Формирование компетенций на уроке информатики

Дата публикации: 2018-12-26 02:49:23
Статью разместил(а):
Черненко Наталия Викторовна

Формирование компетенций на уроке информатики

Автор: Черненко Наталия Викторовна

 

Диагностика сформированности ключевых компетенций школьников в гимназии № 11  осуществляется с помощью специальных листов,  заполняемых всеми предметниками в конце каждого полугодия. Для каждого вида компетенций вычисляется средний балл, что дает более объективную картину.

 

Приведу критерии оценки сформированности компетенций:

Характеристика ключевых компетенций:

№ п/п

Компетенции и их критерии

1.

Организационные компетенции:

умение ставить цели, планировать свою деятельность, выполнять задания в соответствии с планом, добиваться запланированного результата, умение  проверять результат, отказ от помощи

2.

Учебно-познавательные компетенции:

воспринимает устную  информацию с первого предъявления, самостоятельно разбирается с инструкцией учебника, способен самостоятельно выделять главное, работает в хорошем темпе, осознанно выполняет задания и добивается результата, способен дать правильный развернутый ответ, способен дать объективную оценку результатам работы, способен усвоить программу в нормативные сроки,

Креативные умения

 владеет креативными  умениями продуктивной деятельности, готов перенести эти умения в другие области, готовность к непрерывному образованию в выбранной сфере

3.

Информационные компетенции

имеет знания о способах хранения информации, правилах ее эффективного запоминания., умеет работать с учебной и информационно-познавательной литературой, умеет самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, ее анализировать и отбирать необходимую, умеет ее перерабатывать и предъявлять окружающим

4.

Коммуникативные компетенции:

владеет способами эффективного позитивного  общения, знает особенности взаимодействия людей с учетом их возраста, пола, социального  статуса и культурных традиций , проявляет готовность к диалогу и взаимопринятию себя, окружающих и их отношение к себе, умеет позитивно решать конфликтные ситуации, имеет свой индивидуальный стиль позитивного общения и взаимодействия с окружающими.

5.

Общекультурные компетенции:

усвоение установок и норм поведения в различных сферах в соответствии с общепринятыми правилами и нормами поведения культурного человека, установка на экологически грамотное поведение, потребность в эстетическом оформлении окружающей жизни, сформированность научной картины мира, умение правильно с научной точки зрения интерпретировать факты, осведомленность об общечеловеческой культуре и национальной культуре  как ее неотъемлемой особенной части; знание и принятие духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, своего народа, культурологическое восприятие и осмысление окружающего мира на основе приоритета национальных российских ценностей при должном уважении к ценностям других народов и цивилизаций

6.

Социально-трудовые компетенции:

Правовая грамотность в вопросах государственно-административного устройства, гражданского и трудового права, готовность к выполнению различных ролей, устойчивая установка на трудовую деятельность, адекватная самооценка собственных возможностей и осознанный выбор будущей сферы профессиональной деятельности;

осознанная потребность в самореализации в профессиональной сфере и мобильность в профессиональном самоопределении, готовность к планированию и реализации собственной карьеры с учетом социальной ситуации

7.

Ценностно-смысловые компетенции:

умение ориентироваться в условиях быстро меняющихся обстоятельств и существования различных мнений с опорой на собственную осознанную позицию, умение принимать ответственные решения в ситуации выбора, умение сказать «Нет» в ситуации внешнего давления,

готовность к осознанному самоопределении  и проектированию своей жизни на основе общекультурных и национальных духовно-культурных ценностей, умение сочетать в разумных пределах в своей повседневной жизнедеятельности личные интересы и интересы страны, общества, государства и других людей.

8.

Личностного самосовершенствования:

Психологическая и валеологичекская грамотность, осознанная постоянная забота о своем психофизиологическом здоровье, готовность к самопознанию и саморазвитию, осознанная потребность в позитивных способах самореализации, готовность к формулировке собственного смысла жизни на основе духовных и социокультурных национальных и общечеловеческих ценностей как осознанной жизненной позиции

2 – высокая степень сформированности качества.

1 – достаточная степень сформированности качества.

0 – недостаточная степень сформированности качества.

 

Рассмотрю основные компетенции, которые формируются у учащихся в частности и при использовании технологии метода проектов в курсе информатики.

В деятельностной форме суть ценностно-смысловой компетенции можно представить так:

•  умение формулировать собственные учебные цели (при изучении данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы исследования, доклада, реферата и т.п.);

•  умение принимать решения, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети…));

•   способность осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

Общекультурная компетенция получает развитие при реализации творческих проектов. В деятельностной форме ее можно описать так:

•  владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п. (проектирование дизайна презентации, сайта, приложения, создание макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных и видеотреков);

•  понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития (тенденций развития языков программирования, эволюции вычислительной техники, адекватная оценка состояния технических устройств, уровня продукта и т.п.)

В ходе учебного процесса степень сформированности учебно-познавательной компетенции в значительной степени определяет качество результата. В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:

•  умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности при разработке проекта, приложения, овладение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием);

•  умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (при осуществлении моделирования и формализации, численных методов решения задач, компьютерного эксперимента и т.п.);

•  владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и т.п.);

•  умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.)

•  умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, использование средств создания презентаций)

•  создание целостной картины мира на основе собственного опыта.

В самой сути учебного предмета «Информатика и ИКТ» заложена определенная база, позволяющая работать прежде всего над навыками деятельности по отношению к информации в разных сферах жизни. Поэтому эти уроки призваны влиять на формирование и развитие  информационных компетенций.

Можно выделить следующие виды деятельности:

•  умение работать с компьютером как с устройством по работе с информацией, овладение техническими навыками по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web-камера и т.п.);

•  владение способами работы с информацией:

·         поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;

·         извлечение информации с различных носителей;

·         систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.);

·         технические навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.

·         преобразование информации (из графической  в текстовую, из аналоговой в цифровую и т.п.)

•  владение навыками работы с различными источниками информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.)

•  сформированность критического отношения к получаемой информации, умения выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.);

•  умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных и практических задач.

Говоря о коммуникативной компетенции, можно выделить следующие виды деятельности этого направления:

•  владение формами устной речи (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.);

•  ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.);

•  умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.);

•  владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.);

•  понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне);

•  умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.);

•  толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.).

Особое внимание следует уделить социально-трудовым компетенциям: 

•  осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности (требования к программному обеспечению, сайту, функциональность базы данных и т.п.);

•  анализ достоинств и недостатков собственного продукта и его аналогов (при проектной деятельности разного типа, при обучении офисным технологиям);

• владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (осведомленность о видах лицензирования программного обеспечения, информационной безопасности, правовой ответственности за нарушение законодательства, авторских правах и т.д.).

Что же касается компетенции личностного самосовершенствования, для ее развития эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне школьной учебы:

•  создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.);

•  создание условий для самопознания и самореализации (использование компьютера как средства самопознания: при тестировании в режиме on-line,  использовании тренажеров, квестов и т.п.; нахождение новых способов самореализации - создание собственного сайта-самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.)

•  создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.);

•  наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности).

Таким образом, грамотно, вдумчиво организовав деятельность на уроке, учитель может и должен способствовать всестороннему развитию личности ребенка.