Формирование компетенций на уроке информатики
Формирование компетенций на уроке информатики
Автор: Черненко Наталия Викторовна
Диагностика сформированности ключевых компетенций школьников в гимназии № 11 осуществляется с помощью специальных листов, заполняемых всеми предметниками в конце каждого полугодия. Для каждого вида компетенций вычисляется средний балл, что дает более объективную картину.
Приведу критерии оценки сформированности компетенций:
Характеристика ключевых компетенций:
№ п/п |
Компетенции и их критерии |
1. |
Организационные компетенции: умение ставить цели, планировать свою деятельность, выполнять задания в соответствии с планом, добиваться запланированного результата, умение проверять результат, отказ от помощи |
2. |
Учебно-познавательные компетенции: воспринимает устную информацию с первого предъявления, самостоятельно разбирается с инструкцией учебника, способен самостоятельно выделять главное, работает в хорошем темпе, осознанно выполняет задания и добивается результата, способен дать правильный развернутый ответ, способен дать объективную оценку результатам работы, способен усвоить программу в нормативные сроки, Креативные умения владеет креативными умениями продуктивной деятельности, готов перенести эти умения в другие области, готовность к непрерывному образованию в выбранной сфере |
3. |
Информационные компетенции имеет знания о способах хранения информации, правилах ее эффективного запоминания., умеет работать с учебной и информационно-познавательной литературой, умеет самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, ее анализировать и отбирать необходимую, умеет ее перерабатывать и предъявлять окружающим |
4. |
Коммуникативные компетенции: владеет способами эффективного позитивного общения, знает особенности взаимодействия людей с учетом их возраста, пола, социального статуса и культурных традиций , проявляет готовность к диалогу и взаимопринятию себя, окружающих и их отношение к себе, умеет позитивно решать конфликтные ситуации, имеет свой индивидуальный стиль позитивного общения и взаимодействия с окружающими. |
5. |
Общекультурные компетенции: усвоение установок и норм поведения в различных сферах в соответствии с общепринятыми правилами и нормами поведения культурного человека, установка на экологически грамотное поведение, потребность в эстетическом оформлении окружающей жизни, сформированность научной картины мира, умение правильно с научной точки зрения интерпретировать факты, осведомленность об общечеловеческой культуре и национальной культуре как ее неотъемлемой особенной части; знание и принятие духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, своего народа, культурологическое восприятие и осмысление окружающего мира на основе приоритета национальных российских ценностей при должном уважении к ценностям других народов и цивилизаций |
6. |
Социально-трудовые компетенции: Правовая грамотность в вопросах государственно-административного устройства, гражданского и трудового права, готовность к выполнению различных ролей, устойчивая установка на трудовую деятельность, адекватная самооценка собственных возможностей и осознанный выбор будущей сферы профессиональной деятельности; осознанная потребность в самореализации в профессиональной сфере и мобильность в профессиональном самоопределении, готовность к планированию и реализации собственной карьеры с учетом социальной ситуации |
7. |
Ценностно-смысловые компетенции: умение ориентироваться в условиях быстро меняющихся обстоятельств и существования различных мнений с опорой на собственную осознанную позицию, умение принимать ответственные решения в ситуации выбора, умение сказать «Нет» в ситуации внешнего давления, готовность к осознанному самоопределении и проектированию своей жизни на основе общекультурных и национальных духовно-культурных ценностей, умение сочетать в разумных пределах в своей повседневной жизнедеятельности личные интересы и интересы страны, общества, государства и других людей. |
8. |
Личностного самосовершенствования: Психологическая и валеологичекская грамотность, осознанная постоянная забота о своем психофизиологическом здоровье, готовность к самопознанию и саморазвитию, осознанная потребность в позитивных способах самореализации, готовность к формулировке собственного смысла жизни на основе духовных и социокультурных национальных и общечеловеческих ценностей как осознанной жизненной позиции |
2 – высокая степень сформированности качества.
1 – достаточная степень сформированности качества.
0 – недостаточная степень сформированности качества.
Рассмотрю основные компетенции, которые формируются у учащихся в частности и при использовании технологии метода проектов в курсе информатики.
В деятельностной форме суть ценностно-смысловой компетенции можно представить так:
• умение формулировать собственные учебные цели (при изучении данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы исследования, доклада, реферата и т.п.);
• умение принимать решения, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети…));
• способность осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.
Общекультурная компетенция получает развитие при реализации творческих проектов. В деятельностной форме ее можно описать так:
• владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п. (проектирование дизайна презентации, сайта, приложения, создание макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных и видеотреков);
• понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития (тенденций развития языков программирования, эволюции вычислительной техники, адекватная оценка состояния технических устройств, уровня продукта и т.п.)
В ходе учебного процесса степень сформированности учебно-познавательной компетенции в значительной степени определяет качество результата. В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:
• умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности при разработке проекта, приложения, овладение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием);
• умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (при осуществлении моделирования и формализации, численных методов решения задач, компьютерного эксперимента и т.п.);
• владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и т.п.);
• умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.)
• умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, использование средств создания презентаций)
• создание целостной картины мира на основе собственного опыта.
В самой сути учебного предмета «Информатика и ИКТ» заложена определенная база, позволяющая работать прежде всего над навыками деятельности по отношению к информации в разных сферах жизни. Поэтому эти уроки призваны влиять на формирование и развитие информационных компетенций.
Можно выделить следующие виды деятельности:
• умение работать с компьютером как с устройством по работе с информацией, овладение техническими навыками по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web-камера и т.п.);
• владение способами работы с информацией:
· поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;
· извлечение информации с различных носителей;
· систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.);
· технические навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.
· преобразование информации (из графической в текстовую, из аналоговой в цифровую и т.п.)
• владение навыками работы с различными источниками информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.)
• сформированность критического отношения к получаемой информации, умения выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.);
• умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных и практических задач.
Говоря о коммуникативной компетенции, можно выделить следующие виды деятельности этого направления:
• владение формами устной речи (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.);
• ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.);
• умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.);
• владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.);
• понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне);
• умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.);
• толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.).
Особое внимание следует уделить социально-трудовым компетенциям:
• осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности (требования к программному обеспечению, сайту, функциональность базы данных и т.п.);
• анализ достоинств и недостатков собственного продукта и его аналогов (при проектной деятельности разного типа, при обучении офисным технологиям);
• владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (осведомленность о видах лицензирования программного обеспечения, информационной безопасности, правовой ответственности за нарушение законодательства, авторских правах и т.д.).
Что же касается компетенции личностного самосовершенствования, для ее развития эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне школьной учебы:
• создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.);
• создание условий для самопознания и самореализации (использование компьютера как средства самопознания: при тестировании в режиме on-line, использовании тренажеров, квестов и т.п.; нахождение новых способов самореализации - создание собственного сайта-самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.)
• создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.);
• наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности).
Таким образом, грамотно, вдумчиво организовав деятельность на уроке, учитель может и должен способствовать всестороннему развитию личности ребенка.