кратким описанием и экологическими (в некоторых случаях биологическими) особенностями.  

Среди форм, используемых  на этапе изучения сведений о “краснокнижных” видах,  можно выделить как групповые (работа  группе по составлению схемы “Условия жизни Аргиоппы Брюннихи”), так и фронтальные (наблюдение за природным объектом). Приёмы также разнообразны: это и рассказ  (с элементами сказкотерапии, с помощью презентации), и  различные задания (“Найди лишнее”,  “Найди соответствие”,  “Да-нетка”), и использование  видеофрагментов (Табл. 1).

 Табл. 1.

Тема урока

Название краснокнижного вида

Приёмы

Урок 1. Биология - наука о живых организмах

Водяной орех

Рассказ (презентация)

Урок 2. Условия жизни организмов.

Аргиоппа Брюнниха

Составь схему “Условия жизни Аргиоппы Брюннихи” на магнитной доске

Урок З. Осенние явления в жизни растений.

 

Клён полевой

Наблюдение за природным объектом

Урок 4. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.

Лягушка съедобная,

Тысячелистник благородный, Саркосома шаровидная,

Задание “Определи, к какому царству относятся картинки”

Урок 5. Деление царств на группы.

Повторение: Лягушка съедобная,

Тысячелистник благородный, Саркосома шаровидная

Задание “Найди лишнее”

Урок 6. Среда обитания. Экологические факторы.

Зубр, Береза приземистая

Просмотр видео-фрагмента

Урок 7. Вода как среда жизни.

Минога украинская

Задание “Найди соответствие фото-название”

Урок 8. Наземно-воздушная среда жизни. Свет в жизни растений и животных.

“Растение-гигрофит” (яркий представитель болотных растений) Росянка английская, Росянка круглолистная, Росянка обратнояйцевидная)

Рассказ  (презентация)

Урок 9. Почва как среда жизни.

Червь Норденшельдов, или Эйзения Норденшельда

Игра “Да-нетка”

Урок 10. Организменная среда жизни.

-

-

Урок 11. Сообщество живых организмов.

Повторение: Червь Норденшельдов, Минога украинская, Росянка sp., Зубр, Береза приземистая

Выбери лишнее (задание в презентации)

Урок 12. Роль животных, грибов и бактерий в сообществе

Отидея заячья, или Заячьи уши

Собери пазл (фото), отгадай ребус (название)

Урок 13. Типы взаимоотношений организмов в сообществе.

Дятел трехпалый, Дятел европейский средний, Муравьиный лев северный

Загадка  + составь пищевую цепь

Урок 14 Контрольно-обобщающий урок.

Разнообразие живых организмов, среды жизни. 

Грифола курчавая, или Гриб – баран, Сальвиния плавающая, Щурка золотистая, Гадюка обыкновенная, Медянка обыкновенная, Удод

Кроссворд

 

   Таким образом, материал о “краснокнижных” видах занимает  хоть и малую часть каждого урока, но   играет большую роль в преподавании биологии в целом на моих уроках биологии в 5 классе.